Муниципальное образование город Армавир муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей ________Украинцев А.С. протокол №1 от 26.08.2022г СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Селютина Е.А. протокол №1 от 27.08.2022г УТВЕРЖДЕНО Директор _________Шаламов Р.Ю. протокол №1 от 30.08.2022г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По физической культуре Уровень образования (класс) основное общее 7 -9 класс Количество часов 306 (102/102/102). Учитель Сивоплясов Максим Борисович Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ( с изменениями от 11 декабря 2020г.) с учетом: примерной программы по физической культуре, размещенной в основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию ( протокол от 8 апреля 2015 г. №1\5 ); программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от 30 августа 2021 года, протокол №1; основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова от 29 августа 2018 года, протокол №1, с дополнениями и изменениями, внесенными решениями педагогических советов МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова 30.08.2019 г., протокол №1, 28.08.2020 г., протокол №1, 30.08.2022 г., протокол №1; сборника рабочих программ. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составитель В.И. Лях]. — 7-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2021. 2022 год I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования в 6-9 классах. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности Осознание Российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Гражданского воспитания Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных 2 мероприятий; владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций. 4. Приобщения детей к культурному наследию (Эстетического воспитания) Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз, и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями: Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма; устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде. готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях; готовность в оказании первой помощи при травмах и ушибах, соблюдении правил техники безопасности во время совместных занятий 3 физической культурой и спортом; стремление к физическому совершенству, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта; готовность к организации и проведению занятий физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей; осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом; 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. 8. Экологического воспитания Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях 7 класс Метапредметные результаты Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры: • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной 4 деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. В области эстетической культуры: • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; 5 • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В области физической культуры: • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные результаты Предметными результатами освоения содержания программы по физической культуре в 7 классе являются целостные представления в следующих сферах: Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и 6 уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: 7 • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Обучающийся научиться: - проводить анализ причин зарождения современного Олимпийского движения, давать характеристику основным этапам его развития в СССР и современной России; - объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание личностных качеств современных школьников, приводить примеры из собственной жизни; - объяснять понятие «техника физических упражнений», руководствоваться правилами технической подготовки при самостоятельном обучении новым физическим упражнениям, проводить процедуры оценивания техники их выполнения; - составлять планы самостоятельных занятий физической и технической подготовкой, распределять их в недельном и месячном циклах учебного года, оценивать их оздоровительный эффект; - выполнять лазание по канату в два приёма (юноши) и простейшие акробатические пирамиды в парах и тройках (девушки); - составлять и самостоятельно разучивать комплекс степаэробики, включающий упражнения в ходьбе, прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами, разведением рук и ног (девушки); - выполнять стойку на голове с опорой на руки и включать её в акробатической комбинации из ранее освоенных упражнений (юноши); - выполнять беговые упражнения с преодолением препятствий «прыжковым бегом», применять их в беге по пересечённой местности; - выполнять метание малого мяча на точность в неподвижную, качающуюся и катящуюся с разной скоростью мишень. Обучающийся получит возможность научиться: - демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр: - баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола; броски мяча двумя руками снизу и от груди в движении; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); - волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); 8 - футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча; тактические действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой линии; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); - тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. 8 класс Метапредметные Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры: • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. 9 В области трудовой культуры: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. В области эстетической культуры: • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В области физической культуры: • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. 