01.12.2022
17.04.2023
1. Информацию
о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной
беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы
«к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю
заинтересованность.
2. Если
старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться
понять, с чем это связанно.
3. Полезно
предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то
конкретное занятие.
4. Если
Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не
запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его
выбор.
5. Если
старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить
конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите
своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном
пути.
Нет
проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача,
космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению
в вуз.
Впрочем,
по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого
выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности.
Что
делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную
работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в
8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное
для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку
определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что
большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор
самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед
необходимостью принятия решения.
За
долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было
известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность
подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе,
вполне понятна.
Так
что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность
ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета
от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С
другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый
выбор.
Важно,
чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку
кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя,
воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется,
действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где
налажена доверительная атмосфера.
Если
же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой
конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше
при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак,
задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему
определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1.
Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек
выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни.
Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна
отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких
требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность,
занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в
строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.
Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают,
ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия
набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит
искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый
точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно
поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем,
каким он видит свое будущее.
ШАГ 2.
Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего
выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его
представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.
Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами,
но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие
смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть
начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать
информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист
- отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить
экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что
представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К
профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше
чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз
таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить
его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка
задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности
соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше
информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда,
о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно
выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.
Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой
он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4.
От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами.
Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых,
особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка
заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в
профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5.
Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование и консультирование у
психолога. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире
существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные
качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек
скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой
- соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную
логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно
излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и
организаторские способности и т. д.
Однако
надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос
«кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в
том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.
И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно
верными.
ШАГ 6.
В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в
вуз - и желательно не в один. Не придавайте чрезмерное значение таким походам -
ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои
студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться,
прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7.
Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не
зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном
аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним
вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?
Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно
спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится
стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам:
«Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к
спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает,
кем быть».