МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г. К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решение педагогического совета, протокол №1 от "30" августа 2022 года Председатель ______________ Р.Ю.Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность) тип программы тематическая по факультативному курсу "Я - гражданин России" Ступень обучения (класс) начальное общее образование срок реализации программы 1-4 класс (68 часов) возраст обучающихся 6,5-10,5 лет Учитель Аракелян Г.В. Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС , на основе : 1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006. 3-4 класс: Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008. Армавир, 2022г. 1. Пояснительная записка Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире. Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно. Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни. Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других. Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к 2 отечественной культуре, основ здорового образа жизни; – помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции, – обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности. – формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме. Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС , на основе : 1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006. 3-4 класс: Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008. 2. Планируемые результаты Личностные результаты: - осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; - уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметными результатами являются: - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). 3 - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). - совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других). Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека ,религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание(на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России. - умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края; 4 - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны. Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны знать: ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе; учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним; учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. Должны уметь: адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; 5 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире. 3. Таблица тематического распределения количества часов № п/ п Количество часов программа «Азбука Рабочая права» программа (Бобкова Н.Н.) Разделы, темы 1 год 1 Кто Я? Какие мы? 2 О человеческом счастье... 3 Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? 4 А нужны ли правила? 5 Царство Закон 6 Царство Беззаконие 7 Закон Для нас. Закон внутри нас 8 Что мы знаем о правах человека? 9 Всеобщая декларация прав человека 10 Конвенция ООН по правам ребенка. Всего: 3 1 кл. 2 кл. год 1 3 4 3 2 2 1 1 9 8 17 17 часов часов 43 часа 34 часа Количество часов Рабочая Авторская программа программа по классам 3 кл. 4 кл. 9ч Итого № п/ п 2 год Разделы, темы 3 класс 1 Россия – моя Родина 17 ч 17 ч 7 6 3 - 2 3 4 5 6 Без прошлого нет настоящего и будущего Далекая Россия становится близкой Россия и мир Заключение. Я и Россия 4 класс От прошлого к будущему. Зачем мне история? Древняя Русь Московское государство Российская империя 7 7 10 1 1 7 8 9 10 XIX век России XX век. История и 11 современность 12 Заключение 6 6 6 5 8 - 4 - 4 5 1 1 - 3 3 3 3 4 - 1 Итого 17 64 часа Итого 17 34 часа 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 1 КЛАСС (17 ч) Кто Я? Какие мы? (1ч) Занятия тренингового характера «Мы такие разные» , «Вот какой я!», «Мы все равны». О человеческом счастье... (3ч) Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед.обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры: Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (4ч)Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осеевой)Положительные и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры. А нужны ли правила? (3 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила общения. Правила поведения в школе. Составление собственных правил. Царство Закон (2 ч) Игра «Остров туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона». 7 Царство Беззаконие (2 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок . Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан). Закон Для нас. Закон внутри нас (1 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов. Что мы знаем о правах человека? (1 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей. 2 КЛАСС (17 ч) Всеобщая декларация прав человека (9ч) Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником школьной библиотеки. Чем каждый человек отличается от других людей? (игры – тренинги и ролевые игры). Чем мы похожи? Игровое занятие. Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи. Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие. Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека. Просмотр и обсуждение видеороликов Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства. Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций. Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций. Меры предосторожности и правила безопасности. Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение примеров из литературных произведений. Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь. Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства. Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Право на гражданство. Свобода бракосочетания. Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из литературных произведений. 8 Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.(тренинг. Отработка умения спорить , доказывать, уступать) Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (ролевая ирга) Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы). Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса. Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан. (тренинг толерантного поведения) Конвенция ООН по правам ребенка. (8 ч) Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Игровой тренинг. Родословная. Праздник моей семьи. Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который построим мы» Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие. Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо? Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты. Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Коллективный проект. Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности. Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества. Совесть. Мораль. Занятия вредные и полезные. 9 Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п. Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг толерантного поведения. Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки» Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения. Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по правам человека. 3 КЛАСС (17 ч) Раздел I. Россия — моя Родина (3 ч) Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия - многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Раздел П. Без прошлого нет настоящего и будущего (4 ч) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Раздел III. Далекая Россия становится близкой (4 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность. Раздел IV. Россия и мир (5 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество. Заключение (1 ч) Я живу в России. 4 КЛАСС (17 ч) Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч) Раздел I. Древняя Русь (3 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. 10 Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Родной край в древности. Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской. Раздел П. Московское государство (3 ч) Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в. Раздел III. Российская империя (3 ч) Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. Жизнь и быт населения. Культура России. Раздел IV. XIX век России (3 ч) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России. Раздел V. XX век. История и современность (4 ч) Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Города-герои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции. Формы организации внеурочной деятельности. Факультатив «Я – гражданин России» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Используемые формы внеурочной деятельности : экскурсии викторины игра круглые столы проекты диспуты конференции 11 олимпиады соревнования поисковые и научные исследования общественно полезные практики 5.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс Раздел Кто Я? Какие мы? Колво часов Кол-во часов Темы Основные виды деятельности обучающихся Аудит Внеауд орные иторн ые (1ч) Занятие тренингового характера «Мы такие разные», «Мы все равны». «Вот какой я!». Проект. Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие; Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что мы - граждане современного российского государства; государственные символы России; уметь рассказывать о государственных символах современной России, своего 1 12 города, края, объяснять , что такое флаг, герб, гимн О челове ческом счасть е... (3 ч) Из чего 1 складывается счастье? (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание на отдых, развлечения, образование, труд и др) Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях. Экскурсия в городскую библиотеку Образование. Любимая профессия. Круглый стол «Родители и дети» Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Как проявить уважение к другому человеку. Экскурсия по городу. Что такое «хоро шо» и что такое «плохо »? Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры: Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение 1 1 (4 ч) Что такое «хорошо» и что Личностные: объяснять с позиции 1 13 такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Инсценировка народных сказок. Анализ и обсуждение литературных произведений. Инсценировка народных сказок. Экскурсия в городскую библиотеку Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Диспут. А нужны ли правила? 1 1 1 общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие; Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что мы - граждане современного российского государства; государственные символы России; уметь рассказывать о государственных символах современной России, своего города, края, объяснять , что такое флаг, герб, гимн (3 ч) Что такое правила? Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Что такое правила? Правила взаимоотношений между людьми. Что такое правила? Органы, состоящие на за- 1 1 1 14 Регулятивные: 1.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: 1.Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; 19 2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч Личностные: 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор щите прав граждан. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права. Встреча с работниками правопорядка Царст во Закон поступка. Регулятивные: 1. Организовывать рабочее место 2.Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: рассуждать о своем любимом городе Коммуникативные: 1.Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; 2. Сотрудничать с учителем; 3. Умение отстаивать свою точку зрения. Личностные: 1. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. (2 часа) Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника. Мои права и обязанности в семье. Круглый стол «Родители и дети». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я – гражданин. 1 1 15 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие; Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что мы - граждане современного российского государства; государственные символы России; уметь рассказывать о государственных символах современной России, своего города, края, объяснять , что такое флаг, герб, гимн Царст во Беззак оние (2 ч) Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил». Неразрывность прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Экскурсия в городскую библиотеку Неразрывность прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Органы, состоящие на защите прав граждан. Экскурсия по городу. Закон для нас. Закон внутр и нас 1 1 Регулятивные: 1. Организовывать рабочее место. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: 1.Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: 1. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Личностные: 1. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. (1 ч) Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы. 1 16 Регулятивные: 1. Организовывать рабочее место. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: 1.Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: 1. Экскурсия в краеведческий музей Что мы знаем о правах челове ка? Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Личностные: 1. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. (1 ч) Культура поведения. Итоговое занятие. Викторина «Что мы знаем о своих правах?» Регулятивные: 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану Познавательные: 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные: 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные: 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 1 2 класс 17 Раздел Всеоб щая деклар ация прав человека Колво часов Кол-во часов Темы Аудит орные Основные виды деятельности обучающихся Внеау дитор ные 9 Всеобщая декларация прав человека – что это? Чем каждый человек отличается от других людей? Чем мы похожи? Чем я горжусь? Проект. Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно. Сюжетно-ролевая игра Право на жизнь и личную неприкосновенность. Развитие общества в историческом разрезе. Равенство всех перед законом Конституция основной закон государства. Встреча с работниками правопорядка Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Право на неприкосновеннос 1 1 1 1 18 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы. ть жилища. Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь. Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства. Право на гражданство. Свобода бракосочетания. Право на владение имуществом. Экскурсия в городскую библиотеку Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения. Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. Сюжетно-ролевая игра Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Право на образование. 1 1 1 1 19 Экскурсия по городу Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса. Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. К онвенц ия ООН по правам ребенк а. 1 8 Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношен ия и «обидные слова». Родословная. Праздник моей семьи. Право на достойное жилище. Школа второй дом. Игра «Что? Где? Когда?» Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Встреча с медработником Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо? Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и 1 1 1 20 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие; Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что мы - граждане современного российского государства; государственные символы России; уметь рассказывать о государственных символах социальная помощь детям. Дети сироты. Акция «Помоги ближнему» Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Круглый стол «Родители и дети» Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности. Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества. Совесть. Мораль. Занятия вредные и полезные. Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся. Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. современной России, своего города, края, объяснять , что такое флаг, герб, гимн 1 1 1 1 21 Акция «Помоги ближнему» Предубеждения по признаку пола. Взаимоотношения в классе. Подведение итогов изученного за год. Интеллектуальн ый марафон по правам человека. 3 класс Раздел Колво часов 1 Кол-во часов Темы Ауди торн ые Основные виды деятельности обучающихся Внеауд иторны е Россия 3 — моя Родина Государственно е устройство России. Москва — столица России. Россия многонациональ ное государство. Народы России. Современная карта России. Экскурсия в городскую библиотеку Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть. Государственная символика. Государственны е праздники. Проект. 1 1 1 22 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы Без 4 прошл ого нет настоя щего и будуще го Человек — самое необычное существо на Земле. Сюжетноролевая игра Связь настоящего с прошлым. 1 Представления о происхождении, становлении человека (научная версия). Проект. Представления о происхождении, становлении человека (религиозномифологическая версия). Встреча со служителем религиозного культа. 1 1 1 Далека 4 я 23 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы. Россия станов ится близко й Как воскресить прошлое. Археология. Экскурсия в краеведческий музей Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Проект. Время и пространство в истории Письменность. Экскурсия в краеведческий музей Россия и мир 1 1 1 1 Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие иди плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: знать, что такое конвенция о правах человека; государственные символы России; уметь выполнять упражнения и задания на заданные темы. 5 Россия и другие страны мира. Земля — наш общий дом. Проект. Общечеловеческ ие проблемы, их прогнозирование и преодоление с Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 1 1 24 использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство). «Чудеса света» (наука). «Чудеса света» (культура). Экскурсия в городскую библиотеку «Чудеса света» на примере других стран). Экскурсия в школьную библиотеку Международное сотрудничество. 1 1 1 25 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Заклю чение 1 Я живу России. в Предметных результатов 1 понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире. 4 класс Раздел Колво часо в Введе ние. От прош лого к будущ ему. Зачем мне истор ия? Кол-во часов Темы Ауди торн ые Основные виды деятельности обучающихся Внеау дитор ные 1 От прошлого к 1 Регулятивные: 1. Совместно с учителем 26 будущему. Зачем мне история? Экскурсия в краеведческий музей определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану Познавательные: 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные: 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные: 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Древн 3 яя Русь. Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Экскурсия в школьную библиотеку. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Монголотатарское нашествие. 1 1 27 Регулятивные: 1. Работать по предложенному плану 2. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: 1.Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 9 Коммуникативные: 1. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 2. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные: 1. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 2. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 3. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. Регулятивные: 1. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: 1.Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: 1.Проявлять активность для решения Борьба жителей Руси против монголо-татар. Родной край в древности. Экскурсия в краеведческий музей Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Проект. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской. Экскурсия в городскую библиотеку Моск овско е госуд арств о. познавательных задач Личностные: 1.Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 1 3 Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. Экскурсия в школьную библиотеку 1 28 Регулятивные: 1. Организовывать рабочее место 2.Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: рассуждать о правилах поведения в школе Коммуникативные: 1.Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; 2. Сотрудничать с учителем; 3. Умение отстаивать свою точку зрения. Личностные: 1. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Экскурсия в городскую библиотеку Жизнь, быт и культура России в XVII в. Обобщающее занятие по теме «Московское государство». Экскурсия городу 1 1 по задач. Регулятивные: Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Познавательные: Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. Коммуникативные: Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Регулятивные: Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: .Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные: Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. Росси 3 йская импер ия. Петр I и преобразовани я в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Проект. 1 Послепетровск ая Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. 1 Жизнь и быт населения. Культура 1 29 Регулятивные: 1. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: 1.Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные: 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. Личностные: 1. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. Регулятивные: 1.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: 1.Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалами книг Личностные: 2. В предложенных ситуациях России. делать моральный выбор поступка. Обобщающее занятие по теме «Российская империя». Экскурсия в краеведческий музей XIX век Росси и. 3 Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. 1 М. Кутузов. Николай I и декабристы. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленнос ти. Экскурсия в городскую библиотеку Жизнь и быт населения. Культура России. Обобщающее занятие по теме «XIX век России». 1 Регулятивные: 1. Организовывать рабочее место 2.Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: рассуждать о своем любимом городе Коммуникативные: 1.Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; 2. Сотрудничать с учителем; 3. Умение отстаивать свою точку зрения. Личностные: 1. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Регулятивные: 1. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: 1.Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные: 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. Личностные: 1. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 1 XX 4 век. Истор 30 ия и совре менно сть. Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Сюжетноролевая игра 1 Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Города-герои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Экскурсия по городу. 1 Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Проект. Освоение космического пространства. Экскурсия в летное училище 1 Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции. Обобщающее занятие по теме Регулятивные: 1. Организовывать рабочее место 2.Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: рассуждать о своем любимом городе Коммуникативные: 1.Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; 2. Сотрудничать с учителем; 3. Умение отстаивать свою точку зрения. Личностные: 1. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Регулятивные: 1. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: 1.Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные: 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. Личностные: 1. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. Регулятивные: Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Познавательные: Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. Коммуникативные: Договариваться о 1 31 «XX век. История и современность ». Диспут правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Регулятивные: Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: .Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные: Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от августа 2022 года № 1 ___________ Письменная О.Ю. подпись руководителя МО Заместитель директора по УВР _______________ Бондарева С.И. подпись ___ августа Ф.И.О. 32 Ф.И.О. 2022 года