Рабочая программа Мой друг Русский язык

Муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 7 имени Г.К. Жукова

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2022 года, протокол №1
председатель педагогического совета,
директор школы
________________ Р.Ю. Шаламов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

кружок Мой друг «Русский язык»
(наименование курса)

1 год

(срок реализации программы)

17 часов

(количество часов)

7 - 8 лет

(возраст обучающихся)

Емелькина Оксана Анатольевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования на основе примерной программы внеурочной деятельности
ФГОС

Год составления 2022г.

Пояснительная записка
Успешное
овладение
знаниями
в
начальных
классах
общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе.
Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и
насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей,
показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом
случае на помощь приходит кружок «Мой друг “Русский язык”»,
являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость в разработке программы кружка заключается в желании
детей узнать нечто новое о русском языке.
Главной целью улучшить уровень знаний по русскому языку, углубить
теоретические знания и развить практические навыки обучающихся,
проявивших способности; способствовать возникновению интереса у
большинства учеников.
Цель программы достигается в результате решения ряда
взаимосвязанных между собой задач:
 способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному
предмету;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних
интересов, культуры мышления;
 способствовать развитию смекалки и сообразительности.
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год для учащихся 2 –ых классов. Занятия
проводятся 1 раз в неделю, 17 часа в год.
Кружок «Мой друг “Русский язык”» позволяет наиболее успешно
применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут
и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ:
 игры и игровые элементы,
 дидактический и раздаточный материал,
 пословицы и поговорки, считалки, рифмовки,
 ребусы, кроссворды, головоломки,
 сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 игровая;
2

 теоретическая;
 практическая.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 обращать внимание на особенности устных и письменных
высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и
знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный
знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу
класса
Обучающиеся должны знать:
Правила
правописания
слов
с
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
3

изученными

2 - го

орфограммами.

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами,
приставки
–
слитно.
Разбирать
слова
по
составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих
согласных,
непроизносимых
согласных
в
корне
слова.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные
правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними
слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Содержание занятий.
1. Мир полон звуков (3 часа)
Звуки речи (гласные- ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие,
парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Роль ударения в словах. Междометия, предлоги, союзы, местоимения,
частицы.
Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово»,
«Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка»,
«Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое
слово» и др.
2. Азбука, прошедшая сквозь века (2 часа)
Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита. Устная и
письменная речь и ее происхождение. Тайны и загадки русской графики.
Страницы древних книг.
Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж»,
«Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения»,
«Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!»,
«Гребешок» и др.
3. Всему название дано (2 часа)
Сколько слов в русском языке. Словари сокровища языка. Рождение слова.
Игры «Ключ», «Мир», «Худой», «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать»,
«Три» и др.
4. Как делаются слова (4 часа)
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка»,
«суффикс», развитие умения видеть корень в словах, в том числе с
чередующимися согласными. Сложные слова.
Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и
метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами».

4

5. Секреты правильной речи (6 часов)
Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова. Новые слова. Слова
одинаковые по звучанию, но разные по значению. Фразеологические
обороты.
Игры ««Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух»,
«А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.
Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование разделов
Мир полон звуков
Азбука, прошедшая сквозь века
Всему название дано
Как делаются слова
Секреты правильной речи
Итого

№
п/п

Количество часов
3
2
2
4
6
17 часа

Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов, тем
Кол-во
Да- Характеристика
часов
та
основных видов
деятельности
ауд
внеау
учащихся
дит

1

2

3

4

5

Мир полон звуков
Звуки вокруг нас. Звуки речи (гласныеударные и безударные) согласные (звонкие
и глухие, парные и непарные; твердые и
мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Разгадывание загадок.

3

Фабрика речи. Междометия, предлоги,
1
союзы, местоимения, частицы. Игры
«Составь слово», «Угадайка»
Тренировочные упражнения в произнесении
звуков
Трудности словесного ударения.
1
Проговаривание слов по слогам. Игры
«Найди другое слово», «Пройди через
ворота», «Найди пару».
Азбука, прошедшая сквозь века
Буквы старые и новые. Русская азбука или
алфавит. История происхождения алфавита.
Так считали наши предки. Игры «Язык»,
«Колокольчик».
Страницы древних книг. Игры «Носы и
хвосты», «Морж». Живая и веселая буква
алфавита. Загадки русской графики.
Страницы древних книг.
5

Знание
отличительных
особенностей гласных
и согласных, твёрдых
и мягких звуков,
правописание
йотированных
гласных.
Осознание богатства
выразительных
средств русского
языка.

1

Умение соотносить
слоговое строение
слова и варианты
переноса.
2
1

1

Осознание богатства
выразительных
средств русского
языка.
Восприятие русского
языка как явления
национальной
культуры.

6
7

8

9
10

11

12

13
14

15

16
17

Всему название дано
Рождение языка. Сколько слов в языке. Как
и почему появляются новые слова?
Словари - сокровища языка. Увлекательные
истории о самых простых вещах.
Как делаются слова
Закрепление понятий «корень слова»,
«однокоренные слова». Есть «родители» у
слов? Секреты родственных слов. Игра
«Третий лишний».
Сложные слова. Слова «готовые» и
«сделанные». Игра «Образуй слова».
Закрепление понятий «приставка»,
«суффикс». Когда нужно «приставить»,
«отставить» и «переставить».
Что нам стоит слово построить. Внимание,
корень! Правильные корни и корни-уродцы.
«Дальние родственники». Такие разные
суффиксы . «Смыслиночки» суффиксов.
Секреты правильной речи
Словарное богатство русского языка.
Выбираем точное слово. Игры «Второе
название животного», «Назови по-другому».
Устаревшие слова. Когда у слов много
общего.
Новые слова. «Местные жители» и
«иностранцы». Знакомство с
заимствованными словами.
Слова одинаковые по звучанию, но разные
по значению. Слова – омонимы.
Разгадывание загадок, шарад, ребусов.
Фразеологические обороты. Выбор
фразеологизма речи.
Викторина «Слово не воробей, вылетит – не
поймаешь»

2

1
4

Умение
квалифицировать
объект (корень слова,
суффикс, приставку и
т.д.) с позиций
совокупности его
отличительных
признаков. Различать
группы родственных
слов, слова с
омонимичными
корнями, синонимы.

1

1
1

1

6

СОГЛАСОВАНО

1
1

1

1
1
6
17

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова
от 26 августа 2022 года № 1
_______________
Письменная О.Ю.
подпись руководителя МО

Применять знание
алфавита при работе
со словарями,
справочниками,
каталогами.
Уметь составлять
кроссворды.
Осознание богатства
выразительных
средств русского
языка. Осознание
языка как основного
средства мышления и
общения. Знать о роли
крылатых выражений
и слов.

1

11
Итого

Умение работать со
словарями,
справочниками,
каталогами.

1

Заместитель директора по УВР
_______________ Бондарева С.И.
подпись

августа

Ф.И.О

6

2022 года

Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».