МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол № 1 Председатель педагогического совета, директор МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова ____________________Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая тип программы Кружок: «Легко ли писать без ошибок?» (наименование курса) 1 год (срок реализации программы) 17 часов (количество часов) 10 - 11 лет (возраст обучающихся) Атрощенко Светлана Викторовна (Ф.И.О. учителя, составителя) Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторского курса : «Занимательный русский язык»/ Л. В. Мищенкова ; «Школа грамотеев. Русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» , Пособие для учителя / Л. В. Мищенкова, М:РОСТкнига, 2014 г Год составления 2022 Пояснительная записка Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Легко ли писать без ошибок» рассчитана на учащихся 4 класса. Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах: 1 Коммуникативный - развитие умения ориентироваться в ситуации общения; - знакомство с различными ситуациями общения ( устными и письменными, речевыми и неречевыми); - развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности ( деловой, художественной, научно – познавательной) ; - организацию учебного ( делового) общения в паре, в группе на основе уважения, взаимопонимания в совместной деятельности . 2 Познавательный - язык – важнейшее средство познания мира; - развитие мышления, интуиции, воображения учащихся; - поэтапное усвоение важнейших понятий курса русского языка 4 класса; - осмысление понятия «культура»; -освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий ; - рассмотрение слова как сложного языкового знака. 3 Принцип личностной направленности обучения и творческой активности - пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания; - развитие интереса к изучению языка и творческой активности ; - знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры; - творческая самореализация личности в процессе изучения русского языка; Изучение русского языка на основе этих трех принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому изучение русского языка становится интересным и доступным для ребенка. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. 2 2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. 4. Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты 1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. 3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 6. Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач. 7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. 9. Овладение следующими логическими действиями: -сравнение; -анализ; -синтез; -классификация и обобщение по родовидовым признакам; -установление аналогий и причинно – следственных связей; 3 -построение рассуждений; -отнесение к известным понятиям. 10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. 12. Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Содержание программы-17ч Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение 4 звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика (изучается во всех разделах курса). Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления о прямом и переносном значении слова. Знакомство с понятием «фразеологические обороты», их употреблением в речи. Состав слова (морфемика) овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу. Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Склонение имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные (общее представление). 5 Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление). Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. Глаголы – исключения. Имя числительное. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий (общее представление). Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения (общее представление). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сложные предложения (общее представление). Конструирование сложных предложений из простых. Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи ( описание, повествование, рассуждение). Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение Обучающийся научится: - использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; - контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; - расширять представление о речевом общении; - составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета; - составлять тексты определенного типа (описание, повествование, рассуждение)с учетом цели общения; Фонетика, графика, лексика Обучающийся научится: 6 - объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека; - понимать роль письменности в истории человечества; - находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова; - пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов) Состав слова Обучающийся научится: - разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; - объяснять написание частей слова Морфология Обучающийся научится: - различать части речи, выделять их признаки; - определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; - верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм; - выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; -определять лицо личных местоимений, верно писать местоимения с предлогами; - употреблять местоимения в собственной речи; - определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; - определять время и лицо глагола; - объяснять различия функций количественных и порядковых числительных; - употреблять числительные в речи; - находить наречия в предложении; - распространять предложения наречиями Синтаксис Словосочетание Обучающийся научится: - выделять словосочетание в предложении; - определять связь слов в словосочетании; - распространять предложения словосочетаниями Предложение Обучающийся научится: - проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; - находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; - сравнивать простые и сложные предложения; 7 - ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях Текст Обучающийся научится: - распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание; - озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; - составлять план текста, делить текст на части. Календарно – тематическое планирование ( 17 час) № Да п/п та Раздел Тема Коли- Оборудо- занятия чество вание УУД часов 1 Фонетика. Графика. «В мире безмолвных и неведомых звуков» 1 Презентации, Предметные: объяснять смысл и справочники, значение родного словари, языка в жизни дидактический человека; материал. понимать роль письменности в жизни человечества Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата 2 Лексика. Игра – занятие «Волшебные слова» 1 8 Презентации, Предметные: использовать справочники, родной язык в словари, соответствии с дидактический целями речевого материал общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения 3 Развитие речи Фразеологическ ие обороты. «В глубь веков на Машине времени». 