Рабочая программа Наши помощники словари

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2022 года, протокол № 1
Председатель педагогического совета,
директор МАОУ СОШ № 7
имени Г.К. Жукова
____________________Р.Ю. Шаламов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

факультатив «Мои помощники – словари»
(наименование курса)

1 год

(срок реализации программы)

17 часов

(количество часов)

9-10 лет

(возраст обучающихся)

Письменная Оксана Юрьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
Письменной О.Ю., учителем начальных классов МАОУ СОШ №7 имени Г.К.
Жукова, г. Армавир Краснодарского края

Программа
I. Пояснительная записка
В
условиях
внедрения
федеральных
государственных
образовательных стандартов одним из основополагающих критериев
становится компетентностный подход в обучении. Развитие
метапредметных универсальных учебных действий обеспечивается
использованием взаимосвязи между различными предметными
областями, изучаемыми на разных этапах образования. В связи с этим
актуальным становится нахождение таких методов и форм обучения,
которые будут способствовать развитию творчески развитой, креативно
мыслящей, коммуникативно подготовленной, компетентной личности.
Краткосрочный курс «Мои помощники – словари» научит
школьников пользоваться справочной литературой, а именно: находить
необходимую информацию, анализировать ее, извлекать главное и
осмысливать прочитанное.
В реализации данного курса предполагается организовать занятия
таким образом, чтобы методы и формы работы позволили обучающимся
научиться самостоятельно ориентироваться в новой, возможно,
нестандартной для него ситуации, решать коммуникативные и
компетентностные задачи.
Основной формой организации работы с учащимися в данном курсе
являются практикумы. Они будут способствовать правильному выбору
словаря, необходимому для решения поставленной задачи, то есть
лексической работы: определение норм литературного произношения,
постановка правильного ударения, верное токование слова, подбор
синонимов, антонимов, омонимов, прямых и переносных значений,
многозначность слова, редактирование текста в соответствии с нормами
современного литературного языка.
Важным приемом организации работы данного курса является
исследовательская проектная деятельность, в процессе которой
обучающиеся познакомятся не только с видами словарей, но и их
авторами, историей жизни, работы. Кроме этого они получат
первоначальные представления об отечественной лексикографии,
научатся пользоваться основными типами лингвистических словарей.
Рабочая программа внеурочной деятельности факультатива «Мои
помощники – словари» составлена на основе ООП НОО, календарного
графика работы школы в 2022-2023 учебном году, положений
и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
обновленном
Федеральном
2

государственном образовательном стандарте начального общего
образования, а также с учетом Программы воспитания МАОУ СОШ №7
имени Г.К. Жукова.
Программа данного курса предназначена для обучающихся 3 класса
и рассчитана на 17 часов и состоит из 6 тематических разделов.
Цель курса: формирование потребности у обучающихся начальных
классов работать со справочной литературой, видеть в этом
необходимость, реализовывать умение находить информацию.
Данная цель будет достигнута, если решатся следующие задачи:
1. привитие потребности использования справочной литературы;
2. соблюдение алгоритмов деятельности для решения вопросов,
заданий творческого и поискового характера;
3. формирование
навыка исследовательской деятельности на
основе самостоятельно изучаемых новых и значимых познаний
для обучающегося.
II. Содержание курса
Раздел 1. (3 часа) Мир звуков.
Какие звуки нас окружают. Как получаются звуки. Всегда ли звуки
складываются в слова. Трудности словесного ударения.
Раздел 2. (2 часа) История Азбуки.
Может ли у Азбуки быть история? Старинные книги.
Раздел 3. (2 часа) У всего есть свое название.
Как рождался язык. Как мы знакомимся с родным языком. Сколько
слов в родном языке. Активный и пассивный словарный запас. Как
узнать новые слова?
Раздел 4. (3 часа) Как рождается слово.
Производные и непроизводные слова. Однокоренные слова. «Семья»
однокоренных слов. Почему бывает так трудно подобрать
однокоренные слова разных частей речи. Приёмы словообразования.
Раздел 5. (5 часов) Зачем так много словарей?
Виды словарей: орфографический, толковый, орфоэпический,
словообразовательный, фразеологический, синонимов и антонимов,
иностранных слов. Кто составляет словари? Правила пользования
словарем и словарной статьей. Где живут словари?
Раздел 6. (2 часа) Зачем говорить правильно?
Зачем говорить правильно? Как речь характеризует человека.
3

III.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:
- понимать важность языка и речи в жизни людей;
- определять эмоциональную окраску текста, выражать свои эмоции;
- понимать и объяснять эмоциональное состояние других людей,
сопереживать, сочувствовать;
- выражать своё отношение к героям прочитанных литературных
произведений и их поступкам;
- быть внимательным к речи окружающих, обращать внимание на особенности
устной и письменной речи других людей (интонацию, тон речи, темп; выбор
слов, речевых оборотов и знаков препинания: точка или многоточие, точка
или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться правильно выражать своё предположение (версию, суждение) на
основе работы с материалами;
- учиться работать по плану, предложенному учителем.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
- учиться один вид информации преобразовать в другой, готовить краткий
пересказ.
Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной
форме (на уровне предложения или небольшого текста) на данной учебной
ступени;
- учиться слушать и понимать речь других;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые
слова;
- работать над выразительностью чтения и речью при пересказывании текста;
- договариваться с одноклассниками (совместно с учителем) о правилах
поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Обучающийся научится:
1. Пользоваться словарями учебников.
2. Знать различные типы словарей. Классифицировать словари.
3. Работать с алфавитным словоуказателем.
4. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.
5. Знать структурные элементы словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.
2. Готовить рассказ о словаре и его предназначении.
4

