МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол № 1 Председатель педагогического совета, директор МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова ____________________Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая тип программы Факультатив: «Читаем, решаем, живём (читательская грамотность)» (наименование курса) 4 года (срок реализации программы) 68 часов (17 ч в год) (количество часов) 6 - 11 лет (возраст обучающихся) Морозова Дарья Олеговна (Ф.И.О. учителя, составителя) Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторского курса: «Функциональная грамотность»: Программа внеурочной деятельности/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина; «Читаем. Решаем. Живем» (читательская грамотность), 2 класс: Пособие для учителя/ Е.И. Прынь, Т.И. Жилин, Е.Н. Черник/ Под общ.ред. Т.И. ЖилинойКраснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края.- 2022.- 25с. Год составления 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательская грамотность» (1 класс) является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часе в неделю). Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок. Целью изучения блока «Читательская грамотность» (2 класс) является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часе в неделю). Целью изучения блока «Читательская грамотность» (3 класс) является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в 2 жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часе в неделю). Целью изучения блока «Читательская грамотность» (4 класс) является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часе в неделю). Планируемые результаты освоения курса «Читаем, решаем, живём (читательская грамотность)». Личностные результаты. Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) достигаются в процессе образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания: - освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений; - развитие позитивного отношения к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям; - приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Метапредметные результаты В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) у второклассников будут сформированы: познавательные универсальные учебные действия: - сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; - устанавливать причинно-следственные связи в сюжетах текстов различных жанров, при составлении плана, характеристике поступков героев; 3 - находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; коммуникативные универсальные учебные действия: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументировано высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. регулятивные универсальные учебные действия самоорганизации и самоконтроля: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты - понимать содержание, смысл прочитанного произведения; - владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста; - описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; - использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 4 Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности. • дидактическая игра; • совместная деятельность (групповая и парная работа); • беседа, постановка вопросов; диалог; • решение учебно-познавательных и учебно-практических задач; • творческая текстовая деятельность. Содержание учебного предмета. 17 часов (1 класс) Раздел 1 (17ч) Сказки. Мудрость сказок. Сказка- ложь, да в ней намек. Виталий Бианки «Лис и мышонок». Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность, Русская народная сказка «Мороз и заяц». Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство., Владимир Сутеев «Живые грибы». Содержание сказки. Качество: трудолюбие., Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко». Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки., Михаил Пляцковский «Урок дружбы» Содержание сказки. Качество: Дружба, жадность., Грузинская сказка «Лев и заяц». Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость., Русская народная сказка «Как лиса училась летать» Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость., Евгений Пермяк «Четыре брата» Содержание сказки. Качество: Семейные ценности. 17 часов (2 класс) Раздел (раунд)1 (4ч) Кто наши друзья? Какой характер у персидского кота? Пинчеру нужна забота. Почему хомяка зовут Грызя? Мой пернатый друг. Раздел (раунд)2 (7ч) Кто живет рядом с нами? Удивительная лошадь. Когда ёж выходит на охоту? Ловись, карась, и большой, и маленький! Как живет ласка? Зачем ящерице хвост? У вороны ума палата. В траве сидел кузнечик. Раздел (раунд)3 (3ч) Что растет рядом с нами? Одуванчик – солнечный цветок. Почему лук репчатый? Что спрятано в луковице? 5 Раздел (раунд)4 (3ч) В какой природе мы живем? Много ли воды на планете? Кто построил разноцветный мост? Какие бывают камни. 17 часов (3 класс) Раздел 1 (17 ч) Кто и что меня окружает? Про дождевого червяка. Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. Кальций Содержание научно-познавательного текста. Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. Хлеб – всему голова. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста. Про мыло. Содержание научно-познавательного текста. История свечи. Содержание научно-познавательного текста. Магнит. Содержание научно-познавательного текста. Виды текстов: научнопознавательный. 17 часов (4 класс) Раздел 1 (17 ч) Страницы истории По страницам истории. Старинная женская одежда. Содержание научно-познавательного текста. Старинные женские головные уборы. Содержание научно-познавательного текста. Старинная мужская одежда. Содержание научно-познавательного текста. Старинные мужские головные уборы. Содержание научно-познавательного текста. Жилище крестьянской семьи на Руси. Содержание научнопознавательного текста. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. Содержание научно-познавательного текста. История посуды на Руси. Содержание научно-познавательного текста. Какие деньги были раньше в России. Содержание научно-познавательного текста. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. № п/п 1. 2. 3. Темы, содержание 1 класс основное Количество часов Сказки Мудрость сказок. Сказкаложь, да в ней намек. Виталий Бианки «Лис и мышонок». Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. Виталий Бианки «Лис и мышонок». Содержание 17ч 1 1 1 6 Характеристика основных видов деятельности учащихся – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; – давать характеристику героям; – определять последовательность 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. Русская народная сказка «Мороз и заяц». Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. Русская народная сказка «Мороз и заяц». Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. Владимир Сутеев «Живые грибы». Содержание сказки. Качество: трудолюбие. Владимир Сутеев «Живые грибы». Содержание сказки. Качество: трудолюбие. Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко». Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко». Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Михаил Пляцковский «Урок дружбы» Содержание сказки. Качество: Дружба, жадность. Михаил Пляцковский «Урок дружбы» Содержание сказки. Качество: Дружба, жадность. Грузинская сказка «Лев и событий и рассказывать сказку; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – различать научнопознавательный текст и художественный; – определять, чему учит сказка. – Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; – отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; – давать характеристику героям сказки; – наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); – делить текст на части в соответствии с предложенным планом; – объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); – сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научнопознавательного текста; – устанавливать истинность и ложность высказываний; – подбирать из текста слова на заданную тему; – определять, чему можно научиться у героя сказки; – строить связное речевое 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 13. 14. 15. 16. 17. заяц». Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Грузинская сказка «Лев и заяц». Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Русская народная сказка «Как лиса училась летать» Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Русская народная сказка «Как лиса училась летать» Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Евгений Пермяк «Четыре брата» Содержание сказки. Качество: Семейные ценности. Евгений Пермяк «Четыре брата» Содержание сказки. Качество: Семейные ценности. высказывание в соответствии с учебной задачей. – Давать характеристику героям; – дополнять предложения на основе сведений из текста; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять вопросы по содержанию сказки; – на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. – Определять вид сказки; – называть героев сказки, находить среди них главного героя; – определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); – определять последовательность событий сказки; – находить необходимую информацию в тексте; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; – соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; 1 1 1 1 1 8 – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; – определять, чему учит сказка. – Определять лексическое значение слова; – анализировать содержание текста и составлять план; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – давать характеристику героям; – понимать, чему учит сказка; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – фантазировать и придумывать продолжение сказки. – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; – давать характеристику персонажам сказки; – наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; – соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; – отвечать на вопросы по 9 содержанию сказки; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. – Давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту сказки; – объяснять главную мысль сказки; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – находить в тексте образные сравнения; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; – определять, на какие 10 вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; – разгадывать ребусы; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Итого: № п/п Темы, содержание 17 ч 2 класс основное Количество часов 4. Раунд 1. Кто наши друзья? Какой характер у персидского кота? Пинчеру нужна забота. Почему хомяка зовут Грызя? Мой пернатый друг. 5. 6. Раунд 2. Кто живет 7ч рядом с нами? Удивительная лошадь. 1 Когда ёж выходит на 1 1. 2. 3. 4ч 1 1 1 1 11 Характеристика основных видов деятельности учащихся Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Выполнение заданий на сравнение произведений на одну тему; на сравнение героев произведений по предложенному алгоритму. Групповая работа Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. № п/п 1. 2. охоту? Ловись, карась, и 1 большой, и маленький! Как живет ласка? 1 Зачем ящерице хвост? 1 У вороны ума палата. 1 В траве сидел кузнечик. 1 Работа с текстом произведения, выполнение заданий на изучающее и поисковое чтение. Работа в парах: зададим друг другу вопросы по прочитанному тексту. Групповая работа Раунд 3. Что растет рядом с нами? (3ч) Одуванчик – солнечный 1 цветок. Почему лук репчатый? 1 Что спрятано в луковице? 1 Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Групповая работа Раунд 4. В какой природе мы живем? Много ли воды на планете? Кто построил разноцветный мост? Какие бывают камни. 3ч Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Групповая работа Итого: 17 ч Темы, содержание 1 1 1 3 класс основное Количество часов Кто и что меня 17ч окружает? Про дождевого червяка. 1 Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. Про дождевого червяка. 1 Тип текста. Содержание научно-познавательного 12 Характеристика основных видов деятельности учащихся – Определять тип текста; – дополнять предложение словами из текста; – определять периоды развития дождевого червя на основе теста; – объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. текста. Кальций Содержание научно-познавательного текста. Кальций Содержание научно-познавательного текста. Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. Хлеб – всему голова. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. Хлеб – всему голова. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста. Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста. Про мыло. Содержание научно-познавательного текста. Про мыло. Содержание научно-познавательного текста. История свечи. Содержание научнопознавательного текста. История свечи. Содержание научнопознавательного текста. Магнит. Содержание научно-познавательного текста. живущие под землёй; – определять на основе теста способ питания дождевых червей; – находить предложение, соответствующее рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. – Работать с кластером; – Дополнять предложение словами из текста; – определять, что такое минерал; – называть стройматериалы, содержащие кальций; – объяснять значение слова; – выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; – составлять предложения по рисунку; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 16. 17. Магнит. Содержание 1 научно-познавательного текста. Виды текстов: научно- 1 познавательный. ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – записывать пословицы о хлебе; – записывать предложение, которое соответствует рисунку; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – работать с толкованием слова; – определять порядок следования предложений; – называть хлебобулочные изделия. – Заполнять кластер о происхождении мела; – составлять вопрос по готовому ответу; – давать определение слова; 14 – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – соединять части предложений и определять их порядок; – составлять план текста в виде вопросов; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. – Дополнять предложение; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – соединять части предложений и определять их порядок; – находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; – находить в тексте предложение по заданному условию; – дополнять текст по заданному условию; – определять даты принятия гербов. – Давать определение слова; – записывать ответ на поставленный вопрос; – определять слово по его лексическому значению; – называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; – выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; – составлять вопросы и 15 находить ответы в тексте; – соединять части предложений и определять их порядок; – заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; – называть правила безопасности при использовании свечей; – рассказывать о прочитанном произведении; – отвечать на поставленный вопрос. – Давать определение слова; – дополнять предложение; – находить ответ на поставленный вопрос; – объяснять значение словосочетания; – с помощью текста находить отличия между предметами; – называть предметы, о которых говорится в тексте; – рассказывать о прочитанном произведении. Итого: № п/п 1. 2. 3. Темы, содержание 17 ч 4 класс основное Количество часов Страницы истории По страницам истории. Старинная женская одежда. Содержание научно-познавательного текста. Старинная женская одежда. Содержание 17ч 1 1 1 16 Характеристика основных видов деятельности учащихся – Определять лексическое значение слова; – озаглавливать текст; – определять тему; – определять главную мысль; – составлять план в виде вопросов; 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. научно-познавательного текста. Старинные женские головные уборы. Содержание научнопознавательного текста. Старинные женские головные уборы. Содержание научнопознавательного текста. Старинная мужская одежда. Содержание научно-познавательного текста. Старинная мужская одежда. Содержание научно-познавательного текста. Старинные мужские головные уборы. Содержание научнопознавательного текста. Старинные мужские головные уборы. Содержание научнопознавательного текста. Жилище крестьянской семьи на Руси. Содержание научнопознавательного текста. Жилище крестьянской семьи на Руси. Содержание научнопознавательного текста. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. Содержание научнопознавательного текста. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. Содержание научнопознавательного текста. – с помощью текста определять название женской одежды; – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной женской одежды. – Определять лексическое значение слова; – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию названия головных уборов; – приводить примеры современных головных уборов. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – отвечать на вопросы по тексту; – вписывать пропущенные слова в текст; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – оформлять план текста; – определять с помощью описания название предмета. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – рассуждать и записывать своё мнение о различии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 14. 15. 16. 17. История посуды на Руси. Содержание научнопознавательного текста. История посуды на Руси. Содержание научнопознавательного текста. Какие деньги были раньше в России. Содержание научнопознавательного текста. Какие деньги были раньше в России. Содержание научнопознавательного текста. между предметами; – отвечать на вопросы по тексту; – рассуждать, давать определение слова; – называть элементы оформления избы. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – письменно отвечать на вопросы; – называть предметы печной утвари; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; – соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать назначение предметов; – составлять обобщающий план. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – соотносить рисунок и его название; – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предмета, называть их; – определять порядок предложений в тексте; 1 1 1 1 18 – дополнять текст по заданному условию. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – соотносить рисунок и его название; – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предмета, называть их; – определять порядок предложений в тексте; – дополнять текст по заданному условию. Итого: 17 ч СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от 26 августа 2022 года № _ _______________ Письменная О.Ю. подпись руководителя МО Ф.И.О СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Бондарева С.И. подпись Ф.И.О. августа 2022 года 19