Рабочая программа Я - гражданин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г. К. ЖУКОВА

УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета, протокол №1
от "30" августа 2022 года
Председатель ______________ Р.Ю.Шаламов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность)
тип программы тематическая
по факультативному курсу "Я - гражданин России"
Ступень обучения (класс)
начальное общее образование
срок реализации программы 1-4 класс (68 часов)
возраст обучающихся
6,5-10,5 лет
Учитель Аракелян Г.В.
Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС , на
основе :
1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву
и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель,
2006.
3-4 класс: Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин
России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для
четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

Армавир, 2022г.

1. Пояснительная записка
Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и
человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что
усиливает значимость изученного материала и способствует формированию
целостного представления об окружающем мире.
Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми
терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности»,
«ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода
вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и
разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному
строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на
данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни
(реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира,
другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций,
связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной
жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят
подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать
осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на
их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость
уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести
уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других
равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения,
основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм
работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для
понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование
системы патриотического воспитания, формирование у учащихся
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной
личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на
основе общечеловеческих ценностей.
Задачи: содействия ребенку в понимании особенностей общественных
отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной
стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод
личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к
2

отечественной культуре, основ здорового образа жизни; – помощи в
осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому
его гражданину определенные права и требующему исполнения
определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной
гражданской позиции, – обогащение знаниями, о малой и большой Родине,
раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению
определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей,
повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков
поведения в социуме.
Программа факультативного курса составлена в соответствии ФГОС , на
основе :
1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и
граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006.
3-4 класс: Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин
России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней
начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на
основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе
учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения
культуры в городе, т.д.).
3

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе
учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой
литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
документалистики; в анализе использования историко-литературных источников,
художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и
первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных
знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового
образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший
поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека ,религия,
вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция
ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид,
милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм,
право, свобода, обязанность, ответственность. Знание(на уровне обобщенных
представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов,
раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники,
народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное
сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в
истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории
материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее
городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон
нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
4

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить
на исторической и современной картах России места исторических событий;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю,
государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и
культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения,
об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают
традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации
гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми
разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют
сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в
окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и
обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического
отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в
экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе,
на пришкольном участке.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны знать:
 ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной
символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
 учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о
традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и
правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного
учреждения, бережно относятся к ним;
 учащиеся обладают начальными представлениями о правах и
обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического
отношения к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:
 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
5

 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
 управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками, владеть культурой общения;
 учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации
гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми
разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей,
умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть
красоту в окружающем мире.
3. Таблица тематического распределения количества часов

№
п/
п

Количество часов
программа
«Азбука
Рабочая
права»
программа
(Бобкова Н.Н.)

Разделы, темы

1
год
1 Кто Я? Какие мы?
2 О человеческом счастье...
3 Что такое «хорошо» и что
такое «плохо»?
4 А нужны ли правила?
5 Царство Закон
6 Царство Беззаконие
7 Закон Для нас. Закон внутри
нас
8 Что мы знаем о правах
человека?
9 Всеобщая декларация прав
человека
10 Конвенция ООН по правам
ребенка.
Всего:

3
1 кл. 2 кл.
год
1
3
4
3
2
2
1
1
9
8

17
17
часов часов
43 часа
34 часа
Количество часов
Рабочая
Авторская программа
программа по классам
3 кл. 4 кл.

9ч

Итого
№
п/
п

2
год

Разделы, темы

3 класс
1 Россия – моя Родина

17 ч 17 ч

7
6

3

-

2
3
4
5
6

Без прошлого нет настоящего и
будущего
Далекая Россия становится
близкой
Россия и мир
Заключение. Я и Россия
4 класс
От прошлого к будущему.
Зачем мне история?
Древняя Русь
Московское государство
Российская империя

