Рабочая программа Основы финансовой грамотности

Муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 7 имени Г.К. Жукова

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2022 года, протокол №1
председатель педагогического совета,
директор школы
________________ Р.Ю. Шаламов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
тип программы

факультатив «Основы финансовой грамотности»
(наименование курса)

4 года

(срок реализации программы)

68 часов

(количество часов)

7 - 11 лет

(возраст обучающихся)

Мирошниченко Любовь Юрьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа составлена
в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования на основе авторских программ: «Финансовая грамотность» под
редакцией Ю. Корлюговой, М.: Вита, 2014 г., (2 - 4 класс), учебная
программа «Основы финансовой грамотности» 1-4 классы под редакцией
Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, М.: Вита – пресс, 2014 г.,
(1 класс).

Год составления 2022

1.

Пояснительная записка

«Финансовая
грамотность»
является
прикладным
курсом,
реализующим интересы учащихся 1-4 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 68 часов.
Программа направлена на достижение планируемых результатов,
обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к
познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических
отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для
выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности» для
1-4 классов составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:

Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями),

приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного начального образования" (с дополнениями и
изменениями),

приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями приказа Минобрнауки
России),

методические рекомендации для образовательных организаций
Краснодарского края по организации обучения основам финансовой
грамотности в 2018-2019 учебном году,

примерной основной образовательной программой основного
начального образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля
2015 г. № 15/1),
2


примерной основной образовательной программой основного
начального образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля
2015 г. № 15/1),

рабочей программой по курсу «Финансовая грамотность» для 1-4
классов (издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства
финансов
российской федерации и всемирного банка «содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в российской федерации» / инновационные
материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой
грамотности в образовательных организациях (начальное общее образование/
«Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, М.: Вита, 2014 г.,
учебная программа «Основы финансовой грамотности» 1-4 классы под
редакцией Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, М.: Вита – пресс,
2014 г.)
2.

Таблица распределения тем примерной программы изучения
учебного курса «Основы финансовой грамотности»

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание
программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей обучающихся.
1 класс
№п/п
1
2
4
5
6
7

тема
Введение в экономику
Потребности
Домашнее хозяйство
Товары и услуги
Деньги
Маркетинг

Распределение тем
примерная программа рабочая программа
1
2
3
3
2
3
3
3
5
3
2
3

2 класс
№п/п
тема
1
Обмен и деньги
2
Семейный бюджет

Распределение тем
примерная программа рабочая программа
8
9
8
8

3 класс
№п/п
тема
1
Обмен и деньги
2
Семейный бюджет

Распределение тем
примерная программа рабочая программа
8
8
8
9
3

4 класс
№п/п
тема
1
Что такое деньги и какими они
бывают
2
Из чего складываются доходы в
семье
3
Почему семьям часто не хватает
денег на жизнь и как того избежать
4
Деньги счёт любят, или как
управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.

3.

Распределение тем
примерная программа рабочая программа
8
11
2

2

2

2

4

2

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и
способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои
поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности
ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой
необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
грамотность»
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
4

изучения

курса

«Финансовая

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и
недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и
расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей между финансовым поведением человека и его
благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения
явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели,
схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой
грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; ставить
финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с
финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и
итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и
способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе
оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения
финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных
суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
преобразовывать
практическую
финансовую
задачу
в
познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при
выполнении учебного мини-исследования или проекта;
5

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия
в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного
действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в
устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и
право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в
учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь
партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга,
продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо,
расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия,
банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
- объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не
благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
6

- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
-различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений
семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и
приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в
строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и
слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини
исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и
исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую
проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать
его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного
бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью
таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать
данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований,
делать выводы.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их
удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и
услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и
современные, деньги разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
7

- выделять общие и основные потребности, находить источники их
удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость;
- затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии,
основные профессии вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
8

– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар»,
«цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении
потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении
потребностей.

4.

