Муниципальное образование город Армавир муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 имени Г.К. Жукова УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол №1 председатель педагогического совета, директор школы ________________ Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая тип программы кружок Мой друг «Русский язык» (наименование курса) 1 год (срок реализации программы) 17 часов (количество часов) 7 - 8 лет (возраст обучающихся) Емелькина Оксана Анатольевна (Ф.И.О. учителя, составителя) Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности ФГОС Год составления 2022г. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок «Мой друг “Русский язык”», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Необходимость в разработке программы кружка заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью улучшить уровень знаний по русскому языку, углубить теоретические знания и развить практические навыки обучающихся, проявивших способности; способствовать возникновению интереса у большинства учеников. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач: способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; совершенствование общего языкового развития учащихся; способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; способствовать развитию смекалки и сообразительности. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. Срок реализации Программа рассчитана на 1 год для учащихся 2 –ых классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 17 часа в год. Кружок «Мой друг “Русский язык”» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; 2 теоретическая; практическая. Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу класса Обучающиеся должны знать: Правила правописания слов с Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа. Обучающиеся должны уметь: 3 изученными 2 - го орфограммами. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст. Содержание занятий. 1. Мир полон звуков (3 часа) Звуки речи (гласные- ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Роль ударения в словах. Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы. Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др. 2. Азбука, прошедшая сквозь века (2 часа) Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита. Устная и письменная речь и ее происхождение. Тайны и загадки русской графики. Страницы древних книг. Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др. 3. Всему название дано (2 часа) Сколько слов в русском языке. Словари сокровища языка. Рождение слова. Игры «Ключ», «Мир», «Худой», «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др. 4. Как делаются слова (4 часа) Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в словах, в том числе с чередующимися согласными. Сложные слова. Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами». 4 5. Секреты правильной речи (6 часов) Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова. Новые слова. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Фразеологические обороты. Игры ««Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др. Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов Мир полон звуков Азбука, прошедшая сквозь века Всему название дано Как делаются слова Секреты правильной речи Итого № п/п Количество часов 3 2 2 4 6 17 часа Календарно-тематическое планирование Наименование разделов, тем Кол-во Да- Характеристика часов та основных видов деятельности ауд внеау учащихся дит 1 2 3 4 5 Мир полон звуков Звуки вокруг нас. Звуки речи (гласныеударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Разгадывание загадок. 3 Фабрика речи. Междометия, предлоги, 1 союзы, местоимения, частицы. Игры «Составь слово», «Угадайка» Тренировочные упражнения в произнесении звуков Трудности словесного ударения. 1 Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Азбука, прошедшая сквозь века Буквы старые и новые. Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита. Так считали наши предки. Игры «Язык», «Колокольчик». Страницы древних книг. Игры «Носы и хвосты», «Морж». Живая и веселая буква алфавита. Загадки русской графики. Страницы древних книг. 5 Знание отличительных особенностей гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков, правописание йотированных гласных. Осознание богатства выразительных средств русского языка. 1 Умение соотносить слоговое строение слова и варианты переноса. 2 1 1 Осознание богатства выразительных средств русского языка. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Всему название дано Рождение языка. Сколько слов в языке. Как и почему появляются новые слова? Словари - сокровища языка. Увлекательные истории о самых простых вещах. Как делаются слова Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова». Есть «родители» у слов? Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Сложные слова. Слова «готовые» и «сделанные». Игра «Образуй слова». Закрепление понятий «приставка», «суффикс». Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить». Что нам стоит слово построить. Внимание, корень! Правильные корни и корни-уродцы. «Дальние родственники». Такие разные суффиксы . «Смыслиночки» суффиксов. Секреты правильной речи Словарное богатство русского языка. Выбираем точное слово. Игры «Второе название животного», «Назови по-другому». Устаревшие слова. Когда у слов много общего. Новые слова. «Местные жители» и «иностранцы». Знакомство с заимствованными словами. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Фразеологические обороты. Выбор фразеологизма речи. Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» 2 1 4 Умение квалифицировать объект (корень слова, суффикс, приставку и т.д.) с позиций совокупности его отличительных признаков. Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. 1 1 1 1 6 СОГЛАСОВАНО 1 1 1 1 1 6 17 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от 26 августа 2022 года № 1 _______________ Письменная О.Ю. подпись руководителя МО Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Уметь составлять кроссворды. Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения. Знать о роли крылатых выражений и слов. 1 11 Итого Умение работать со словарями, справочниками, каталогами. 1 Заместитель директора по УВР _______________ Бондарева С.И. подпись августа Ф.И.О 6 2022 года Ф.И.О.