7
7
10
1
1

7
8
9
10 XIX век России
XX век. История и
11
современность
12 Заключение

6
6
6
5
8

-

4

-

4
5
1

1

-

3
3
3
3
4

-

1
Итого

17
64 часа

Итого

17

34
часа

4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
1 КЛАСС (17 ч)
Кто Я? Какие мы? (1ч) Занятия тренингового характера «Мы такие разные» ,
«Вот какой я!», «Мы все равны».
О человеческом счастье... (3ч) Игровое занятие «Из чего складывается
счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед.обслуживание,
отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры:
Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия.
Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав
других. Уважение
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (4ч)Анализ литературных
произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»,
рассказы В. Осеевой)Положительные
и отрицательные герои сказок.
Инсценировки и ролевые игры.
А нужны ли правила? (3 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила
дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила
общения. Правила поведения в школе. Составление собственных правил.
Царство Закон (2 ч) Игра «Остров туземцев». Выработка собственных прав
человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное
сочинение истории «В царстве Закона».
7

Царство Беззаконие (2 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с
ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые
навели порядок . Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических
мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным
инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).
Закон Для нас. Закон внутри нас (1 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая
декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со
школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.
Что мы знаем о правах человека? (1 ч) Культура поведения. Викторина по
правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.
2 КЛАСС (17 ч)
Всеобщая декларация прав человека (9ч)
Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником
школьной библиотеки.
Чем каждый человек отличается от других людей? (игры – тренинги и ролевые
игры).
Чем мы похожи? Игровое занятие.
Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи.
Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам
было комфортно.
Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие.
Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право
в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека.
Просмотр и обсуждение видеороликов
Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.
Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и
разыгрывание ситуаций.
Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций.
Меры предосторожности и правила безопасности.
Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение
примеров из литературных произведений.
Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь.
Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора
места жительства.
Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Право на гражданство. Свобода бракосочетания.
Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из
литературных произведений.
8

Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания.
Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого
мнения.(тренинг. Отработка умения спорить , доказывать, уступать)
Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (ролевая ирга)
Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное
обеспечение
Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы).
Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами
научного прогресса.
Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод
других граждан. (тренинг толерантного поведения)
Конвенция ООН по правам ребенка. (8 ч)
Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные
слова». Игровой тренинг.
Родословная. Праздник моей семьи.
Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить
условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который
построим мы»
Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ
жизни.
Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны
родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие.
Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о
ком-либо?
Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети
сироты.
Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье.
Коллективный проект.
Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление
равных возможностей для развития и становления личности.
Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей.
Усилия самих детей
Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев
общества.
Совесть. Мораль.
Занятия вредные и полезные.
9

Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи
нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п.
Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг
толерантного поведения.
Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки»
Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения.
Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по
правам человека.
3 КЛАСС (17 ч)
Раздел I. Россия — моя Родина (3 ч) Государственное устройство России
(Российская Федерация, Конституция). Россия - многонациональное
государство. Москва — столица России. Современная карта России.
Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на
отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка —
младшего школьника. Государственная власть (законодательная,
исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб,
флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные,
региональные - на отдельных примерах).
Раздел П. Без прошлого нет настоящего и будущего (4 ч) Человек — самое
необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым.
Представления о происхождении, становлении человека (научная и
религиозно-мифологическая версии).
Раздел III. Далекая Россия становится близкой (4 ч) Как воскресить
прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время
и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.
Раздел IV. Россия и мир (5 ч) Россия и другие страны мира (историческая
карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы
(созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование
экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с
использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука,
культура — на примере России и ряда других стран). Международное
сотрудничество.
Заключение (1 ч) Я живу в России.
4 КЛАСС (17 ч)
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч)
Раздел I. Древняя Русь (3 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование
Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир
Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий.
10

Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Родной край в
древности.
Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси против монголо-татар.
Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на
Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская
битва, Дмитрий Донской.
Раздел П. Московское государство (3 ч) Первый Русский царь Иван
Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей.
Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от
иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван
Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в.
Раздел III. Российская империя (3 ч) Петр I и преобразования в России (в
армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская
битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов.
Жизнь и быт населения. Культура России.
Раздел IV. XIX век России (3 ч) Отечественная война 1812 года.
Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.
Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного
права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура
России.
Раздел V. XX век. История и современность (4 ч) Конец Российской
империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская
война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная
война. Основные сражения великой Отечественной войны. Города-герои.
Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение
космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия.
Начало века. Войны и Революции.
Формы организации внеурочной деятельности.
Факультатив «Я – гражданин России» реализует духовно-нравственное
направление внеурочной деятельности.
Используемые формы внеурочной деятельности :
 экскурсии
 викторины
 игра
 круглые столы
 проекты
 диспуты
 конференции
11

 олимпиады
 соревнования
 поисковые и научные исследования
 общественно полезные практики
5.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
1 класс
Раздел

Кто Я?
Какие
мы?

