Рабочая программа История кубанского казачества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова
от « 30» августа 2022 года протокол № _1_
Председатель, директор школы
________________ Шаламов Р.Ю.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

кружок «История и культура кубанского казачества»
(наименование курса)

4 года
(срок реализации программы)

119 часов
(количество часов)

6,5 – 10 лет
(возраст обучающихся)

Бондарева Светлана Ивановна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа кружка «История и культура кубанского казачества»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
образовательной программы дополнительного образования детей «История и
культура кубанского казачества» (1-4 классы), авторы: Мирук М.В., Еременко
Е.Н., Чуп О.В. /Адм.Краснодарского края, Департамент по делам казачестива,
Кубанское казачье войско, Краснодар, 2009г.

Год составления 2022г.

1. Пояснительная записка
Специфика курса «История и культура кубанского казачества»
состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не
только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические
знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт
возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах
истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье,
представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Цель - формирование начального представления о кубанском
казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям
кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и
культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма
учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
 воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
 привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
 знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и
обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
 приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
 знакомство с некоторыми событиями в истории и современности
кубанского казачества;
 формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
 развитие творческих способностей детей;
 формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является выделение
авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет
обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков»,
«Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества»,
«Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная
культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и
задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела
усложняются в зависимости от возраста учащихся.
В основе построения программы лежит концентрический принцип,
который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего
школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем,
систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета.
Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что
ближе всего ребёнку 6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его
семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие
представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой
казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту,
формирование внимательного отношения к ближайшему окружению
ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и
воспитания – принципу природосообразности.
2

Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения
направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских
казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные
исторические периоды, значимости деятельности кубанских казаков.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся
через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с
жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой
же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои,
обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают
ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме
получить сложную для понимания информацию.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того,
насколько
он
содержательно
интегрируется
с
курсами
«Кубановедение», «Основы православной культуры»,
курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
 Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к
историческому и культурному наследию своего народа.
 Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций
кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.
 Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.
 Православная культура как основа духовных ценностей казака.
На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в
начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в
неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
2. Планируемые результаты изучения курса «История и культура
кубанского казачества»
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение
обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского
казачества» должны отражать сформированность:

осознания себя гражданином России и жителем казачьего края,
чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;

уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре,
своей семье;

социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения
истории и культуры кубанского казачества;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения;

чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях;
3



мотивации к труду, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям
Метапредметными результатами освоения курса «История и культура
кубанского казачества» являются:

способность осознавать цель и задачи изучения предмета;

освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в ходе исследовательской деятельности в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата;

освоение доступных способов изучения истории и культуры
кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих
людей, в открытом информационном пространстве);

использование различных способов поиска (интервьюирование,
справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами;
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;

умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать;
соблюдать нормы информационной этики;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.
Выпускник научится различать:
-фольклорные формы кубанского казачества,
-особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков,
-историю своей казачьей семьи или историю своих одноклассников,
-уклад жизни, особенности численного состава
и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи,
-основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества,
-основные технологические особенности изготовления отдельных изделий,
-основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой
кубанского казачества,
-памятные события и даты, связанные с историческими событиями
кубанского казачества,
-основы духовной жизни кубанских казаков,
-структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Выпускник получит возможность научиться:
-исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского
казачества,
4

№

Содержание

Классы

п/

(разделы, темы)

1
аудиторные
внеаудиторные

аудиторные
внеаудиторные

аудиторные
внеаудиторные

аудиторные
внеаудиторные

-реконструировать основные праздничные обряды,
-рассказать о своём казачьем роде,
-выполнять домашние обязанности в соответствии с технологическими
особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского
казачества,
-выполнить исследовательский проект на тему «история и культура
кубанского казачества».
3. Таблица распределения тем примерной программы по предмету
по классам изучения курса

1.