1 Презентации, Предметные: использовать справочники, родной язык в словари, соответствии с дидактический целями речевого материал общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении. Метапредметные: умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение 9 начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 4 Лексика. «К словам – родственникам» 1 Презентации, Предметные: понимать значение справочники, синонимов в словари, составе русского дидактический языка; развивать материал умение применять словарь синонимов для выполнения заданий учителя; составлять и комментировать полученные синонимические ряды. Метапредметные: освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности; умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач. 5 Лексика. «Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение» 1 10 Презентации, Предметные: проводить разбор справочники, предложения, словари, выделять главные и дидактический второстепенные материал члены предложения; иметь представление о дополнении как второстепенном члене предложения Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. 6 Развитие речи. «Все ли однородные одного рода» 1 Презентации, Предметные: использовать справочники, родной язык в словари, соответствии с дидактический целями речевого материал общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении. Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, 11 определять наиболее эффективные способы достижения результата 7 Синтаксис. Конструировани е сложных предложений из простых предложений. 1 Презентации, Предметные: сравнивать простые справочники, и сложные словари, предложения; дидактический ставить знаки материал препинания в элементарных сложных предложениях Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 8 Лексика. «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» 1 12 Презентации, Предметные: использовать справочники, родной язык в словари, соответствии с дидактический целями речевого материал общения, подбирать нужные слова и выражения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; расширять представление о речевом общении. Метапредметные: умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 9 Лексика. «В гостях у Омонимов и Антонимов» 1 Презентации, Предметные: находить в тексте и справочники, использовать в словари, собственных дидактический речевых материал произведениях омонимы, антонимы, пользоваться лингвистическими словарями (омонимов, антонимов) Метапредметные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, 13 передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 10 Состав слова «Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы. Окончания». 1 Презентации, Предметные: разбирать слова по справочники, составу, выделяя словари, корень, приставку, дидактический суффикс и материал окончание; объяснять написание частей слова. Метапредметные : освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности; умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач. 11 Развитие речи. «Где живут слова и как они находят своё место» 1 14 Презентации, Предметные: использовать справочники, родной язык в словари, соответствии с дидактический целями речевого материал общения, подбирать нужные слова и выражения; различать части речи, выделять их признаки; Метапредметные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 12 Морфология Имя существительно е. Род и число имен существительны х. Склонение имен существительны х. 1 Презентации, Предметные: понимать значение справочники, и употребление в словари, речи имен дидактический существительных , материал знать и определять род, число и склонение имен существительных Метапредметные: овладение следующими логическими действиями: -сравнение; -анализ; -синтез; -классификация и обобщение по родовидовым признакам; -установление аналогий и причинно – следственных связей; 15 13 Морфология Имя прилагательное. Согласование имен существительны хи прилагательных. 1 -построение рассуждений; -отнесение к известным понятиям. Презентации, Предметные: контролировать и справочники, корректировать словари, своё высказывание дидактический в зависимости от материал речевой ситуации; выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; Метапредметные: умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 14 Морфология Местоимение. «Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение». 16 1 Презентации, Предметные: определять лицо справочники, личных словари, местоимений, дидактический верно писать материал местоимения с предлогами; употреблять местоимения в собственной речи., понимать смысл возвратного местоимения, верно употреблять его в речи. Метапредметные: овладение следующими логическими действиями: -сравнение; -анализ; -синтез; -классификация и обобщение по родовидовым признакам; -установление аналогий и причинно – следственных связей; -построение рассуждений; -отнесение к известным понятиям. 15 Морфология « На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола. Три лица глагола. Спряжение глаголов. 1 Презентации, Предметные: расширять справочники, представление о словари, речевом общении; дидактический знать основные материал времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее) , определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения 17 текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форм 16 Морфология Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»Н аречие как часть речи. Неизменяемость наречий. 1 Презентации, Предметные: объяснять различия справочники, функций словари, количественных и дидактический порядковых материал числительных; употреблять числительные в речи; находить наречия в предложении; понимать смысл употребления наречий в русском языке Метапредметные: овладение следующими логическими действиями: -сравнение; -анализ; -синтез; -классификация и обобщение по родовидовым признакам; -установление аналогий и причинно – следственных 18 связей; -построение рассуждений; -отнесение к известным понятиям. 17 Морфология Обобщающий урок – КВН «Части речи» Презентации, Предметные: систематизировать справочники, знания учащихся словари, по курсу русского дидактический языка; материал использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения. Метапредметные: 1 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 7 им. Г.К. Жукова от « » августа 2022 года № 1 ___________ Письменная О.Ю. Заместитель директора по УВР ______________ Бондарева С.И. подпись руководителя МО подпись « » Ф.И.О. 19 августа Ф.И.О. 2022 года