Рабочая программа Учимся правильно говорить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «30» августа 2022 года, протокол №1
председатель педагогического совета,
директор школы
________________ Р.Ю. Шаламов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

факультатив «Учимся правильно говорить»
(наименование курса)

4 года

(срок реализации программы)

135 часов

(количество часов)

6,5 – 10 лет

(возраст обучающихся)

Бондарева Светлана Ивановна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа составлена
в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования на основе авторской программы «Детская риторика» Т.А.
Ладыженской. Образовательная система «Школа 2100»/
Сборник
программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под. Науч. ред.
Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

Год составления 2022

1. Пояснительная записка
Цель курса: Достижение умения общаться в разнообразных ситуациях, быть
активным в общении, умения выбирать важное и нужное для своей устной и
письменной речи, владение достоверным материалом, языковыми
средствами, умения убеждать своего слушателя или читателя.
Задачи: 1.Обучающая: развивать познавательный интерес к предмету; учить
умелому, успешному, эффективному общению, формировать умение
анализировать и оценивать общение, созданный текст;
2.Воспитательная: формировать общественную активность личности , умение
говорить, слушать, писать, читать – умение общаться; осознать важность
владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
3.Развивающая: развивать личностные
ответственность, активность, аккуратность

свойства:

самостоятельность,

Формирование универсальных действий на межпредметном уровне,
развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения демократического
гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и
уважения многонационального состава российского общества», воспитание
нравственных чувств и этического сознания.
2. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения детской
риторики
На уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками
адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости
и
свободе»;
«развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей».
На уровне метапредметных результатов – «овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения
рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
2

информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на
«использование знаково-символических средств представления информации
для <…> решения учебных и практических задач».
На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач».
Результаты изучения курса «Учимся правильно говорить» достигаются
учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в
каждом классе.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их
уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры
удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника,
осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые
словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса.
Предметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль
несловесного
общения
при
взаимодействии
людей,
уместность
использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в
разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях
общения;
3

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия,
прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям
общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать
их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в
стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых
ситуациях общения.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий
общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности,
соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт
особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к
заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации
краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого
пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов
определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать,
объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и
приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо
4

знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли,
анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток
информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения
решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств
устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для
реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам)
орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к
нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого
отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть,
концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в
соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить
речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих универсальных учебных
действий:
5

– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или
параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность
приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в
учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных
текстах;
6

– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,
предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни
человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения
доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё
высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять
эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и
других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих универсальных учебных
действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной
форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и
этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены
несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные
(житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в
себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и
заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права
каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от
коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
7

– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе
обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Учимся правильно
говорить» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации
высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые
людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах,
изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и
как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом
коммуникативной ситуации.
3.Таблица тематического распределения количества часов
№
п/п
1.
2.
3.

Разделы, темы

Количество часов
авторская
Рабочая программа
программа 1кл. 2кл. 3 кл. 4 кл.
44
13
14
14
9
54
20
20
20
20
4
5
102
33
34 ч
34 ч
34 ч
135 ч

Общение
Текст. Речевые жанры
Итоговое повторение

4. Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ – 13ч.
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью
слова люди могут договориться о выполнении совместной работы,
организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются).
Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной
речи.
Виды речевой деятельности.
8

Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила
для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста:
шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения
(этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ – 20ч.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль
текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка
и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности
текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по
телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей
этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ – 14ч.
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит
(пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье,
школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение
личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить –
слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания
и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость
высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка
вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с
пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного
(лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и
неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая
(успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ – 20ч.
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная
мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль
9

(тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в
рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в
объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ
(устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме,
телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные
средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение.
Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ – 14ч.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь.
Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов,
составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные
сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста.
Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка
вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление
плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов,
словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения,
включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые
слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое.
Зачем
они
нужны.
Нормы
произносительные,
орфоэпические,
словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ – 20ч.
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и
письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и
письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста.
(Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст,
созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
10

