МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол №1 Председатель педсовета, директор школы_________ Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ Основное общее образование: 7-9 класс Количество часов: 204 (68/68/68) Учитель: Мамаева Ольга Геннадьевна Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (от 11 декабря 2020 года), с учетом примерной программы по биологии, размещенной в основной образовательной программе основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова 30 августа 2022 года, протокол №1, рабочей программы воспитания МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова, утвержденной решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от 30 августа 2022 года, протокол №1, на основе УМК Биология. Сонин Н. И. для 5-9 классов общеобразовательных, организаций, авторы программы «Биология» 5-9 классы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2015 г 2022 год 1 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1 Планируемые личностные результаты освоения предмета Основные направления воспитательной деятельности 1.Патриотическое воспитание: ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества. 2.Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. 3.Духовно-нравственное воспитание: развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. 4.Эстетическое воспитание: ценностного отношения к природе и культуре своей страны; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. 5.Ценности научного познания: овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6.Физическое воспитание: формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. 7.Трудовое воспитание: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. 8.Экологическое воспитание: активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 2 готовность к участию направленности. в практической деятельности экологической 1.2 Планируемые результаты освоения предмета 7 класс Метапредметные результаты Систематизировать, сопоставлять, обобщать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; объяснять их роль в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты; Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме: в виде плана, в наглядно-символической форме: в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов; Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Уметь ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать; ставить несложные биологические эксперименты, формулировать выводы и заключения; Овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки; Приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов; на бумажных носителях; Уметь организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни; Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; Уметь работать в группе, взаимодействовать; слушать партнёра, формулировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию. Регулятивные УУД выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; 3 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Познавательные УУД находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; Коммуникативные УУД 4 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 8 класс Метапредметные результаты Систематизировать, сопоставлять, информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; давать объяснение биологическим фактам, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; Выделять главную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов; представлять информацию в сжатой словесной форме: в виде плана, в наглядно-символической форме: в виде таблиц; Заполнять и дополнять таблицы, тексты. Уметь ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, ставить несложные биологические эксперименты, формулировать выводы и заключения; Овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов: на бумажных и электронных носителях, ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Уметь организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные. Уметь работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию. Познавательные УУД выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; аргументированно, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; 5 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Коммуникативные УУД объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение 6 окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 9 класс Метапредметные результаты Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов); Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Понимать проблему, уметь ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; Овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов: на бумажных и электронных носителях, ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Уметь организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные. Уметь работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Познавательные УУД 7 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Коммуникативные УУД понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научнопопулярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 8 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 2.Содержание учебного предмета 7 класс (68 часов) Раздел 1: Царство Растения (3 ч) Ботаника – наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Раздел 2: Органы цветкового растения (6 ч) Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Раздел 3: Микроскопическое строение растений (4 ч) Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа. Раздел 4: Жизнедеятельность цветковых растений (6 ч) Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, 9 удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Раздел 5: Многообразие растений (7 ч) Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Раздел 6: Царство Бактерии (1 ч) Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Раздел 7: Царство Грибы (3 ч) Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Раздел 8: Царство Животные (2 ч) Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Раздел 9: Одноклеточные животные или Простейшие (2 ч) Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Раздел 10: Тип Кишечнополостные (3 ч) Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение Кишечнополостных в природе и жизни человека. Раздел 11: Черви (6 ч) Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры 10 профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Раздел 12: Тип Моллюски (2 ч) Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Раздел 13: Тип Членистоногие (7 ч) Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Раздел 14: Тип Хордовые (16 ч) Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – 11 опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Лабораторные и практические работы 1.Лабораторная работа № 1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных; 2.Лабораторная работа № 2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения; 3.Лабораторная работа № 3. Изучение строения раковин моллюсков; 4.Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего строения насекомого; 5.