Рабочая программа Я гражданин России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова
от « 30» августа 2022 года протокол № _1_
Председатель, директор школы
________________ Шаламов Р.Ю.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

факультатив «Я – гражданин России»
1 год
(срок реализации программы)

17 часа
(количество часов)

8 – 9 лет
(возраст обучающихся)

Аракелян Галина Владимировна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС
на основе : Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и
граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006.
Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя
страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы.
Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
Год составления- 2022

1. Пояснительная записка
Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и
человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В
программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что
усиливает значимость изученного материала и способствует формированию
целостного представления об окружающем мире.
Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над
базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности»,
«ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода
вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и
разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному
строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на
данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из
жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам
окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав
человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных
произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных
творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и
обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но
и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей,
необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам
обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности
среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости,
правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других
людей.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм
работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для
понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование
системы патриотического воспитания, формирование у учащихся
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной
личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на
основе общечеловеческих ценностей.
Задачи: содействия ребенку в понимании особенностей общественных
отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной
стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод
личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к
отечественной культуре, основ здорового образа жизни; – помощи в
осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому
2

его гражданину определенные права и требующему исполнения
определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной
гражданской позиции, – обогащение знаниями, о малой и большой Родине,
раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению
определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей,
повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков
поведения в социуме.
Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС, на
основе :
Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и
граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006. и
Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной
школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания,
культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих
ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе
учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,
учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе
учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
3

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
совершенствование логичности, доказательности суждений,
умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей,
закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой
литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
документалистики; в анализе использования историко-литературных
источников, художественного наследия для приобретения обобщенных
представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего
пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов
товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового
образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший
поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека ,религия,
вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и
Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита,
инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация,
раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на
уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения
ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России,
его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная
символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах);
международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история,
предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в
истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории
материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее
городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон
нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических
событий; приводить примеры исторических и культурных памятников
страны.
4

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю,
государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и
культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах
поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения,
бережно относятся к ним.
Обучающиеся
обладают опытом ролевого взаимодействия и
реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с
людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других
людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации,
видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и
обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического
отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт
участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной
деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны
знать:
 ценностное отношение к России, своему народу, краю,
государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к
природе;
 обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о
традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах
и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и
образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
 обучающиеся обладают начальными представлениями о правах и
обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища,
эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:
 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
 управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
5

 учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации
гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с
людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам
других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной
ситуации, видеть красоту в окружающем мире.
3. Таблица тематического распределения количества часов

№
п/п
1
2

Колич.часов
Авторская
программа
«Азбука права».

Разделы, темы

Всеобщая декларация прав человека
Конвенция ООН по правам ребенка.

17
17

Рабочая
программа
4
5

Авторская
программа
«Я – гражданин
России»
3

Россия – моя Родина

4

Без прошлого нет настоящего и будущего

5
6
7

Далекая Россия становится близкой
Россия и мир
Заключение. Я и Россия
Всего:

7

1

7
7
10
1

2

68

17

2
2
1

4 . Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
2 КЛАСС (17 ч)
Всеобщая декларация прав человека (4 ч)
Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником
школьной библиотеки. Чем каждый человек отличается от других людей?
(игры – тренинги и ролевые игры). Чем мы похожи? Игровое занятие.
Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи.
Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы
нам было комфортно.
Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие.
Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное
право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека. Просмотр и обсуждение видеороликов
Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.
Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и
разыгрывание ситуаций.
Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций.
Меры предосторожности и правила безопасности.
6

Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение
примеров из литературных произведений.
Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь.
Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода
выбора места жительства.
Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Право на гражданство. Свобода бракосочетания.
Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из
литературных произведений.
Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания.
Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого
мнения (Тренинг. Отработка умения спорить, доказывать, уступать)
Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты.
Дума. Президент. (Ролевая ирга)
Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное
обеспечение
Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы).
Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования
благами научного прогресса.
Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других.
Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и
свобод других граждан. (тренинг толерантного поведения)
Конвенция ООН по правам ребенка (5 ч)
Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные
слова». Игровой тренинг.
Родословная. Праздник моей семьи.
Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить
условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом,
который построим мы»
Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ
жизни.
Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны
родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие.
Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о
ком-либо? Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь
детям. Дети сироты.
Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье.
Коллективный проект.
Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности.
Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей.
Усилия самих детей
7

Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев
общества.
Совесть. Мораль.
Занятия вредные и полезные.
Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи
нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п.
Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг
толерантного поведения.
Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки»
Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения.
Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по
правам человека.
Россия — моя Родина (1 ч)
Государственное устройство России
(Российская Федерация, Конституция). Россия - многонациональное
государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы
России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных
примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего
школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная,
судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн).
Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные
- на отдельных примерах).
Без прошлого нет настоящего и будущего (2 ч) Человек — самое
необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления
о происхождении, становлении человека (научная и религиозномифологическая версии).
Далекая Россия становится близкой (2 ч) Как воскресить прошлое.
Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и
пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.
Россия и мир (2 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира).
Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и
творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического
сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта,
уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере
России и ряда других стран). Международное сотрудничество.
Заключение (1 ч) Я живу в России.
Формы организации внеурочной деятельности.
Факультатив «Я – гражданин России» реализует духовно-нравственное
направление внеурочной деятельности.
Используемые формы внеурочной деятельности :
 экскурсии
 викторины
 игра
 круглые столы
 проекты
8

 диспуты
 конференции
 олимпиады
 соревнования
 поисковые и научные исследования
 общественно полезные практики
5.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
2 класс
Раздел

Кол Темы
-во
часо
в

Всеобща 4
я
декларац 1.
ия прав
человека

2.

Кол-во часов
Ауди
торн
ые

Всеобщая декларация прав 1
человека – что это? Чем
каждый человек отличается
от других людей?
Чем мы похожи? Чем я
горжусь? Проект. Люди с
ограниченными
физическими
возможностями. Как вести
себя, чтобы нам было
комфортно.
Сюжетноролевая игра
Право на жизнь и личную
неприкосновенность.
Развитие общества в
историческом разрезе
Равенство всех перед
законом Конституция основной закон
государства. Встреча с
работниками правопорядка
Защита прав и свобод с
помощью суда. Лишение
свободы. Право на
неприкосновенность
жилища. Посягательство на
доброе имя (честь и
репутацию), клевета.
Вскрытие корреспонденции, вмешательство
в личную жизнь. Свобода
9

Внеа
удито
рные

1

Основные виды
деятельности
обучающихся

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих
нравственных ценностей,
почему конкретные
поступки можно оценить,
как хорошие иди плохие;
самостоятельно
определять и высказывать
самые
простые общие для всех
людей правила поведения;
в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех правила
поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с
учителем;
работая по плану, сверять
свои действия с целью и ,

3.

4.

Конвенц
ия ООН
по
правам
ребенка

передвижения внутри своей
страны и за ее границы.
Свобода выбора
места
жительства.
Право
на
гражданство. Экскурсия в
городскую библиотеку
Свобода бракосочетания.
Право на владение
имуществом. Право на
свободу мысли, совести и
религии. Различные
религии, свобода вероисповедания. Право на
свободу убеждений и
свободное их выражение.
Уважение чужого мнения.
Право принимать участие в
управлении своей страной.
Выборы. Депутаты. Дума.
Президент.
Сюжетноролевая игра. Право на
достойный уровень жизни,
медицинское
обслуживание, социальное
обеспечение. Экскурсия по
городу.
Право
на
образование.
Право
свободного
участия
в
культурной
жизни
общества,
пользования
благами
научного
прогресса.
Обязанности перед
обществом. Уважение и
соблюдение правил других.

1

1

при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.
Познавательные:
знать, что такое конвенция
о правах человека;
государственные символы
России;
уметь выполнять
упражнения и задания на
заданные темы.

5
5.

Значение имени и
1
гражданства. Имя и кличка.
Взаимоотношения и
«обидные слова».
Родословная. Праздник
моей семьи. Право на
достойное жилище. Школа
- второй дом. Игра «Что?
Где? Когда?»
Право на медицинское
обслуживание.
Здоровье.
Развитие. Здоровый образ
жизни.
Встреча
с
медработником
10

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих
нравственных ценностей,
почему конкретные
поступки можно оценить,
как хорошие или плохие;
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и

6.

7.

8.

9.

Россия
— моя
Родина.

Излишняя
забота.
Недостаток
внимания.
Должны ли дети проявлять
заботу о ком-либо?
Семья. Семейные узы.
Многодетные семьи и
социальная помощь детям.
Дети сироты. Акция
«Помоги ближнему».
Модель счастливой семьи в
понимании детей.
Обязанности детей в семье.
Круглый стол «Родители и
дети»
Право
на
получение
обязательного
и
бесплатного образования.
Предоставление
равных
возможностей для развития
и становления личности.
Ответственность родителей
и
государства
за
образование и обучение
детей. Усилия самих детей
Равноправие среди других
детей и других социально
не
защищенных
слоев
общества. Совесть. Мораль.
Занятия
вредные
и
полезные.
Непосильный труд.
1
Помощь по дому.
Самообслуживание.
Оказание помощи нуждающимся. Акция «Помоги
ближнему»
Право на защиту от
расовой, национальной и
иной дискриминации.
Предубеждения по
признаку пола. Взаимоотношения в классе.
Подведение итогов
изученного за год.
Интеллектуальный
марафон по правам
человека.

1

1

формулировать учебную
проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с
учителем;
работая по плану, сверять
свои действия с целью и ,
при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.
Познавательные:
знать, что мы - граждане
современного российского
государства;
государственные символы
России;
уметь рассказывать о
государственных символах
современной России,
своего города, края,
объяснять , что такое флаг,
герб, гимн

1

1
10.