10 Предметные Предметными результатами освоения содержания программы по физической культуре в 8 классе являются целостные представления в следующих сферах: Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать 11 физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Обучающийся научится: - проводить анализ основных направлений развития физической культуры в Российской Федерации, характеризовать содержание основных форм их организации; - анализировать понятие «всестороннее и гармоничное физическое развитие», раскрывать критерии и приводить примеры, устанавливать связь с наследственными факторами и занятиями физической культурой и спортом; 12 - проводить занятия оздоровительной гимнастикой по коррекции индивидуальной формы осанки и избыточной массы тела; - составлять планы занятия спортивной тренировкой, определять их целевое содержание в соответствии с индивидуальными показателями развития основных физических качеств; - выполнять гимнастическую комбинацию на гимнастическом бревне из ранее освоенных упражнений с добавлением элементов акробатики и ритмической гимнастики (девушки); - выполнять комбинацию на параллельных брусьях с включением упражнений в упоре на руках, кувырка вперёд и соскока; наблюдать их выполнение другими учащимися и сравнивать с заданным образцом, анализировать ошибки и причины их появления, находить способы устранения (юноши); - выполнять прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись», наблюдать и анализировать технические особенности в выполнении другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения; - выполнять тестовые задания комплекса ГТО в беговых и технических легкоатлетических дисциплинах в соответствии с установленными требованиями к их технике Обучающийся получит возможность научиться: - демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр: - баскетбол (передача мяча одной рукой снизу и от плеча; бросок в корзину двумя и одной рукой в прыжке; тактические действия в защите и нападении; использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности); - волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное блокирование мяча в прыжке с места; тактические действия в защите и нападении; использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности); - футбол (удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с разбега внутренней и внешней частью подъёма стопы; тактические действия игроков в нападении и защите; использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности); - тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. 9 класс Метапредметные Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности 13 потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры: • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. В области эстетической культуры: • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; 14 • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В области физической культуры: • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные Предметными результатами освоения содержания программы по физической культуре в 9 классе являются целостные представления в следующих сферах: Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; 15 • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: 16 • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Выпускник научится: • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; 17 • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол, гандбол в условиях учебной и игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: 18 • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту; • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма; • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа; • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья; • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; • выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта; II. Содержание учебного предмета «Физическая культура» 7 класс Раздел I. Легкая атлетика. ( 28 часов ) Высокий старт от 15 м до 30 м.; Стартовый разгон. Бег 30м .; скоростной бег до 50 м; бег 60м; челночный бег 3*10м.; бег с ускорениями 3Х 30м.; бег 800м.; прыжки в длину с места; прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход планки, приземление; метание теннисного мяча с места на дальность; метание теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов. Раздел II. Кроссовая подготовка. ( 20 часов ). 19 Кросс 6,7,8 мин.; равномерный бег в чередовании с ходьбой; равномерный бег по слабопересеченной местности до 1000 м; равномерный бег в парах; бег с препятствиями; кросс 1000м. Раздел III. Гимнастика с элементами акробатики. ( 18 часов ). Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре. Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!»; строевой шаг размыкание и смыкание на месте.; комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах.; мальчики упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений с палками, обручами.; мальчики подъем - переворот. Девочки соскок с переворотом.; мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки подтягивание на низкой перекладине; опорный прыжок ноги врозь; два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью; акробатическая комбинация; упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке; лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах; прыжки со скакалкой; упражнения по развитию силовых, координационных способностей и гибкости. Раздел 1V. Элементы единоборств. ( 4 часа ). Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища; освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение; борьба за предмет. Упражнения по овладению приёмами страховки; силовые упражнения и единоборство в парах. Раздел V. Спортивные игры. ( 32 часа ). Баскетбол. ( 10 часов ). Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении; броски двумя руками с места и в движении, в прыжке; позиционное нападение с изменением позиций игроков. Перехват мяча.; нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков; овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3.; игра в баскетбол. Волейбол. ( 8 часов ). Правила игры в волейбол. Стойки игрока; передачи мяча сверху и снизу на месте и после перемещения; нижняя и верхняя прямая подача через сетку; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером; игра в волейбол. Гандбол. ( 6 часов ). Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения приставными шагами, остановка, поворот; остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.; ведение мяча в движении с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; Бросок мяча сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой; блокирование броска; игра в гандбол. Футбол. ( 8 часов ). Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения, старты из различных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча; ведение мяча с изменением 20 направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; удары по воротам на точность попадания; нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций игроков; игра в футбол. 8 класс Раздел I. Легкая атлетика. ( 28 часов ). Высокий старт от 15 м до 30 м.; Стартовый разгон. Бег 30м .; скоростной бег до 50 м; бег 60м; челночный бег 3*10м.; бег с ускорениями 3Х 30м.; бег 1500м.; прыжки в длину с места; прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги».; прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход планки, приземление; метание теннисного мяча с места на дальность; метание теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов. Раздел II. Кроссовая подготовка. ( 20 часов ). Кросс 8,10,12 мин; равномерный бег в чередовании с ходьбой; равномерный бег по слабопересеченной местности до 1000 м; равномерный бег в парах; бег с препятствиями; кросс 2000м. Раздел III. Гимнастика с элементами акробатики. ( 18 часов ). Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре. Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!»; строевой шаг размыкание и смыкание на месте.; комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах.; мальчики упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений с палками, обручами.; мальчики подъем - переворот. Девочки соскок с переворотом.; мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки подтягивание на низкой перекладине; опорный прыжок ноги врозь; два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью; акробатическая комбинация; упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке; лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах; прыжки со скакалкой; упражнения по развитию силовых, координационных способностей и гибкости. Раздел 1V. Элементы единоборств. ( 7 часов ). Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища; освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение; подвижная игра: «Пятнашки»; борьба за предмет. Упражнения по овладению приёмами страховки; приемы страховки и самостраховки; борьба в низкой стойке и в партере; силовые упражнения и единоборство в парах. Раздел V. Спортивные игры. ( 29 часов ) Баскетбол. ( 8 часов ). Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении; броски двумя руками с места и в движении, в прыжке; позиционное нападение с изменением позиций игроков. Перехват мяча.; нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков; овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3.; игра в баскетбол. 21 Волейбол. ( 8 часов ). Правила игры в волейбол. Стойки игрока; передачи мяча сверху и снизу на месте и после перемещения; нижняя и верхняя прямая подача через сетку; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером; игра в волейбол. Гандбол. ( 6 часов ). Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения приставными шагами, остановка, поворот; остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.; ведение мяча в движении с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; Бросок мяча сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой; блокирование броска; игра в гандбол. Футбол. ( 7 часов ). Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения, старты из различных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча; ведение мяча с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; удары по воротам на точность попадания; нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций игроков; игра в футбол. 9 класс Раздел I. Легкая атлетика. ( 28 часов ). Высокий старт от 30 м до 60 м.; Стартовый разгон. Бег 60м.; скоростной бег до 50 м; бег 100м; челночный бег 3*10м.; бег с ускорениями 3Х 30м.; бег 1500м.; прыжки в длину с места; прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход планки, приземление; метание теннисного мяча с места на дальность; метание теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов. Раздел II. Кроссовая подготовка. ( 20 часов ). Кросс 8,10,15 мин; равномерный бег в чередовании с ходьбой; равномерный бег по слабопересеченной местности до 1000 м; равномерный бег в парах; бег с препятствиями; кросс 2000м. Раздел III. Гимнастика с элементами акробатики. ( 18 часов ). Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре. Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!»; строевой шаг размыкание и смыкание на месте; комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах; мальчики упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений с палками, обручами.; мальчики подъем - переворот. Девочки соскок с переворотом; мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки подтягивание на низкой перекладине; опорный прыжок ноги врозь; два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью; акробатическая комбинация; упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке; лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах; 22 прыжки со скакалкой; упражнения по развитию силовых, координационных способностей и гибкости. Раздел 1V. Элементы единоборств. ( 7 часов ). Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища; освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение; подвижная игра: «Пятнашки»; борьба за предмет. Упражнения по овладению приёмами страховки; приемы страховки и самостраховки; борьба в низкой стойке и в партере; силовые упражнения и единоборство в парах. Раздел V. Спортивные игры. ( 29 часов ) Баскетбол. ( 8 часов ). Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении; броски двумя руками с места и в движении, в прыжке; позиционное нападение с изменением позиций игроков. Перехват мяча.; нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков; овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3.; игра в баскетбол. Волейбол. ( 8 часов ). Правила игры в волейбол. Стойки игрока; передачи мяча сверху и снизу на месте и после перемещения; нижняя и верхняя прямая подача через сетку; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером; игра в волейбол. Гандбол. ( 6 часов ). Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения приставными шагами, остановка, поворот; остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника; ведение мяча в движении с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; Бросок мяча сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой; блокирование броска; игра в гандбол. Футбол. ( 7 часов ). Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения, старты из различных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча; ведение мяча с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника; удары по воротам на точность попадания; нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций игроков; игра в футбол. Направления проектной деятельности обучающихся Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся проводится по следующим направлениям: исследовательское, информационное, социальное. В ходе реализации настоящей программы применяются такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, социальный. 23 Примерные темы проектов: 1. Олимпийские игры древности. 2. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. 3 Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. 4. Организация и проведение пеших туристических походов. 5. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе. 6. Физическое развитие человека. 7. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. 8. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. 9. Техника движений и ее основные показатели. 10. Спорт и спортивная подготовка. 11. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». 12. Здоровье и здоровый образ жизни. 13. Коррекция осанки и телосложения. 14. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. 15. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. 16. Формы организации занятий физическими упражнениями (физической культурой). 17. История зарождения и развития школьной спартакиады. 18. Планирование своей физкультурной деятельности. 19. Подбор индивидуальных комплексов физических упражнений для самостоятельных занятий. 20. Игры и развлечения для организации активного досуга. 21. Комплекс силовых (или других) упражнений для физического совершенствования учащегося 6-9 класса. 22. История развития и становления избранного вида спорта. 23. Техника безопасности на уроках физической культуры. 24. Подбор формы и инвентаря для занятий физической культурой. 25. Оздоровительные системы (формы) занятий физической культурой. 26. Современные системы физического воспитания. 27. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности. Ш. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 24 Раздел 1.Легкая атлетика 2. Кроссовая подготовка 3. Гимнастика с элементами акробатики Колво часов 28 20 18 Тема Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 2 Овладение техникой спринтерского бега История лёгкой атлетики. Высокий старт от 30 до 60 м. Бег с ускорением от 40 до 60 м. Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 30м, 60м. Челночный бег 3*10м Овладение техникой бега на средние дистанции Овладение техникой прыжка в длину Овладение техникой прыжка в высоту Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность Овладение техникой длительного бега Бег в равномерном темпе от 6 до 8 мин. Бег в равномерном темпе до 8 мин. Бег 500 м. На результат. Бег с препятствиями. 5,6 7 класс Инструктаж по ТБ. Высокий старт 30 м до 60 м Стартовый разгон. Бег от 30м скоростной бег до 50 м; бег 60м челночный бег 3*10м; бег с ускорениями 3* 30м; бег 500м Бег 800м прыжки в длину с места прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги» прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход планки, приземление метание теннисного мяча с места на дальность метание теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов Кросс 6,7,8 мин равномерный бег в чередовании с ходьбой равномерный бег по слабопересеченной местности до 500 м равномерный бег в парах бег с препятствиями 3 3 3 3 1 2 3 3 2 3 5,6 5,6 8 4 4 2 2 Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре. Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!» строевой шаг размыкание и смыкание на месте комбинации из 2 3,4,6,8 Освоение строевых упражнений. 1 3,4,6,8 1 25 4. Элементы единоборств 4 различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах мальчики упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений с палками, обручами мальчики подъем переворот. Девочки соскок с переворотом мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки подтягивание на низкой перекладине опорный прыжок ноги врозь два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью акробатическая комбинация упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах прыжки со скакалкой упражнения по развитию силовых, координационных способностей и гибкости Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение борьба за предмет. Упражнения по овладению приёмами страховки 1 Освоение общеразвивающих упражнений без предметов. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами. 4,6 4,6 1 2 2 1 1 Освоение и совершенствование висов и упоров и комбинаций на перекладине и брусьях, 4,6 Освоение опорных прыжков Освоение акробатических упражнений и акробатической комбинации 4,6 2 2 Освоение техники лазания по канату 1 1 1 1 1 26 Освоение техники выполнения приёмов в единоборствах, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют упражнения в единоборствах для развития 4,6 4,6 5. Спортивные игры 32 - Баскетбол 10 - Волейбол - Гандбол 8 6 силовые упражнения и единоборство в парах 1 Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении броски двумя руками с места и в движении, в прыжке позиционное нападение с изменением позиций игроков. Перехват мяча нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3. учебная игра в баскетбол Правила игры в волейбол. Стойки игрока передачи мяча сверху и снизу на месте и после перемещения нижняя и верхняя прямая подача через сетку прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером учебная игра в волейбол Правила игры в гандбол. Стойка игрока 1 2 2 1 1 1 соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в единоборствах, соблюдают правила техники безопасности 5,6 История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности. Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 2 1 2 2 История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приёмы игры в волейбол. Правила техники безопасности. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 2 1 1 27 История гандбола. 5,6 - Футбол 8 перемещения приставными шагами, остановка, поворот остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника ведение мяча в движении с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника Бросок мяча сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой Блокирование броска Учебная игра в гандбол Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения, старты из различных положений удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча ведение мяча с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника удары по воротам на точность попадания нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций игроков 1 Основные правила игры в гандбол. Основные приёмы игры в гандбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 28 История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности. Овладевают основными приёмами игры в футбол. Соблюдают правила, чтобы избежать травм при занятиях футболом. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 учебная игра в футбол 1 8 класс 1.Легкая атлетика 2. Кроссовая подготовка 3. Гимнастика с элементами акробатики 28 20 18 Инструктаж по ТБ. Высокий старт 30 м до 60 м Стартовый разгон. Бег от 30м скоростной бег до 50 м; бег 60м челночный бег 3*10м; бег с ускорениями 3* 30м; бег 1200м Бег 1500м прыжки в длину с места прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги» прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход планки, приземление метание теннисного мяча с места на дальность метание теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов Кросс 8,10,12 мин равномерный бег в чередовании с ходьбой равномерный бег по слабопересеченной местности до 2000 м равномерный бег в парах бег с препятствиями Перестроение из колонны и шеренги по одному в колонну и шеренгу по два, по четыре. Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!» строевой шаг размыкание и смыкание на месте комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в 2 3 3 3 2 2 2 3 3 Овладение техникой спринтерского бега История лёгкой атлетики. Скоростной бег до 50 м. Высокий старт от 30 до 60 м. Бег с ускорением от 40 до 60 м. Бег на результат 30м, 60м. Челночный бег 3*10м 5,6 5,6 Овладение техникой бега на средние дистанции Овладение техникой прыжка в длину Овладение техникой прыжка в высоту 5,6 2 3 8 4 4 2 2 2 Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность Овладение техникой длительного бега Бег в равномерном темпе от 8 до 12 мин. Бег в равномерном темпе до 8 мин. Бег 1000 м, 2000м на результат. Бег с препятствиями. Освоение строевых упражнений. 1 1 29 5,6 3,4,6,8 Освоение общеразвивающих упражнений без предметов. Освоение общеразвивающих 4. Элементы единоборств 7 движении ОРУ в парах мальчики упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений с палками, обручами мальчики подъем переворот. Девочки соскок с переворотом мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки подтягивание на низкой перекладине опорный прыжок ноги врозь два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью акробатическая комбинация упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах прыжки со скакалкой упражнения по развитию силовых, координационных способностей и гибкости Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение подвижная игра: «Пятнашки» Упражнения по овладению приёмами страховки приемы страховки и самостраховки борьба в низкой стойке и в партере 1 упражнений с предметами. 4,6 1 2 Освоение и совершенствование висов и упоров и комбинаций на перекладине и брусьях. 4,6 2 1 1 Освоение опорных прыжков Освоение акробатических упражнений и акробатической комбинации 4,6 2 2 Освоение техники лазания по канату 1 1 1 1 1 1 1 1 30 Освоение техники выполнения приёмов в единоборствах, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют упражнения в единоборствах для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе 5,6 5,6 5. Спортивные игры -Баскетбол - Волейбол - Гандбол 29 8 8 6 силовые упражнения и единоборство в парах 1 Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении броски двумя руками с места и в движении, в прыжке позиционное нападение с изменением позиций игроков. Перехват мяча нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3. учебная игра в баскетбол Правила игры в волейбол. Стойки игрока Передачи мяча сверху и снизу на месте и после перемещения нижняя и верхняя прямая подача через сетку прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером учебная игра в волейбол Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения приставными шагами, остановка, поворот остановка двумя шагами и прыжком. 1 1 2 1 1 1 совместного освоения упражнений в единоборствах, соблюдают правила техники безопасности 5,6 История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности. Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 1 1 2 2 История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приёмы игры в волейбол. Правила техники безопасности. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 История гандбола. Основные правила игры в гандбол. Основные приёмы игры в гандбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила 5,6 2 1 1 1 31 - Футбол 1.Легкая атлетика 7 28 Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника ведение мяча в 1 движении с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника Бросок мяча сверху, 1 снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой Блокирование броска 1 Учебная игра в гандбол 1 Правила игры в футбол. 