Лабораторная работа № 5. Изучение типов развития насекомых; 6.Лабораторная работа № 6. Изучение строения позвоночного животного 7.Лабораторная работа № 7. Изучение внешнего строения и передвижения рыб; 8.Лабораторная работа № 8. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц; 9.Лабораторная работа № 9. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Экскурсии 1.Экскурсия № 1. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края. 2.Экскурсия № 2. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей). Контрольные работы 1. Контрольная работа № 1 Царство Растения. Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений. 12 2.Контрольная работа№ 2 Жизнедеятельность цветковых растений. Многообразие растений. Царство Бактерии. Царство Грибы. 3.Контрольная работа № 3 Царство Животные. Одноклеточные животные или Простейшие. Черви. Тип Членистоногие. 4. Контрольная работа № 4 Тип Хордовые. 8 класс (68 часов) Человек и его здоровье Раздел 1: Введение в науки о человеке (2 ч) Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. Раздел 2: Общие свойства организма человека (4 ч) Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Раздел 3: Нейрогуморальная регуляция функций организма (9 ч) Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Раздел 4: Опора и движение (7 ч) Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и 13 их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Раздел 5: Кровь и кровообращение (8 ч) Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Раздел 6: Дыхание (5 ч) Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Раздел 7: Пищеварение (5 ч) Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита. Раздел 8: Обмен веществ и энергии (6 ч) Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Раздел 9: Выделение (3 ч) 14 Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Раздел 10: Размножение и развитие (4 ч) Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Раздел 11: Сенсорные системы (анализаторы) (5 ч) Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Раздел 12: Высшая нервная деятельность (5 ч) Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Раздел 13: Здоровье человека и его охрана (5 ч) Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей 15 среды. Культура окружающих. отношения к собственному здоровью и здоровью Лабораторные и практические работы 1.Лабораторная работа № 1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей; 2.Лабораторная работа № 2. Изучение строения головного мозга; 3.Лабораторная работа № 3. Выявление особенностей строения позвонков; 4.Лабораторная работа № 4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия; 5.Лабораторная работа № 5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки; 6.Лабораторная работа № 6. Изучение строения и работы органа зрения. 7.Практическая работа № 1. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления; 8.Практическая работа № 2. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения. Контрольные работы 1. Контрольная работа № 1 Введение в науки о человеке. Общие свойства организма человека. Нейрогуморальная регуляция функций организма. 2. Контрольная работа № 2 Опора и движение. Кровь и кровообращение. 3. Контрольная работа №3. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. 4. Контрольная работа № 4 по темам: «Выделение. Размножение и развитие. Сенсорные системы (анализаторы)» 5. Контрольная работа № 5 за курс анатомии человека. 9 класс (68 часов) Общие биологические закономерности Раздел 1: Биология как наука (4 ч) Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Современные направления в биологии (геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.). Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Раздел 2: Клетка (11ч) Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, 16 плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Раздел 3: Организм (25 ч) Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Раздел 4: Вид (14 ч) Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Раздел 5: Экосистемы (14 ч) Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. 17 Лабораторные и практические работы 1.Практическая работа № 1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах; 2.Практическая работа № 2. Выявление изменчивости организмов; 3.Практическая работа № 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии 1.Экскурсия № 1. Естественный отбор - движущая сила эволюции. 2.Экскурсия № 2. Изучение и описание экосистемы своей местности. 3.Экскурсия № 3. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка). Проектные работы. 1.Особо охраняемые природные территории. 2.Приспособительные ритмы жизни. 3.Особенности пищевых и информационных связей человека. 4.История развития экологических связей человечества. Будущее. 5.Социально-экологические особенности демографии человечества. 6.Современные проблемы охраны природы. 7.Экологические кризисы и катастрофы. 8.Экология и здоровье человека. 9.Наследственные заболевания человека. 10. Исследование пищевых продуктов. 11.Особенности развития головного мозга в разных возрастных категориях. 12.Влияние мелкой моторики на развитие головного мозга. 13.Рисунок на руке, что можно узнать. Контрольные работы 1. Контрольная работа № 1 Биология как наука. Клетка 2. Контрольная работа № 2 Организм 3. Контрольная работа № 3 Вид 4. Контрольная работа № 4 Экосистемы Тематическое планирование Разделы Колво часов Темы. Колво часов 18 Основные виды деятельности обучающихся Основные направлен ия воспитател ьной деятельнос ти 7 класс Царство Растения. Органы цветково го растения 3 6 Ботаника – наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. 1 Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. 1 Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. 1 Семя. Строение семени. 1 Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. 1 Осознание ценностей изучения предмета. 1-8 — строение и основные процессы живых организмов; — основные понятия, уровни организации живых организмов; — признаки организма как целостной системы; — объяснять значение биологических знаний для сохранения жизни на планете; — использовать знания по биологии в повседневной жизни. 1 19 - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи; - работать с дополнительными источниками информации; - давать определения; - работать с биологическими объектами, участвовать в групповой работе (малая группа, класс.) - осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - составлять план ответа. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин; - участвовать в групповой работе (малая группа, класс); - осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных 1-8 Видоизмененные побеги. Микроск опическо е строение растений . 4 Почки. Вегетативные и генеративные почки. 1 Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа. Контрольная работа № 1 Царство Растения. Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений. 1 1 1 1 1 1 20 и электронных носителях; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - составлять план ответа; - составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, схемах, фотографиях; - оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности растений — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира 1-8 Жизнеде 6 ятельнос ть цветковы х растений . Многооб разие растений . 7 Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. 2 Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. 1 Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. 1 Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. 1 1 1 1 1 1 21 — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений в биосфере; — давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; — объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и после изучения материала на уроке; — разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами 1-8 1-8 1 Царство Бактерии Царство Грибы. 3 Интернета Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. 1 Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. 1 1 — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий в природе и жизни человека; — методы профилактики инфекционных заболеваний. — давать общую характеристику бактериям; — характеризовать формы бактериальных клеток; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. 1-8 Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. 1 1-8 Лишайники, их роль в природе и жизни человека. 1 — основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток; — строение и основы жизнедеятельности клеток гриба; — особенности организации шляпочного гриба; — меры профилактики грибковых заболеваний. — давать общую характеристику грибов; — объяснять строение грибов и лишайников; — приводить примеры распространённости 1 22 Царство Животны е. 2 Контрольная работа№ 2 Жизнедеятельность цветковых растений. Многообразие растений. Царство Бактерии. Царство Грибы. 1 Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. 1 1 23 грибов и лишайников; — характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах; — определять несъедобные шляпочные грибы; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека — развитие интеллектуальных и творческих способностей; — воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; — развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. — признаки организма как целостной системы; — основные свойства животных организмов; — сходство и различия между растительным и животным организмами; — что такое зоология, какова её структура. — объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории; — представлять эволюционный путь развития животного мира; — классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам; — применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций; — объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных; — использовать знания по зоологии в повседневной жизни. 1-8 — признаки одноклеточного организма; — основные систематические группы одноклеточных и их представителей; Однокле точные животны е или Простей шие. Тип Кишечно полостн ые. 2 3 Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. 1 Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Лабораторная работа № 1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. Многоклеточные животные. 1 Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение Кишечнополостных в природе и жизни человека. 1 1 1 24 — признаки одноклеточного организма; — основные систематические группы одноклеточных и их представителей; — значение одноклеточных животных в экологических системах; — паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики. 1-8 — современные представления о возникновении многоклеточных животных; — общую характеристику типа Кишечнополостные; — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе; — наблюдать за поведением животных в природе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, 1-8 влажными и микропрепаратами); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем; — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания. Черви. 6 Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. 1 Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Лабораторная работа № 2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Происхождение червей. 1 1 1 1 1 25 — общую характеристику типа Плоские черви; — общую характеристику типа Круглые черви; — общую характеристику типа Кольчатые черви; — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе; — наблюдать за поведением животных в природе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных; — использовать меры профилактики паразитарных заболеваний. 1-8 Тип Моллюск и. Тип Членисто ногие. 2 7 Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. 1 Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 3. Изучение строения раковин моллюсков. 1 Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение 1 1 1 26 — общую характеристику типа Моллюски. — определять систематическую принадлежность животных к таксономической группе; — наблюдать за поведением животных в природе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем; - общую характеристику типа Членистоногие. — определять систематическую принадлежность животных к таксономической группе; — наблюдать за поведением животных в природе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем; — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; 1-8 1-8 насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Тип Хордовы е. 16 Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Лабораторная работа № 4.Изучение внешнего строения насекомого. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Лабораторная работа № 5. Изучение типов развития насекомых. Экскурсия № 1. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края. Контрольная работа № 3. Царство Животные. Одноклеточные животные или Простейшие. Черви. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. 1 Общая характеристика рыб. 1 1 — оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин; - участвовать в групповой работе (малая группа, класс); - осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - составлять план ответа; - составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; - узнавать изучаемые объекты на таблицах; - оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. 1 1 1 27 — современные представления о возникновении хордовых животных; — основные направления эволюции хордовых; — общую характеристику надкласса Рыбы; — общую характеристику класса Земноводные; — общую характеристику класса Пресмыкающиеся; 1-8 Лабораторная работа № 6. Изучение строения позвоночного животного. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. Лабораторная работа № 7. Изучение внешнего строения и передвижения рыб. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе 1 1 1 1 28 — общую характеристику класса Птицы; — общую характеристику класса Млекопитающие. — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных; — характеризовать хозяйственное значение позвоночных; — наблюдать за поведением животных в природе; — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; — оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных. — современные представления о возникновении живых организмов; — общие принципы строения живых организмов; — пути проникновения в живые организмы. — определять систематическую принадлежность живых организмов к таксономической группе. — давать характеристику и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Лабораторная работа № 8. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. 1 1 1 29 методам изучения биологических объектов; — наблюдать и описывать представителей животного мира. — развитие и формирование интереса к изучению природы; — развитие интеллектуальных и творческих способностей; Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Лабораторная работа № 9. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. 1 1 1 1 30 Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Контрольная работа № 4 Тип Хордовые. Введение в науки о человеке 2 1 1 Многообразие птиц и 1 млекопитающих родного края. Экскурсия № 2. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей). ИТОГО 68 8 класс Значение знаний об 1 особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). 31 - признаки, доказывающие родство человека и животных. - анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас. - биологические и социальные факторы антропогенеза; - основные этапы эволюции человека; - основные черты рас человека. - вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека. - планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; 1-8 Общие свойства организм а человека Нейрогу 9 моральна я регуляци я функций 4 Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. 1 Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Лабораторная работа № 1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. 1 1 - участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); - работать в соответствии с поставленной задачей, планом; - выделять главные и существенные признаки понятий; - составлять описание объектов; - составлять простые и сложные планы текста; - осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; - выявлять причинно – следственные связи; - работать со всеми компонентами текста; - оценивать свою работу и деятельность одноклассников. основные признаки организма человека. узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; - устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем. 1-8 1 1 1 32 объясняют роль нейрогуморальной регуляции организма; - механизм действия на организм желез внутренней секреции. 1-8 организм а. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Лабораторная работа № 2. Изучение строения головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Контрольная работа № 1 Общие свойства организма человека. Нейрогуморальная регуляция функций организма. 1 1 1 1 1 1 1 1 33 - объяснять взаимосвязь между строением и функциями организма. - объясняют механизм действия гормонов - выделяют структурные компоненты нервной системы - определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах - раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов - сравнивают нервную и гуморальную регуляции - раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы - выявляют существенные признаки строения и функционирования эндокринной системы - осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; - работать со всеми компонентами текста; - оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Опора и движени е. Кровь и кровообр ащение 7 8 Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Лабораторная работа № 3. Выявление особенностей строения позвонков. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Лабораторная работа № 4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови. Лабораторная работа № 1 1 1 1 - распознают части скелета человека; - описывают особенности химического состава и строение костей; - основные скелетные мышцы человека. - распознавать части скелета на наглядных пособиях; - находить на наглядных пособиях основные мышцы; - характеризуют роль опорно – двигательной системы в жизни человека - классифицируют и характеризуют типы соединения костей - осваивают приемы первой доврачебную помощь при переломах. 1-8 - характеризуют признаки внутренней среды организма; - объясняют признаки иммунитета; - объясняют сущность прививок и их значение. - сравнивать между собой строение и функции клеток крови; - объяснять механизмы свертывания и переливания крови. - существенные признаки транспорта веществ в организме. 1-8 1 1 1 1 1 34 5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечнососудистой системы Практическая работа № 1. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи. Контрольная работа № 2 Опора и движение. Кровь и кровообращение. 1 1 1 1 1 1 35 - различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем; - сравнивают строение сердца животных и человека - измерять пульс и кровяное давление; - осваивают приемы первой доврачебной помощи при кровотечениях. - описывают виды сердечно-сосудистых заболеваний Дыхание Пищевар ение. 5 5 Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Практическая работа № 2. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. 1 Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. 1 1 1 1-8 - распознают органы дыхания на таблицах и схемах, описывают их строение и функции; - гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний. - выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена; - оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом. 1 1 1 1 36 - распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах - называют компоненты пищеварительных соков - объясняют механизм всасывания веществ - доказательно объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактики нарушения работы пищеварительной системы. - характеризуют процесс пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. - объясняют исследования 1-8 Обмен веществ и энергии. 6 Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита. Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Контрольная работа № 3 Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. 1 и вклад Павлова И. П. в развитие анатомии 1 1 1 1 1 1 1 37 - выделяют особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; -характеризуют роль витаминов в организме человека - выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. - характеризуют особенности обмена органических веществ -характеризуют строение кожи - объясняют процесс терморегуляции и роль кожи в этом процессе - объясняют особенности ухода за кожей, волосами, ногтями. - знают приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях 1-8 Выделен ие. Размнож ение и развитие Сенсорн ые системы (анализат оры). 3 4 5 Мочевыделительная система: состав, строение, функции. 1 Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика. Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. 1 1 1 1 1 - распознают органы мочевыделительной системы на таблицах и схемах - обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. 1-8 - описывают процесс образования мочи - выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития человека - описывают строение и функции органов половой системы человека; - основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. - характеризуют возрастные этапы развития человека 1-8 - объясняют роль регуляторных систем; - характеризуют механизм действия гормонов. - выявлять существенные признаки строения и функционирования 1-8 1 1 1 сенсорных систем - распознают на таблицах и схемах органы зрения, слуха - соблюдать меры профилактики заболеваний 38 Высшая нервная деятельн ость. 5 Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Контрольная работа № 4 Выделение. Размножение и развитие. Сенсорные системы (анализаторы). Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. 1 Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. 1 1 органов чувств. - обобщают и обосновывают гигиенические требования - объясняют влияние экологических факторов на сенсорные системы организма человека 1 1 1 1 39 - объясняют особенности высшей нервной деятельности человека; - объясняют значение сна, его фазы. - выделять существенные признаки психики человека; - характеризируют типы нервной системы. – объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности –характеризуют типы нервной системы – объясняют индивидуальные типы нервной деятельности - описывают особенности накопления и передачи информации – выделяют значение работ по высшей нервной деятельности И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. 1-8 Здоровье человека и его охрана. 5 Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Здоровье человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. 1 Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Контрольная работа № 5 за курс анатомии человека. 1 1 1 1 40 - осваивают приемы рациональной организации труда и отдыха; - объясняют отрицательное влияние вредных привычек. - соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний; - оказывать первую доврачебную помощь. - аргументированно обосновывают отрицательное влияние вредных привычек на организм человека - обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин; - участвуют в групповой работе (малая группа, класс); - осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - составлять план ответа; - составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; - узнавать изучаемые объекты на таблицах; 1-8 Соблюдение правил 1 поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. ИТОГО 68 - оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. 9 класс Биология как наука. Клетка. 4 11 Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. 1 Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Современные направления в биологии (геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.). Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Клеточная теория. 1 1-8 Осознание ценностей изучения предмета. - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; 1 — строение и основные процессы живых организмов; — понятия, уровни организации живых организмов; — признаки организма как целостной системы; — объяснять значение биологических знаний для сохранения жизни на планете; — использовать знания по биологии в повседневной жизни. 1 1 41 - ставить учебную задачу - систематизировать и 1-8 Организ м. 25 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. 1 Многообразие клеток. 1 Практическая работа № 1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Контрольная работа №1 Биология как наука. Клетка. Одноклеточные и многоклеточные организмы. 1 Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. 1 Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. 2 1 1 1 1 обобщать разные виды информации; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - составлять план ответа; - делать краткие записи и схемы - узнавать изучаемые объекты на таблицах; - характеризуют форму и размеры эукариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма; генетический аппарат - характеризуют цитоплазму, органоиды цитоплазмы, их структуру и функции; - характеризуют транспорт веществ в клетку и из нее; - описывают процесс деления клетки, его биологическое значение для организмов; - оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. 2 1 1 1 42 — признаки организма как целостной системы; — основные свойства животных организмов; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин; - характеризуют сущность и формы размножения организмов; - участвовать в групповой 1-8 Вид. 14 Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. 1 Размножение. 1 Бесполое и половое размножение. 1 Половые клетки. 1 Оплодотворение. 1 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Контрольная работа № 2 Организм. 6 Вид, признаки вида. 1 Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1 3 работе (малая группа, класс); - осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - составлять план ответа. 1 4 1 1 1 1 43 - проводить классификацию живых организмов по систематике; - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - составлять план ответа; - составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; - узнавать изучаемые объекты на таблицах; - оценивать свой ответ, 1-8 Экосисте мы. 14 Экскурсия № 1. Естественный отбор движущая сила эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Практическая работа № 2. Выявление изменчивости организмов. Контрольная работа № 3 Вид. Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Экскурсия № 2. Изучение и описание экосистемы своей местности. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме 1 свою работу, а также работу одноклассников. 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 44 - находить и использовать причинноследственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях; - формулировать основные положения В. И. Вернадского о биосфере - характеризуют 1-8 (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Практическая работа № 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. 1 1 1 1 1 Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы. 1 1 1 45 компоненты биосферы; -характеризуют круговорот веществ в биосфере, составляют схемы - формулируют представления о цепях и сетях питания; - выдвигают гипотезы по способу ращения современных экологических проблем; - оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения антропогенного воздействия на биосферу; - применять биологическую терминологию; - давать оценку экологическим проблемам и способов устранения этих проблем; - умение применять биологические знания в современном мире. Контрольная работа № 4 Экосистемы. 1 Экскурсия № 3. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка). ИТОГО ВСЕГО 1 68 204 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественного цикла МАОУ-СОШ №7 им. Г.К. Жукова от августа 2022 года № 1 , СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Селютина Е. А. (подпись) ___________________ (подпись руководителя МО) Кутукова А.В. _ Ф.И.О. 46 Ф.И.О. _______ 2022 года