Колво
часов

Кол-во часов
Темы

Основные виды деятельности
обучающихся

Аудит Внеауд
орные иторн
ые

(1ч)

Занятие
тренингового
характера «Мы
такие разные»,
«Мы все равны».
«Вот какой я!».
Проект.

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие или плохие;
Регулятивные:
самостоятельно формулировать
цели урока после
предварительного обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при
необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные:
знать, что мы - граждане
современного российского
государства;
государственные символы России;
уметь рассказывать о
государственных символах
современной России, своего

1

12

города, края, объяснять , что такое
флаг, герб, гимн
О
челове
ческом
счасть
е...

(3 ч)

Из чего
1
складывается
счастье? (Право
на семью, на
достойный
уровень жизни,
мед.
обслуживание на
отдых,
развлечения,
образование, труд
и др) Счастье в
семье. Забота о
детях и детей о
родителях.
Экскурсия в
городскую
библиотеку
Образование.
Любимая
профессия.
Круглый стол
«Родители и дети»
Отдых, развлечения (соблюдение
правил
безопасности).
Соблюдение прав
других. Как
проявить
уважение к
другому человеку.
Экскурсия по
городу.
Что
такое
«хоро
шо» и
что
такое
«плохо
»?

Игровое занятие «Из чего
складывается счастье?» (Право на
семью, на достойный уровень жизни,
мед. обслуживание, отдых,
развлечения, образование, труд и др.)
Счастье в семье. Ролевые игры:
Забота о детях и детей о родителях.
Здоровье. Образование. Любимая
профессия. Отдых, развлечения
(соблюдение правил безопасности).
Соблюдение прав других. Уважение

1

1

(4 ч)

Что такое
«хорошо» и что

Личностные:
объяснять с позиции

1
13

такое «плохо»?
Анализ и
обсуждение
литературных
произведений.
Инсценировка
народных сказок.
Анализ и
обсуждение
литературных
произведений.
Инсценировка
народных сказок.
Экскурсия в
городскую
библиотеку
Обсуждение поступков,
соответствующих
понятиям
«хорошо» и
«плохо». Диспут.

А
нужны
ли
правила?

1

1

1

общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие или плохие;
Регулятивные:
самостоятельно формулировать
цели урока после
предварительного обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и , при
необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные:
знать, что мы - граждане
современного российского
государства;
государственные символы России;
уметь рассказывать о
государственных символах
современной России, своего
города, края, объяснять , что такое
флаг, герб, гимн

(3 ч)

Что такое
правила? Правила
дорожного
движения.
Правила
противопожарной
безопасности.
Что такое
правила? Правила
взаимоотношений
между людьми.
Что такое
правила? Органы,
состоящие на за-

1

1

1

14

Регулятивные: 1.Вносить
необходимые дополнения,
исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
Познавательные: 1.Осуществлять
поиск и выделение необходимой
информации из различных
источников. Коммуникативные:
Высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
материалом учебника; 19 2 класс
«Моя Малая Родина» - 34 ч
Личностные: 2. В предложенных
ситуациях делать моральный выбор

щите прав
граждан.
Обсуждение
правил поведения
в общественных
местах с точки
зрения права.
Встреча с
работниками
правопорядка

Царст
во
Закон

поступка.
Регулятивные: 1. Организовывать
рабочее место 2.Соотносить то, что
уже известно и усвоено, и то, что еще
неизвестно; планировать
последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата.
Познавательные: рассуждать о своем
любимом городе Коммуникативные:
1.Задавать вопросы, слушать
собеседника, вести устный диалог; 2.
Сотрудничать с учителем; 3. Умение
отстаивать свою точку зрения.
Личностные: 1. Воспитание
уважительного отношения к
творчеству – как своему, так и других
людей. 2. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор поступка. 3.
Развитие самостоятельности в поиске
решения различных изобразительных
задач.

(2
часа)
Раскрытие
понятия «закон».
Выработка
собственных прав
человека и
собственных
обязанностей.
Права и
обязанности
школьника.
Мои права и
обязанности в
семье. Круглый
стол «Родители и
дети». Выработка
собственных прав
человека и
собственных
обязанностей. Я –
гражданин.

