Рабочая программа Самбо

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова
от « 30» августа 2022 года протокол № _1_
Председатель, директор школы
________________ Шаламов Р.Ю.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

секция «Самбо»
(наименование курса)

4 года
(срок реализации программы)

135 часов
(количество часов)

6,5 – 10 лет
(возраст обучающихся)

Сивоплясов Максим Борисович
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа разработана с учетом
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286.;
авторской программы «Азбука самбо» Головко Е.Н., Карл Л.И.
1-4 классы 2022г. (в рамках внеурочной деятельности.)

Год составления 2022г.

Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
спортивно-оздоровительной
направленности «Азбука самбо» разработана с учётом требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
в соответствии с рекомендациями по формированию учебных планов
образовательными
организациями,
реализующими
основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования на 2022-2023 учебный год и формированию
планов
внеурочной
деятельности
образовательными
организациями,
реализующими основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный ( письмо
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
от 18.07.2022 г. № 47-01-13-12008/22 «О формировании учебных планов и
планов внеурочной деятельности для общеобразовательных организаций на
2022-2023 учебный год»).
Цель программы - формирование у обучающихся знаний и навыков
здорового образа жизни; обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью,
техническими действиями вида спорта «Самбо» проектирование определенного
типа мышления школьников – осознание здоровьесбережения как важнейшего
условия успешной жизненной самореализации и адаптации в обществе.
Рабочая программа рассчитана на 135 часов на четыре года обучения по 1 часу в
неделю: в 1 классе — 33 часа, во 2 классе — 34 часа, в 3 классе— 34 часа, в 4
классе— 34 часа.
В настоящее время обновление содержания внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности включает развитие и внедрение
спортивно-ориентированных форм обучения, реализацию образовательных
программ на основе исторически сложившихся, традиционных, прикладных и
популярных у обучающихся видов спорта, в том числе и вида спорта «Самбо»
(самозащита без оружия).
Вид спорта «Самбо» - это целостная система физического воспитания,
поскольку включает в себя всё многообразие двигательных действий и
физических упражнений различной направленности.
Занятия видом спорта «Самбо» предусматривают всестороннее гармоничное
развитие занимающихся, повышение уровня их физической, технической и
морально-волевой подготовленности, формирование жизненно важных
двигательных умений и навыков, необходимых как быту, так и в трудовой и
оборонной деятельности, вооружение занимающихся специальными знаниями,
формирование мировоззрения и человеческих ценностей, а также нравственное
воспитание. Прохождение через систему занятий вида спорта «Самбо» позволяет
сформировать у учащихся патриотическое сознание и гражданскую позицию
личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских
2

подвигов спортсменов борцов – участников Великой Отечественной Войны и
результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
Активные занятия видом спорта «Самбо» для детей и подростков имеют
оздоровительную направленность и комплексно воздействуют на все органы и
системы растущего организма, укрепляя и повышая уровень функционирования
сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем
организма человека (улучшают кровообращение, увеличивают емкость лёгких,
нормализуют обменные процессы, повышают тонус нервной системы,
увеличивают мышечную массу, улучшают межмышечную координацию,
формируют мышечный корсет и т.д.).
Самбо - «самооборона без оружия» - это вид спортивного единоборства,
которое представляет собой систему самообороны. В отличие от других видов
самообороны, арсенал приемов самбо включает только самые доступные и
эффективные из них, которые реально применить на практике в критической
ситуации. Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых
приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере.
В основу самбо положены приемы и технические элементы многих
национальных видов борьбы народов СССР (узбекской кураш, грузинской
чидаоба и др.), а также дзюдо кодокан.
Занятия видом самбо в школе помогут развить у детей потребность в
физических движениях, в здоровой гигиене тела и духа; научить их не болеть;
выработать правильную осанку, основу физического здоровья; развить
потребность трудиться, потребность в доброте и силе, дисциплине и
ответственности; приобрести правильные привычки здорового образа жизни,
которые позволят ему быть в прекрасной физической форме; позволят
испытать радость победы над собой, над соперником. Все это помогает
ребенку освободиться от страха, робости, неуверенности, застенчивости и
других комплексов, полнее раскрыться в этой жизни.
Самбо – это маленькая модель жизни, и от того, что добьется ребенок в
школе на занятиях самбо, зависит, чего он добьется во взрослой жизни. Самбо
может помочь каждому ребенку изучить себя, понять себя, свои сильные и
слабые стороны, помочь реализовать себя, помочь обрести моральный и
физический стержень, научить ребенка ставить цель и добиваться ее – это все
через борьбу самбо.
Внеурочная деятельность обучающихся при прохождении курса «Азбука
самбо» предполагает занятия не только на борцовском ковре, но и использование
в учебных занятиях беседы, дискуссии, викторины, конкурсы, соревнования,
социально-моделирующие игры, квесты, фестивали, создание проектов.
Данная программа дает возможность всем обучающимся без какой-либо
предварительной подготовки, независимо от уровня физической подготовки и
природной комплекции получить простейшие навыки техники и тактики вида
спорта самбо, обучиться приемам страховки и самостраховки, базовым приемам
борьбы самбо. Теоретические материалы, задания кейсового и практико ориентированного характера формируют личностные, коммуникативные,
3