Вводное занятие

-

1

-

1

-

1

-

1

2.

1

1

3

1

3

1

3

1

1

1

3

1

3

1

3

1

1

1

3

1

3

1

3

1

1

1

3

1

3

1

3

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

3

1

3

1

3

1

1

1

3

1

3

1

3

1

9.

Традиционная
культура кубанских
казаков
История моей
казачьей семьи
Труд и быт казаков
на Кубани
Декоративноприкладное
искусство
Памятники истории
кубанского
казачества
Основные памятные
даты и знаменитые
события из истории
кубанского
казачества
Православие и
казачество
Казак – патриот

1

1

3

1

3

1

3

1

10.

Подведение итогов

п

3.
4.
5.

6.

7.

8.

Итого:

2

3

4

1

-

2

-

2

-

2

-

8

9

25

9

25

9

25

9

17

34

5

34

34

4. Содержание программы
1 год обучения (17 часов)
Вводное занятие (1)
Традиционная культура кубанских казаков (2)
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков.
Потешки, Считалки. Заклички.
История моей казачьей семьи (2)
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения
членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Труд и быт казаков на Кубани (2)
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и
коллективный труд в жизни казаков.
Декоративно-прикладное искусство (2)
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают
изделия (дерево, глина, лоза и т.д.). Образцы изделий, предметов ДПИ,
изготовленных в Краснодарском крае.
Памятники истории кубанского казачества (1)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и
культуры родного населенного пункта.
Основные памятные даты и знаменитые события
из истории
кубанского казачества (2)
Основные памятные даты и знаменитые события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Православие и казачество (2)
Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и
стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
Казак- патриот (2)
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
Подведение итогов (1)
2 год обучения (34 часа).
Вводное занятие (1)
Традиционная культура кубанских казаков. (4)
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички.
Кубанский говор.
История моей казачьей семьи (4)
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные
ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Труд и быт казаков на Кубани (4)
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство
жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.
Декоративно-прикладное искусство (4)
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими
руками:
6

-сбор и подготовка материалов, распространенный в данной местности,
-основные техники работы с материалами,
-последовательность этапов изготовления изделий,
-презентация творческих работ.
Памятники истории кубанского казачества (3)
Памятники казакам – защитникам Родины.
Основные памятные даты и знаменитые события
из истории
кубанского казачества (4)
Основные памятные даты и знаменитые события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Православие и казачество (4)
Святой покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь
Александр Невский. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец –
особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник
Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в
казачьей хате.
Казак- патриот (4)
Нравственные ценности казаков – основа патриотизма кубанского казака.
Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.
Подведение итогов (2)
3 год обучения (34 часа)
Вводное занятие (1)
Традиционная культура кубанских казаков. (4)
Фольклор жителей своего города. Песни, сказки, поговорки, предания в
моей семье.
История моей казачьей семьи (4)
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории
родной Кубани.
Труд и быт казаков на Кубани (4)
Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.
Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и
соломки, гончарное и др.
Декоративно-прикладное искусство (4)
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими
руками:
-сбор и подготовка материалов, распространенный в данной местности,
-основные техники работы с материалами,
-последовательность этапов изготовления изделий,
-презентация творческих работ.
Памятники истории кубанского казачества (3)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и
культуры Краснодарского края. Памятник ЕкатеринеII в ЕкатеринодареКраснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
7

Основные памятные даты и знаменитые события
из истории
кубанского казачества (4)
Основные памятные даты и знаменитые события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Православие и казачество (4)
Православный войсковой собор –храм Святого благоверного князя
Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий –
православная церковь в родном городе. Казак в храме. Молитва.
Казак- патриот (4)
Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц.
Екатеринодар – казачья станица.
Подведение итогов (2)
4 год обучения (34 часа)
Вводное занятие (1)
Традиционная культура кубанских казаков. (4)
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки,
колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
История моей казачьей семьи (4)
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани.
Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и
приумножение семейных традиций и реликвий.
Труд и быт казаков на Кубани (4)
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная
одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Декоративно-прикладное искусство (4)
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими
руками:
-сбор и подготовка материалов, распространенный в данной местности,
-основные техники работы с материалами,
-последовательность этапов изготовления изделий,
-презентация творческих работ.
Памятники истории кубанского казачества (3)
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры
кубанского казачества. Памятники и музеи.
Основные памятные даты и знаменитые события
из истории
кубанского казачества (4)
Основные памятные даты и знаменитые события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Православие и казачество (4)
Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе.
Православные праздники.
Казак- патриот (4)
8

Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей
отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
Подведение итогов (2)
Направления проектной деятельности учащихся
1 класс
Проект «Семейный фотоальбом»
Проект «Празднование Пасхи»
2 класс
Проект «Семейные традиции»
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
3 класс
Проект «Фольклор жителей моего города».
Проект «Генеалогическое древо моей семьи»
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
4 класс
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
Проект «Православные праздники»
5.Тематическое планирование
1 класс

9

№
п\п

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов
Ау Вне
ди ауд
т

1
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков (2)
2-3 Пословицы и поговорки, колыбельные песни
кубанских казаков. Потешки, считалки. Заклички.
История моей казачьей семьи (2)
4
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи.
Обязанности и увлечения членов семьи.
5
Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Проект.
Труд и быт казаков на Кубани (2)
6
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей
семьи.
7
Индивидуальный и коллективный труд в жизни
казаков.
Декоративно-прикладное искусство (2)
8
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей
местности изготавливают изделия (дерево, глина,
лоза и т.д.).
9
Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных
в Краснодарском крае.
Памятники истории кубанского казачества (1)
10
Основные достопримечательности, памятники
казачьей истории и культуры родного населенного
пункта.
Основные памятные даты и знаменитые события
из истории кубанского казачества (2)

1
1
1

1
1
1
1

1

1
1

1
1

1
1
1

1

1
1
1

1

Основные памятные даты и знаменитые события
1
краевого и местного значения. Персоналии,
историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты.
12 Значение данного события для современного
кубанского казачества. Подготовка и ход
празднования (по выбору педагога).
Православие и казачество ( 2)
1
13 Православная вера – основа казачьей семьи.
1
Почитание родителей и стариков
14 Празднование Рождества Христова и Пасхи в
казачьей семье. Проект.
Казак- патриот (2)
1
15 Казак. Кубанское казачье войско. Атаман.
1
16 Казачья честь. Регалии.
17 Подведение итогов (1)
1

1

11

10

1

1

1
1
1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Познакомиться с
традициями
кубанских казаков.
Знать
правила
поведения
при
посещении храма,
задавать вопросы,
формулировать
выводы.
Знать структуру и
направления
деятельности
Кубанского
казачьего войска,
делиться
впечатлениями от
фотографий и от
картин
на
патриотическую
тему, работать с
терминологически
м словарём
Знать и понимать
уклад жизни,
особенности
численного
состава
и
распределения
обязанностей
традиционной
казачьей семьи.
Познакомиться с
семейными
реликвиями
кубанских казаков.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского
казачества.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского
казачества;

познакомить
учащихся
пословицами,
созданными
Кубани.
2 класс (34 ч)

11

с
на

№
п\п

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов
Ау Вне
ди ауд
т

1
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков (4)
2-3 Детские игры. Игровые припевки.
4-5 Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский
говор.
История моей казачьей семьи (4)
6
Численность и состав традиционной казачьей
семьи.
7
Нравственные ценности семьи. Семейные
традиции.
8
Проект.
9
Распределение обязанностей в семье.
Труд и быт казаков на Кубани (4)
10- Традиционный и современный быт казачьей семьи.
11 Обустройство жилища, домашняя утварь.
12 Кубанская кухня.
13

1
1

3
2
1

1

3
1

1

1

1
1
3
2

1

1

1

1
3
3

1

Конь – верный друг казака.