1

1

15

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие или плохие;
Регулятивные:
самостоятельно формулировать
цели урока после
предварительного обсуждения;
совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
составлять план решения
проблемы совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и , при
необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные:
знать, что мы - граждане
современного российского

государства;
государственные символы России;
уметь рассказывать о
государственных символах
современной России, своего
города, края, объяснять , что такое
флаг, герб, гимн
Царст
во
Беззак
оние

(2 ч)

Раскрытие
понятия
«беззаконие».
Игры «без
правил».
Неразрывность
прав и
обязанностей,
необходимости
уважения прав
других. Экскурсия
в городскую
библиотеку
Неразрывность
прав и
обязанностей,
необходимости
уважения прав
других. Органы,
состоящие на защите прав
граждан.
Экскурсия по
городу.
Закон
для
нас.
Закон
внутр
и нас

1

1

Регулятивные: 1. Организовывать
рабочее место. 2.Вносить
необходимые дополнения,
исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
Познавательные: 1.Осуществлять
поиск и выделение необходимой
информации из различных
источников. Коммуникативные: 1.
Высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
материалом учебника; 2.
Сотрудничать с товарищами при
выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать
очерёдность действий, корректно
сообщать товарищу об ошибках.
Личностные: 1. Воспитание
уважительного отношения к
творчеству – как своему, так и других
людей. 2. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор поступка.

(1 ч)

Первичное
знакомство с
понятиями
«Всеобщая
декларация прав
человека»
«Конвенция о
правах ребенка».
Кто пишет
законы.

1

16

Регулятивные: 1. Организовывать
рабочее место. 2.Вносить
необходимые дополнения,
исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
Познавательные: 1.Осуществлять
поиск и выделение необходимой
информации из различных
источников. Коммуникативные: 1.

Экскурсия в
краеведческий
музей

Что
мы
знаем
о
правах
челове
ка?

Высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
материалом учебника; 2.
Сотрудничать с товарищами при
выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать
очерёдность действий, корректно
сообщать товарищу об ошибках.
Личностные: 1. Воспитание
уважительного отношения к
творчеству – как своему, так и других
людей. 2. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор поступка.

(1
ч)

Культура
поведения.
Итоговое
занятие.
Викторина «Что
мы знаем о своих
правах?»

Регулятивные: 1. Совместно с
учителем определять цель действий,
проговаривать план, предлагать
версии. 2. Работать по
предложенному плану
Познавательные: 1. Находить
информацию в учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного. 2. Делать
выводы, оперируя с предметами и их
образами. Коммуникативные: 1.
Высказывать свои мысли
(предложение-текст), вступать в
беседу. 2. Слушать и понимать
других, в т.ч. выразительно читать
чужие тексты. 3. Договариваться о
правилах общения; учиться
выполнять роли в группе.
Личностные: 1. Оценивать
однозначные поступки как «плохие»
или «хорошие» с позиции
нравственных и эстетических
ценностей. 2. В предложенных
ситуациях делать моральный выбор
поступка. 3. Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.

1

2 класс

17

Раздел

Всеоб
щая
деклар
ация
прав
человека

Колво
часов

Кол-во часов
Темы
Аудит
орные

Основные виды деятельности
обучающихся

Внеау
дитор
ные

9

Всеобщая
декларация прав
человека – что
это? Чем каждый
человек
отличается от других людей? Чем
мы похожи? Чем
я горжусь?
Проект.
Люди
с
ограниченными
физическими
возможностями.
Как вести себя,
чтобы нам было
комфортно.
Сюжетно-ролевая
игра
Право на жизнь и
личную
неприкосновенность.
Развитие
общества
в
историческом разрезе.
Равенство
всех
перед
законом
Конституция
основной закон
государства.
Встреча
с
работниками
правопорядка
Защита прав и
свобод с
помощью суда.
Лишение
свободы. Право на
неприкосновеннос

1

1

1

1

18

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие иди плохие;
самостоятельно определять и
высказывать самые
простые общие для всех людей
правила поведения; в предложенных
ситуациях, опираясь на общие для
всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать
и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы
совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и , при
необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых
ситуаций. Познавательные:
знать, что такое конвенция о правах
человека;
государственные символы России;
уметь выполнять упражнения и
задания на заданные темы.