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в
доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила
сравнения.
Сравнительное
высказывание,
два
способа
его
построения.
Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках,
рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часов)
ОБЩЕНИЕ – 9ч.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой
(коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и
обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения
информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый
словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и
др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки.
Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ – 20ч.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения
(темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль.
Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.
Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с
элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности
словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о
памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
11

Итоговое повторение – 5ч.
Формы организации внеурочной деятельности.
Факультатив «Риторика» реализует обще-интеллектуальное направление
внеурочной деятельности.
Используемые формы внеурочной деятельности :
 викторины
 игра
 круглые столы
 проекты
 диспуты
 конференции
 олимпиады
 соревнования
 поисковые и научные исследования

12

5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс (33ч)
Разделы
Темы, входящие в
Основное содержание по темам
Количество
Характеристика основных видов
программы
данный раздел
часов
деятельности, УУД, осваиваемые в
рамках изучения темы
Ауд. Внеау
д.
ОБЩЕНИЕ
Речь в жизни
Для чего люди общаются.
Объяснять значение речи, общения в жизни
7ч
6ч
(I часть – 13ч)
человека.
Виды общения.
людей (Н).
Знакомство с
Устное и письменное общение (чем
Познакомиться с учебником (Н).
1
учебной тетрадью.
различаются).
Оценивать уместность использования
Словесное и несловесное общение.
словесных и несловесных форм приветствия
Учимся вежливости.
1
Жесты, мимика, темп, громкость в
в разных ситуациях (П).
Приветствуем в
1
устной речи.
Моделировать своё речевое поведение в
зависимости от
Слово веселит, огорчает, утешает.
ситуации приветствия в зависимости от
адресата, ситуации
С помощью слова люди могут
условий общения (П).
общения.
договориться о выполнении
Объяснять, зачем нужны вывески (Н).
совместной работы, организовать
Различать вывески – слова и вывескиигру.
рисунки (Н).
Виды речевой деятельности.
Обозначать вывески некоторых магазинов,
Слушание. Правила для слушающего.
кафе и т.д. (Н).
РЕЧЬ КАК
Слово веселит. Слово Говорение. Голос, его окраска, 1
1
Анализировать примеры общения, когда
громкость, темп устной речи.
СРЕДСТВО
огорчает. Слово
слово по-разному влияет на людей, их
ВОЗДЕЙСТВИЯ утешает. Удивляемся, Правила для собеседников. (Не говори
мысли, чувства (Н).
долго; говори то, что хорошо знаешь и
НА МЫСЛИ,
радуемся,
Объяснять, что словом можно влиять на
т.д.)
ЧУВСТВА
огорчаемся.
людей – поднять настроение, огорчить,
Письменная речь.
утешить (Н).
Графическая структура письменного
Объяснять, что с помощью слова можно
текста: шрифтовые выделения. (О чём
договариваться об организации игры,
нам говорят шрифт, иллюстрации.)
совместной работы.
Словесная вежливость, речевой
Правила вежливого
2
2
этикет.
поведения во время
Способы выражения (этикетные
разговора.
формы) приветствия, прощания,
Благодарим за
1
1
благодарности, извинения.
подарок, услугу.
Повторение
и Правила разговора по телефону.
1
1
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
обобщение.
Текст как смысловое и тематическое
ТЕКСТ (II часть Текст – что это
Различать текст и набор предложений (Н).
10ч
10ч
– 20 часа)
такое? О ком? О чём? единство.
Определять тему текста (Н).
Тема
и
основная
мысль
текста.
(Тема текста).
Объяснять роль заголовка (Н).
2
2

2 класс (34ч)
Разделы
программы
Общение
(14ч)

Заголовок. Разные
заголовки.
Извинение.
Очень важные слова.
Знакомые
незнакомцы.
Ключ к тексту
(основная мысль
текста).
Оформление текста
на письме. Знаки в
тексте.
Абзацы.
Как построен текст.
Обращение.
Повторение и
обобщение.

Текст и заголовок текста.
Ключевые (опорные) слова.
Красная строка и абзацные отступы
как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание,
благодарность, извинение как
разновидности текста (жанры).
Этикетный диалог, его особенности
(на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые
встречаются в жизни: скороговорки,
чистоговорки, считалки, загадки; их
произнесение с учётом особенностей
этих текстов.

Темы, входящие в
данный раздел

Основное содержание по темам

Проверь себя.