Декоративно-прикладное искусство (4)
14- Изготовление изделий декоративно-прикладного
16 искусства своими руками (сбор и подготовка
материалов, распространенный в данной местности,
основные техники работы с материалами,
последовательность этапов изготовления изделий).
Проект.
17 Презентация творческих работ.
Памятники истории кубанского казачества (3)
18Памятники казакам – защитникам Родины.
20
Основные памятные даты и знаменитые события

2
2

1
1
1

3

1

из истории кубанского казачества (4)
21- Основные памятные даты и знаменитые события
2
22 краевого и местного значения. Персоналии,
историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты.
23- Значение данного события для современного 1
24 кубанского казачества. Подготовка и ход
празднования (по выбору педагога).
3
Православие и казачество ( 4)
25 Святой покровитель Кубанского казачьего войска – 1
12

1

1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Познакомиться с
традициями
кубанских казаков.
Знать
правила
поведения
при
посещении храма,
задавать вопросы,
формулировать
выводы.
Знать структуру и
направления
деятельности
Кубанского
казачьего войска,
делиться
впечатлениями от
фотографий и от
картин
на
патриотическую
тему, работать с
терминологически
м словарём
Знать и понимать
уклад жизни,
особенности
численного
состава
и
распределения
обязанностей
традиционной
казачьей семьи.
Познакомиться с
семейными
реликвиями
кубанских казаков.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского
казачества.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского

благоверный князь Александр Невский.
26 Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец –
особо почитаемые святые среди кубанских казаков.
27 Православный праздник Покрова Пресвятой
Богородицы.
28 Икона в храмах и жилищах. Красный угол в
казачьей хате.
Казак- патриот (4)
29- Нравственные ценности казаков – основа
30 патриотизма кубанского казака.
31- Юные казаки – будущие защитники родной земли.
32 Казачья честь.
33-34 Подведение итогов (2)
3 год обучения

13

1
1
11
3
2

1

1

1

2

казачества;
познакомить
учащихся с
пословицами,
созданными на
Кубани.

№
п\п

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов
Ау Вне
ди ауд
т

1
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков (4)
2
Фольклор жителей своего города.
Проект.
3
4-5 Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье
История моей казачьей семьи (4)
6
Родословная семьи.
7
Генеалогическое древо. Проект.
8- 9 История семьи в истории родной Кубани
Труд и быт казаков на Кубани (4)
10- Казак - труженик. Традиционные занятия:
11 земледелие и скотоводство
12 Орудие труда кубанских казаков.
13

1
1

3
2

1
3
1

1
1
1

2
3
2

1

1

Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки,
гончарное и др.

3
Декоративно-прикладное искусство (4)
14- Изготовление изделий декоративно-прикладного 3
16 искусства своими руками (сбор и подготовка
материалов, распространенный в данной местности,
основные техники работы с материалами,
последовательность этапов изготовления изделий).
Проект.
17 Презентация творческих работ.
2
Памятники истории кубанского казачества (3)
18Основные достопримечательности, памятники 2
20 казачьей истории и культуры Краснодарского края.
Памятник
Екатерине
1
в
ЕкатеринодареКраснодаре. Личный вклад в охрану и защиту
памятников.
Основные памятные даты и знаменитые события из 3
истории кубанского казачества (4)
21- Основные памятные даты и знаменитые события
2
22 краевого и местного значения. Персоналии,
историческое или культурное событие,
послужившее основанием для памятной даты.
23- Значение данного события для современного 1
24 кубанского казачества. Подготовка и ход
празднования (по выбору педагога).
3
Православие и казачество ( 4)
25- Православный войсковой собор –храм Святого 2
26 благоверного князя Александра Невского в
14