ть жилища.
Посягательство на
доброе имя (честь
и репутацию),
клевета.
Вскрытие корреспонденции,
вмешательство в
личную жизнь.
Свобода
передвижения
внутри своей
страны и за ее
границы. Свобода
выбора места
жительства. Право
на гражданство.
Свобода
бракосочетания.
Право на владение
имуществом.
Экскурсия в
городскую
библиотеку
Право на свободу
мысли, совести и
религии.
Различные
религии, свобода
вероисповедания.
Право на свободу
убеждений и
свободное их
выражение. Уважение чужого
мнения.
Право принимать
участие в
управлении своей
страной. Выборы.
Депутаты. Дума.
Президент.
Сюжетно-ролевая
игра
Право
на
достойный
уровень жизни,
медицинское
обслуживание,
социальное
обеспечение.
Право
на
образование.

1

1

1

1

19

Экскурсия
по
городу
Право свободного
участия в
культурной жизни
общества,
пользования
благами научного
прогресса.
Обязанности
перед обществом.
Уважение и
соблюдение
правил других.
К
онвенц
ия
ООН
по
правам
ребенк
а.

1

8

Значение имени и
гражданства. Имя
и кличка.
Взаимоотношен
ия и «обидные
слова».
Родословная.
Праздник моей
семьи. Право на
достойное
жилище. Школа второй дом. Игра
«Что? Где?
Когда?»
Право на
медицинское
обслуживание.
Здоровье.
Развитие.
Здоровый образ
жизни. Встреча с
медработником
Излишняя забота.
Недостаток
внимания.
Должны ли дети
проявлять заботу
о ком-либо?
Семья. Семейные
узы. Многодетные
семьи
и

1

1

1

20

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие или плохие;
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать
и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы
совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и , при
необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых
ситуаций. Познавательные:
знать, что мы - граждане
современного российского
государства;
государственные символы России;
уметь рассказывать о
государственных символах

социальная
помощь детям.
Дети
сироты.
Акция «Помоги
ближнему»
Модель
счастливой семьи
в понимании
детей.
Обязанности
детей в семье.
Круглый стол
«Родители и
дети»
Право
на
получение
обязательного и
бесплатного
образования.
Предоставление
равных
возможностей для
развития
и
становления
личности.
Ответственность
родителей
и
государства
за
образование
и
обучение детей.
Усилия
самих
детей
Равноправие
среди других
детей и других
социально не
защищенных
слоев общества.
Совесть. Мораль.
Занятия вредные
и полезные.
Непосильный
труд. Помощь по
дому.
Самообслуживание.
Оказание
помощи нуждающимся. Право на
защиту от
расовой, национальной и иной
дискриминации.

современной России, своего города,
края, объяснять , что такое флаг, герб,
гимн
1

1

1

1

21

Акция «Помоги
ближнему»
Предубеждения
по признаку
пола. Взаимоотношения в классе.
Подведение
итогов
изученного за
год.
Интеллектуальн
ый марафон по
правам человека.
3 класс
Раздел Колво
часов

1

Кол-во часов
Темы
Ауди
торн
ые

Основные виды деятельности
обучающихся

Внеауд
иторны
е

Россия 3
— моя
Родина
Государственно
е устройство
России. Москва
— столица
России. Россия многонациональ
ное государство.
Народы России.
Современная
карта России.
Экскурсия в
городскую
библиотеку
Права
и
обязанности
граждан России,
ребенка
—
младшего
школьника.
Государственная
власть.
Государственная
символика.
Государственны
е праздники.
Проект.

1

1

1

22

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие иди плохие;
самостоятельно определять и
высказывать самые
простые общие для всех людей
правила поведения; в предложенных
ситуациях, опираясь на общие для
всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать
и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы
совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и , при
необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых

ситуаций. Познавательные:
знать, что такое конвенция о правах
человека;
государственные символы России;
уметь выполнять упражнения и
задания на заданные темы
Без
4
прошл
ого нет
настоя
щего и
будуще
го
Человек
—
самое необычное
существо
на
Земле. Сюжетноролевая игра
Связь настоящего с
прошлым.

