Рабочая программа учебного предмета Физическая культура 7-9 классы

Муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова

РАССМОТРЕНО
методическим
объединением учителей
________Украинцев А.С.
протокол №1
от 26.08.2022г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________Селютина Е.А.
протокол №1
от 27.08.2022г

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________Шаламов Р.Ю.
протокол №1
от 30.08.2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре
Уровень образования (класс) основное общее 7 -9 класс
Количество часов 306 (102/102/102).
Учитель Сивоплясов Максим Борисович
Программа разработана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ( с изменениями от
11 декабря 2020г.)
с учетом:
примерной программы по физической культуре, размещенной в основной
образовательной программы основного общего образования, одобренной
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (
протокол от 8 апреля 2015 г. №1\5 );
программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова,
утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К.
Жукова от 30 августа 2021 года, протокол №1;
основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.Жукова, утверждённой решением педагогического
совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова от 29 августа 2018 года, протокол
№1, с дополнениями и изменениями, внесенными решениями педагогических
советов МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова 30.08.2019 г., протокол №1,
28.08.2020 г., протокол №1, 30.08.2022 г., протокол №1;
сборника рабочих программ. 5—9 классы: пособие для учителей
общеобразоват. организаций / [составитель В.И. Лях]. — 7-е изд., доп. — М. :
Просвещение, 2021.
2022 год

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая
культура» на уровне основного общего образования в 6-9 классах.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе
в части:
1. Патриотического воспитания и формирования российской
идентичности
Осознание Российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение
к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Гражданского воспитания
Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных
связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать
в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности,
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и
соревнований; способность принимать активное участие в организации и
проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных
2

мероприятий; владение умением предупреждать конфликтные ситуации и
находить выходы из спорных ситуаций.
4. Приобщения детей к культурному наследию (Эстетического
воспитания)
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз,
и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; формирование
потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами
и представлениями:
Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в
понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
Устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития
физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями
основных систем организма; устанавливать причинно-следственную связь между
качеством владения техникой физического упражнения и возможностью
возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической
культурой и спортом; устанавливать причинно-следственную связь между
подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения
травматизма
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде.
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения
совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и
соревнованиях; готовность в оказании первой помощи при травмах и ушибах,
соблюдении правил техники безопасности во время совместных занятий
3

физической культурой и спортом; стремление к физическому совершенству,
формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном
виде спорта; готовность к организации и проведению занятий физической
культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях
физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных
наблюдений за изменением их показателей; осознание здоровья как базовой
ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и
длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом;
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
8. Экологического воспитания
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях
7 класс
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в
реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной
4

деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой
активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося)
поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических
способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой
форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
5

• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной
и
физкультурно-оздоровительной
деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения содержания программы по
физической культуре в 7 классе являются целостные представления в
следующих сферах:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях
творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе,
их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий физической культурой, доброжелательное и

6

уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их
здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий,
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной
физической
подготовкой,
подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на
будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать
комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической
и пластической направленности, режимы физической нагрузки в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
физической
подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и
проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
7

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической
нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Обучающийся научиться:
- проводить анализ причин зарождения современного Олимпийского движения,
давать характеристику основным этапам его развития в СССР и современной
России;
- объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом
на воспитание личностных качеств современных школьников, приводить
примеры из собственной жизни;
- объяснять понятие «техника физических упражнений», руководствоваться
правилами технической подготовки при самостоятельном обучении новым
физическим упражнениям, проводить процедуры оценивания техники их
выполнения;
- составлять планы самостоятельных занятий физической и технической
подготовкой, распределять их в недельном и месячном циклах учебного года,
оценивать их оздоровительный эффект;
- выполнять лазание по канату в два приёма (юноши) и простейшие
акробатические пирамиды в парах и тройках (девушки);
- составлять и самостоятельно разучивать комплекс степаэробики, включающий
упражнения в ходьбе, прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами,
разведением рук и ног (девушки);
- выполнять стойку на голове с опорой на руки и включать её в акробатической
комбинации из ранее освоенных упражнений (юноши);
- выполнять беговые упражнения с преодолением препятствий «прыжковым
бегом», применять их в беге по пересечённой местности;
- выполнять метание малого мяча на точность в неподвижную, качающуюся и
катящуюся с разной скоростью мишень.
Обучающийся получит возможность научиться:
- демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр:
- баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола; броски мяча двумя
руками снизу и от груди в движении; использование разученных технических
действий в условиях игровой деятельности);
- волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку;
использование разученных технических действий в условиях игровой
деятельности);
8

- футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча; тактические
действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой
линии; использование разученных технических действий в условиях игровой
деятельности);
- тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической
подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей.
8 класс
Метапредметные
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в
реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной
деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой
активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося)
поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
9

В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических
способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой
форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной
и
физкультурно-оздоровительной
деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
10

Предметные
Предметными результатами освоения содержания программы по
физической культуре в 8 классе являются целостные представления в
следующих сферах:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях
творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе,
их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий физической культурой, доброжелательное и
уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их
здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий,
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной
физической
подготовкой,
подбирать
11

физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на
будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать
комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической
и пластической направленности, режимы физической нагрузки в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
физической
подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и
проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической
нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Обучающийся научится:
- проводить анализ основных направлений развития физической культуры в
Российской Федерации, характеризовать содержание основных форм их
организации;
- анализировать понятие «всестороннее и гармоничное физическое развитие»,
раскрывать критерии и приводить примеры, устанавливать связь с
наследственными факторами и занятиями физической культурой и спортом;
12

- проводить занятия оздоровительной гимнастикой по коррекции
индивидуальной формы осанки и избыточной массы тела;
- составлять планы занятия спортивной тренировкой, определять их целевое
содержание в соответствии с индивидуальными показателями развития
основных физических качеств;
- выполнять гимнастическую комбинацию на гимнастическом бревне из ранее
освоенных упражнений с добавлением элементов акробатики и ритмической
гимнастики (девушки);
- выполнять комбинацию на параллельных брусьях с включением упражнений в
упоре на руках, кувырка вперёд и соскока; наблюдать их выполнение другими
учащимися и
сравнивать с заданным образцом, анализировать ошибки и
причины их появления, находить способы устранения (юноши);
- выполнять прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись», наблюдать и
анализировать технические особенности в выполнении другими учащимися,
выявлять ошибки и предлагать способы устранения;
- выполнять тестовые задания комплекса ГТО в беговых и технических
легкоатлетических дисциплинах в соответствии с установленными требованиями
к их технике
Обучающийся получит возможность научиться:
- демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр:
- баскетбол (передача мяча одной рукой снизу и от плеча; бросок в корзину
двумя и одной рукой в прыжке; тактические действия в защите и нападении;
использование разученных технических и тактических действий в условиях
игровой деятельности);
- волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное блокирование мяча в
прыжке с места; тактические действия в защите и нападении; использование
разученных технических и тактических действий в условиях игровой
деятельности);
- футбол (удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с разбега
внутренней и внешней частью подъёма стопы; тактические действия игроков в
нападении и защите; использование разученных технических и тактических
действий в условиях игровой деятельности); - тренироваться в упражнениях
общефизической и специальной физической подготовки с учётом
индивидуальных и возрастно-половых особенностей.
9 класс
Метапредметные
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
13

потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в
реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной
деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой
активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося)
поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
14

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических
способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой
форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной
и
физкультурно-оздоровительной
деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные
Предметными результатами освоения содержания программы по
физической культуре в 9 классе являются целостные представления в
следующих сферах:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях
творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
15

• знание основных направлений развития физической культуры в обществе,
их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий физической культурой, доброжелательное и
уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их
здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий,
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной
физической
подготовкой,
подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на
будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать
комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической
и пластической направленности, режимы физической нагрузки в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
физической
подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
16

• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и
проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической
нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять
исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и
формы ее организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,
раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием
и физической подготовленностью, формированием качеств личности и
профилактикой вредных привычек;
• раскрывать базовые понятия и термины физической культуры,
применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со
своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники
двигательных действий и физических упражнений, развития физических
качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими
упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи,
рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки
мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от
времени года и погодных условий;

17

• руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и
ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной,
тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную
нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного
организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной
направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических
качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным
действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических
качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности
их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и
перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе
трудовой и учебной деятельности;
• выполнять
общеразвивающие
упражнения,
целенаправленно
воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и координации движений);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных
упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из
числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину
и высоту);
• выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол,
волейбол, баскетбол, гандбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального
развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:

18

• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де
Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять
смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать
исторические
вехи
развития
отечественного
спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому
спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической
подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем организма;
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него
оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими
упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля
динамики
индивидуального
физического
развития
и
физической
подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием
оздоровительной ходьбы и бега, туристических походов, обеспечивать их
оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных
процедур и сеансов оздоровительного массажа;
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с
учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью
разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
• выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
II.

Содержание учебного предмета «Физическая культура»

7 класс
Раздел I. Легкая атлетика. ( 28 часов )
Высокий старт от 15 м до 30 м.; Стартовый разгон. Бег 30м .; скоростной
бег до 50 м; бег 60м; челночный бег 3*10м.; бег с ускорениями 3Х 30м.; бег
800м.; прыжки в длину с места; прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход
планки, приземление; метание теннисного мяча с места на дальность; метание
теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов.
Раздел II. Кроссовая подготовка. ( 20 часов ).
19