Содержание учебного курса «Основы финансовой
грамотности»

1класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание
программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей обучающихся.
Тема 1. Введение в экономику (2 часа).
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего
нужна экономика?
Тема 2. Потребности (1 час).
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (2 часа).
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности
нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Тема 4. Домашнее хозяйство (3 часа).
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние
обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и
«расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Товары и услуги (3 часа).
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
9

Тема 6. Деньги (3 часа).
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и
как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (3 часа).
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения
продавца и покупателя. Конкуренция.
2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись (2 часа).
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (2 часа).
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от
подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных
денег.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России (3 часа).
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Тема 4. Современные деньги России и других стран (2 часа).
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Тема 5. Откуда в семье деньги (2 часа).
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти
клад. Основным источником дохода современного человека является
заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.
Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство
помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Тема 6. На что тратятся деньги (2 часа).
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,
автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не
хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в
долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные
привычки.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами (2 часа).
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Тема 8. Как делать сбережения (2 часа).
10

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
3 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись (2 часа).
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (2 часа).
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от
подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных
денег.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России (2 часа).
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Тема 4. Современные деньги России и других стран (2 часа).
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Тема 5. Откуда в семье деньги (3 часа).
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти
клад. Основным источником дохода современного человека является
заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.
Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство
помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Тема 6. На что тратятся деньги (2 часа).
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,
автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не
хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в
долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные
привычки.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами (2 часа).
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Тема 8. Как делать сбережения (2 часа).
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
4 класс
Тема 1. Как появились деньги (2 часа).
11

Причиной возникновения
обмена является специализация.
В
результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен
неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения
ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена.
В разных
регионах в качестве денег использовались
разные вещи. Основными
товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже
делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности
перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег
может меняться.
Тема 2. История монет (2 часа).
Монеты чеканили из благородных
металлов.
Первые монеты
появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось
государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране,
Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси
монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Тема 3. Бумажные деньги (3 часа).
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально
бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги
появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в
обращении,
но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от
подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги (2 часа).
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают
от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят.
Безналичные деньги являются информацией
на банковских счетах.
Современные банки используют пластиковые карты.
Тема 5. Валюты (2 часа).
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные
валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят
запасы
иностранных
валют и золота,
которые
называются
золотовалютными резервами.
Валюты, в которых хранятся резервы,
называются резервными. Их используют для международных расчётов.
Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным
курсом.
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги (2 часа).
Основным источником дохода современного человека является
заработная плата. Размер заработной
платы зависит от профессии,
сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный
размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату
и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Тема 7. На что семьи тратят деньги (2 часа).
12

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви,
коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и
лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить
на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся
на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет (2 часа).
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают
расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы,
образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы,
либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок
или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном
случае придётся брать кредит и платить проценты.

13

5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс.
Разделы
курса

1
2

3
4
5

6
7
8

9
10
11

Темы, основное содержание
Ведение в экономику
Тема 1. Введение в экономику
Введение в экономику. Знакомство с понятием
«экономика».
Для чего нужна экономика?
Потребности
Тема 2 . Потребности
Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей
Источники удовлетворения потребностей. Почему все
потребности нельзя удовлетворить.
Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Домашнее хозяйство
Тема 4. Домашнее хозяйство
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в
семье.
Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы».
Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Товары и услуги
Тема 5. Товары и услуги
Что такое «товар». Какие бывают товары.
Что такое «услуга». Где можно приобрести товары и
услуги.
Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

Количество
часов
2

Знакомство детей друг с другом.
1
1
3
1
1
2
1
1
3
3
1
1
1

3
3
1
1
1
14

Характеристика основных видов деятельности
учащихся

Играть в игру «Экономика»

Приводить примеры потребностей.
Приводить примеры источников
удовлетворения потребностей.
Игра - лото «Виды потребностей»

Приводить примеры домашнего хозяйства.
Игра «Распределить роли в семье». Объяснять,
что влияет на намерения людей совершать
покупки. Сравнивать покупки по степени
необходимости. Объяснять, как управлять
деньгами. Сравнивать доходы и
расходы. Объяснять, как можно
экономить. Составлять бюджет на простом
примере.
Объяснять, как
управлять
деньгами. Сравнивать доходы
и
расходы. Объяснять, как
можно
экономить. Составлять бюджет на простом
примере.

