Рабочая программа Основы православной культуры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «30» августа 2022 года, протокол №1
председатель педагогического совета,
директор школы
________________ Р.Ю. Шаламов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

факультатив «Основы православной культуры»
(наименование курса)

3 года

(срок реализации программы)

85 час

(количество часов)

6,5 – 10 лет

(возраст обучающихся)

Крупская Елена Львовна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Рабочая программа факультатива «Основы православной культуры»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы «История религиозной культуры» А.В. Бородина М.:
Издательство «Основы православной культуры», 2009 г.
Год составления 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
- Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и
доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим,
готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,
доброжелательность,
общительность,
эмпатия,
самостоятельность,
ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов,
толерантность, уважительное отношение к своему и чужому труду и
результатам труда);
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и
религий;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, как
регуляторов морального поведения;
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
- развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности,
применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию,
2

выделить проблему, составить план действий и применять его для решения
практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую
корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку
результата);
- Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в
общественной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных краеведческих задач;
- наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной
и внеурочной деятельности.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе
оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умение осуществлять информационную, познавательную и
практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения и оценку событий.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и
стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникаций.
- адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- Доступные по возрасту начальные сведения о соответствующей религии, её
истории, традициях, нравственных ценностях, выдающихся представителях;
- Освоение обучающимися российской культуры как целостного,
самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного,
культурного многообразия и исторического, национально-государственного,
духовного единства российской жизни; знания, понимания и принятия
личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной
3

культуры многонационального народа России. Получат элементарный опыт
творческой и проектной деятельности;
- Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в
истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Планируемые результаты по учебному модулю
«Основы православной культуры»
Личностные результаты
Выпускник научится:
_Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину,
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Выпускник получит возможность научиться:
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в
общественной жизни класса, школы, города и др.
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных краеведческих задач.
-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности.
4

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий;
-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и
оценку событий.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникаций.
– раскрывать содержание основных составляющих православной
христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль,
священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое
мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на
основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
5

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
– на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое
мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на
основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан.
Воспитательные
результаты

Приобретение
школьником
социальных
знаний
(1 уровень)

Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности
(2 уровень)

6

Получение опыта
самостоятельного
общественного
действия
(3 уровень)

-воспитание любви
к Родине и
уважения к
отечественным
традициям, любви к
родной семье,
уважения к
старшим,
ответственности за
поступки,
воспитание
потребности
школьника в
творческом участии
в созидании и
сохранении
природы и культуры
Отечества.

- приобретение
школьниками
знаний о культуре
России, духовноэстетических
ценностях русского
народа, о
православии,
истории Русской
Православной
Церкви и ее роли в
жизни России,
знаний о
Православной
церкви и
Православном
Храме, об этических
нормах
взаимоотношений в
семье, между
поколениями,
носителями разных
убеждений,
представителями
различных
социальных групп.
получение
обучающимися
опыта переживания
и позитивного
отношения к
базовым ценностям

развитие
ценностных
отношений
школьника к
православному
христианству,
православному
искусству:
архитектуре,
иконописи, музыке,
литературе, к
своему Отечеству,
его истории и
культуре,
населяющим его
народам, развитие
ценностных
отношений
школьника к
другому человеку.

- получение
обучающимися
опыта
самостоятельной
общественной
деятельности,
ощущение себя
гражданином,
социальным
деятелем,
свободным
человеком.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1класс
«МЫ И НАША КУЛЬТУРА» 17 часов
«КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» 2 часа
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о
нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления
заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность
культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество.
Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский:
образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
«ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» 2 часов
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами
Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы
Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
7

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона
Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная
библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские
цари – основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от
образования и личного участия каждого человека в сохранении
общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
«ВСЕГДА ЖИВОЕ» 4 часов
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной
книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное
Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для
православных верующих как святыни. Историческая и художественноэстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая
Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец.
Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм –
дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей.
Представление о художественной и культурно-исторической ценности
православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол,
барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма.
Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение.
Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о
богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний
мир.
«НАША РОДИНА» 6 часов
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота
просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир,
Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как
древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных
храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории
русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе
страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и
культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм
Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
8