3. Работать с орфографическим, толковым, орфоэпическим и другими видами
словарей при организации самоконтроля и взаимопроверки работы по
развитию речи (изложения, сочинения).
4. Формировать умение работать с несколькими словарями в связи с
редактированием текстов по развитию речи (изложений, сочинений).
5. Переносить полученные умения пользоваться словарями русского языка на
самостоятельную работу с энциклопедическими словарями по другим
учебным предметам.
6. Применять умение работать со словарями для самообразования.
IV. Тематическое планирование
№
п/
п

Название
разделов и тем

Коли
чест
во
часо
в
Раздел 1. (3 часа) Мир звуков.
1. Какие звуки нас 1
окружают.
Как
получаются
звуки.

ЦОР

Форма
организ
ации

Основные
виды
учебной
деятельности
обучающихся

https://resh.edu. Игра
ru/
https://school.m
os.ru/

Разгадывание
кроссвордов; игра
«Диктор»
(произнесение
скороговорок,
чистоговорок)
2. Всегда ли звуки 1
https://school.m МиниМинискладываются в
os.ru/
исследо исследование
слова.
https://resh.edu. вание
«Почему
одни
ru/
сочетания звуков
что-то обозначают,
а другие – нет?»
3. Трудности
1
https://school.m Практи Игра
«Слоговой
словесного
os.ru/
ческое
аукцион»,
ударения.
занятие, составление миниигра
словарика
со
словами,
в
которых
чаще
всего
делают
ошибки в ударении
Раздел 2. (2 часа) История Азбуки.
4. Может
ли
у 1
https://uchi.ru/ Проект Проект «Сколько
Азбуки
быть
infourok.ru
лет Азбуке?»
история?
5. Старинные книги. 1
https://resh.edu. Заочное Изучение
ru/
путешес видеоматериалов о
твие
старинных книгах,
5

хранящихся
музеях
библиотеках.

в
и

Раздел 3. (2 часа) У всего есть свое название.
6. Как
рождался 1
infourok.ru
язык. Как мы
https://uchi.ru/
знакомимся
с
родным языком.

Экскурс Посещение
ия
краеведческого
музея,
изучение
письменных
документов
прошлых столетий,
сравнение
с
современными.
7. Сколько слов в 1
infourok.ru
МиниНаблюдение над
родном
языке.
https://school.m исследо лексическим
Активный
и
os.ru/
вание,
богатством языка
пассивный
игры
на
примере
словарный запас.
литературных
Как узнать новые
произведений.
слова?
Игры:
«Найди
слово», «Отгадай
по признакам»
Раздел 4. (3 часа) Как рождается слово.
8. Производные
и 1
https://resh.edu. Проект Проект «Семья»,
непроизводные
ru/
составление групп
слова.
https://school.m
однокоренных
Однокоренные
os.ru/
слов.
слова.
«Семья»
infourok.ru
однокоренных
слов.
9. Почему
бывает 1
infourok.ru
Практи Творческие
так
трудно
https://school.m ческая
групповые задания
подобрать
os.ru/
работа
по
подбору
однокоренные
однокоренных
слова
разных
слов.
частей речи.
10. Приёмы
1
https://resh.edu. Творчес Игра «Кто больше
словообразования
ru/
кая
образует слов от
.
https://school.m работа
одного корня»
os.ru/
Раздел 5. (5 часов) Зачем так много словарей?
11. Виды словарей: 1
https://uchi.ru/ Экскурс Экскурсия
в
орфографический
https://resh.edu. ия,
школьную
,
толковый,
ru/
библиот библиотеку
орфоэпический,
https://school.m ечный
словообразовател
os.ru/
час
6

ьный,
фразеологический
, синонимов и
антонимов,
иностранных
слов.
12. Виды словарей: 1
орфографический
,
толковый,
орфоэпический,
словообразовател
ьный,
фразеологический
, синонимов и
антонимов,
иностранных
слов.
13. Кто
составляет 1
словари?
14. Правила
1
пользования
словарем
и
словарной
статьей.
15. Где
живут 1
словари?

Раздел 6. (2 часа)
16. Зачем говорить 1
правильно?

17. Как
речь 1
характеризует
человека.

https://uchi.ru/ Практи
https://resh.edu. ческая
ru/
работа
https://school.m
os.ru/

Работа
со
словарями,
изучение словарей
разных типов.

Проект

Проект
«Самые
известные авторы
словарей»
Работа
со
словарями,
сходства
и
различия словарей

https://resh.edu. Практи
ru/
ческая
https://school.m работа
os.ru/

Экскурс Экскурсия
ия:
городскую
библиот библиотеку
ечный
час
Миниисследо
вание,
интервь
юирова
ние
Проект

в

Сбор информации
у
окружающих
людей, творческий
групповой отчет о
миниисследовании
Проект «Как речь
помогает мне в
общении?»

7

СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического
объединения учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова
от 26 августа 2022 года № 1
_______________
Письменная О.Ю.
подпись руководителя МО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Бондарева С.И.
подпись

Ф.И.О.

августа 2022 года

Ф.И.О

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».