Кросс 6,7,8 мин.; равномерный бег в чередовании с ходьбой; равномерный
бег по слабопересеченной местности до 1000 м; равномерный бег в парах; бег с
препятствиями; кросс 1000м.
Раздел III. Гимнастика с элементами акробатики. ( 18 часов ).
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре.
Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!»; строевой шаг
размыкание и смыкание на месте.; комбинации из различных положений и
движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах.; мальчики
упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений
с палками, обручами.; мальчики подъем - переворот. Девочки соскок с
переворотом.; мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки
подтягивание на низкой перекладине; опорный прыжок ноги врозь; два кувырка
вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью; акробатическая
комбинация; упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке;
лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах;
прыжки со скакалкой; упражнения по развитию силовых, координационных
способностей и гибкости.
Раздел 1V. Элементы единоборств. ( 4 часа ).
Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища; освобождение
от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение; борьба за предмет.
Упражнения по овладению приёмами страховки; силовые упражнения и
единоборство в парах.
Раздел V. Спортивные игры. ( 32 часа ).
Баскетбол. ( 10 часов ). Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча
одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и
высокой стойке на месте и в движении; броски двумя руками с места и в
движении, в прыжке; позиционное нападение с изменением позиций игроков.
Перехват мяча.; нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков;
овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1,
3:1,3:2,3:3.; игра в баскетбол.
Волейбол. ( 8 часов ). Правила игры в волейбол. Стойки игрока; передачи
мяча сверху и снизу на месте и после перемещения; нижняя и верхняя прямая
подача через сетку; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером; игра в волейбол.
Гандбол. ( 6 часов ). Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения
приставными шагами, остановка, поворот; остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с
пассивным сопротивлением защитника.; ведение мяча
в движении с
изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника;
Бросок мяча сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой; блокирование
броска; игра в гандбол.
Футбол. ( 8 часов ). Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения,
старты из различных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы и внешней частью подъема; остановка катящегося
мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча; ведение мяча с изменением
20

направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; удары по
воротам на точность попадания; нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с
атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций
игроков; игра в футбол.
8 класс
Раздел I. Легкая атлетика. ( 28 часов ).
Высокий старт от 15 м до 30 м.; Стартовый разгон. Бег 30м .; скоростной
бег до 50 м; бег 60м; челночный бег 3*10м.; бег с ускорениями 3Х 30м.; бег
1500м.; прыжки в длину с места; прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом
«согнув ноги».; прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход
планки, приземление; метание теннисного мяча с места на дальность; метание
теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов.
Раздел II. Кроссовая подготовка. ( 20 часов ).
Кросс 8,10,12 мин; равномерный бег в чередовании с ходьбой;
равномерный бег по слабопересеченной местности до 1000 м; равномерный бег в
парах; бег с препятствиями; кросс 2000м.
Раздел III. Гимнастика с элементами акробатики. ( 18 часов ).
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре.
Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!»; строевой шаг
размыкание и смыкание на месте.; комбинации из различных положений и
движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах.; мальчики
упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений
с палками, обручами.; мальчики подъем - переворот. Девочки соскок с
переворотом.; мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки
подтягивание на низкой перекладине; опорный прыжок ноги врозь; два кувырка
вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью; акробатическая
комбинация; упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке;
лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах;
прыжки со скакалкой; упражнения по развитию силовых, координационных
способностей и гибкости.
Раздел 1V. Элементы единоборств. ( 7 часов ).
Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища; освобождение
от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение; подвижная игра:
«Пятнашки»; борьба за предмет. Упражнения по овладению приёмами
страховки; приемы страховки и самостраховки; борьба в низкой стойке и в
партере; силовые упражнения и единоборство в парах.
Раздел V. Спортивные игры. ( 29 часов )
Баскетбол. ( 8 часов ). Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча
одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и
высокой стойке на месте и в движении; броски двумя руками с места и в
движении, в прыжке; позиционное нападение с изменением позиций игроков.
Перехват мяча.; нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков;
овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1,
3:1,3:2,3:3.; игра в баскетбол.
21

Волейбол. ( 8 часов ). Правила игры в волейбол. Стойки игрока; передачи
мяча сверху и снизу на месте и после перемещения; нижняя и верхняя прямая
подача через сетку; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером; игра в волейбол.
Гандбол. ( 6 часов ). Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения
приставными шагами, остановка, поворот; остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с
пассивным сопротивлением защитника.; ведение мяча
в движении с
изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника;
Бросок мяча сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой; блокирование
броска; игра в гандбол.
Футбол. ( 7 часов ). Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения,
старты из различных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы и внешней частью подъема; остановка катящегося
мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча; ведение мяча с изменением
направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; удары по
воротам на точность попадания; нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с
атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций
игроков; игра в футбол.
9 класс
Раздел I. Легкая атлетика. ( 28 часов ).
Высокий старт от 30 м до 60 м.; Стартовый разгон. Бег 60м.; скоростной
бег до 50 м; бег 100м; челночный бег 3*10м.; бег с ускорениями 3Х 30м.; бег
1500м.; прыжки в длину с места; прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход
планки, приземление; метание теннисного мяча с места на дальность; метание
теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов.
Раздел II. Кроссовая подготовка. ( 20 часов ).
Кросс 8,10,15 мин; равномерный бег в чередовании с ходьбой;
равномерный бег по слабопересеченной местности до 1000 м; равномерный бег в
парах; бег с препятствиями; кросс 2000м.
Раздел III. Гимнастика с элементами акробатики. ( 18 часов ).
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре.
Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!»; строевой шаг
размыкание и смыкание на месте; комбинации из различных положений и
движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах; мальчики
упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений
с палками, обручами.; мальчики подъем - переворот. Девочки соскок с
переворотом; мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки
подтягивание на низкой перекладине; опорный прыжок ноги врозь; два кувырка
вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью; акробатическая
комбинация; упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке;
лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах;
22