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном,
историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как
лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа.
Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями,
языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе
с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге
православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь
Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как
ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь»,
«русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ»,
«русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на
культуру. Христос Спаситель.
«СПАСИТЕЛЬ» 1 часа
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество»,
«Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
«СЕМЬЯ» 1 часа
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.
Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
ОБОБЩЕНИЕ 1 часа
Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о
Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для
сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель»,
«Умягчение злых сердец» «Семистрельная».
2 класс
«МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» 34 часа
Вводный урок 1 час
«Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура.
Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие.
«ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» 5 часов
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и
богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира.
Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные
законы.
9

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и
происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего
состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям.
Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных,
физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого
и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье —
отношение к окружающим отношение к окружающему миру. Представление
о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения.
Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и
владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение
зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная
человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него.
Духовный смысл человеческой жизни.
«ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» 28 часов
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос —
Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество
Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой.
Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества
Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в
иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в
Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна
Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало
проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении.
Преображение Господне.
10

Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и
смерть Иисуса Христа.
Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника —
Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой
Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и
непереходящие праздники. Праздничные иконы.
Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.
3 класс
«О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» 34 часа
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» 3 часа
Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе
с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие
как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.
Как распространялось Евангелие.
«ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» 7 часов
Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и
значение частей храма. Господь-Вседержитель.
Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости.
Представленность тварного мира в иконе.
О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.
Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение
преподобных,
столпников,
блаженных,
юродивых,
целителей,
бессребреников.
Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.
Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл
и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь
Владимир и княгиня Ольга.
Понятие об иконографии. Образ и первообраз.
История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная
радость».
Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.
«ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» 6 часов
Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные
Иоаким и Анна.
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
11

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса
Христа.
Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор,
Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.
Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого
Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.
История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой
равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица
Елена. Патриарх Макарий.
«БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» 18 часов
Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого
духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира.
Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах,
Деннице, аде.
Второй – пятый дни творения мира.
Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.
Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая.
Последствия грехопадения и миссия Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох.
Всемирный потоп.
Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим,
Иафет и Хам. Осуждение Хама.
Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская.
Хеврон и дубрава Мамре.
Завет Господа с Авраамом.
Рождение Измаила. Агарь.
Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева
«Троица».
Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое
море.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.
Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.
Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта.
Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец.
Земля обетованная.
Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в
живописи, скульптуре, поэзии и музыке.
Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в
иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а
также используется групповая и индивидуальная формы работы.
12

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- беседы;
- предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир,
музыка, ИЗО);
- классный час;
- встречи с интересными людьми;
- литературно – музыкальные композиции;
- экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
- поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- творческие конкурсы;
- выставки декоративно-прикладного искусства;
- коллективные творческие дела;
- показательные выступления;
- праздники;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- трудовые дела;
- тренинги;
- заочные путешествия;
- акции благотворительности, милосердия;
- творческие проекты, презентации;
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных
вечеров.
Место проведения: школа, семья, храм.
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА УСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Класс 1 - 17 часа
Раздел

Всего
часов

Темы

Колво
часов
аудит.

«МЫ И
НАША
КУЛЬТУ
РА»

17 ч

«КРАСОТА В НАШЕМ
МИРЕ»
Нерукотворная красота
природы. Традиционное
представление о
нерукотворности
природы. Творец.
Творение. Необходимость
проявления заботы
человека о природном
мире.
Рукотворная
красота культуры.
Рукотворность как
13

1 ч.

Колво
часов.
неаудит
1 ч.

Основные виды
деятельности
обучающихся
Определять и
формулировать
цель деятельности
на занятиях с
помощью учителя;
-Проговаривать
последовательност
ь действий на
занятии;
-Учить
высказывать своё
предположение

особенность культуры.
Человек –
созидатель культуры.
Святость. Творчество.
Преподобный Серафим
Саровский и преподобный
Сергий Радонежский:
образы святости в
отечественной церковной
и светской культуре.

«ХРАНИЛИЩА
1ч
КУЛЬТУРЫ»
Музеи как хранилища
предметов культуры.
Знакомство с
сокровищами Оружейной
палаты. Евангелие.
Государственная
Третьяковская галерея.
Спас Нерукотворный.
Образы Родины в
произведениях
отечественного
изобразительного
искусства.
Государственный
Русский музей.
Государственный
Эрмитаж. Икона
Архангела Гавриила
(Ангел Златые власы).
Икона «Чудо Георгия о
змие».
Библиотеки –
хранилища культуры.
Российская
государственная
библиотека.
Возникновение библиотек
при храмах и монастырях.
Русские цари – основатели
крупнейших библиотек
России.
Человек –
хранитель культуры.
Зависимость культуры
России от образования и
личного участия каждого
человека в сохранении
14