1

Представления о
происхождении,
становлении
человека
(научная
версия). Проект.
Представления о
происхождении,
становлении
человека
(религиозномифологическая
версия).
Встреча со
служителем
религиозного
культа.

1

1

1

Далека 4
я
23

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие иди плохие;
самостоятельно определять и
высказывать самые
простые общие для всех людей
правила поведения; в предложенных
ситуациях, опираясь на общие для
всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать
и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы
совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и , при
необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых
ситуаций. Познавательные:
знать, что такое конвенция о правах
человека;
государственные символы России;
уметь выполнять упражнения и
задания на заданные темы.

Россия
станов
ится
близко
й
Как воскресить
прошлое.
Археология.
Экскурсия в
краеведческий
музей
Этнография.
Топонимика.
Имена
и
фамилии.
Проект.
Время и
пространство в
истории
Письменность.
Экскурсия
в
краеведческий
музей

Россия
и мир

1

1

1

1

Личностные:
объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как
хорошие иди плохие;
самостоятельно определять и
высказывать самые
простые общие для всех людей
правила поведения; в предложенных
ситуациях, опираясь на общие для
всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать
и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы
совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои
действия с целью и , при
необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых
ситуаций. Познавательные:
знать, что такое конвенция о правах
человека;
государственные символы России;
уметь выполнять упражнения и
задания на заданные темы.

5
Россия и другие
страны мира.
Земля — наш
общий
дом.
Проект.
Общечеловеческ
ие проблемы, их
прогнозирование
и преодоление с

Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
Учиться совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему.

1

1

24

использованием
опыта, уроков
истории.
«Чудеса света»
(искусство).
«Чудеса света»
(наука). «Чудеса
света»
(культура).
Экскурсия в
городскую
библиотеку
«Чудеса света»
на примере
других стран).
Экскурсия в
школьную
библиотеку
Международное
сотрудничество.

1

1

1

25

Составлять план решения проблемы
(задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы
остальных учеников, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе
знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники
информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать
информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать факты и явления;
определять причины явлений,
событий, делать выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:
высказывать свою точку зрения и
пытаться обосновать, приводя
аргументы.
Слушать других, пытаться принимать
другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя
различные роли в группе,
сотрудничать совместном решении
проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к
позиции другого, пытаться
договариваться.
Заклю
чение

1
Я
живу
России.

в

Предметных результатов

1

понимать особую роль России в
мировой истории, переживать чувство
гордости национальные свершения,
открытия, победы;
уважительно относиться к России,
родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
осознавать целостность окружающего
мира, осваивать основы
экологической грамотности,
элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей
здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
осваивать доступные способы
изучения природы и общества
(наблюдение, за измерение, опыт,
сравнение, классификация и др. с
получением информации из се
архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном
пространстве);
устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем
мире.
4 класс
Раздел Колво
часо
в
Введе
ние.
От
прош
лого к
будущ
ему.
Зачем
мне
истор
ия?

Кол-во часов
Темы
Ауди
торн
ые

Основные виды деятельности
обучающихся

Внеау
дитор
ные

1

От прошлого к

1 Регулятивные: 1. Совместно с учителем
26

будущему.
Зачем мне
история?
Экскурсия в
краеведческий
музей

определять
цель
действий,
проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану
Познавательные:
1.
Находить
информацию в учебнике (разворот,
оглавление,
словарь),
отделять
известное от неизвестного. 2. Делать
выводы, оперируя с предметами и их
образами.
Коммуникативные:
1.
Высказывать
свои
мысли
(предложение-текст), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч.
выразительно читать чужие тексты. 3.
Договариваться о правилах общения;
учиться выполнять роли в группе.
Личностные: 1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или «хорошие»
с позиции нравственных и эстетических
ценностей.
2.
В
предложенных
ситуациях делать моральный выбор
поступка.
3.
Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.

Древн 3
яя
Русь.
Восточные
славяне и их
соседи.
Образование
Древнерусского
государства.
Крещение
Руси. Киевская
Русь,
Владимир
Мономах,
Ярослав
Мудрый.
Экскурсия в
школьную
библиотеку.
Основание
Москвы, Юрий
Долгорукий.
Древнерусские
города и села:
жизнь, быт,
занятия, культура. Монголотатарское
нашествие.