прыжки со скакалкой; упражнения по развитию силовых, координационных
способностей и гибкости.
Раздел 1V. Элементы единоборств. ( 7 часов ).
Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища; освобождение
от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение; подвижная игра:
«Пятнашки»; борьба за предмет. Упражнения по овладению приёмами
страховки; приемы страховки и самостраховки; борьба в низкой стойке и в
партере; силовые упражнения и единоборство в парах.
Раздел V. Спортивные игры. ( 29 часов )
Баскетбол. ( 8 часов ). Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча
одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и
высокой стойке на месте и в движении; броски двумя руками с места и в
движении, в прыжке; позиционное нападение с изменением позиций игроков.
Перехват мяча.; нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков;
овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1,
3:1,3:2,3:3.; игра в баскетбол.
Волейбол. ( 8 часов ). Правила игры в волейбол. Стойки игрока; передачи
мяча сверху и снизу на месте и после перемещения; нижняя и верхняя прямая
подача через сетку; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером; игра в волейбол.
Гандбол. ( 6 часов ). Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения
приставными шагами, остановка, поворот; остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с
пассивным сопротивлением защитника; ведение мяча в движении с изменением
направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; Бросок мяча
сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой; блокирование броска; игра в
гандбол.
Футбол. ( 7 часов ). Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения,
старты из различных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы и внешней частью подъема; остановка катящегося
мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча; ведение мяча с изменением
направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; удары по
воротам на точность попадания; нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с
атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций
игроков; игра в футбол.
Направления проектной деятельности обучающихся
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся
проводится по следующим направлениям: исследовательское, информационное,
социальное.
В ходе реализации настоящей программы применяются такие виды
проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный,
исследовательский, социальный.

23

Примерные темы проектов:
1. Олимпийские игры древности.
2. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское
движение в России.
3 Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном
обществе.
4. Организация и проведение пеших туристических походов.
5. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.
6. Физическое развитие человека.
7. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием
физических качеств.
8. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию
физических качеств.
9. Техника движений и ее основные показатели.
10. Спорт и спортивная подготовка.
11. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне».
12. Здоровье и здоровый образ жизни.
13. Коррекция осанки и телосложения.
14. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и
физической подготовленностью.
15. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий
физической культурой и спортом.
16. Формы организации занятий физическими упражнениями (физической
культурой).
17. История зарождения и развития школьной спартакиады.
18. Планирование своей физкультурной деятельности.
19. Подбор индивидуальных комплексов физических упражнений для
самостоятельных занятий.
20. Игры и развлечения для организации активного досуга.
21. Комплекс силовых (или других) упражнений для физического
совершенствования учащегося 6-9 класса.
22. История развития и становления избранного вида спорта.
23. Техника безопасности на уроках физической культуры.
24. Подбор формы и инвентаря для занятий физической культурой.
25. Оздоровительные системы (формы) занятий физической культурой.
26. Современные системы физического воспитания.
27. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению
работоспособности.
Ш. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы

24

Раздел

1.Легкая
атлетика

2. Кроссовая
подготовка

3. Гимнастика с
элементами
акробатики

Колво
часов

28

20

18

Тема

Колво
часов

Основные
виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

2

Овладение техникой
спринтерского бега
История лёгкой
атлетики. Высокий
старт от 30 до 60 м. Бег
с ускорением от 40 до
60 м. Скоростной бег до
60 м. Бег на результат
30м, 60м. Челночный
бег 3*10м
Овладение техникой бега
на средние дистанции
Овладение
техникой
прыжка в длину
Овладение техникой
прыжка в высоту
Овладение техникой
метания малого мяча в
цель и на дальность
Овладение техникой
длительного бега
Бег в равномерном
темпе от 6 до 8 мин.
Бег в равномерном
темпе до 8 мин.
Бег 500 м. На результат.
Бег с препятствиями.

5,6

7 класс
Инструктаж по ТБ.
Высокий старт 30 м до
60 м
Стартовый разгон. Бег
от 30м
скоростной бег до 50 м;
бег 60м
челночный бег 3*10м;
бег с ускорениями
3* 30м;
бег 500м
Бег 800м
прыжки в длину с места
прыжки в длину с 7-9
шагов
разбега
способом
«согнув
ноги»
прыжки в высоту с 3-5
шагов
разбега.
Отталкивание, переход
планки, приземление
метание
теннисного
мяча с места на
дальность
метание
теннисного
мяча с 4-5 бросковых
шагов
Кросс 6,7,8 мин
равномерный бег в
чередовании с ходьбой
равномерный бег по
слабопересеченной
местности до 500 м
равномерный бег в
парах
бег с препятствиями

3
3
3

3
1
2
3

3

2

3

5,6

5,6

8
4
4

2
2

Перестроение
из
колонны по одному в
колонну по два, по
четыре.
Выполнение
команд:
«Направо!»,
«Налево!», «Кругом!»
строевой
шаг
размыкание и смыкание
на месте
комбинации
из

2

3,4,6,8
Освоение строевых
упражнений.