(версию), учить
работать по
предложенному
учителем плану

1ч

-Учиться совместно
с учителем и
другими учениками
давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса на занятиях
- Добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный
опыт и
информацию,
полученную на
уроке
-Перерабатывать
полученную
информацию:
делать выводы в
результате
совместной работы
всего класса
- Преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую: составлять
рассказы на основе
простейших
моделей
(предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем)

общенародного
достояния.
Представление о
единстве культуры
России.
«ВСЕГДА ЖИВОЕ»
Евангелие. Представление
о Евангелии как главной и
древнейшей духовной
книге в России, о роли
Евангелия в
отечественной культуре.
Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение
иконы. Представление о
ценности иконы для
православных верующих
как святыни.
Историческая и
художественноэстетическая ценность
иконы для отечественной
и мировой культуры.
Святая Троица. Иверская
икона Божией Матери.
Святитель Николай
Чудотворец. Андрей
Рублёв.
Храмы. Общее
представление о
православном храме.
Понятие «храм – дом
Божий». Ценность храма
как святыни для
православных людей.
Представление о
художественной и
культурно-исторической
ценности православных
храмов для культуры
России и мировой
культуры.
Особенности
внешнего устроения
храма. Крест. Главка,
купол, барабан, держава,
апсида.
Общее
представление о
внутреннем устроении
православного храма.
Иконостас, алтарь,
15

2ч

2ч

Находить и
формулировать
решение задачи с
помощью
простейших
моделей
(предметных,
рисунков,
схематических
рисунков).

- Уметь донести
свою позицию до
других: оформлять
свою мысль в
устной и
письменной речи
(на уровне одного
предложения или
небольшого текста)
- Слушать и
понимать речь
других (средством
формирования этих
действий служит
технология
проблемного
диалога
(побуждающий и
подводящий
диалог)

престол. Лампада,
подсвечник. Крестное
знамение. Распятие.
Представление о
православном
богослужении. Понятие о
богослужении как
соборном общении народа
с Богом. Горний мир.
Дольний мир.
«НАША РОДИНА»
3ч
Россия – наша Родина.
Россия – общая Родина
всех её россиян. Красота
просторов России, её
историческое и
культурное единство.
Города России.
Древнейшие города
России: Новгород,
Владимир, Суздаль,
Ростов, Псков, Ярославль,
Курск. и др. Понятие о
кремлях как древнейших
оборонительных
сооружениях русских
городов, о православных
храмах как главных,
обязательных и
красивейших строениях на
территории русских
кремлей.
Москва – столица
России. Понятие о
столице как главном
городе страны.
Объединительная роль
Москвы в духовной,
политической и
культурной жизни страны.
Московский Кремль.
Архангельский собор.
Храм Василия
Блаженного. Старое
здание МГУ им. М. В.
Ломоносова.
Поэты и
художники России – о
Москве.
Представление о
взаимосвязи культуры и
истории России, о
16

3ч

- Совместно
договариваться о
правилах общения
и поведения в
школе и следовать
им

- Учиться
выполнять
различные роли в
группе (лидера,
исполнителя,
критика)

- Привлекать
родителей к
совместной
деятельности;

- Развивать
этические чувства
доброжелательност
и и эмоциональнонравственной
отзывчивости

-Формировать
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и

духовном, историческом и
культурном единстве
России. Понятие о
культуре как лучшем из
всего, что делает человек.
Народ и культура.
Культура как совместное
творчество народа.
Понятие о ценности
народа как созидателя
культуры и государства
России.
Народ как
общество людей,
объединённых общими
целями, идеями, языком,
культурой.
Представление о
жизни православных
людей как их постоянной
борьбе с собственными
грехами (недостатками).
Традиционное
представление о служении
Родине как священном
долге православных
граждан. Национальные
герои России – Козьма
Минин и князь Дмитрий
Пожарский, преподобные
Александр Пересвет и
Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество»,
«Отчизна»,
«Отечественная
культура». Традиции как
ценные явления культуры,
передаваемые от
поколения к поколению.
Понимание смысловой и
исторической связи слов и
понятий «Русь», «русы»,
«русские», «русская
культура», «русский
язык», «русский народ»,
«русское государство»,
«Русская земля».
Представление о
православии. Влияние
православной веры на
культуру. Христос
Спаситель.
17

условиями её
реализации
-Определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата

-Вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение на
основе оценки и с
учётом характера
ошибок; понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности

«СПАСИТЕЛЬ»
Богочеловек. Сын Бога.
Богородица. Иконы «Спас
в силах», «Отечество»,
«Рождество Христово»,
Почаевская икона
Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель
мира. Икона «Всех
скорбящих Радость».
Христос – Искупитель
человечества. Понятие о
вечной жизни.
«СЕМЬЯ»
Представление о
семейных православных
традициях в Русской
культуре. Традиционное
отношение к иконе в
православных семьях.
Знакомство с
Владимирской и
Казанской иконами
Божией Матери.
ОБОБЩЕНИЕ
Обобщение знаний о
Спасителе и православии.
Представление о
Божественной любви как
важнейшем и
необходимом условии для
сохранения мира.
Знакомство с иконами
«Господь Вседержитель»,
«Умягчение злых сердец»
«Семистрельная»
Посещение храма.

1ч

-

-Овладевать
навыками
смыслового чтения
текстов различных
жанров и стилей,
осознанного
построения
речевых
высказываний в
соответствии с
задачами
коммуникаций

1ч

Развивать
мотивации к труду,
работе на
результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным
ценностям

1ч

- Знакомить с
основами светской
и религиозной
морали, понимать
их значения в
выстраивании
конструктивных
отношений в
обществе;
- Формировать
первоначальные
представления о
светской этике, её
роли в истории и
современности
России.

8ч

9ч

Колво
часов.
неауд
ит
----

Класс 2 - 34 часа
Раздел

Всего
часов

Темы

Колво
часов
аудит.

«МИР

34 ч

ВВОДНЫЙ УРОК

1 ч.
18

Основные виды
деятельности
обучающихся
Определять и

ВОКРУГ
И
ВНУТРИ
НАС»

«Что мы изучаем на
уроках по основам
православной культуры».
Культура. Культурные
традиции. Религия.
Религиозная культура.
Православие.
«ДУХОВНОЕ В
2ч
РЕАЛЬНОМ МИРЕ»
Самая древняя книга о
духовном мире — Библия.
Представления о мире как
творении Божием. Творец.
Разнообразие и богатство
мира. Жизнь. Сложность,
гармония и порядок в
устроении мира. Связь
между видимым и
невидимым миром.
Законы природы и
духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир?
Что мешает объективно
воспринимать мир и
происходящее в нем?
Зависимость нашего
восприятия от
внутреннего состояния,
отношения к
окружающему миру,
окружающим нас людям.
Зависимость счастья
человека от его
внутреннего мира, от
духовных, физических
потребностей.
Впечатления, память.
Взаимозависимость
внутреннего и внешнего,
видимого и невидимого на
примере: впечатление —
настроение — здоровье —
отношение к окружающим
отношение к
окружающему миру.
Представление о мире как
единой системе,
объединяющей
физическую и духовную
области.
Бог. Сотворение человека
по образу Божию. Человек
19

формулировать цель
деятельности на
занятиях с помощью
учителя;
-Проговаривать
последовательность
действий на занятии
3ч
-Учить высказывать
своё предположение
(версию), учить
работать по
предложенному
учителем плану
-Учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную
оценку деятельности
класса на занятиях

- Добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный опыт
и информацию,
полученную на уроке
-Перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной работы
всего класса
- Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем)

— венец творения. Адам и
Ева. Человек наделен
бессмертной душой, имеет
свободу воли и владеет
разумной речью.
Добро и зло в
человеческом мире и
природе. Грехопадение.
Возникновение зла.
Значение слова «грех».
Нарушение общей
гармонии мира. Разумная
человеческая душа
превосходит природный
мир и ответственна за
него. Духовный смысл
человеческой жизни.
«ЖИЗНЬ ИИСУСА
10ч
ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ»
С чем связаны главные
православные праздники?
Иисус Христос —
Спаситель мира.
Евангелие — книга о
Спасителе и о спасении.
Рождество Пресвятой
Богородицы. Введение во
храм Пресвятой
Богородицы.
Благая весть о рождении
Спасителя. Архангел
Гавриил. Дух Святой.
Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и
пастухов. Традиция
празднования Рождества
Христова у православных
народов. Отражение
евангельских событий в
иконописи, поэзии,
светской живописи,
духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с
Младенцем Иисусом в
Египет. Возвращение в
Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и
Креститель Господа
20

18ч

- Находить и
формулировать
решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков).
- Уметь донести свою
позицию до других:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста)
- Слушать и понимать
речь других
(средством
формирования этих
действий служит
технология
проблемного диалога
(побуждающий и
подводящий диалог)
- Совместно
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им
- Учиться выполнять