Чему учит риторика. Что такое
успешное общение.
2

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

Озаглавливать текст (Н).
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм извинения в
разных случаях (П).
Моделировать своё речевое поведение в
зависимости от ситуации извинения (П).
Определять по ключевым словам, о чём
говорится в тексте (Н). Называть ключевые
слова в сказках, сказочных историях (Н).
Выделять незнакомые слова в тексте (Н).
Выяснять значение непонятных слов (Н).
Определять основную мысль текста (Н).
Объяснять роль знаков препинания, абзацев
в тексте (Н).
Выделять начало, основную часть, конец
текста (Н).
Оценивать уместность речевых средств
обращения в разных ситуациях (Н).
Моделировать уместные средства обращения
при решении риторических задач (П).
Называть изученные признаки текста (Н).
Различать разновидности текстов, с
которыми ученики познакомились в течение
года (Н).
Объяснять роль речи, вежливого общения в
жизни людей
(Н).

Количество
Характеристика основных видов
часов
деятельности, УУД, осваиваемые в рамках
изучения темы
Ауд. Внеау
д.
7ч
7ч
1
1
Приводить примеры важности общения в
жизни людей.

Речевая
(коммуникативная)
ситуация. Кто (адресант) говорит
(пишет) – кому (адресат) – что – с
Наука риторика.
какой целью. Речевые роли (в семье,
Как мы говорим. школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту
Темп и громкость.
(обыденное
– повседневное); общение
Тон речи.
Настроение, чувства и личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре
тон говорящего.
Обобщение по теме вида речевой деятельности. Говорить
– слушать, их взаимосвязь. Писать –
«Как мы говорим».
читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания:
фиксация
темы
(заголовка)
высказывания и непонятных слов.
Вежливая просьба.
Говорение.
Основной
тон,
смысловое ударение, темп, громкость
высказывания;
их
соответствие
речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение.
Приёмы чтения учебного текста:
постановка вопроса к заголовку и от
заголовка, выделение ключевых слов
(в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы
правки
текста.
Вычеркивание
ненужного (лишнего), замена слов
(словосочетаний и т.д.), вставка
необходимого и т.д.
Правильная
и
хорошая
эффективная речь. Речь правильная
и неправильная (с нарушением норм
литературного языка). Речь хорошая
(успешная, эффективная).
Речевые
3

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

10ч

10ч

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия,
прощания, благодарности, извинения.
Давать определение риторики как науки,
которая учит успешному общению.
Называть несловесные средства общения.
Оценивать
уместность
использования
несловесных средств общения: громкости,
темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в
разных ситуациях.
Демонстрировать уместное использование
изученных несловесных средств при решении
риторических задач.
Объяснять, какими правилами
можно
пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
Называть речевые формулы вежливой
просьбы.
Характеризовать
особенности
скрытой
просьбы.
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в
различных ситуациях общения.

жанры
(20 ч)

Текст.
Тема
и
Тематическое
единство
как
основная мысль.
признак текста. Типы заголовков.
Основная мысль текста. СтруктурноОпорные слова.
смысловые части в разных текстах.
План. Текст и план.

1

1

1
1

1
1

Типы текстов.
Рассуждения
с
целью
объяснения
или
доказательства.
Основная
мысль
(тезис)
в
рассуждении.
Смысловые
части
рассуждения. Пример и правило в
рассуждении.
Описание в учебной речи, его
цель, основные части. Описание в
объявлении. Описание-загадка.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Вежливый отказ.

Типы текстов.
Рассуждение.

Невыдуманный
себе).

рассказ

(о

Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный
пересказ (устный). Краткий пересказ
(устный). Способы сжатия текста.
Отзыв-отклик (экспромт) о книге,
фильме, телепередаче.
Речевой
этикет.
Способы
выражения вежливой речи. Этикетные
средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры.
Скрытая
просьба.
Описание. Признаки Просьба.
Приглашение.
Согласие.
Вежливый
предмета.
Описание
в отказ.
объявлении.
4

