МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА МАОУ СОШ Подписано цифровой МАОУ № 7 ИМЕНИ подписью: СОШ № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА Г.К. Дата: 2021.08.30 ЖУКОВА 14:32:46 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от « 30» августа 2021 года протокол № _1_ Председатель, директор школы ________________ Шаламов Р.Ю. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Начальное общее образование: 4 класс Количество часов: 34 Учитель: Аракелян Галина Владимировна Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями); с учетом примерной основной образовательной программы по Основам религиозных культур и светской этики, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15); основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова 29 августа 2018 года, протокол №1, с дополнениями и изменениями, внесёнными решением педагогического совета 30.08.2019 г., протокол №1, с 28.08.2020г., протокол №1, 30.08.2021г, протокол №1; рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от 30 августа 2021 года, протокол №1; с учетом УМК «ОРКСЭ». Сборник рабочих программ для учителей 4 классов /программа «Основы религиозных культур и светской этики», авторы: А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко и др.) - М.: Просвещение, 2014 г. Год составления - 2021 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: бережное к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Личностные результаты: - формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 2 - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные результаты: -понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; -осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; -развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; -ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Выпускник научится: -раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); -ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России; -на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; -излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; -соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: 3 -развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей; -устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; -выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; -акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. 2.Содержание учебного предмета. ООП Россия –наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Авторская Россия – наша Родина. Православное учение о человеке. Библия и Евангелие. Человек и Бог в православии. Проповедь Христа. Культура и религия. Христос и его крест. Чудо в жизни христианина. Православная молитва. Таинство причастия. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Православие о Божием суде. Золотое правило этики. Совесть и раскаяние. Заповеди. Христианин в труде. Подвиг. Милосердие и сострадание. Как христианство пришло на Русь. Храм. Монастырь. Икона. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Пасха. Христианская семья. Отношение христианина к природе. Любовь и уважение к Отечеству. Защита Отечества. Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Российские, православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. 4 Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. Творческие работы учащихся. Подведение итогов Проектных работ учащихся -2 ч 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (34 ч). Разделы программы Темы уроков количес тво часов Россия — наша Родина 1 Культура и религия 1 Человек и Бог в православии 1 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы Основные направлен ия воспитате льной деятельно сти Использовать систему условных 1,2,3,4 обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми. Выделять тему и идею текста, 3,4 формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на 3 уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о дарах, которые Бог дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие 5 Православная молитва 1 Библия и Евангелие 1 Проповедь Христа 1 Христос и Его крест 1 их творческого потенциала. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва — в контексте православной культуры; различные типы молитв, молитву «Отче наш»; жития святых. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему; Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Находить нужную информацию в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Участвовать в рассуждении на заданную тему; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения на основе полученной информации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Нагой проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике 6 3,4 3,4 3,4 3,4 Пасха 1 Православное учение о человеке 1 Совесть и раскаяние 1 Заповеди 1 православного креста. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоятельно читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха). Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека; что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, Обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении покаяния в православии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Выполнять выборочный пересказ текста. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Создавать собственные тексты рассуждения на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о том, что такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею. 7 3,4 3,4 3,4 3,4 Милосердие и сострадание 1 Золотое правило этики 1 Храм 1 Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственноэтической точки зрения. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучать новые понятия: милосердие и сострадание; рассказывать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о библейских притчах. Размышлять и рассуждать на морально – этические темы. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. Соотносить прочитанное с личным опытом. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на морально-этические темы. Прогнозировать результаты работы на уроке. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о золотом правиле этики — главном правиле человеческих отношений; о неосуждении — проявлении милосердия к человеку. Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни соотносить морально-нравственные проблемы с личным жизненным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату 8 3,4 3,4 3,4 Икона 1 Творческие работы учащихся 2 Подведение итогов праздничного проекта 1 и представлять его. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника. Участвовать в беседе. Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры». Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Иметь представление о том, как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Участвовать в беседе. Проверять себя и 9 3,4 3,4 3,4 Как христианство пришло на Русь. 1 Подвиг 1 Заповеди блаженств 1 Зачем творить добро? 1 самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Иметь представление о том, как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвенность. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об учении Христа, о Нагорной проповеди Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной проповеди. Размышлять и рассуждать на морально – этические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст 10 3,4 3,4 3,4 3 Чудо в жизни христианина 1 Православие о Божием суде 1 учебника или словаря. Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Делать выводы о необходимости соблюдения нравственных норм жизни; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом. Анализировать свои и чужие поступки с морально-нравственных позиций. Работать в группах и представлять результаты своей работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Работать в группе; представлять результаты коллективной или индивидуальной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 11 3 3,4 Таинство Причастия 1 Монастырь 1 Отношение христианина к природе 1 Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни, о нравственных нормах монашества. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне. Соотносить духовно-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинения на моральноэтические темы. Работать в парах или группах. Представлять результат этой работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 3,4 Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами. Рассказывать о том, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием. Осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Участвовать в подготовке проектов. Представлять результаты коллективной работы. Соотносить 3,4,8 12 3,4 Христианская семья 1 Защита Отечества 1 духовно-нравственные проблемы с реалиями жизни и личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, что такое венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье. Размышлять и рассуждать на морально этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях учебника; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Участвовать в беседе. Проверять 13 3,4 1,2, 3,4 Христианин в труде 1 Любовь и уважение к Отечеству 1 Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма 1 себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализировать и систематизировать полученные знания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм». Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально – этические темы; 14 3,4,7 1,2,3,4 3 Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики 1 Российские, православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи 1 Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике 1 соотносить морально – нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и т.д.) Проверять себя и самостоятельно оценивать свою деятельность. Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально – этические темы; соотносить морально – нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и т.д.) Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и т.д.) Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и 15 3,4 3,4 3,4,7,8 сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально – этические темы; соотносить морально – нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и т.д.) Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Основные направления воспитательной деятельности: 1.Гражданское воспитание; 2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности; 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание); 5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 8. Экологическое воспитание. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от _27 августа 2021 года № 1 ___________ Письменная О. Ю. подпись руководителя МО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________Бондарева С.И. подпись 28 августа Ф.И.О. 16 Ф.И.О. 2021 года