МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от ___ августа 20___ года, протокол №1 Председатель педсовета, директор МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова ____________________ Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ) Основное общее образование: 6-9 классы Количество часов: 28 Учитель: Карталева Елена Васильевна Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями); с рекомендациями по организации изучения родных языков из числа народов Российской Федерации, в том числе как родного, в 2020-2021 учебном году (письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 28.08.2020 № 01-20/3229); на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3,21 от 27.09.2021 г.); основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утвержденной решением педагогического совета МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова 29.08.2018 г., протокол №1; с дополнениями и изменениями, внесенными решением педагогического совета 31.08.2019 г., протокол № 1, 28.08.2020 г., протокол № 1, 30.08.2021 г., протокол № 1; рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утвержденной решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова 30.08.2021 года, протокол №1. Год составления программы – 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; 2 б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): • «Россия — родина моя»; • «Русские традиции»; • «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как 3 важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: - воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; - формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; - осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; - развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: - приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; - осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; - выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально4 специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; - получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; - выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; - формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; - накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; - формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родная литература (русская)» в 6-м - 9-м классах. 6 класс ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У обучающихся будут сформированы: 1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 3. Социальные нормы и правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах 5 возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 4. Нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. 5. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 6. Основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 7. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Обучающиеся приобретают опыт: освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; участия в социально значимом труде. У обучающихся может быть сформировано: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения. Гражданское воспитание: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым 6 подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях. Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Эстетическое воспитание: осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. Экологическое воспитание: активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 7 Метапредметные результаты курса «Родная литература (русская)» формирование универсальных учебных действий (УУД). РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Обучающийся научится: учитывать условия выполнения учебной задачи; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия». Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: изложение содержания прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; умение пользоваться словарями, справочниками; осуществление анализа и синтеза; умение устанавливать причинно-следственные связи; способность строить рассуждения. Обучающийся научится: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при (при методической поддержке учителя); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя); 8 умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Обучающийся научится: продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. Обучающийся получит возможность научиться: аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 6 классе является сформированность следующих умений: 1) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 2) умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 3) умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; 4) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в 9 литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; 5) потребность в самовыражении через слово. Обучающийся научится: владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты; выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть; осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований; обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении; выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения; составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника; письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; выразительно читать произведения лирики. Обучающийся получит возможность научиться: высказывать собственное суждение об иллюстрациях; индивидуально, в паре или в группе вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект); сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их; выразительно читать произведения лирики 7 класс ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Обучающиеся приобретают опыт: 1. Осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа; 2. Осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа; 3. Усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 10 4. Освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 5. Участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6. Участия в социально значимом труде. У обучающихся может быть сформировано: ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения. Гражданское воспитание: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях. Духовно-нравственное воспитание: активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. 11 Эстетическое воспитание: понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. Трудовое воспитание: уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценность научного познания: овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; проведение предметных недель; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ − формирование универсальных учебных действий (УУД) − должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных: 12 РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; навыки смыслового чтения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в 13 форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, метод проектов Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5-7 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 7 классе является сформированность следующих умений: 1) развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле; 2) развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах; 3) развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи; развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации. 8 класс ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 14 Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, включающих: гражданское воспитание: 1) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 2) представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; 3) готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); патриотическое воспитание: 1) осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству; 2) спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам; 3) традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственное воспитание: 1) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; 2) свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетическое воспитание: 15 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; трудовое воспитание: 1) установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; 2) уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; ценность научного познания: 1) ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 16 Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: 1) освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; 2) способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; 3) навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; 4) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; 5) способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, 6) оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. 