регулятивные, познавательные универсальные учебные действия; имеют
выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность;
обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода.
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на начальном
уровне обучения.
Основная задача с данной категорией детей ведется с точки зрения
индивидуализации педагогического процесса. Индивидуальный подход,
означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности
касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств
характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций —
двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных. Основная задача
учителя в рамках внеурочной деятельности состоит в том, чтобы, опираясь на
конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать
максимальные условия для его «собственного роста». При индивидуальном
подходе на внеурочных занятиях данный подход реализуется полностью и
зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства
учителя.
Основные физические упражнения для детей с нарушением состояния
здоровья: передвижения: ходьба, бег, подскоки; общеразвивающие упражнения:
без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи,
мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком,
гантели 0,5 кг и др.); на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, низкая
перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.); упражнения
на формирование навыка правильной осанки; для укрепления сводов стопы; для
развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины,
живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей); на развитие
дыхательной и сердечно-сосудистой систем; на развитие равновесия,
координационных способностей (согласованность движений рук и ног,
тренировка вестибулярного аппарата и пр.); на развитие точности движений и
дифференцировки усилий; лазанье и перелазание (преодоление различных
препятствий); на физическое расслабление мышц (релаксация мышц),
сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как
общий, так и локальный характер; специальные упражнения по обучению
приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития
анализаторов; упражнения для развития мелкой моторики рук; для зрительного
тренинга; упражнения оздоровительной направленности (скандинавская ходьба).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука самбо»
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы
личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к
саморазвитию
индивидуальных
свойств
личности,
которые
приобретаются в процессе освоения курса внеурочной деятельности
4

спортивно- оздоровительной направленности «Азбука самбо».
Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную
мотивацию к обучению и познанию в сфере здорового образа жизни, созданию
положительного отношения к виду спорта «Самбо», умения использовать
ценности здоровьесбережения и умений максимально проявлять физические
способности при выполнении страховки и самостраховки вида спорта «Самбо»
для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в сохранении здоровья, способствуют
процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Гражданско - патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному спортивному,
культурному, историческому и научному наследию, понимание значения
физической культуры в жизни современного общества, способность владеть
достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по
виду спорта «Самбо» на международной спортивной арене, основных
мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для
блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке.

представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и
выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;

готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;

оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам
при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Духовно – нравственное воспитание:

способность управлять своими эмоциями, владеть культурой
общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями,
во время игр и соревнований;

способность принимать активное участие в организации и
проведении совместных физкультурно—оздоровительных и спортивных
мероприятий;

владение умением предупреждать конфликтные ситуации и
находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и
соревновательной
деятельности
на
основе
уважительного
и
доброжелательного отношения к сверстникам;

знание и выполнение правил поведения в процессе занятий
физическими упражнениями, вовремя физкультурно—оздоровительных и
спортивных мероприятий, подвижных и спортивных игр и соревнований;
5


проявление уважительного отношения к соперникам во время
соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при
травмах и ушибах;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть
упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его
Эстетическое воспитание:

умение длительно сохранять правильную осанку во время
статических поз и в процессе разнообразных видов двигательной
деятельности;

формирование потребности иметь хорошее телосложение в
соответствии с принятыми нормами и представлениями;

формирование культуры движений, умения передвигаться легко,
красиво, непринуждённо;

стремление к опрятному внешнему виду в процессе занятий
физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на
основе знакомства с различными видами спорта
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:

осознание ценности своего здоровья для себя, общества,
государства;

ответственное отношение к регулярным занятиям физической
культурой, в том числе освоению гимнастических, легкоатлетических
упражнений, игровых действий как важных жизнеобеспечивающих умений;

установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения
правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом;

формирование знаний по истории российского и мирового спорта,
уважения к спортсменам;

владение базовыми навыками сохранения собственного здоровья,
использования здороьесберегающих технологий в процессе обучения и во
внеурочное время;

формирование начальных представлений о культуре здорового
образа жизни
Трудовое воспитание:

умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное
сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и
оборудование, спортивную форму, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных заданий;

формирование первоначальных навыков коллективной работы в
6

процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

ознакомление с многообразием профессий индустрии спорта
Экологическое воспитание:

экологически
целесообразное
отношение
к
природе,
внимательное
отношение
к
человеку,
его
потребностям
в
жизнеобеспечивающих двигательных действиях;

ответственное отношение к собственному физическому и
психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической
культуры;

формирование экологически грамотного поведения в природе во
время туристических походов, физкультурно-оздоровительных и спортивномассовых мероприятий на открытых спортивных площадках;

умение вести экологически грамотный образ жизни на спортивных
площадках (выбрасывать мусор в специально отведенные места, экономно
использовать воду, электроэнергию, оберегать и сохранять высаженные
растения)
Ценности научного познания:

знание истории развития представлений о физическом развитии и
воспитании человека в европейской и российской культурно-педагогической
традиции;

познавательные мотивы, направленные на получение новых
знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и
здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;

познавательная и информационная культура, в том числе навыки
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий;

интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы курса
внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности отражают
овладение универсальными познавательными действиями.
В составе метапредметных результатов выделяют такие значимые для
формирования мировоззрения формы научного познания, как научный факт,
гипотеза, теория, закон, понятие, проблема, идея, категория, которые
используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе
знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной
7

картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы в
рамках внеурочной деятельности отражают овладение универсальными
учебными действиями, в том числе:
1) Познавательные универсальные учебные действия, отражающие
методы познания окружающего мира:

ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в
физической культуре (в пределах изученного), применять изученную
терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

выявлять признаки положительного влияния занятий физической
культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального
благополучия;

моделировать правила безопасного поведения при освоении
физических упражнений;

устанавливать связь между физическими упражнениями и их
влиянием на развитие физических качеств;

классифицировать виды физических упражнений в соответствии
с определённым классификационным признаком: по признаку исторически
сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой
направленности их использования, преимущественному

воздействию на развитие отдельных качеств (способностей)
человека;

приводить
примеры
и
осуществлять
демонстрацию
гимнастических, легкоатлетических упражнений, игровых действий,
страховки и самостраховки при выполнении упражнений;

самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять
комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным
дозированием физических упражнений;

формировать умение понимать причины успеха / неуспеха
учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития
физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными
периодами развития, способности конструктивно находить решение и
действовать даже в ситуациях неуспеха;

овладевать базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами; использовать знания и умения в области культуры движения,
эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебных предметов;

использовать
информацию,
полученную
посредством
наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для определения
вида спорта «Самбо»;
8


использовать средства информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет
с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности её использования для решения конкретных учебных задач.
2)
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия,
отражающие способность обучающегося осуществлять коммуникативную
деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и
внеучебных ситуациях; самостоятельную организацию речевой деятельности
в устной и письменной форме:

вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в
диалоге;

описывать влияние физической культуры на здоровье и
эмоциональное благополучие человека;

строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях
нарушения правил при выполнении физических движений, играх и игровых
заданиях, спортивных эстафетах;

организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно)
игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в
коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение
ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для
достижения успешного результата;

проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной
форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;

продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений,
игровых заданий и игр во внеурочной и внешкольной физкультурной
деятельности;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
3) Регулятивные универсальные учебные действия, отражающие
способности обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,
учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль,
оценка):

оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние
своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение
простудных заболеваний);

контролировать состояние организма на занятиях внеурочной
деятельности и в самостоятельной повседневной физической деятельности по
показателям частоты пульса и самочувствия;
9


предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных
для здоровья и жизни;

проявлять волевую саморегуляцию при планировании и
выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности;
проявлять стремление к успешной образовательной, в том числе
физкультурно-спортивной, деятельности; анализировать свои ошибки;

осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой и
практической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения курса внеурочной деятельности «Азбука самбо».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной,
интеллектуальной и социальной деятельности, умениях творчески их применять
при решении ежедневных задач, связанных с организацией и проведением
занятий, направленных на формирование умений максимально проявлять
физические способности при выполнении страховки и самостраховки вида
спорта «Самбо», осознанных потребностей в систематических занятиях
физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и
ведении здорового образа жизни.
Предметные результаты отражают:
-

-

-

воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих;
формирование культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической
и генетической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового
образа жизни;
формирование умения оценивать последствия своей деятельности по
отношению к здоровью других людей и собственному организму;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически
активного образа жизни в организации здорового образа жизни;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия с
общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями
вида спорта «Самбо»;
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать
комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
10

зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм
организации и видов деятельности
Раздел 1. Азбука здоровья юного самбиста
Здоровый образ жизни. Что такое режим дня? Правила личной гигиены.
Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание,
душ, баня, купание). Требования к форме и одежды на занятиях по самбо.
Правила безопасности на борцовском ковре.
Раздел 2. Полезная и здоровая еда
Как еда путешествует по нашему организму. «Стройматериалы» для организма.
Пирамида здорового питания. Режим питания юного самбиста.
Раздел 3. Ты и другие люди
Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Ещё раз про здоровый образ
жизни. Правила для всех. Наши друзья и не только. Человек и общество.
Раздел 4. Движение —это жизнь
Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем
Упражнения на формирование «мышечного корсета» и
увеличения
подвижности суставов. Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.
Специально – подготовительные упражнения самбо:
Стойка на лопатках. Вставание на гимнастический мост Вставание на
борцовский мост. Кувырок вперед в группировке. Кувырок назад в группировке.
Кувырок вперед через плечо с самостраховкой. Кувырок вперед с
самостраховкой. Кувырок назад с самостраховкой. Кувырок вперед с
самостраховкой через партнера, находящегося в положении упора на коленях и
предплечьях.
Кувырок вперед через плечо с самостраховкой через партнера,
находящегося в положении упора на коленях и руках. Перекат на спину с
самостраховкой. Самостраховка при падении вперед на руки. Падение на спину
с самостраховкой через партнера, находящегося в положении упора на коленях
и предплечьях. Падение на спину с самостраховкой через партнера,
находящегося в положении упора на коленях и руках. Падение с самостраховкой
на бок через руку партнера. «Полет-кувырок» с самостраховкой через партнера.
Подвижные игры и эстафеты с элементами страховки и единоборств:
«Гигантские шаги», «Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся скакалку»,
«Снайпер», «Эстафета с прыжками». «Салки, ножки на весу», «Петушиный
бой», «Поймай лягушку», «Фехтование», «Выталкивание в приседе»,
11

«Выталкивание спиной», «Подвижный ринг», «Перетягивание каната»,
«Разведчики и часовые», «Наступление», «Волк во рву», «Третий лишний с
сопротивлением», «Соревнование тачек», «Армрестлинг»,
«Цыганская
борьба» (на ногах), «Скакалки-подсекалки», «Поединок с шестом», «Сильная
хватка», «Борьба за палку» и др.
Специализированные подвижные игры в подготовке юных борцов: Игры
в касания. Игры в теснения. Игры в дебюты. Игры в блокирующие захваты.
Игры в атакующие захваты.
Раздел 5. Не только школа
Школы бывают разные. Сила ума. Самбо – наука об обороне, а не
нападении. Эстафеты: «Я – Спортсмен, Я - Чемпион,
Я- Личность!»
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо». Проектная работа «Самбо
родного края». Фестиваль «Кубань - могучий, спортивный край»: Визитная
карточка участников. Мода Самбо. Креатив Самбо - художественное
мастерство.
Упражнения
оздоровительной
направленности,
специально
подготовительные и подводящие упражнения для выполнения страховки и
самостраховки, основ начальной базовой техники вида спорта «Самбо», не
требующие специальных материально-технических условий (спортивного зала
с борцовским матом) проводятся в естественных условиях на открытых
спортивных площадках. Это упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем; на формирование «мышечного корсета» и увеличения
подвижности суставов; комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов и с предметами; подводящие упражнения техники вида спорта
«самбо»: удержания, выведения из равновесия, подножки, подсечки;
направленные игры-задания и подвижные игры.
Тематическое планирование.
Содержание курса
Вид деятельности
Форма
организации
Раздел 1. Азбука здоровья юного самбиста - 8 часов
Беседа,
игровые Здоровый образ жизни. Что такое Кейс
занятия,
арт- режим дня? Правила личной гигиены. Дневник
технологии.
Гигиеническое
значение
водных самонаблюдения
процедур
(умывание,
обтирание, Создание
обливание, душ, баня, купание).
тематических
Требования к форме и одежды на буклетов
занятиях по самбо. Правила
безопасности на борцовском ковре.
Раздел 2. Полезная и здоровая еда – 8 часов

12

Беседа,
занятия

игровые Как еда путешествует по нашему Кейс
организму.
«Стройматериалы»
для Проект
организма.
Пирамида
здорового Создание
питания. Режим питания юного
тематических
самбиста.
буклетов
Раздел 3. Ты и другие люди – 8 часов
Беседа,
игровые Мы теперь не просто дети, мы теперь
занятия
ученики. Ещё раз про здоровый образ
лабораторножизни. Правила для всех. Наши друзья и
исследовательск ие не только. Человек и общество.
мероприятия,
решение
ситуативных
задач,
оценка
результатов
подготовки.
Раздел 4. Движение — это жизнь - 88 часов
Практические
Упражнения на развитие дыхательной и
занятия,
замеры сердечно-сосудистой систем
собственной
Упражнения на формирование
физической
«мышечного корсета» и увеличения
подготовленност и, подвижности суставов.
оценка результатов Комплексы общеразвивающих
подготовки.
упражнений без предметов; с
предметами
Специально-подготовительные
упражнения самбо.
Стойка на лопатках
Вставание на гимнастический мост
Вставание на борцовский мост
Кувырок вперед в группировке
Кувырок назад в группировке
Кувырок вперед через плечо с
самостраховкой
Кувырок вперед с самостраховкой
Кувырок назад с самостраховкой
Кувырок вперед с самостраховкой
через партнера, находящегося в
положении упора на коленях и
предплечьях
Кувырок вперед через плечо с
самостраховкой через партнера,
находящегося в положении упора на
13

Кейс
Проект
Создание
тематических
буклетов

Практические
занятия.
Дневник
самонаблюдения

коленях и руках
Перекат на спину с самостраховкой
Самостраховка при падении вперед на
руки
Падение на спину с самостраховкой
через партнера, находящегося в
положении упора на коленях и
предплечьях
Падение на спину с самостраховкой
через партнера, находящегося в
положении упора на коленях и руках
Падение с самостраховкой на бок через
руку партнера
«Полет-кувырок» с самостраховкой
через партнера
Подвижные игры и эстафеты с
элементами страховки и единоборств:
«Гигантские шаги», «Крокодильчики»,
«Прыжки через движущуюся скакалку»,
«Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу»,
«Петушиный бой», «Поймай лягушку»,
«Фехтование»,
«Выталкивание
в
приседе»,
«Выталкивание спиной»,
«Подвижный ринг», «Перетягивание
каната»,
«Разведчики и часовые»,
«Наступление», «Волк во рву», «Третий
лишний с сопротивлением»,
«Соревнование тачек», «Армрестлинг»,
«Цыганская борьба» (на ногах),
«Скакалки-подсекалки», «Поединок с
шестом», «Сильная хватка», «Борьба за
палку»
Специализированные подвижные игры в
подготовке юных борцов:
Игры в касания, Игры
в теснения, Игры в
дебюты,
Игры в блокирующие захваты, Игры в
атакующие захваты
Раздел 5. Не только школа - 24 часа
14

Практические
занятия,
исследовательск ие
мероприятия,
решение
ситуативных задач,
оценка результатов
подготовки

Итого 1-4 класс

Школы бывают разные. Сила ума. Практические
Самбо – наука об обороне, а не занятия
нападении.
Квест Проект
Эстафеты: «Я – Спортсмен, Я - Чемпион, Создание
ЯЛичность!»
Интеллектуальная презентаций
викторина «Знатоки самбо».
Проектная работа «Самбо родного
края»
Фестиваль
«Кубань
могучий,
спортивный край»: Визитная карточка
участников. Мода Самбо. Креатив
Самбо - художественное мастерство.
135 часов

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от 26 августа 2022 года №1
Руководитель МО______О.А. Письменная

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________С.И. Бондарева
___ августа 2022 года

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».