МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол № 1 Председатель педагогического совета, директор МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова ____________________Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая тип программы кружок «Выразительное чтение» (наименование курса) 1 год (срок реализации программы) 34 часа (количество часов) 9 - 11 лет (возраст обучающихся) Маралова Татьяна Сергеевна (Ф.И.О. учителя, составителя) Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы дополнительного художественного образования «Художественное чтение». Автор С.В. Цецулина Москва. «Просвещение» 2011 год, в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ. 1. Пояснительная записка Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа создаст условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. На занятиях предполагается практическая работа с текстами, с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам, расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности. Задачи: формировать у детей интерес к книге, уметь воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, учить пересказу, развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков; 2 учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла"; создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг; формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса Универсальные учебные действия: Личностными результатами кружка являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятиях; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: 3 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами кружка является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. 3. Предполагаемые результаты. Учащиеся должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству. Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с посторонними, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом. 4. Формы занятий Занятия в кружках проводятся в следующих формах: 1) групповые формы работы; 2) индивидуальные формы работы; 3) конкурсы чтецов, 4 4) 5) 6) 7) викторины, экскурсии, утренники, театрализованные представления. 5. Содержание программы 4 класс (34 часа) Тема 1. Знакомство с кружком (5 ч) Вводное занятие. Выразительное чтение любимых стихов. Выразительное чтение стихов ко дню Учителя. Сказки А.С. Пушкина. Ролевая игра по «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина. Отдельные отрывки. Тема 2. Стихи и рассказы о животных (3 ч) Чтение любимых стихов и рассказов о животных. Рассказы о животных В. Бианки и Н. Сладкова. Рассказы о животных Е. Чарушина. Тема 3. Русский фольклор (8 ч) Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок. Рассказывание русских народных сказок. Интонационно-мелодические типы исполнения стихов. Русские народные песни. Русские народные песни Речь монологическая и диалогическая. Чтение по ролям сказки «Волк и семеро козлят». Логика речи. Ролевая игра по сказке «Колобок». Выразительное чтение сказки «Коза-дереза». Выразительное чтение сказки «Бычок - смоляной бочок». Тема 4. Здравствуй, зимушка-зима! (3 ч) Выразительное чтение стихов к Новому году. Выразительное чтение сказки «Скатерть – самобранка». Выразительное чтение стихов и рассказов о зиме. Тема 5. Творчество зарубежных писателей. (2 ч) Сказки зарубежных писателей. Сказки зарубежных писателей. Тема 6. Поздравляем родных и близких. (4 ч) Работа над литературным монтажом «День защитников Отечества». Работа над литературным монтажом «День защитников Отечества». Характерные особенности стихотворной речи. Стихи к 8 Марта. Характерные особенности стихотворной речи. Стихи к 8 Марта. Тема 7. Рассказы Н. Носова (3 ч) Работа над рассказами Н. Носова. Работа над рассказами Н. Носова. Юмореска – один из жанров художественного слова. Чтение юмористических произведений. Тема 8. Весна красна! (1 ч) Чтение стихов и рассказов о весне. Тема 9. Басни И.А. Крылова (1 ч) И.А. Крылов – мастер басни. Характерные особенности при рассказывании басни. Чтение басен И.А. Крылова. Тема 10. Этот день Победы (2 ч) Стихи и рассказы о войне, о Победе. Самоподготовка произведения по выбору. Декламирование. 5 Тема 11. Скоро лето! (2 ч) Чтение стихов и рассказов о лете. Отчётное выступление кружка. 6 Календарно-тематическое планирование работы кружка «Выразительное чтение» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема, основное содержание Знакомство с кружком Вводное занятие Выразительное чтение любимых стихов. Выразительное чтение стихов ко дню Учителя. Сказки А.С. Пушкина. Ролевая игра по «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина. Отдельные отрывки. Стихи и рассказы о животных Чтение любимых стихов и рассказов о животных. Рассказы о животных В. Бианки и Н. Сладкова. Рассказы о животных Е. Чарушина. Русский фольклор Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок. Рассказывание русских народных сказок. Интонационно-мелодические типы исполнения стихов. Русские народные песни. Русские народные песни Речь монологическая и диалогическая. Чтение по ролям сказки «Волк и семеро козлят». Логика речи. Ролевая игра по сказке «Колобок». Выразительное чтение сказки «Коза-дереза». Выразительное чтение сказки «Бычок - смоляной бочок». Здравствуй, зимушка-зима! Выразительное чтение стихов к Новому году. Количество часов Ауд. Внеауд. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Дата План Характеристика основных видов деятельности учащихся Факт - определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на занятиях; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану; - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя); 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Выразительное чтение сказки «Скатерть – самобранка». Выразительное чтение стихов и рассказов о зиме. Творчество зарубежных писателей. Сказки зарубежных писателей. Сказки зарубежных писателей. Поздравляем родных и близких. Работа над литературным монтажом «День защитников Отечества». Работа над литературным монтажом «День защитников Отечества». Характерные особенности стихотворной речи. Стихи к 8 Марта. Характерные особенности стихотворной речи. Стихи к 8 Марта. Рассказы Н. Носова Работа над рассказами Н. Носова. Работа над рассказами Н. Носова. Юмореска – один из жанров художественного слова. Чтение юмористических произведений. Весна красна! Чтение стихов и рассказов о весне. Басни И.А. Крылова И.А. Крылов – мастер басни. Характерные особенности при рассказывании басни. Чтение басен И.А. Крылова. Этот день Победы. Стихи и рассказы о войне, о Победе. Самоподготовка произведения по выбору. Декламирование. Скоро лето! Чтение стихов и рассказов о лете. Отчётное выступление кружка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; - понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части; - выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывать текст; - составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; - относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; - находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; - относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, героипомощники, нейтральные персонажи); - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от 26 августа 2022 года № 1 _______________ Письменная О.Ю. подпись руководителя МО Заместитель директора по УВР _______________ Бондарева С.И. подпись Ф.И.О. ____________ августа 2022 года Ф.И.О 9 10