1
3,4,6,8
1
25

4. Элементы
единоборств

4

различных положений
и движений рук, ног,
туловища на месте и в
движении ОРУ в парах
мальчики упражнения с
набивными
мячами,
скакалкой.
Девочки
комбинации
упражнений с палками,
обручами
мальчики
подъем переворот.
Девочки
соскок с переворотом
мальчики подтягивание
в висе, поднимание ног
в висе.
Девочки
подтягивание на низкой
перекладине
опорный прыжок ноги
врозь
два кувырка вперед
слитно,
«мост»
из
положения
стоя
с
помощью
акробатическая
комбинация
упражнения
на
гимнастическом
бревне,
на
гимнастической стенке
лазание
по
гимнастической стенке,
канату, упражнения в
висах и упорах
прыжки со скакалкой
упражнения
по
развитию
силовых,
координационных
способностей
и
гибкости
Стойки и передвижения
в стойке. Захваты рук и
туловища
освобождение
от
захватов.
Приемы
борьбы за выгодное
положение
борьба за предмет.
Упражнения
по
овладению приёмами
страховки

1

Освоение
общеразвивающих
упражнений без
предметов. Освоение
общеразвивающих
упражнений с
предметами.

4,6

4,6
1

2

2
1

1

Освоение и
совершенствование
висов и упоров и
комбинаций на
перекладине и брусьях,

4,6

Освоение опорных
прыжков
Освоение
акробатических
упражнений и
акробатической
комбинации

4,6

2

2

Освоение
техники
лазания по канату

1
1

1

1

1

26

Освоение техники
выполнения приёмов в
единоборствах,
осваивают её
самостоятельно,
выявляют и устраняют
характерные ошибки в
процессе освоения.
Применяют упражнения
в единоборствах для
развития

4,6

4,6

5. Спортивные
игры

32

- Баскетбол

10

- Волейбол

- Гандбол

8

6

силовые упражнения и
единоборство в парах

1

Правила игры
в
баскетбол. Ловля и
передача мяча одной
рукой от плеча на месте
и в движении
ведение мяча в низкой,
средней и высокой
стойке на месте и в
движении
броски двумя руками
с места и в движении, в
прыжке
позиционное нападение
с изменением позиций
игроков. Перехват мяча
нападение
быстрым
прорывом.
Взаимодействие двух
игроков
овладение игрой и
развитие
психомоторных
способностей. Игровые
задания 2:1, 3:1,3:2,3:3.
учебная
игра
в
баскетбол
Правила
игры
в
волейбол.
Стойки
игрока
передачи мяча сверху и
снизу на месте и после
перемещения
нижняя
и
верхняя
прямая подача через
сетку
прямой
нападающий
удар
после
подбрасывания
мяча
партнером
учебная
игра
в
волейбол
Правила
игры
в
гандбол. Стойка игрока

1

2

2

1

1

1

соответствующих
физических
способностей.
Взаимодействуют
со
сверстниками в процессе
совместного
освоения
упражнений
в
единоборствах,
соблюдают
правила
техники безопасности
5,6
История баскетбола.
Основные правила игры
в баскетбол. Основные
приёмы игры.
Правила
техники
безопасности.
Описывают
технику
изучаемых
игровых
приёмов и действий,
осваивают
их
самостоятельно, выявляя
и устраняя типичные
ошибки.
Взаимодействуют
со
сверстниками в процессе
совместного
освоения
техники
игровых
приёмов и действий.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

2
1

2

2

История
волейбола.
Основные правила игры
в волейбол. Основные
приёмы игры в волейбол.
Правила
техники
безопасности.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

5,6

2

1
1
27

История

гандбола.

5,6

- Футбол

8

перемещения
приставными шагами,
остановка, поворот
остановка
двумя
шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с
мячом.
Ловля
и
передача мяча на месте
и
в
движении
с
пассивным
сопротивлением
защитника
ведение мяча
в
движении
с
изменением
направления и скорости
с
пассивным
сопротивлением
защитника
Бросок мяча сверху,
снизу, и сбоку согнутой
и прямой рукой
Блокирование броска
Учебная игра в гандбол
Правила игры в футбол.
Стойки
игрока,
ускорения, старты из
различных положений
удары
по
неподвижному
и
катящемуся
мячу
внутренней стороной
стопы
и
внешней
частью подъема
остановка катящегося
мяча
внутренней
стороной
стопы.
Передача мяча
ведение мяча
с
изменением
направления и скорости
с
пассивным
сопротивлением
защитника
удары по воротам на
точность попадания
нападения в игровых
заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3
с атакой и без атаки
ворот.
Позиционное
нападение
с
изменением
позиций
игроков

1

Основные правила игры
в гандбол. Основные
приёмы игры в гандбол.
Подвижные игры для
освоения передвижения
и остановок. Правила
техники безопасности.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

1

1

1
1
1

1

1

1

2
1

28

История
футбола.
Основные правила игры
в футбол. Основные
приёмы игры в футбол.
Подвижные игры для
освоения передвижения
и остановок. Правила
техники безопасности.
Овладевают основными
приёмами
игры
в
футбол.
Соблюдают
правила, чтобы избежать
травм
при
занятиях
футболом. Выполняют
контрольные
упражнения и тесты.