1.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ − формирование универсальных учебных действий (УУД) − должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. 1.2.1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 17 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. 1.2.2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) навыки смыслового чтения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. 1.2.3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и заданий, метода проектов. Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. 1.3. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 18 должны отражать: 1) понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативноэстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы; 2) проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира; 3) понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы; 4) осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира; 5) развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; 7) применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения; 8) накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Предметными результатами изучения курса «Родная литература (русская)» к концу четвертого года обучения (в 8 классе) является сформированность следующих умений: 1) развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге; 19 2) развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей; 3) развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии; 4) развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации. 9 класс ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, включающих: гражданское воспитание: 1) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм 20 экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 2) представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; 3) готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); патриотическое воспитание: 1) осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству; 2) спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, 3) традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственное воспитание: 1) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; 2) свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 1) осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; 2) умение принимать себя и других, не осуждая; 3) умение осознавать эмоциональное состояние себя и других; 21 4) умение управлять собственным эмоциональным состоянием; 5) сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; трудовое воспитание: 1) установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; 2) уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: 1) освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; 2) способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; 3) навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; 4) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; 22 5) способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, 6) оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Учащиеся приобретают опыт: 1) осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа; 2) осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа; 3) усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 4) освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 5) участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) участия в социально значимом труде. У учащихся может быть сформировано: 1) ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, 2) целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; 4) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 5) моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения. 1.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ − формирование универсальных учебных действий (УУД) − должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных: 23 1.2.1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. 1.2.2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) навыки смыслового чтения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. 1.2.3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к 24 овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, метод проектов Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. 1.3. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» должны отражать: 1) понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативноэстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы; 2) проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранилищу культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира; 3) понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы; 4) осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира; 5) развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; 7) применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в 25 речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения; 8) накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Предметными результатами изучения курса «Родная литература (русская)» к концу пятого года обучения (в 9 классе) является сформированность следующих умений: 1) развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; 2) осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе; 3) русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности; 4) развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством; 5) развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейноэстетический анализ художественного текста; 6) самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; 7) развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 6-9 классы 6 класс (7 часов) Раздел 1. Устное народное творчество (1 час) Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливость, бескорыстного служения Отечеству (сказки). 26 Теория литературы: Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений /Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие)1. Теория литературы: Жанр народной песни. Повествовательное и лирическое начала в народной песне Повествовательное и лирическое начала в народной песне Выразительное чтение произведения. Выразительное чтение произведения. /«Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря», «Добрыня и змей», «Садко», «Святогор-богатырь» и другие.. Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Теория литературы: народная песня, былина, гипербола. Выразительное чтение произведения. Раздел 2. Древнерусская литература (1 час) Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека (повести, хождения, жития) /Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Житие Сергея Радонежского. /Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хожения»). /«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении. Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие, воинская повесть). Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы Раздел 3. Литература XVIII века (1 час) Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца. Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб). Раздел 4. Литература XIX века (1 час) Поэтический образ Родины в лирике XIX века. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности 1 / - отмеченные произведения включаются в рабочую программу по выбору учителя 27 стихотворения. Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение. /Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..." Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение. Раздел 5. Литература XX-XXI веков (2 часа) Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта. /В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки /Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души. Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа. /В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех» Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе. Произведения современных поэтов и прозаиков Кубани о природе родного края. Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план Итоговая аттестация – защита проекта (1 час) 1. Проект сборника «Русские народные песни». 2. Русские богатыри в творчестве русских художников и в «Богатырской симфонии» А. П. Бородина. 3. Литературная гостиная по творчеству писателя (по выбору). 4. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века. 5. Сочинение-отзыв об одном из произведений кубанского писателя (поэта). 7 класс (7 часов) Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной 28 литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5–9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.). Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием. Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература». Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы <…>. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры <…>. 29 Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): Раздел 1. «Россия – родина моя» (1ч); Преданья старины глубокой. Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). Раздел 2. «Русские традиции» (2ч); Праздники русского мира. Пасха. А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). /А. П. Чехов. «Казак». Тепло родного дома. Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Раздел 3. «Русский характер – русская душа» (3ч); Не до ордена – была бы Родина. На Первой мировой войне. Н.С. Гумилёв. «Наступление», «Война». /М.М. Пришвин. «Голубая стрекоза». Загадки русской души. Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». /Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…». /Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». О ваших ровесниках. Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Итоговая аттестация – защита проекта (1 час) 1. Виртуальный музей писателя/поэта 2. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века и др. 3. Военная тема в творчестве кубанских писателей. 30 4. Письмо писателю о произведениях, посвященных проблемам подростков. Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например: поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России. В вариативную часть содержания курса целесообразно включать прежде всего произведения наиболее крупных национальных писателей, внёсших значительный вклад в развитие мировой художественной литературы и писавших как на русском, так и на родном языке. <…>. Почти у каждого народа есть произведения о родном языке <…> Сказанное выше не исключает обращения к произведениям других писателей из разных регионов многонациональной России, в том числе молодых современных авторов, если их творчество посвящено родному краю, является «визитной карточкой» литературы региона. Произведения региональных авторов учителя могут включать в свои рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» (8 класс) РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1 ч) Родные просторы (1 ч). Волга – русская река. В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (1 ч) Праздники русского мира (4 ч). Троица С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» или Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» (по выбору учителя) РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (1 ч) Не до ордена – была бы Родина (1 ч). Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы). Загадки русской души (1 ч). Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс». О ваших ровесниках (1 ч). Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) или Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось…» (главы) (по выбору учителя) Лишь слову жизнь дана (1 ч). Язык поэзии. И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет». Итоговая аттестация (1 час)– защита учебно-исследовательской или проектной работы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» (9 класс) 31 РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч) Преданья старины глубокой (1 ч). Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). или А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент) или М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года» (по выбору учителя). Города земли русской (1 ч) Петербург в русской литературе. О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы» или Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») (по выбору учителя). или Родные просторы (1 ч). Степь раздольная. А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент) (раздел по выбору учителя). РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (1 ч). Праздники русского мира (1 ч) Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт. «Первый Спас». Тепло родного дома (1 ч). Родительский дом. А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы). РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (1 ч) Не до ордена – была бы Родина (1 ч). Великая Отечественная война. Ю. М. Нагибин. «Ваганов». или Загадки русской души (1 ч). Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» или Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» или А. Т. Аверченко. «Русское искусство» (по выбору учителя). или О ваших ровесниках (1 ч). Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент). (раздел по выбору учителя) Лишь слову жизнь дана (1 ч). «Припадаю к великой реке…» И. А. Бродский. «Мой народ». Итоговая аттестация (2 часа)– защита учебно-исследовательской или проектной работы 32 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» в 5-7 классах С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 класс (7 ч) Раздел Кол-во часов Устное народное творчество 6 Темы Кол-во часов Русские народные сказки. 1 Метафоричность русской загадки. 1 Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества. Лексические средства выразительности в художественном тексте. 1 1 Роль грамматических 1 средств выразительности в художественных текстах. Элементы анализа 1 художественного текста. Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности Овладевают навыками различных видов чтения (изучающим, 2,3,4,7 ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала. Пересказывают прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту Создают устные монологические высказывания разного типа; 2,3,4,6 учатся вести диалог. Определяют в произведении элементы сюжета, композиции. Учатся понимать литературные художественные произведения, 3,4,5 отражающие разные этнокультурные традиции; Определяют в произведении идейно-художественное содержание произведения (элементы филологического анализа). Определяют в произведении изобразительно-выразительных 1,2,3,5 средств языка, понимают их роль в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Понимают, интерпретируют и комментируют тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка. 2,3,4 Формируют умение видеть черты русского национального характера в героях литературных произведений. Выявляют авторское отношение к героям, сопоставляют 2,3,4 Итоговая аттестация 1 Защита проектов 1 высказывания критиков и литературоведов, делают выводы и умозаключения Индивидуально, в паре или в группе ведут проектно- 4,5,8 исследовательскую деятельность и оформляют её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 6 класс (7 часов) Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности художественные, 2,3,4 Устное народное творчество 1 1 Правильно, бегло и выразительно читают публицистические и учебные тексты. Выразительно читают произведения и отрывки из них наизусть. Осмысливают, характеризуют изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.) Письменно отвечают на вопросы. Теория литературы: народная песня, былина, гипербола. Выразительное чтение произведения Древнерусская литература 1 Былины. Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хожения»). 1 Литература XVIII века 1 Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. 1 Выявляют роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки 1,2,3,4,5 в раскрытии содержания произведения. Составляют простой и сложный планы изучаемого произведения. Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие, воинская повесть). Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы Объясняют роль художественных средств в произведении и 3,4,5 пользоваться справочным аппаратом учебника. Выразительно читают произведения лирики. Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные 34 Литература XIX века Литература XXXXI веков Защита проекта 1 2 1 Торжественность слога. Размышления о судьбе творца. Красота русской земли 1 в лирике Ф.И. Тютчева. Н.М. Рубцов. Человек и 1 природа в тихой лирике поэта. В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех» Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе. Междисциплинарный 1 исследовательский проект размеры стиха (ямб). Высказывают собственное суждение об иллюстрациях. 1,2,3,4,7 Выразительно читают произведения лирики. Обосновывают свое суждение, дают характеристику героям, 2,3,4 готовят аргументированный отзыв о произведении, сопоставляют произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивают их. Выразительно читают произведения лирики. Обосновывают свое суждение, дают характеристику героям, 2,3,4,7 готовят аргументированный отзыв о произведении, сопоставляют произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивают их. Индивидуально, в паре или в группе ведут проектно- 4,5,8 исследовательскую деятельность и оформляют её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 7 класс (7 часов) Раздел Кол-во часов Темы РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой 1 РУССКИЕ 2 Русские народные песни: исторические и лирические. Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. Пасха Кол-во часов 1 1 Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности художественные, 2,3,4,7 Правильно, бегло и выразительно читают публицистические и учебные тексты. Пересказывают прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту Письменно отвечают на вопросы. Создают устные монологические высказывания разного типа; учатся 3,4,5 35 ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира. Тепло родного дома РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина. Загадки русской души. О ваших ровесниках. 3 Русские мастера. 1 На Первой мировой войне 1 Долюшка женская. 1 Взрослые проблемы Итоговая аттестация детские 1 Защита проектов 1 вести диалог. Определяют в произведении элементы сюжета, композиции. Обосновывают свое суждение, дают характеристику героям, готовят аргументированный отзыв о произведении, сопоставляют произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивают их. Определяют в произведении идейно-художественное содержание произведения (элементы филологического анализа). Определяют в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимают их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Формируют умение видеть черты русского национального характера в героях литературных произведений. Понимают, интерпретируют и комментируют тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка. Выявляют авторское отношение к героям, сопоставляют высказывания критиков и литературоведов, делают выводы и умозаключения Индивидуально, в паре или в группе ведут проектноисследовательскую деятельность и оформляют её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 1,2,3,5 2,3,4 2,3,4,6 2,3,4 4,5,8 8 класс (7 часов) Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 36 РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой 1 Легендарный герой 1 земли русской Иван Сусанин Стихотворения РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира. Тепло родного дома 2 Троица 1 Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы по выбору) 1 Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору) 1 Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик 1 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина. Загадки русской души. О ваших ровесниках. 3 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии писателя. Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения, в том числе наизусть, фрагменты романа, в том числе по ролям. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Владеть различными видами пересказа. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейнохудожественное содержание, определять композиционные особенности произведений. Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть, а также прозаический текст. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Определять художественно-изобразительные средства. Тематически сопоставлять стихотворения русских поэтов. Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами пересказа. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять идейнотематическое содержание художественного текста. Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Выразительно читать прозаическое произведение, в том числе по ролям. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Выразительно читать литературное произведение, выражая личное читательское отношение к прочитанному. Анализировать стихотворение в прозе с учётом его родо-жанровой специфики. Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в 2,3,4,7 3,4,5 1,2,3,5 2,3,4 2,3,4,6 37 Марей» Пора взросления Б. Л. 1 Васильев. «Завтра была война» Защита проектов 1 Итоговая аттестация коллективном диалоге. Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. 2,3,4 Индивидуально, в паре или в группе ведут проектно- 4,5,8 исследовательскую деятельность и оформляют её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 9 класс (7 часов) Раздел Кол-во часов РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира. Тепло родного дома 1 Гроза двенадцатого 1 года Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года 2 Августовские Спасы Стихотворения 1 Родительский дом А. П. Платонов. «На заре туманной юности» 1 Великая Отечественная война Стихотворения 1 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ 3 Темы Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную 2,3,4,7 информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии поэта. Выразительно читать народные песни и стихотворения. Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную 3,4,5 информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать поэтический, в том числе наизусть, и прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами пересказа. Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную 1,2,3,5 информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы. Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную 2,3,4 информацию теоретической статьи к разделу учебника. Составлять тезисный план лекции учителя или статьи учебника. Выразительно 38 ДУША. Не до ордена – была бы Родина. Загадки русской души. О ваших ровесниках. читать стихи и прозу, в том числе наизусть. Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы. Судьбы русских 1 эмигрантов Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство» Прощание с детством 1 Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» Итоговая аттестация Защита проектов 2,3,4,6 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. 2,3,4 Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Индивидуально, в паре или в группе ведут проектно- 4,5,8 исследовательскую деятельность и оформляют её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 1 Примечание Основные направления воспитательной деятельности № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название направления Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Трудовое воспитание. Экологическое воспитание. Ценность научного познания. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от _____ августа 20_____ года № 1 ___________________ Солодовникова Н.В. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Ларина О.М. _____ августа 20____ года 39