МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА Подписано МАОУ СОШ цифровой подписью: МАОУ №7 СОШ № 7 ИМЕНИ ИМЕНИ Г.К. Г.К. ЖУКОВА 2021.08.30 ЖУКОВА Дата: 14:45:37 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от « 30» августа 2021 года протокол № _1_ Председатель, директор школы ________________ Шаламов Р.Ю. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) Начальное общее образование: 1-4 классы Количество часов: 28 Учитель: Аракелян Галина Владимировна Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) с учетом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 4 марта 2019 года №1/19); региональным учебно-методическим объединением в системе общего образования Краснодарского края (заседание № 2 от 25 августа 2020 г.) основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова 29 августа 2018 года, протокол №1, с дополнениями и изменениями, внесёнными решением педагогического совета 30.08.2019 г., протокол №1, с 28.08.2020г., протокол №1, 30.08.2021г, протокол №1; рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от 30 августа 2021 года, протокол №1; с учетом УМК «Русский родной язык». Предметная линия учебников «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций/ [О.М. Александрова и др.]. –М.: Просвещение: Учебная литература, 2020. Год составления - 2021 1.Планируемые результаты освоения предмета по «Родному языку (русскому)» Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: бережное действий, приносящих ей вред. к природе; неприятие Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. ЛИЧНОСТНЫЕ: 2 - осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; - осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; - распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); - обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Обучающиеся научатся: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения; - планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; -с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; овладеют начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные Обучающиеся научатся: -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные Обучающиеся научатся: - слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание 3 небольшого объема; - вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения. ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающиеся в конце первого года изучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: -отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги), -распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; - использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; - составлять «Словарь в картинках» - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. При реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся: - составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове; « произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); -различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове; При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся: -различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; -владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; - владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. Обучающиеся получат возможность научиться: -с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака под руководством учителя; 4 -отличать прозаический текст от поэтического: -распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы); - использовать с помощью учителя учебные толковые словари для определения лексического значения слова. 2. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» Таблица распределения тем изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» 1 класс № п/п 1. 2. 3. Разделы примерной программы Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии Секреты речи и текста итого Распределение учебных часов на изучение тем 2 3 2 Всего 7 7 Распределение учебных часов на изучение тем 2 Всего 2 3 2 3 7 7 Распределение учебных часов на изучение тем 2 Всего 2 3 2 3 7 7 Распределение учебных часов на изучение тем 2 Всего 2 3 2 2 класс № п/п Разделы примерной программы 1. Русский язык: прошлое и настоящее 2. 3. Язык в действии Секреты речи и текста итого 2 3 класс № п/п Разделы примерной программы 1. Русский язык: прошлое и настоящее 2. 3. Язык в действии Секреты речи и текста итого 2 4 класс № п/п 1. Разделы примерной программы Русский язык: прошлое и настоящее 5 2 2. 3. Язык в действии Секреты речи и текста итого 2 3 2 3 7 7 1 класс – 7 часов Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа) Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности фольклорного текста. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках». Раздел 2. Язык в действии (1 час) Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа) Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации, высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. 3.1. Учимся разговаривать друг с другом. Диалог как вид речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свое мнение о прочитанном. 6 3.2. Учимся разговаривать со взрослыми. Нормы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями этикета на основе прочитанных произведений. 2 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Проектное задание: «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (2 часа) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа) Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. 3 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа) Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Раздел 2. Язык в действии (2 часа) 7 Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). 4 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч) Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». Раздел 2. Язык в действии (2 ч) Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Раздел 3. Секреты речи и текста (3) 8 Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание деятельности. текста как результата собственной исследовательской Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс-7ч Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основ Универсальные учебные ные действия направ ления воспита тельной деятель ности Русский язык: прошлое и 4 настоящее 1,2,5,6,8 Первые книги на 1 Руси и начало книгопечатания. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. 9 Научатся распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; Практическая 1 работа: «Оформление буквиц и заставок». Научатся отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги) Наблюдение 1 над значением слова. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Особенности фольклорного текста. Имена в малых жанрах фольклора. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Проектное 1 задание «Словарь в картинках». Составляют «Словарь в картинках»; научатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. 7,6 Язык в 1 действии Определение 1 места ударения. Смыслоразличит ельная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм Научатся составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове; 1,2,4,6,7 2 Секреты речи и текста Стандартные 1 обороты речи для участия в диалоге. Овладение Научатся различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации ; владеть 2,3,5,6,7 10 нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. 2 класс-7ч Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Универсальные учебные действия Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости 2 Русский язык: прошлое и настоящее Слова, называющие игры, забавы, 1 игрушки; предметы традиционного русского быта Научатся распознавать 3,5,6,8, слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике. Проектное задание: Научатся использовать словарные статьи 1 11 Язык в 2 действии Секреты 3 речи и текста «Почему это так называется?» учебника для определения лексического значения слова; Разные 1 способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствова 1 ние орфографически х навыков Научатся составлять 1,2,4,6,7,8 звуковые модели слов с постановкой ударения в слове; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове; Связь предложений тексте Научатся устанавливать 4,3, связь предложений в 7,6,8 тексте, овладевать средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. создавать текстыповествования: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создавать тексты: развёрнуто толковать значения слова,владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать 1 в Создание текстовповествований 1 Развёрнутое толкование значения слова 1 12 информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. 3 класс -7ч Раздел Количес Темы тво часов в год (час) 2 Русский язык: прошлое и настоящее Кол-во часов Язык в Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости Слова, называющие природные явления и растения предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей. 2 Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии». 2 Универсальные учебные действия Научатся распознавать 1,2,3,5,6,7 слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей, понимать значение устаревших слов по указанной тематике. Научатся подбирать суффиксы, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка Научатся использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; Для чего нужны суффиксы? 2 13 Научатся составлять 1,2,4,5,6,8 звуковые модели слов с постановкой ударения в слове; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове; образовывать новые слова при помощи суффиксов. действии Какие особенности рода имён существительны х есть в русском языке? 3 Секреты речи и текста Создание текстовповествований. 3 Создание текстоврассуждений. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов. 14 Научатся устанавливать связь предложений в тексте, овладевать средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. создавать текстыповествования: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создавать тексты: развёрнуто толковать значения слова,владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: 2,4, 5,7 выделять в нем наиболее существенные факты. Итого 7 7 Количес Темы тво часов в год (час) Кол-во часов 4 класс -7ч Раздел 2 Русский язык: прошлое и настоящее Универсальные учебные действия Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости Пословицы, поговорки и фразеологизмы из разных языков. 2 Проектные задания, предполагающие работу с толковым Научатся подбирать 1,3,6 пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Научатся сравнивать с пословицами и поговорками других народов. Сравнивать фразеологизмы из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Научатся работать толковым словарем. 15 с словарем. 2 Язык в действии Учимся образовывать глаголы 2 Как и когда появились знаки препинания? Научатся : образовывать 2,3,4,6 трудные формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне); наблюдать за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне); изучать историю возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). 16 3 Секреты речи и текста Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста 3 Научатся : составлять 2,3,5,6,8 план текста, не разделенного на абзацы. Перерабатывать прослушанный или прочитанный текст: пересказ с изменением лица; создавать текст как результат собственной исследовательской деятельности; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, редактировать предложенные и собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; Пересказ текста с изменением лица. применять практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Проектное задание: “Пишем разные тексты об одном и том же”. Итого 7 7 Основные направления воспитательной деятельности: 1.Гражданское воспитание; 2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности; 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание); 5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); 17 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 8. Экологическое воспитание. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от « 27 » августа 2021 года № 1 ___________ О.Ю.Письменная подпись руководителя МО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________С.И. Бондарева подпись « 28 » Ф.И.О. 18 августа Ф.И.О. 2021года