1 Стойки игрока, ускорения, старты из различных положений удары по 1 неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема остановка катящегося 1 мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча ведение мяча с 1 изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника удары по воротам на 1 точность попадания нападения в игровых 1 заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций игроков учебная игра в футбол 1 9 класс Инструктаж по ТБ. 2 Высокий старт 30 м до 60 м 32 техники безопасности. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности. Овладевают основными приёмами игры в футбол. Соблюдают правила, чтобы избежать травм при занятиях футболом. Выполняют контрольные упражнения и тесты. Овладение техникой спринтерского бега История лёгкой 5,6 2. Кроссовая подготовка 3. Гимнастика с элементами акробатики 20 18 Стартовый разгон. Бег от 60м скоростной бег до 50 м; бег 100м челночный бег 3*10м; бег с ускорениями 3* 30м; бег 1000м Бег 1500м прыжки в длину с места прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги» прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Отталкивание, переход планки, приземление метание теннисного мяча с места на дальность метание теннисного мяча с 4-5 бросковых шагов Кросс 8,10,15 мин равномерный бег в чередовании с ходьбой равномерный бег по слабопересеченной местности до 2000 м равномерный бег в парах бег с препятствиями Перестроение из колонны и шеренги по одному в колонну и шеренгу по два, по четыре. Выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!» строевой шаг размыкание и смыкание на месте комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении ОРУ в парах мальчики упражнения с набивными мячами, скакалкой. Девочки комбинации упражнений с палками, 3 3 3 2 2 2 3 атлетики. Высокий старт от 30 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 60 м. Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 60м. Челночный бег 3*10м Овладение техникой бега на средние дистанции Овладение техникой прыжка в длину 5,6 Овладение техникой прыжка в высоту 5,6 3 2 3 8 4 4 2 Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность Овладение техникой длительного бега Бег в равномерном темпе от 8 до 15 мин. Бег в равномерном темпе до 8 мин. Бег 1000 м, 2000м на результат. Бег с препятствиями. 5,6 2 2 1 1 1 33 Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений без предметов. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами. 3,4,6,8 4. Элементы единоборств 5. Спортивные 7 29 обручами мальчики подъем – переворот. Девочки соскок с переворотом мальчики подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Девочки подтягивание на низкой перекладине опорный прыжок ноги врозь два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью акробатическая комбинация упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке лазание по гимнастической стенке, канату, упражнения в висах и упорах прыжки со скакалкой упражнения по развитию силовых, координационных способностей и гибкости Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение подвижная игра: «Пятнашки» Упражнения по овладению приёмами страховки приемы страховки и самостраховки борьба в низкой стойке и в партере силовые упражнения и единоборство в парах Правила игры 1 2 2 2 2 Освоение и совершенствование висов и упоров и комбинаций на перекладине и брусьях. Освоение опорных прыжков Освоение акробатических упражнений и акробатической комбинации 2 2 Освоение техники лазания по канату 1 1 1 1 1 1 1 1 1 в 1 34 Освоение техники выполнения приёмов в единоборствах, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют упражнения в единоборствах для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в единоборствах, соблюдают правила техники безопасности 5,6 игры -Баскетбол - Волейбол - Гандбол 8 8 6 баскетбол. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении броски двумя руками с места и в движении, в прыжке позиционное нападение с изменением позиций игроков. Перехват мяча нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3. учебная игра в баскетбол Правила игры в волейбол. Стойки игрока передачи мяча сверху и снизу на месте и после перемещения нижняя и верхняя прямая подача через сетку прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером учебная игра в волейбол Правила игры в гандбол. Стойка игрока перемещения приставными шагами, остановка, поворот остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением 1 2 1 1 1 История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности. Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 1 1 2 2 История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приёмы игры в волейбол. Правила техники безопасности. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 2 1 1 1 35 История гандбола. Основные правила игры в гандбол. Основные приёмы игры в гандбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 - Футбол 7 защитника ведение мяча в движении с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника Бросок мяча сверху, снизу, и сбоку согнутой и прямой рукой Блокирование броска Учебная игра в гандбол Правила игры в футбол. Стойки игрока, ускорения, старты из различных положений удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Передача мяча ведение мяча с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника удары по воротам на точность попадания нападения в игровых заданиях 2:1, 3:1,3:2,3:3 с атакой и без атаки ворот. Позиционное нападение с изменением позиций игроков учебная игра в футбол 1 1 1 1 1 1 1 1 История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности. Овладевают основными приёмами игры в футбол. Соблюдают правила, чтобы избежать травм при занятиях футболом. Выполняют контрольные упражнения и тесты. 5,6 1 1 1 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей технологии, физической культуры и ОБЖ «26» августа 2022 года №1 Руководитель МО_______Украинцев А.С. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Селютина Е.А. «27» августа 2022 г. 36