5,6

учебная игра в футбол

1

8 класс
1.Легкая
атлетика

2. Кроссовая
подготовка

3. Гимнастика с
элементами
акробатики

28

20

18

Инструктаж по ТБ.
Высокий старт 30 м до
60 м
Стартовый разгон. Бег
от 30м
скоростной бег до 50 м;
бег 60м
челночный бег 3*10м;
бег с ускорениями
3* 30м;
бег 1200м
Бег 1500м
прыжки в длину с места
прыжки в длину с 7-9
шагов
разбега
способом
«согнув
ноги»
прыжки в высоту с 3-5
шагов
разбега.
Отталкивание, переход
планки, приземление
метание
теннисного
мяча с места на
дальность
метание
теннисного
мяча с 4-5 бросковых
шагов
Кросс 8,10,12 мин
равномерный бег в
чередовании с ходьбой
равномерный бег по
слабопересеченной
местности до 2000 м
равномерный бег в
парах
бег с препятствиями
Перестроение
из
колонны и шеренги по
одному в колонну и
шеренгу по два, по
четыре.
Выполнение
команд:
«Направо!»,
«Налево!», «Кругом!»
строевой
шаг
размыкание и смыкание
на месте
комбинации
из
различных положений
и движений рук, ног,
туловища на месте и в

2

3
3
3

2
2
2
3

3

Овладение техникой
спринтерского бега
История лёгкой
атлетики. Скоростной
бег до 50 м.
Высокий старт от 30 до
60 м. Бег с ускорением
от 40 до 60 м. Бег на
результат 30м, 60м.
Челночный бег 3*10м

5,6

5,6
Овладение техникой бега
на средние дистанции
Овладение
техникой
прыжка в длину
Овладение
техникой
прыжка в высоту

5,6

2

3

8
4
4

2
2
2

Овладение
техникой
метания малого мяча в
цель и на дальность
Овладение техникой
длительного бега
Бег в равномерном
темпе от 8 до 12 мин.
Бег в равномерном темпе
до 8 мин.
Бег 1000 м,
2000м на результат. Бег с
препятствиями.
Освоение строевых
упражнений.

1

1

29

5,6

3,4,6,8
Освоение
общеразвивающих
упражнений без
предметов. Освоение
общеразвивающих

4. Элементы
единоборств

7

движении ОРУ в парах
мальчики упражнения с
набивными
мячами,
скакалкой.
Девочки
комбинации
упражнений с палками,
обручами
мальчики
подъем переворот.
Девочки
соскок с переворотом
мальчики подтягивание
в висе, поднимание ног
в висе.
Девочки
подтягивание на низкой
перекладине
опорный прыжок ноги
врозь
два кувырка вперед
слитно,
«мост»
из
положения
стоя
с
помощью
акробатическая
комбинация
упражнения
на
гимнастическом
бревне,
на
гимнастической стенке
лазание
по
гимнастической стенке,
канату, упражнения в
висах и упорах
прыжки со скакалкой
упражнения
по
развитию
силовых,
координационных
способностей
и
гибкости
Стойки и передвижения
в стойке. Захваты рук и
туловища
освобождение
от
захватов.
Приемы
борьбы за выгодное
положение
подвижная
игра:
«Пятнашки»
Упражнения
по
овладению приёмами
страховки
приемы страховки и
самостраховки
борьба в низкой стойке
и в партере

1

упражнений с
предметами.
4,6

1

2

Освоение и
совершенствование
висов и упоров и
комбинаций на
перекладине и брусьях.
4,6

2
1

1

Освоение опорных
прыжков
Освоение
акробатических
упражнений и
акробатической
комбинации

4,6

2

2

Освоение
техники
лазания по канату

1
1

1

1

1
1

1
1
30

Освоение техники
выполнения приёмов в
единоборствах,
осваивают её
самостоятельно,
выявляют и устраняют
характерные ошибки в
процессе освоения.
Применяют упражнения
в единоборствах для
развития
соответствующих
физических
способностей.
Взаимодействуют
со
сверстниками в процессе

5,6

5,6

5. Спортивные
игры
-Баскетбол

- Волейбол

- Гандбол

29
8

8

6

силовые упражнения и
единоборство в парах

1

Правила игры
в
баскетбол. Ловля и
передача мяча одной
рукой от плеча на месте
и в движении
ведение мяча в низкой,
средней и высокой
стойке на месте и в
движении
броски двумя руками
с места и в движении, в
прыжке
позиционное нападение
с изменением позиций
игроков. Перехват мяча
нападение
быстрым
прорывом.
Взаимодействие двух
игроков
овладение игрой и
развитие
психомоторных
способностей. Игровые
задания 2:1, 3:1,3:2,3:3.
учебная
игра
в
баскетбол
Правила
игры
в
волейбол.
Стойки
игрока
Передачи мяча сверху и
снизу на месте и после
перемещения
нижняя
и
верхняя
прямая подача через
сетку
прямой
нападающий
удар
после
подбрасывания
мяча
партнером
учебная
игра
в
волейбол
Правила
игры
в
гандбол. Стойка игрока
перемещения
приставными шагами,
остановка, поворот
остановка
двумя
шагами и прыжком.