Государственное
устройство России Россия 11

1

Личностные:
объяснять с позиции

многонациональное
государство.
Москва — столица России.
Современная карта России.
Экскурсия в городскую
библиотеку. Народы России
Права и обязанности
граждан России, ребенка —
младшего школьника.
Государственная власть
Государственная символика
Государственные
праздники. Проект.

Без

2

12

общечеловеческих
нравственных ценностей,
почему конкретные
поступки можно оценить,
как хорошие иди плохие;
самостоятельно
определять и высказывать
самые
простые общие для всех
людей правила поведения;
в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех правила
поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с
учителем;
работая по плану, сверять
свои действия с целью и ,
при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.
Познавательные:
знать, что такое конвенция
о правах человека;
государственные символы
России;
уметь выполнять
упражнения и задания на
заданные темы.

прошлог 11.
о нет
настоящ
его и
будущего

12.

Человек
—
самое 1
необычное существо на
Земле.
Человек — самое
необычное существо на
Земле. Сюжетно-ролевая
игра. Связь настоящего с
прошлым.
Связь настоящего с
прошлым.

Представления
о
происхождении,
становлении человека (научная
версия).
Представления
о
происхождении,
становлении человека (научная
версия).
Проект.
Представления
о
происхождении,
становлении человека религиозномифологическая версия).
Представления
о
происхождении,
становлении
человека
(религиозномифологическая версия).
Встреча со служителем
религиозного культа.

13

1

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих
нравственных ценностей,
почему конкретные
поступки можно оценить,
как хорошие иди плохие;
самостоятельно
определять и высказывать
самые
простые общие для всех
людей правила поведения;
в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех правила
поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с
учителем;
работая по плану, сверять
свои действия с целью и ,
при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и

1

Далекая
Россия
становит
ся
близкой

жизненных речевых
ситуаций.
Познавательные:
знать, что такое конвенция
о правах человека;
государственные символы
России;
уметь выполнять
упражнения и задания на
заданные темы.

2
13.

Как воскресить прошлое.
Археология. Экскурсия в
краеведческий музей
Этнография.

14.

Топонимика.
Имена и фамилии. Проект.
Время и пространство в
истории
Письменность. Экскурсия в
краеведческий музей

1

14

1

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих
нравственных ценностей,
почему конкретные
поступки можно оценить,
как хорошие иди плохие;
самостоятельно
определять и высказывать
самые
простые общие для всех
людей правила поведения;
в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех правила

поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с
учителем;
работая по плану, сверять
свои действия с целью и ,
при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.
Познавательные:
знать, что такое конвенция
о правах человека;
государственные символы
России;
уметь выполнять
упражнения и задания на
заданные темы.
Россия и
мир

2
15.

Россия и другие страны
мира
Земля — наш общий дом.
Проект. Общечеловеческие
проблемы, их
прогнозирование и преодоление с использованием
опыта, уроков истории.
«Чудеса света» (искусство).
«Чудеса света» (наука).
«Чудеса света» (культура).
Экскурсия в городскую
библиотеку
15

1

Регулятивные УУД:
Самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения.
Учиться совместно с
учителем обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Работая по плану, сверять

16.

«Чудеса света» на примере
других стран).
«Чудеса света» на примере
других стран). Экскурсия в
школьную библиотеку.
Международное
сотрудничество.

16

1

свои действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки с
помощью учителя.
- В диалоге с учителем
учиться вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности выполнения
своей работы и работы
остальных учеников,
исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для
решения учебной задачи в
один шаг.
Отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации
среди предложенных
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
факты и явления;
определять причины
явлений, событий, делать
выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться
обосновать, приводя
аргументы.
Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку

зрения. Отделять новое от
известного, выделять
главное, составлять план.
Договариваться с людьми:
выполняя различные роли
в группе, сотрудничать
совместном решении
проблемы (задачи).
Учиться уважительно
относиться к позиции
другого, пытаться
договариваться.
Заключе
ние

1
17.

Я живу в России.

1

17

Предметные результаты
понимать особую роль
России в мировой истории,
переживать чувство
гордости национальные
свершения, открытия,
победы;
уважительно относиться к
России, родному краю,
своей семье, истории,
культуре, природе нашей
страны, её современной
жизни;
осознавать целостность
окружающего мира,
осваивать основы
экологической
грамотности,
элементарных правил
нравственного поведения в
мире природы и людей
здоровьесберегающего
поведения в природной и
социальной среде;
осваивать доступные
способы изучения природы
и общества (наблюдение,
за измерение, опыт,
сравнение, классификация
и др. с получением
информации из се архивов,
от окружающих людей, в
открытом
информационном
пространстве);
устанавливать и выявлять
причинно-следственные

связи в окружающем мире.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол
заседания
методического
объединения учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова
от 27 августа 2021 года № 1
___________
Письменная О. Ю.
подпись
руководителя
МО
Ф.И.О.

Заместитель директора по УВР
_______________ С.И. Бондарева
подпись
Ф.И.О.
28 августа 2021 года

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».