Уровень
функциональной грамотности школьников –
один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в
1965 году на Всемирном конгрессе министров
просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений
читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Сегодня
функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые
каждому для жизни в современном
обществе и стремительно меняющемся
мире. Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме,
математическую и юридическую
грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных
науках. При этом важны не столько сами знания, сколько умение их
применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе
изучить новые виды деятельности.
Особое внимание уделяется возможностям для
саморазвития и самообразования. Именно оценка
уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной
программы по оценке образовательных достижений, учащихся PISA. Исследование
проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года.
Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие
во всех циклах исследования. С заданиями на развитие функциональной
грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности:
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti