МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол № 1 Председатель педагогического совета, директор МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова ____________________Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая тип программы факультатив «Мои помощники – словари» (наименование курса) 1 год (срок реализации программы) 17 часов (количество часов) 9-10 лет (возраст обучающихся) Письменная Оксана Юрьевна (Ф.И.О. учителя, составителя) Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Письменной О.Ю., учителем начальных классов МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова, г. Армавир Краснодарского края Программа I. Пояснительная записка В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов одним из основополагающих критериев становится компетентностный подход в обучении. Развитие метапредметных универсальных учебных действий обеспечивается использованием взаимосвязи между различными предметными областями, изучаемыми на разных этапах образования. В связи с этим актуальным становится нахождение таких методов и форм обучения, которые будут способствовать развитию творчески развитой, креативно мыслящей, коммуникативно подготовленной, компетентной личности. Краткосрочный курс «Мои помощники – словари» научит школьников пользоваться справочной литературой, а именно: находить необходимую информацию, анализировать ее, извлекать главное и осмысливать прочитанное. В реализации данного курса предполагается организовать занятия таким образом, чтобы методы и формы работы позволили обучающимся научиться самостоятельно ориентироваться в новой, возможно, нестандартной для него ситуации, решать коммуникативные и компетентностные задачи. Основной формой организации работы с учащимися в данном курсе являются практикумы. Они будут способствовать правильному выбору словаря, необходимому для решения поставленной задачи, то есть лексической работы: определение норм литературного произношения, постановка правильного ударения, верное токование слова, подбор синонимов, антонимов, омонимов, прямых и переносных значений, многозначность слова, редактирование текста в соответствии с нормами современного литературного языка. Важным приемом организации работы данного курса является исследовательская проектная деятельность, в процессе которой обучающиеся познакомятся не только с видами словарей, но и их авторами, историей жизни, работы. Кроме этого они получат первоначальные представления об отечественной лексикографии, научатся пользоваться основными типами лингвистических словарей. Рабочая программа внеурочной деятельности факультатива «Мои помощники – словари» составлена на основе ООП НОО, календарного графика работы школы в 2022-2023 учебном году, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в обновленном Федеральном 2 государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также с учетом Программы воспитания МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова. Программа данного курса предназначена для обучающихся 3 класса и рассчитана на 17 часов и состоит из 6 тематических разделов. Цель курса: формирование потребности у обучающихся начальных классов работать со справочной литературой, видеть в этом необходимость, реализовывать умение находить информацию. Данная цель будет достигнута, если решатся следующие задачи: 1. привитие потребности использования справочной литературы; 2. соблюдение алгоритмов деятельности для решения вопросов, заданий творческого и поискового характера; 3. формирование навыка исследовательской деятельности на основе самостоятельно изучаемых новых и значимых познаний для обучающегося. II. Содержание курса Раздел 1. (3 часа) Мир звуков. Какие звуки нас окружают. Как получаются звуки. Всегда ли звуки складываются в слова. Трудности словесного ударения. Раздел 2. (2 часа) История Азбуки. Может ли у Азбуки быть история? Старинные книги. Раздел 3. (2 часа) У всего есть свое название. Как рождался язык. Как мы знакомимся с родным языком. Сколько слов в родном языке. Активный и пассивный словарный запас. Как узнать новые слова? Раздел 4. (3 часа) Как рождается слово. Производные и непроизводные слова. Однокоренные слова. «Семья» однокоренных слов. Почему бывает так трудно подобрать однокоренные слова разных частей речи. Приёмы словообразования. Раздел 5. (5 часов) Зачем так много словарей? Виды словарей: орфографический, толковый, орфоэпический, словообразовательный, фразеологический, синонимов и антонимов, иностранных слов. Кто составляет словари? Правила пользования словарем и словарной статьей. Где живут словари? Раздел 6. (2 часа) Зачем говорить правильно? Зачем говорить правильно? Как речь характеризует человека. 3 III. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности Личностные результаты: - понимать важность языка и речи в жизни людей; - определять эмоциональную окраску текста, выражать свои эмоции; - понимать и объяснять эмоциональное состояние других людей, сопереживать, сочувствовать; - выражать своё отношение к героям прочитанных литературных произведений и их поступкам; - быть внимательным к речи окружающих, обращать внимание на особенности устной и письменной речи других людей (интонацию, тон речи, темп; выбор слов, речевых оборотов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учиться правильно выражать своё предположение (версию, суждение) на основе работы с материалами; - учиться работать по плану, предложенному учителем. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; - учиться один вид информации преобразовать в другой, готовить краткий пересказ. Коммуникативные УУД: - совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) на данной учебной ступени; - учиться слушать и понимать речь других; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - работать над выразительностью чтения и речью при пересказывании текста; - договариваться с одноклассниками (совместно с учителем) о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Обучающийся научится: 1. Пользоваться словарями учебников. 2. Знать различные типы словарей. Классифицировать словари. 3. Работать с алфавитным словоуказателем. 4. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями. 5. Знать структурные элементы словаря. Обучающийся получит возможность научиться: 1. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия. 2. Готовить рассказ о словаре и его предназначении. 4 3. Работать с орфографическим, толковым, орфоэпическим и другими видами словарей при организации самоконтроля и взаимопроверки работы по развитию речи (изложения, сочинения). 4. Формировать умение работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов по развитию речи (изложений, сочинений). 5. Переносить полученные умения пользоваться словарями русского языка на самостоятельную работу с энциклопедическими словарями по другим учебным предметам. 6. Применять умение работать со словарями для самообразования. IV. Тематическое планирование № п/ п Название разделов и тем Коли чест во часо в Раздел 1. (3 часа) Мир звуков. 1. Какие звуки нас 1 окружают. Как получаются звуки. ЦОР Форма организ ации Основные виды учебной деятельности обучающихся https://resh.edu. Игра ru/ https://school.m os.ru/ Разгадывание кроссвордов; игра «Диктор» (произнесение скороговорок, чистоговорок) 2. Всегда ли звуки 1 https://school.m МиниМинискладываются в os.ru/ исследо исследование слова. https://resh.edu. вание «Почему одни ru/ сочетания звуков что-то обозначают, а другие – нет?» 3. Трудности 1 https://school.m Практи Игра «Слоговой словесного os.ru/ ческое аукцион», ударения. занятие, составление миниигра словарика со словами, в которых чаще всего делают ошибки в ударении Раздел 2. (2 часа) История Азбуки. 4. Может ли у 1 https://uchi.ru/ Проект Проект «Сколько Азбуки быть infourok.ru лет Азбуке?» история? 5. Старинные книги. 1 https://resh.edu. Заочное Изучение ru/ путешес видеоматериалов о твие старинных книгах, 5 хранящихся музеях библиотеках. в и Раздел 3. (2 часа) У всего есть свое название. 6. Как рождался 1 infourok.ru язык. Как мы https://uchi.ru/ знакомимся с родным языком. Экскурс Посещение ия краеведческого музея, изучение письменных документов прошлых столетий, сравнение с современными. 7. Сколько слов в 1 infourok.ru МиниНаблюдение над родном языке. https://school.m исследо лексическим Активный и os.ru/ вание, богатством языка пассивный игры на примере словарный запас. литературных Как узнать новые произведений. слова? Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам» Раздел 4. (3 часа) Как рождается слово. 8. Производные и 1 https://resh.edu. Проект Проект «Семья», непроизводные ru/ составление групп слова. https://school.m однокоренных Однокоренные os.ru/ слов. слова. «Семья» infourok.ru однокоренных слов. 9. Почему бывает 1 infourok.ru Практи Творческие так трудно https://school.m ческая групповые задания подобрать os.ru/ работа по подбору однокоренные однокоренных слова разных слов. частей речи. 10. Приёмы 1 https://resh.edu. Творчес Игра «Кто больше словообразования ru/ кая образует слов от . https://school.m работа одного корня» os.ru/ Раздел 5. (5 часов) Зачем так много словарей? 11. Виды словарей: 1 https://uchi.ru/ Экскурс Экскурсия в орфографический https://resh.edu. ия, школьную , толковый, ru/ библиот библиотеку орфоэпический, https://school.m ечный словообразовател os.ru/ час 6 ьный, фразеологический , синонимов и антонимов, иностранных слов. 12. Виды словарей: 1 орфографический , толковый, орфоэпический, словообразовател ьный, фразеологический , синонимов и антонимов, иностранных слов. 13. Кто составляет 1 словари? 14. Правила 1 пользования словарем и словарной статьей. 15. Где живут 1 словари? Раздел 6. (2 часа) 16. Зачем говорить 1 правильно? 17. Как речь 1 характеризует человека. https://uchi.ru/ Практи https://resh.edu. ческая ru/ работа https://school.m os.ru/ Работа со словарями, изучение словарей разных типов. Проект Проект «Самые известные авторы словарей» Работа со словарями, сходства и различия словарей https://resh.edu. Практи ru/ ческая https://school.m работа os.ru/ Экскурс Экскурсия ия: городскую библиот библиотеку ечный час Миниисследо вание, интервь юирова ние Проект в Сбор информации у окружающих людей, творческий групповой отчет о миниисследовании Проект «Как речь помогает мне в общении?» 7 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от 26 августа 2022 года № 1 _______________ Письменная О.Ю. подпись руководителя МО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Бондарева С.И. подпись Ф.И.О. августа 2022 года Ф.И.О 8