1

1

27

Регулятивные: 1. Работать по
предложенному плану 2. Учиться
оценивать успешность своего задания,
признавать ошибки. Познавательные:
1.Делать выводы, оперируя с предметами и
их образами. 9 Коммуникативные: 1.
Слушать и понимать других, в т.ч.
выразительно читать чужие тексты. 2.
Договариваться о правилах общения;
учиться выполнять роли в группе.
Личностные: 1. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор поступка. 2.
Развитие самостоятельности в поиске
решения различных изобразительных
задач. 3. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как своему, так и
других людей.
Регулятивные: 1. Соотносить то, что уже
известно и усвоено, и то, что еще
неизвестно; планировать
последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата.
Познавательные: 1.Осуществлять поиск и
выделение необходимой информации из
различных источников. Коммуникативные:
1.Проявлять активность для решения

Борьба
жителей Руси
против
монголо-татар.
Родной край в
древности.
Экскурсия в
краеведческий
музей
Новгородская
Русь и
Александр
Невский.
Невская битва
и битва на
Чудском озере.
Проект.
Объединение
русских земель
вокруг
Москвы.
Куликовская
битва,
Дмитрий
Донской.
Экскурсия в
городскую
библиотеку
Моск
овско
е
госуд
арств
о.

познавательных задач Личностные:
1.Ориентация в нравственном содержании
и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей; 2.
Объяснять оценки однозначно
оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с
позиции нравственных ценностей.

1

3

Первый
Русский царь
Иван Грозный.
Расширение
границ
государства,
жизнь и быт
людей.
Первопечатник
Иван Федоров.
Экскурсия в
школьную
библиотеку

1

28

Регулятивные: 1. Организовывать
рабочее место 2.Соотносить то, что уже
известно и усвоено, и то, что еще
неизвестно; планировать
последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата.
Познавательные: рассуждать о правилах
поведения в школе Коммуникативные:
1.Задавать вопросы, слушать
собеседника, вести устный диалог; 2.
Сотрудничать с учителем; 3. Умение
отстаивать свою точку зрения.
Личностные: 1. Воспитание
уважительного отношения к творчеству
– как своему, так и других людей. 2. В
предложенных ситуациях делать
моральный выбор поступка. 3.
Развитие самостоятельности в поиске
решения различных изобразительных

«Смутное
время».
Защита
Отечества от
иноземных
захватчиков в
начале XVII
века.
К.Минин и
Д.Пожарский.
Иван Сусанин.
Степан Разин.
Экскурсия
в
городскую
библиотеку
Жизнь, быт и
культура
России в XVII
в. Обобщающее
занятие по теме
«Московское
государство».
Экскурсия
городу

1

1

по

задач.
Регулятивные: Совместно с учителем
определять цель действий, проговаривать
план, предлагать версии. Познавательные:
Находить информацию в учебнике
(разворот, оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
Коммуникативные: Договариваться о
правилах общения; учиться выполнять
роли в группе. Личностные: Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.
Регулятивные: Учиться оценивать
успешность своего задания, признавать
ошибки. Познавательные: .Делать выводы,
оперируя с предметами и их образами.
Коммуникативные: Слушать и понимать
других, в т.ч. выразительно читать чужие
тексты. Личностные: Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.
Воспитание уважительного отношения к
творчеству – как своему, так и других
людей.

Росси 3
йская
импер
ия.
Петр I и
преобразовани
я в России (в
армии, на
флоте, в
образовании, в
быту).
Полтавская
битва. Новая
столица
России.
Проект.

1

Послепетровск
ая Россия.
Екатерина II.
М.Ломоносов.
А. Суворов.

1

Жизнь и быт
населения.
Культура

1

29

Регулятивные: 1. Учиться
оценивать успешность своего
задания, признавать ошибки.
Познавательные: 1.Делать выводы,
оперируя с предметами и их
образами. Коммуникативные: 2.
Слушать и понимать других, в т.ч.
выразительно читать чужие тексты.
Личностные: 1. Развитие
самостоятельности в поиске
решения различных
изобразительных задач. 2.
Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
Регулятивные: 1.Вносить необходимые
дополнения, исправления в свою работу,
если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные: 1.Осуществлять поиск и
выделение необходимой информации из
различных источников. Коммуникативные:
Высказывать своё предположение (версию)
на основе работы с материалами книг
Личностные: 2. В предложенных ситуациях

России.