Определять тему и основную мысль текста.
Озаглавливать текст.
Выделять опорные слова в тексте.
Моделировать текст (устный ответ) по
записанным ранее опорным словам.
Приводить примеры ситуаций, в которых
можно
согласиться
или
отказать
в
выполнении просьбы.
Называть слова, которыми можно выразить
согласие или отказ.
Называть словесные и несловесные средства,
смягчающие отказ.
Оценивать степень вежливости отказа.
Моделировать этикетный диалог: просьба–
согласие–ответ на согласие.
Моделировать этикетный диалог: просьба–
отказ–ответ на отказ.
Различать
повествование,
описание,
рассуждение.
Объяснять, чем они отличаются.
Определять задачу рассуждения: объяснить,
доказать.
Называть части рассуждения.
Вводить
в
рассуждение
убеждающие
примеры.
Вводить в рассуждение ссылку на правило,
закон.
Моделировать текст рассуждения на темы,
связанные с
учебной и
внеучебной
деятельностью учеников.
Различать точные и неточные рассуждения.
Определять тему, основную мысль описания.
Описывать хорошо знакомый предмет,
животное, подчиняя описание его основной
мысли.

Части рассказа.
Хочу вам рассказать.
Чему мы научились
на уроках риторики?
3 класс (34ч)
Разделы
программы

Темы, входящие в
данный раздел

1
1

Основное содержание по темам

1
1

Количество
часов

Общение

Определять в тексте его описательный
фрагмент.
Сочинять загадку, в основе которой лежит
описание.
Характеристика основных видов
деятельности, УУД, осваиваемые в рамках
изучения темы

14 ч
Проверь себя. Что мы
Речевые (коммуникативные)
помним
о
речевой задачи.
ситуации.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и
Твои речевые роли.
подготовленная
устная
речь.
С какой целью? Зачем?
Особенности
неподготовленной
(спонтанной)
речи.
Приёмы
подготовки.
Слушание. Приёмы слушания:
запись опорных (ключевых) слов,
составление
плана-схемы
услышанного и т.д. Словесные и
несловесные сигналы внимательного
слушания (повторение).
Чтение
учебного
текста,
особенности восприятия этого текста.
Абзацные
отступы,
шрифтовые,
Неподготовленная
и
др.
выделения.
устная
речь. цветовые
Постановка
вопросов
к
отдельным
Особенности
неподготовленной речи. частям текста; к непонятным словам;
Подготовленная речь. составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы
Приёмы подготовки.
правки
текста:
замена
слов,
словосочетаний,
предложений,
изменение
последовательности
изложения, включение недостающего
5

1

1

1
1

1
1

1

1

2

2

Рассказывать о науке риторике, её задачах,
значении в жизни людей и т.д..
Называть свои речевые роли в разных
ситуациях общения.
Приводить примеры успешного общения в
жизни
людей
и
в
литературных
произведениях.
Анализировать свою и чужую речь (в летний
период) с помощью анкеты.
Называть задачи общения.
Называть
некоторые
коммуникативные
профессии.
Анализировать высказывание с точки зрения
его соответствия речевой задаче.
Реализовывать высказывание с учётом
коммуникативной задачи.
Различать
подготовленную
и
неподготовленную речь.
Анализировать примеры неподготовленной
речи.
Называть
приёмы подготовки
устного
высказывания.
Демонстрировать уместное использование
приёмов подготовки, которые важны с точки
зрения достижения задачи высказывания.
Приводить примеры ситуаций, когда следует

Приёмы слушания.

Речевые
жанры

и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь.
Вежливо–невежливо–грубо. Добрые
слова – добрые дела.
Правильная
и
хорошая
(эффективная) речь. Нормы – что
это такое. Зачем они нужны. Нормы
произносительные, орфоэпические,
словоупотребления.
Нормативные
словари.

1

1

говорить подробно, а когда – кратко.
Называть задачи слушания.
Формулировать свою задачу как слушателя в
конкретной ситуации.
Демонстрировать уместное использование
сигналов внимательного слушателя.
Демонстрировать использование приёмов
слушания, эффективных в предложенных
риторических задачах.
Оценивать свои особенности как слушателя.

20 ч
Читаем учебные тексты.

Разнообразие текстов по
их употреблению в
общении.

Сжатый
(краткий)
пересказ, два способа
сжатия
исходного
текста.
Аннотация.
Сжатое
изложение содержания
книги в аннотации.