1

1

2

1

1

1

совместного
освоения
упражнений
в
единоборствах,
соблюдают
правила
техники безопасности
5,6
История баскетбола.
Основные правила игры
в баскетбол. Основные
приёмы игры.
Правила
техники
безопасности.
Описывают
технику
изучаемых
игровых
приёмов и действий,
осваивают
их
самостоятельно, выявляя
и устраняя типичные
ошибки.
Взаимодействуют
со
сверстниками в процессе
совместного
освоения
техники
игровых
приёмов и действий.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

1
1

2

2

История
волейбола.
Основные правила игры
в волейбол. Основные
приёмы игры в волейбол.
Правила
техники
безопасности.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

5,6

История
гандбола.
Основные правила игры
в гандбол. Основные
приёмы игры в гандбол.
Подвижные игры для
освоения передвижения
и остановок. Правила

5,6

2

1
1

1
31

- Футбол

1.Легкая
атлетика

7

28

Повороты без мяча и с
мячом.
Ловля
и
передача мяча на месте
и
в
движении
с
пассивным
сопротивлением
защитника
ведение мяча
в
1
движении
с
изменением
направления и скорости
с
пассивным
сопротивлением
защитника
Бросок мяча сверху,
1
снизу, и сбоку согнутой
и прямой рукой
Блокирование броска
1
Учебная игра в гандбол
1
Правила игры в футбол.
1
Стойки
игрока,
ускорения, старты из
различных положений
удары
по
1
неподвижному
и
катящемуся
мячу
внутренней стороной
стопы
и
внешней
частью подъема
остановка катящегося
1
мяча
внутренней
стороной
стопы.
Передача мяча
ведение мяча
с
1
изменением
направления и скорости
с
пассивным
сопротивлением
защитника
удары по воротам на
1
точность попадания
нападения в игровых
1
заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3
с атакой и без атаки
ворот.
Позиционное
нападение
с
изменением
позиций
игроков
учебная игра в футбол
1
9 класс
Инструктаж по ТБ.
2
Высокий старт 30 м до
60 м
32

техники безопасности.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

5,6
История
футбола.
Основные правила игры
в футбол. Основные
приёмы игры в футбол.
Подвижные игры для
освоения передвижения
и остановок. Правила
техники безопасности.
Овладевают основными
приёмами
игры
в
футбол.
Соблюдают
правила, чтобы избежать
травм
при
занятиях
футболом. Выполняют
контрольные
упражнения и тесты.

Овладение техникой
спринтерского бега
История лёгкой

5,6

2. Кроссовая
подготовка

3. Гимнастика с
элементами
акробатики

20

18

Стартовый разгон. Бег
от 60м
скоростной бег до 50 м;
бег 100м
челночный бег 3*10м;
бег с ускорениями
3* 30м;
бег 1000м
Бег 1500м
прыжки в длину с места
прыжки в длину с 7-9
шагов
разбега
способом
«согнув
ноги»
прыжки в высоту с 3-5
шагов
разбега.
Отталкивание, переход
планки, приземление
метание
теннисного
мяча с места на
дальность
метание
теннисного
мяча с 4-5 бросковых
шагов
Кросс 8,10,15 мин
равномерный бег в
чередовании с ходьбой
равномерный бег по
слабопересеченной
местности до 2000 м
равномерный бег в
парах
бег с препятствиями
Перестроение
из
колонны и шеренги по
одному в колонну и
шеренгу по два, по
четыре.
Выполнение
команд:
«Направо!»,
«Налево!», «Кругом!»
строевой
шаг
размыкание и смыкание
на месте
комбинации
из
различных положений
и движений рук, ног,
туловища на месте и в
движении ОРУ в парах
мальчики упражнения с
набивными
мячами,
скакалкой.
Девочки
комбинации
упражнений с палками,

3
3
3

2
2
2
3

атлетики.
Высокий старт от 30 до
40 м. Бег с ускорением
от
40
до
60
м.
Скоростной бег до 60 м.
Бег на результат 60м.
Челночный бег 3*10м
Овладение техникой бега
на средние дистанции
Овладение
техникой
прыжка в длину

5,6

Овладение
техникой
прыжка в высоту

5,6

3

2

3

8
4
4

2

Овладение
техникой
метания малого мяча в
цель и на дальность
Овладение техникой
длительного бега
Бег в равномерном
темпе от 8 до 15 мин.
Бег в равномерном темпе
до 8 мин.
Бег 1000 м,
2000м на результат. Бег с
препятствиями.

5,6

2
2

1

1

1

33

Освоение строевых
упражнений. Освоение
общеразвивающих
упражнений без
предметов. Освоение
общеразвивающих
упражнений с
предметами.