делать моральный выбор поступка.

Обобщающее
занятие по теме
«Российская
империя».
Экскурсия
в
краеведческий
музей
XIX
век
Росси
и.

3

Отечественная
война
1812
года.
Бородинское
сражение.

1

М.
Кутузов.
Николай I и
декабристы.
Российская
империя во
второй
половине XIX
века. Отмена
крепостного
права.
Развитие
промышленнос
ти.
Экскурсия в
городскую
библиотеку
Жизнь и быт
населения.
Культура
России.
Обобщающее
занятие по теме
«XIX век
России».

1

Регулятивные: 1. Организовывать
рабочее место 2.Соотносить то, что уже
известно и усвоено, и то, что еще
неизвестно; планировать
последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата.
Познавательные: рассуждать о своем
любимом городе Коммуникативные:
1.Задавать вопросы, слушать
собеседника, вести устный диалог; 2.
Сотрудничать с учителем; 3. Умение
отстаивать свою точку зрения.
Личностные: 1. Воспитание
уважительного отношения к творчеству
– как своему, так и других людей. 2. В
предложенных ситуациях делать
моральный выбор поступка. 3. Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.

Регулятивные: 1. Учиться оценивать
успешность своего задания, признавать
ошибки. Познавательные: 1.Делать
выводы, оперируя с предметами и их
образами. Коммуникативные: 2. Слушать и
понимать других, в т.ч. выразительно
читать чужие тексты. Личностные: 1.
Развитие самостоятельности в поиске
решения различных изобразительных
задач. 2. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как своему, так и
других людей.

1

XX
4
век.
Истор
30

ия и
совре
менно
сть.

Конец
Российской
империи.
Падение
царской
власти.
Октябрьская
революция.
Гражданская
война.
Образование
СССР. Жизнь
и быт людей.
Сюжетноролевая игра

1

Великая
Отечественная
война.
Основные
сражения
великой
Отечественной
войны.
Города-герои.
Герои фронта
и тыла. Ордена
и
оружия
Победы.
Экскурсия по
городу.

1

Послевоенное
восстановление
хозяйства
страны.
Достижения
науки
и
техники.
Проект.
Освоение
космического
пространства.
Экскурсия
в
летное
училище

1

Культура
России в XX
веке.
Новая
Россия. Начало
века. Войны и
Революции.
Обобщающее
занятие по теме

Регулятивные: 1. Организовывать
рабочее место 2.Соотносить то, что уже
известно и усвоено, и то, что еще
неизвестно; планировать
последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата.
Познавательные: рассуждать о своем
любимом городе Коммуникативные:
1.Задавать вопросы, слушать
собеседника, вести устный диалог; 2.
Сотрудничать с учителем; 3. Умение
отстаивать свою точку зрения.
Личностные: 1. Воспитание
уважительного отношения к творчеству
– как своему, так и других людей. 2. В
предложенных ситуациях делать
моральный выбор поступка. 3. Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.

Регулятивные: 1. Учиться оценивать
успешность своего задания, признавать
ошибки. Познавательные: 1.Делать
выводы, оперируя с предметами и их
образами. Коммуникативные: 2.
Слушать и понимать других, в т.ч.
выразительно читать чужие тексты.
Личностные: 1. Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач. 2.
Воспитание уважительного отношения
к творчеству – как своему, так и других
людей.
Регулятивные: Совместно с учителем
определять цель действий, проговаривать
план, предлагать версии. Познавательные:
Находить информацию в учебнике
(разворот, оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
Коммуникативные: Договариваться о

1

31

«XX
век.
История
и
современность
». Диспут

правилах общения; учиться выполнять
роли в группе. Личностные: Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.
Регулятивные: Учиться оценивать
успешность своего задания, признавать
ошибки. Познавательные: .Делать выводы,
оперируя с предметами и их образами.
Коммуникативные: Слушать и понимать
других, в т.ч. выразительно читать чужие
тексты. Личностные: Развитие
самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.
Воспитание уважительного отношения к
творчеству – как своему, так и других
людей.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол
заседания
методического
объединения учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова
от
августа 2022 года № 1
___________
Письменная О.Ю.
подпись руководителя МО

Заместитель директора по УВР
_______________ Бондарева С.И.
подпись

___ августа

Ф.И.О.

32

Ф.И.О.

2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».