3

Деньги
12
13
14

Тема 6. Деньги
Зачем нужны деньги. Как появились деньги.
Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода.

3
1
1
1

3

15

Маркетинг
Тема 7. Маркетинг
Что такое «маркетинг».

16
17

Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

1
1

Описывать свойства товарных
денег. Приводить примеры товарных
денег. Приводить примеры первых денег.
Объяснять, в какой форме можно делать
сбережения. Приводить примеры доходов от
различных вложений
денег. Сравнивать разные виды сбережений.
Объяснять причины и приводить примеры
обмена. Объяснять проблемы, возникающие
при обмене. Объяснять, что влияет на
намерения людей совершать
покупки. Сравнивать покупки по степени
необходимости. Различать планируемые и
непредвиденные расходы. Объяснять, как
появляются сбережения и долги.

3
1

2 класс
Разделы
курса

1
2

3
4

Темы, основное содержание
Обмен и деньги
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Появление первых денег —
товаров с высокой ликвидностью.
Свойства драгоценных металлов делают их удобными
товарными деньгами.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Появление монет. Устройство монеты. Изобретение
бумажных денег.
Защита монет от подделок. Современные монеты.
15

Количество
часов
9
2
1
1

2
1
1

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
• Объяснять причины и приводить
примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие
при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные
деньги.

5
6
7
8
9

10

11

12

13

14

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги.
Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира.
Появление безналичных денег. Безналичные деньги как
информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчётов. Функции банкоматов.

3
1
1
1
2
1
1

Семейный бюджет
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или
найти клад. Основным источником дохода современного
человека является заработная плата.
Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке
денег их можно взять взаймы.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Для
покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения.
Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные
расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят
много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

8
2
1

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов.

2
1
16

1

2
1

1

• Объяснять, почему изготовление
фальшивых денег является
преступлением.
• Описывать старинные российские
деньги.
• Объяснять происхождение названий
денег.
• Описывать современные российские
деньги.
• Решать задачи с элементарными
денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный
расчёт и пластиковая карта.
•Приводить
примеры
иностранных
валют.
• Описывать и сравнивать источники
доходов семьи.
• Объяснять причины различий в
заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят
пособия.
• Приводить примеры того, что можно
сдать в аренду.
• Объяснять, что влияет на намерения
людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени
необходимости.
• Различать планируемые и
непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения
и долги.
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.

15

Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.

1

16
17

Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут
принести доход.

2
1
1

• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом
примере.
• Объяснять, в какой форме можно
делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от
различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.

3 класс
Разделы
курса

1
2

3
4

5
6

7
8

Темы, основное содержание
Обмен и деньги
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена.
Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление монет. Первые монеты разных
государств.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита
монет от подделок.
Современные монеты. Способы защиты от подделок
бумажных денег.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги.
Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые
русские монеты.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира.
Появление безналичных денег. Безналичные деньги как
17

Количество
часов
8
2
1
1

2
1
1

2
1
1
2
1
1

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
• Объяснять причины и приводить
примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие
при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные
деньги.
• Объяснять, почему изготовление
фальшивых денег является
преступлением.
• Описывать старинные российские
деньги.
• Объяснять происхождение названий
денег.
• Описывать современные российские
деньги.
• Решать задачи с элементарными

информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчётов. Функции банкоматов.

9

10

11

12

13

14
15

16
17

денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный
расчёт и пластиковая карта.
•Приводить
примеры
иностранных
валют.

Семейный бюджет
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или
найти клад. Основным источником дохода современного
человека является заработная плата. Размер заработной платы
зависит от профессии.
Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным.
При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы
бывают обязательными и необязательными. Для покупки
мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится
делать сбережения.
Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные
расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят
много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов.
Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.