1
1

1
1
1

1

1

1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Познакомиться с
традициями
кубанских казаков.
Знать
правила
поведения
при
посещении храма,
задавать вопросы,
формулировать
выводы.
Знать структуру и
направления
деятельности
Кубанского
казачьего войска,
делиться
впечатлениями от
фотографий и от
картин
на
патриотическую
тему, работать с
терминологически
м словарём
Знать и понимать
уклад жизни,
особенности
численного
состава
и
распределения
обязанностей
традиционной
казачьей семьи.
Познакомиться с
семейными
реликвиями
кубанских казаков.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского
казачества.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского

27
28

Екатеринодаре-Краснодаре.
Дом Божий – православная церковь в родном
городе.
Казак в храме. Молитва.
1

1

Казак- патриот (4)
29- Переселение казаков-черноморцев на Кубань.
30
31- Основание первых станиц. Екатеринодар – казачья
32 станица.

3
2

1

1

1

33-34 Подведение итогов (2)

2

4 год обучения

15

казачества;
познакомить
учащихся
пословицами,
созданными
Кубани.

с
на

№
п\п

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов
Ау Вне
ди ауд
т

1
Вводное занятие
Традиционная культура кубанских казаков (4)
2-3
Календарные обряды и обрядовый фольклор
казаков. Зимние святки, колядки, щедровки.
4-5 Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван
Купала.
История моей казачьей семьи (4)
6
Казачья семья в современном мире. Отношение к
семье на Кубани.
7
Ребенок в казачьей семье.
Воспитание мальчиков и девочек.
Сохранение и приумножение семейных традиций и
реликвий.
Труд и быт казаков на Кубани (4)
10 Традиционные ремесла и промыслы кубанских
казаков.
11 Традиционная одежда.
8
9

12

Казачья станица, двор, дом.

13

Уклад жизни казачьей семьи.

Декоративно-прикладное искусство (4)
14- Изготовление изделий декоративно-прикладного
16 искусства своими руками (сбор и подготовка
материалов, распространенный в данной местности,
основные техники работы с материалами,
последовательность этапов изготовления изделий).
Проект.
17 Презентация творческих работ.
Памятники истории кубанского казачества (3)
18Увековечение памяти выдающихся деятелей
19 истории и культуры кубанского казачества.
20

3
1

1
1
1

2
3
1

1

1

1
1
3
2

1

1

1

1
3
3

1

2
2

1
1
1

3

1

Памятники и музеи.

Основные памятные даты и знаменитые события из
истории кубанского казачества (4)
21- Основные памятные даты и знаменитые события
22 краевого и местного значения. Персоналии,
историческое или культурное событие,
16

2

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Познакомиться с
традициями
кубанских казаков.
Знать
правила
поведения
при
посещении храма,
задавать вопросы,
формулировать
выводы.
Знать структуру и
направления
деятельности
Кубанского
казачьего войска,
делиться
впечатлениями от
фотографий и от
картин
на
патриотическую
тему, работать с
терминологически
м словарём
Знать и понимать
уклад жизни,
особенности
численного
состава
и
распределения
обязанностей
традиционной
казачьей семьи.
Познакомиться с
семейными
реликвиями
кубанских казаков.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского
казачества.
Знать различные
фольклорные
формы кубанского
казачества;

послужившее основанием для памятной даты.
23- Значение данного события для современного 1
24 кубанского казачества. Подготовка и ход
празднования (по выбору педагога).
3
Православие и казачество ( 4)
25- Православные традиции кубанских казаков в быту 2
26 и на службе.
27 Православные праздники.
1
Проект.
28
3
Казак- патриот (4)
29- Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии.
2
30
31- Казаки на страже рубежей отечества. Казачий
1
32 военный костюм. Оружие, награды.
2
33-34 Подведение итогов (2)

1

1

познакомить
учащихся с
пословицами,
созданными на
Кубани.

1
1

1

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 им. Г.К. Жукова
от « » августа 2022 года № 1
___________ Письменная О.Ю.

Заместитель директора по УВР
______________ Бондарева С.И.

подпись руководителя МО

подпись

« »

Ф.И.О.

17

августа

Ф.И.О.

2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».