Иисуса Христа. Рождение
Иоанна Предтечи.
Проповедь Иоанна
Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной
главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост.
Искушение Иисуса
Христа дьяволом. Начало
проповеди Христа.
Двенадцать учеников
Иисуса Христа.
Нагорная проповедь
Спасителя. Царство
Небесное. Заповеди
блаженства.
Первое чудо Иисуса
Христа по ходатайству
Его Пречистой Матери.
Исцеление
расслабленного.
Исцеление сына
царедворца. Воскрешение
сына наинской вдовы.
Укрощение бури.
Хождение Иисуса Христа
по водам.
Воскрешение дочери
Иаира. Благословение
детей.
Чудесное приумножение
хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса
Христа о своих
страданиях, смерти и
воскресении.
Преображение Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход
Господень в Иерусалим.
Вербное воскресенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше.
Предательство Иуды.
Взятие Иисуса под
стражу.
Суд над Иисусом.
Крестный путь Иисуса
Христа на Голгофу.
Распятие и смерть Иисуса
Христа.
21

различные роли в
группе (лидера,
исполнителя, критика)
- Привлекать
родителей к
совместной
деятельности
- Развивать этические
чувства
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости
-Формировать умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации
-Определять наиболее
эффективные способы
достижения
результата
-Вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение на основе
оценки и с учётом
характера ошибок;
понимать причины
успеха/неуспеха
учебной деятельности
-Овладевать навыками
смыслового чтения
текстов различных
жанров и стилей,
осознанного
построения речевых
высказываний в
соответствии с
задачами
коммуникаций

Снятие с креста и
погребение Спасителя.
Воскресение Иисуса
Христа.
Пасха Господня.
Празднование главного
православного праздника
— Светлого Христова
Воскресения. Светлая
седмица.
Пребывание воскресшего
Спасителя на земле.
Вознесение Господне.
Сошествие Святого Духа
на апостолов.
Пятидесятница — День
Святой Троицы. Духов
день.
Православные праздники.
Двунадесятые праздники:
переходящие и
непереходящие
праздники. Праздничные
иконы.
Евангельские события в
поэтическом и
изобразительном
искусстве.

-Развивать мотивации
к труду, работе на
результат, бережному
отношению к
материальным и
духовным ценностям
- Знакомить с
основами светской и
религиозной морали,
понимать их значения
в выстраивании
конструктивных
отношений в
обществе
- Формировать
первоначальные
представления о
светской этике, её
роли в истории и
современности
России.

13ч

21ч

Класс 3 - 34 часа
Раздел

Всего
часов

Темы

Колво
часов
аудит.

«О ЧЁМ
РАССКА
ЗЫВАЕТ
БИБЛИЯ
»

34 ч

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О
ЕВАНГЕЛИИ?»
Рождество Христово и
новая эра. Значение
названия «Евангелие» в
переводе с греческого —
«Благая весть». Раскрытие
смысла этого названия.
Евангелие как главная
часть Нового Завета,
рассказывающая о
Спасителе и спасении.
Как распространялось
Евангелие.
«ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В

1ч

Колво
часов.
неауд
ит
2ч

2ч

5ч

22

Основные виды
деятельности
обучающихся
Определять и
формулировать цель
деятельности на
занятиях с помощью
учителя;
-Проговаривать
последовательность
действий на занятии;
-Учить высказывать
своё предположение
(версию), учить
работать по
предложенному
учителем плану
-Перерабатывать

ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЕ»
Храм как образ вселенной.
Понятие о горнем и
дольнем мире. Устроение
и значение частей храма.
Господь-Вседержитель.
Умеют ли говорить
иконы? Язык иконы.
Особенности изображения
святости.
Представленность
тварного мира в иконе.
О чём рассказывает цвет?
Особенности
использования цвета в
иконе. Как иконы
представляют святых.
Понятие о каноне.
Изображение
преподобных, столпников,
блаженных, юродивых,
целителей,
бессребреников.
Иконы святых апостолов,
евангелистов, святителей,
равноапостольных.
Евангелисты Матфей,
Марк, Лука, Иоанн.
Святые равноапостольные
Кирилл и Мефодий.
Святая равноапостольная
Нина. Святые
равноапостольные князь
Владимир и княгиня
Ольга.
Понятие об иконографии.
Образ и первообраз.
История иконы Покрова
Пресвятой Богородицы и
иконы «Нечаянная
радость».
Представление об истории
иконоборчества и
иконопочитания.
«ПО ПРАЗДНИЧНЫМ
ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ
ЕВАНГЕЛИЕ»
Иконы о Рождестве и
земной жизни Пресвятой
23

полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной работы
всего класса
- Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем
- Находить и
формулировать
решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков).
- Уметь донести свою
позицию до других:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста)

2ч

4ч

-Учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную
оценку деятельности
класса на занятиях

Богородицы. Праведные
Иоаким и Анна.
Икона Благовещения
Пресвятой Богородицы.
Иконы Рождества
Христова, Сретения
Господня, Крещения
Господа Иисуса Христа.
Иконы «Преображение
Господне» и «Вход
Господень в Иерусалим».
Фавор, Фаворский свет.
Пророки Илия и Моисей.
Небесный Иерусалим.
Иконы Воскресения
Христова, Вознесения
Господня и Сошествия
Святого Духа.
Пятидсятница. День
Святой Троицы.
История и духовный
смысл иконы
Воздвижения Креста
Господня. Святой
равноапостольный
Константин Великий.
Святая равноапостольная
царица Елена. Патриарх
Макарий.
«БИБЛИЯ
РАССКАЗЫВАЕТ О
СОБЫТИЯХ
ДО СПАСИТЕЛЯ»
Повествование о
сотворении мира.
Сотворение неба —
невидимого духовного
мира. Сотворение земли
— видимого
вещественного мира.
Священное Писание.
Ветхий Завет и Новый
Завет. Бытие. Понятие о
духах, Деннице, аде.
Второй – пятый дни
творения мира.
Шестой день творения
мира. Первые люди.
Представление о рае.
Дерево жизни и дерево
познания добра и зла.
Грехопадение. Изгнание
24

- Добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный опыт
и информацию,
полученную на уроке
- Слушать и понимать
речь других
(средством
формирования этих
действий служит
технология
проблемного диалога
(побуждающий и
подводящий диалог))

6ч

12ч

- Совместно
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им;
- Учиться выполнять
различные роли в
группе (лидера,
исполнителя, критика)
- Привлекать
родителей к
совместной
деятельности;
- Развивать
этические чувства
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости;
-Формировать умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные

из рая. Последствия
грехопадения и миссия
Спасителя.
Каин и Авель. Первое
человекоубийство.
Расселение людей.
Потомки Сифа.
Патриархи. Святой Енох.
Всемирный потоп.
Ной. Строительство
ковчега. Жизнь Ноя и его
детей после потопа. Сим,
Иафет и Хам. Осуждение
Хама.
Праведный Авраам.
Идолопоклонство. Сарра.
Лот. Земля Ханаанская.
Хеврон и дубрава Мамре.
Завет Господа с
Авраамом.
Рождение Измаила. Агарь.
Явление Святой Троицы
Аврааму. Ипостась. Икона
Андрея Рублева «Троица».
Гибель нечестивых
городов Содома и
Гоморры. Соленое море
— Мёртвое море.
Египетское рабство
евреев. Рождение и
юность пророка Моисея.
Призвание пророка
Моисея. Неопалимая
Купина. Аарон.
Пасха Ветхозаветная.
Пасхальный агнец. Выход
израильтян из Египта.
Манна. Гора Синай.
Синайское
законодательство.
Скрижали. Золотой телец.
Земля обетованная.
Ветхозаветное
законодательство.
Отражение сюжетов
Ветхого Завета в
живописи, скульптуре,
поэзии и музыке.
Новый Израиль.
Отражение
преемственности
Ветхого и Нового Заветов
25

действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации;
-Определять наиболее
эффективные способы
достижения
результата;
-Вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение на основе
оценки и с учётом
характера ошибок;
понимать причины
успеха/неуспеха
учебной деятельности
-Овладевать навыками
смыслового чтения
текстов различных
жанров и стилей,
осознанного
построения речевых
высказываний в
соответствии с
задачами
коммуникаций;
-Развивать
мотивации к труду,
работе на результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным ценностям;
- Знакомить с
основами светской и
религиозной морали,
понимать их значения
в выстраивании
конструктивных
отношений в
обществе
- Формировать
первоначальные
представления о
светской этике, её
роли в истории и
современности
России.

в иконостасе.
Ветхозаветные пророки о
Мессии.
Вавилонское
столпотворение и
рассеяние людей.
11ч

23ч

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7
имени Г.К. Жукова
от « » августа 2022 года № 1
_____________Письменная О.Ю.

Заместитель директора УВР
______________ Бондарева С.И.

подпись руководителя МО

подпись

Ф.И.О.

« » августа 2022 года

Ф.И.О.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».