Разнообразие
текстов,
реализуемых людьми в общении.
Диалог
и
монолог
как
разновидности
текста,
их
особенности.
Этикетные жанры: похвала
(комплимент), поздравление (устное
и письменное).
Структура
поздравления.
Средства выражения поздравления в
устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ,
два способа сжатия исходного текста.
(Повторение.) Правила пересказа.
Выборочный пересказ как текст,
созданный на основе выборки
нужного материала из исходного
текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение
содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура,
6

1

1

1

1

1

1

1

1

Анализировать роль различных выделений в
учебных текстах.
Перерабатывать прочитанный учебный текст,
определяя его тему, основную мысль,
составляя план.
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.
Называть некоторые приёмы редактирования
(вставка; замена слова, словосочетания и т.д.;
исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст,
пользуясь изученными приёмами.
Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и
письменные тексты.
Характеризовать разные тексты с точки
зрения их коммуникативных задач, сферы
употребления.
Определять способы сжатия текста при
сравнении с исходным: способ исключения
подробностей
и
способ
обобщённого
изложения текста.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь
способом исключения подробностей и
способом обобщения.

вывод в рассуждении. Правило в
доказательстве
(объяснении).
Цитата
в
доказательстве
(объяснении).
Сравнительное описание с
задачей различения и сходства.
Правила сравнения.
Сравнительное высказывание,
два
способа
его
построения.
Сравнительное описание как завязка
(начало) в развитии действия в
Поздравление (устное и сказках, рассказах и т.д.
письменное). Структура Рассказ по сюжетным рисункам.
поздравления.
Поздравление с Днём
рождения! С Новым
годом!
Поздравление
с
8
Марта!
Структура рассуждения:
объяснение
(доказательство)+вывод.
Правило
в
доказательстве
(объяснении).
Цитата в доказательстве
(объяснении).
4 класс (34ч)
Разделы
программы

Темы, входящие в
данный раздел

Основное содержание по темам

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Количество
часов

Общение

Выделять в исходном тексте материал,
относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и
сжатый) пересказ на основе произведённой
выборки частей текста.
Определять необходимость и уместность
использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты.
Определять в аннотации те части, в которых
сжато говорится об авторе, событиях, героях
книги.
Анализировать структуру поздравления –
устного и письменного.
Оценить поздравление с точки зрения его
соответствия
речевой
ситуации.
Реализовывать поздравление в устной и
письменной форме с праздником (с днём
рождения, успехом и т.д.) и отвечать на
устное поздравление.
Анализировать
известные
структуры
рассуждений, в том числе рассуждение с
выводом.
Объяснять роль правила и цитаты в
рассуждении.
Моделировать
рассуждения,
пользуясь
правилами и цитатами как доказательствами.

Характеристика основных видов
деятельности, УУД, осваиваемые в рамках
изучения темы

9ч
Проверь себя.
Разнообразие
речевых
Речевая
ситуация. ситуаций. Важность учёта речевой
Учитывай,
с
кем, (коммуникативной) ситуации для
7

1
1

Называть компоненты речевой ситуации.
Объяснять, почему их нужно учитывать для
того, чтобы общение было успешным.

почему, для чего… ты успешного общения. (Повторение и
общаешься
обобщение.)
Виды общения. Общение для
контакта и общение для получения
информации.
Особенности
употребления
Улыбнись
улыбкою несловесных средств.
Речевая
деятельность.
своею.
Основные виды речевой деятельности.
Их связь.
Слушание. Опорный конспект
как кодирование услышанного и
прочитанного
с
использованием
Особенности
рисунков,
символов.
говорения.
Говорение.
Особенности
Речевые отрезки и
неподготовленной
(спонтанной)
речи.
паузы.
Письменная
речь.
Редактирование
и
взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая
Успокоить.
Утешить
(успешная, эффективная). Толковый
словом.
Утешить – помочь. словарь. Словарь синонимов. Словарь
Утешить – поддержать. языка писателей. Словарь эпитетов и
др.
Речевой этикет. Вежливая речь
(повторение).
Речевые
привычки.
Какой я слушатель.
Способы выражения вежливой оценки,
утешения.
Я – читатель.
Речевые
жанры

1

1
1

1
1

1

Анализировать и оценивать свои и чужие
успехи и неудачи в общении.
Определять вид общения по его основной
задаче: сообщить, запросить информацию,
обменяться
информацией;
поддержать
контакт и т.д..
Объяснять значение улыбки как средства для
установления и поддержания контакта,
выражения
доброжелательного
и
внимательного отношения к собеседнику.
Демонстрировать уместное использование
улыбки в разных ситуациях общения.
Называть словесные и несловесные средства
устной речи.
Объяснять роль пауз, логических ударений.
Определять
уместность
употребления
несловесных средств при устном общении.
Демонстрировать уместное употребление
несловесных средств.
Называть этикетные формулы утешения.
Реализовывать этикетный жанр утешения в
зависимости от речевой ситуации.
Определять ситуации, необходимость и
возможности утешения не только словом, но
и делом.
Оценивать себя как слушателя.
Оценивать себя как читателя.