9
3
1

Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут
принести доход.

2
1
1

18

1

• Описывать и сравнивать источники
доходов семьи.
• Объяснять причины различий в
заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят
пособия.
• Приводить примеры того, что можно
сдать в аренду.

1
2
1

1

2
1
1

• Объяснять, что влияет на намерения
людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени
необходимости.
• Различать планируемые и
непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения
и долги.
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом
примере.
• Объяснять, в какой форме можно
делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от
различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.

4 класс
Разделы курса

1

2

3

4

5
6

7

Темы, основное содержание
Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги
Причины возникновения обмена - специализация. В
результате обмена должны выиграть обе стороны.
Бартерный обмен, плюсы и минусы.
Появление товарных денег (драгоценные металлы, из
которых позже делаются монеты) в разных регионах.
Причины появления бумажных денег. Банкноты
(банковские билеты). Изменение покупательной силы
денег.

Тема 2. История монет
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые
монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет
гарантировалось государственной печатью.
Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской
империи. В Китае и Индии были собственные монеты.
На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили
княжества. Появление единых монет.
Тема 3. Бумажные деньги
Монеты и купюры являются наличными деньгами.
Обеспечение бумажных денег.
Появление бумажных денег в России при Екатерине II.
Бумажные деньги удобны в обращении, но менее
долговечны.
Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление
19

Количество
часов
11
2
1

1

2
1

1

3
1
1

1

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета,
выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные
металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых
используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги
могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и
недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными
расчётами.
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать
старинные российские
деньги.
• Объяснять происхождение названий
денег.
• Объяснять, почему появились
бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и
недостатки использования бумажных
денег.
• Приводить примеры первых бумажных
денег.

фальшивых денег является преступлением.

8

9

10

11

12

13

• Описывать первые российские
бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление
фальшивых денег является
преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики
получают от банка деньги (процентные платежи), а
заёмщики банку платят. Банк. Сбережения. Кредит. Вклад.

2
1

Безналичные денежные расчёты. Банковские карты.
Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты.
Кредитные карты

1

Тема 5. Валюты
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют
разные валюты. Национальной валютой России является
рубль. Резервная валюта. Валютные резервы.
Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов.
Иена. Швейцарский франк.
Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги
Основной источник дохода современного человека.
Размер заработной платы. Минимальный размер оплаты
труда (МРОТ).
Дополнительные доходы. Арендная плата и
проценты, предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным, выплачивая пенсии, стипендии,
пособия.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как того

2
1

1
2
2
1

1

2
20

• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и
кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых
примерах.
• Объяснять принцип работы
пластиковой карты.
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с
использованием валютного курса.

• Описывать и сравнивать источники
доходов семьи.
• Объяснять причины различий в
заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и
образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы
можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых
выплачиваются
пособия,
приводить
примеры пособий.

14
15

избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги
Какие бывают расходы денег в семье.
Разделение расходов на необходимые, желательные
и престижные. Деление расходов по срокам.

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы
он не пустовал.
Тема 8. Как правильно планировать семейный
бюджет.
16
Бюджет – план доходов и расходов. Образование
сбережений. Долги.
17
Для чего нужны сбережения.

СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического
учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова
от 26 августа 2022 года № 1
_______________
Письменная О.Ю.
подпись руководителя МО

2
1
1

• Объяснять причины, по которым люди
делают покупки.
• Описывать направления расходов
семьи.
• Рассчитывать доли расходов на
разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды
рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и
промоакций на принятие решений о
покупке.
• Составлять собственный план
расходов.

2
2
1
1

• Сравнивать доходы и расходы и
принимать решения.
• Объяснять последствия образования
долгов.
• Составлять семейный бюджет на
условных примерах.
СОГЛАСОВАНО

объединения

Заместитель директора по УВР
_______________ Бондарева С.И.
подпись
Ф.И.О.
___________ августа 2021 года

Ф.И.О

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».