МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от « 30» августа 2022 года протокол № _1_ Председатель, директор школы ________________ Шаламов Р.Ю. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая тип программы факультатив «Я – гражданин России» 1 год (срок реализации программы) 17 часа (количество часов) 8 – 9 лет (возраст обучающихся) Аракелян Галина Владимировна (Ф.И.О. учителя, составителя) Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС на основе : Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006. Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008. Год составления- 2022 1. Пояснительная записка Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире. Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно. Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни. Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других. Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни; – помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому 2 его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции, – обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности. – формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме. Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС, на основе : Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006. и Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008. 2. Планируемые результаты Личностные результаты: - осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; - уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметными результатами являются: - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; 3 - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). - совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других). Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека ,религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России. - умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края; - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны. 4 Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны знать: ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе; обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним; обучающиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. Должны уметь: адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; 5 учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире. 3. Таблица тематического распределения количества часов № п/п 1 2 Колич.часов Авторская программа «Азбука права». Разделы, темы Всеобщая декларация прав человека Конвенция ООН по правам ребенка. 17 17 Рабочая программа 4 5 Авторская программа «Я – гражданин России» 3 Россия – моя Родина 4 Без прошлого нет настоящего и будущего 5 6 7 Далекая Россия становится близкой Россия и мир Заключение. Я и Россия Всего: 7 1 7 7 10 1 2 68 17 2 2 1 4 . Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 2 КЛАСС (17 ч) Всеобщая декларация прав человека (4 ч) Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником школьной библиотеки. Чем каждый человек отличается от других людей? (игры – тренинги и ролевые игры). Чем мы похожи? Игровое занятие. Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи. Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие. Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека. Просмотр и обсуждение видеороликов Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства. Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций. Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций. Меры предосторожности и правила безопасности. 6 Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение примеров из литературных произведений. Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь. Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства. Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Право на гражданство. Свобода бракосочетания. Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из литературных произведений. Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения (Тренинг. Отработка умения спорить, доказывать, уступать) Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (Ролевая ирга) Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы). Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса. Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан. (тренинг толерантного поведения) Конвенция ООН по правам ребенка (5 ч) Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Игровой тренинг. Родословная. Праздник моей семьи. Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который построим мы» Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие. Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо? Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты. Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Коллективный проект. Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности. Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей 7 Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества. Совесть. Мораль. Занятия вредные и полезные. Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п. Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг толерантного поведения. Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки» Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения. Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по правам человека. Россия — моя Родина (1 ч) Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия - многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Без прошлого нет настоящего и будущего (2 ч) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозномифологическая версии). Далекая Россия становится близкой (2 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность. Россия и мир (2 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество. Заключение (1 ч) Я живу в России. Формы организации внеурочной деятельности. Факультатив «Я – гражданин России» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Используемые формы внеурочной деятельности : экскурсии викторины игра круглые столы проекты 8 диспуты конференции олимпиады соревнования поисковые и научные исследования общественно полезные практики 5.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класс Раздел Кол Темы -во часо в Всеобща 4 я декларац 1. ия прав человека 2. Кол-во часов Ауди торн ые Всеобщая декларация прав 1 человека – что это? Чем каждый человек отличается от других людей? Чем мы похожи? Чем я горжусь? Проект. Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно. Сюжетноролевая игра Право на жизнь и личную неприкосновенность. Развитие общества в историческом разрезе Равенство всех перед законом Конституция основной закон государства. Встреча с работниками правопорядка Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Право на неприкосновенность жилища. Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь. Свобода 9 Внеа удито рные 1 Основные виды деятельности обучающихся Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , 3. 4. Конвенц ия ООН по правам ребенка передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства. Право на гражданство. Экскурсия в городскую библиотеку Свобода бракосочетания. Право на владение имуществом. Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения. Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. Сюжетноролевая игра. Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Экскурсия по городу. Право на образование. Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса. Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. 1 1 при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы. 5 5. Значение имени и 1 гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Родословная. Праздник моей семьи. Право на достойное жилище. Школа - второй дом. Игра «Что? Где? Когда?» Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Встреча с медработником 10 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие; Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и 6. 7. 8. 9. Россия — моя Родина. Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо? Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты. Акция «Помоги ближнему». Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Круглый стол «Родители и дети» Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности. Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества. Совесть. Мораль. Занятия вредные и полезные. Непосильный труд. 1 Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся. Акция «Помоги ближнему» Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Предубеждения по признаку пола. Взаимоотношения в классе. Подведение итогов изученного за год. Интеллектуальный марафон по правам человека. 1 1 формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что мы - граждане современного российского государства; государственные символы России; уметь рассказывать о государственных символах современной России, своего города, края, объяснять , что такое флаг, герб, гимн 1 1 10. Государственное устройство России Россия 11 1 Личностные: объяснять с позиции многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Экскурсия в городскую библиотеку. Народы России Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть Государственная символика Государственные праздники. Проект. Без 2 12 общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы. прошлог 11. о нет настоящ его и будущего 12. Человек — самое 1 необычное существо на Земле. Человек — самое необычное существо на Земле. Сюжетно-ролевая игра. Связь настоящего с прошлым. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная версия). Представления о происхождении, становлении человека (научная версия). Проект. Представления о происхождении, становлении человека религиозномифологическая версия). Представления о происхождении, становлении человека (религиозномифологическая версия). Встреча со служителем религиозного культа. 13 1 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и 1 Далекая Россия становит ся близкой жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы. 2 13. Как воскресить прошлое. Археология. Экскурсия в краеведческий музей Этнография. 14. Топонимика. Имена и фамилии. Проект. Время и пространство в истории Письменность. Экскурсия в краеведческий музей 1 14 1 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы. Россия и мир 2 15. Россия и другие страны мира Земля — наш общий дом. Проект. Общечеловеческие проблемы, их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство). «Чудеса света» (наука). «Чудеса света» (культура). Экскурсия в городскую библиотеку 15 1 Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять 16. «Чудеса света» на примере других стран). «Чудеса света» на примере других стран). Экскурсия в школьную библиотеку. Международное сотрудничество. 16 1 свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Заключе ние 1 17. Я живу в России. 1 17 Предметные результаты понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от 27 августа 2021 года № 1 ___________ Письменная О. Ю. подпись руководителя МО Ф.И.О. Заместитель директора по УВР _______________ С.И. Бондарева подпись Ф.И.О. 28 августа 2021 года 18