3,4,6,8

4. Элементы
единоборств

5. Спортивные

7

29

обручами
мальчики
подъем –
переворот.
Девочки
соскок с переворотом
мальчики подтягивание
в висе, поднимание ног
в висе.
Девочки
подтягивание на низкой
перекладине
опорный прыжок ноги
врозь
два кувырка вперед
слитно,
«мост»
из
положения
стоя
с
помощью
акробатическая
комбинация
упражнения
на
гимнастическом
бревне,
на
гимнастической стенке
лазание
по
гимнастической стенке,
канату, упражнения в
висах и упорах
прыжки со скакалкой
упражнения
по
развитию
силовых,
координационных
способностей
и
гибкости
Стойки и передвижения
в стойке. Захваты рук и
туловища
освобождение
от
захватов.
Приемы
борьбы за выгодное
положение
подвижная
игра:
«Пятнашки»
Упражнения
по
овладению приёмами
страховки
приемы страховки и
самостраховки
борьба в низкой стойке
и в партере
силовые упражнения и
единоборство в парах

Правила

игры

1

2

2
2

2

Освоение
и
совершенствование
висов и упоров и
комбинаций
на
перекладине и брусьях.

Освоение опорных
прыжков
Освоение
акробатических
упражнений и
акробатической
комбинации

2

2

Освоение
техники
лазания по канату

1
1

1

1

1
1

1
1
1

в

1
34

Освоение техники
выполнения приёмов в
единоборствах,
осваивают её
самостоятельно,
выявляют и устраняют
характерные ошибки в
процессе освоения.
Применяют упражнения
в единоборствах для
развития
соответствующих
физических
способностей.
Взаимодействуют
со
сверстниками в процессе
совместного
освоения
упражнений
в
единоборствах,
соблюдают
правила
техники безопасности

5,6

игры
-Баскетбол

- Волейбол

- Гандбол

8

8

6

баскетбол. Ловля и
передача мяча одной
рукой от плеча на месте
и в движении
ведение мяча в низкой,
средней и высокой
стойке на месте и в
движении
броски двумя руками
с места и в движении, в
прыжке
позиционное нападение
с изменением позиций
игроков. Перехват мяча
нападение
быстрым
прорывом.
Взаимодействие двух
игроков
овладение игрой и
развитие
психомоторных
способностей. Игровые
задания 2:1, 3:1,3:2,3:3.
учебная
игра
в
баскетбол
Правила
игры
в
волейбол.
Стойки
игрока
передачи мяча сверху и
снизу на месте и после
перемещения
нижняя
и
верхняя
прямая подача через
сетку
прямой
нападающий
удар
после
подбрасывания
мяча
партнером
учебная
игра
в
волейбол
Правила
игры
в
гандбол. Стойка игрока
перемещения
приставными шагами,
остановка, поворот
остановка
двумя
шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с
мячом.
Ловля
и
передача мяча на месте
и
в
движении
с
пассивным
сопротивлением

1

2

1

1

1

История баскетбола.
Основные правила игры
в баскетбол. Основные
приёмы игры.
Правила
техники
безопасности.
Описывают
технику
изучаемых
игровых
приёмов и действий,
осваивают
их
самостоятельно, выявляя
и устраняя типичные
ошибки.
Взаимодействуют
со
сверстниками в процессе
совместного
освоения
техники
игровых
приёмов и действий.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

5,6

1
1

2

2

История
волейбола.
Основные правила игры
в волейбол. Основные
приёмы игры в волейбол.
Правила
техники
безопасности.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

5,6

2

1
1

1

35

История
гандбола.
Основные правила игры
в гандбол. Основные
приёмы игры в гандбол.
Подвижные игры для
освоения передвижения
и остановок. Правила
техники безопасности.
Выполняют контрольные
упражнения и тесты.

5,6

- Футбол

7

защитника
ведение мяча
в
движении
с
изменением
направления и скорости
с
пассивным
сопротивлением
защитника
Бросок мяча сверху,
снизу, и сбоку согнутой
и прямой рукой
Блокирование броска
Учебная игра в гандбол
Правила игры в футбол.
Стойки
игрока,
ускорения, старты из
различных положений
удары
по
неподвижному
и
катящемуся
мячу
внутренней стороной
стопы
и
внешней
частью подъема
остановка катящегося
мяча
внутренней
стороной
стопы.
Передача мяча
ведение мяча
с
изменением
направления и скорости
с
пассивным
сопротивлением
защитника
удары по воротам на
точность попадания
нападения в игровых
заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3
с атакой и без атаки
ворот.
Позиционное
нападение
с
изменением
позиций
игроков
учебная игра в футбол

1

1

1
1
1

1

1

1

История
футбола.
Основные правила игры
в футбол. Основные
приёмы игры в футбол.
Подвижные игры для
освоения передвижения
и остановок. Правила
техники безопасности.
Овладевают основными
приёмами
игры
в
футбол.
Соблюдают
правила, чтобы избежать
травм
при
занятиях
футболом. Выполняют
контрольные
упражнения и тесты.

5,6

1
1

1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
технологии, физической культуры и ОБЖ
«26» августа 2022 года №1
Руководитель МО_______Украинцев А.С.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Селютина Е.А.
«27» августа 2022 г.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».