1
20 ч

Типы текстов. Яркие
Основные признаки текста.
признаки текста.
Смысловая цельность и связность
текста.
Абзацные отступы.
Сжатый пересказ сказанного
собеседником в процессе обсуждения
(темы, проблемы).
8

1
1

Моделировать рассуждение, повествование,
описание на одну и ту же тему в зависимости
от предложенных начальных и конечных
предложений – абзацев.
Называть признаки текста.
Подбирать
завершающие
предложения

Этикетные речевые жанры.
Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод.
Вступление и заключение, их роль.
Доказательства:
факты
(научные,
житейские), ссылка на авторитеты.
Несколько
доказательств
в
рассуждении.
Описание деловое (научное);
описание в разговорном стиле с
элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и
в других словарях. Особенности
словарных статей как разновидностей
текста.
Описание.
Рассказ как речевой жанр, его
структура,
особенности. Рассказ о
Вежливая
оценка.
памятных событиях своей жизни.
Скажи мне, почему
Газетные
информационные
Аргументы.
Во-первых, во-вторых, жанры.
Хроника.
Фотография
в
в-третьих.
тексте,
подпись
к
Вступление
и газетном
фотографии.
заключение.
Информационная заметка.
Запрет
–
предостережение.
Запрет – строгий и
мягкий.
Знаки
вокруг
нас.
Перед тобой дорожные
знаки.
Знаки-символы
и
знаки-копии. Языковые
знаки.
Опорные конспекты.

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

Словарная статья.

1

Рассказ.

1

9

(абзацы) к незавершённым текстам.
Анализировать жанр запрета, его
соответствие речевой ситуации.
Реализовывать жанр строгого и мягкого
запрета в зависимости от ситуации общения.
Объяснять значение известных школьникам
знаков, роль знаков в современной жизни.
Различать знаки-символы и знаки-копии.
Называть языковые знаки.
Составлять опорный конспект услышанного и
прочитанного в форме таблицы, схемы; с
использованием принятых и придуманных
символов, рисунков.
Воспроизводить по опорному конспекту
услышанное и прочитанное.
Различать
описания
разных
стилей.
Реализовывать описания двух разных стилей.
Анализировать оценочное высказывание с
точки зрения его убедительности и
вежливости.
Вежливо и убедительно оценивать чужую
работу, характер и т.д..
Выделять вступление, тезис, доказательства,
вывод, заключение (если все эти части есть) в
рассуждении.
Анализировать
факты
и
вывод
в
рассуждении, убедительность доказательств.
Реализовывать рассуждение с несколькими
доказательствами.
Анализировать словарную статью.
Реализовывать словарную статью к новым
словам.
Анализировать типичную структуру рассказа.
Рассказывать (устно и письменно) о
памятных событиях жизни.

Служба новостей. Что
такое информация.
Информационные
жанры.
Хроника.
Информационная
заметка.
Подпись
под
фотографией.
Итоговое
повторение

1
1
1
1
1

Отделять информацию о самом событии и
отношение
автора
к
событию.
Называть особенности содержания и речевого
оформления
информационных
жанров.
Анализировать информационные жанры, их
соответствие речевой задаче и жанровым
особенностям.
Реализовывать хронику, информационную
заметку в газету, подпись под фотографией в
зависимости от коммуникативной задачи,
адресата и т.д..

5ч
Говорю, пишу, читаю,
слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и
слова
вежливости.
Этикетные диалоги.
Речевые привычки.
Учись красноречию!

1
1
1

1
1

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 им. Г.К. Жукова
от « 26» августа 2022 года № 1
___________ Письменная О.Ю.

Заместитель директора по УВР
______________ Бондарева С.И.

подпись руководителя МО

подпись

« »

августа

Ф.И.О.

2022 года

Ф.И.О.

10

Приводить примеры связи используемых
людьми видов речевой деятельности.
Называть изученные речевые жанры.
Приводить примеры жанров и ситуаций, в
которых они используются.
Называть этикетные речевые жанры.
Разыгрывать этикетные диалоги по всем
изученным в 1–4-м классах жанрам.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».