Рабочая программа учебного предмета Информатика 9 класс

Муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2022 года, протокол №1
председатель педсовета, директор
______ Р.Ю. Шаламов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА
Основное общее образование 8-9 классы
Количество часов – 68 ч (34/34)
Учитель Новрузова Наталья Александровна
Программа разработана в соответствии с:
федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. № 1797 «Об утверждении
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного
общего образования» (с дополнениями и изменениями);
на основе:
примерной программы по информатике для 7 - 9 классов Н.Д.
Угринович Н.Н., Самылкина. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г.;
основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением
педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова 30 августа 2022
года, протокол №1;
с учетом УМК: Н. Д Угринович и примерной рабочей программы
«Информатика» 7-9 классы. Программа для основной школы». Авторы:
Угринович Н. Д., Цветкова М. С., Самылкина Н. Н. Издательство: Бином.
Лаборатория знаний; 2016 г.
2022 год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
«Информатика» характеризуются:
1.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности
2.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в сети Интернет.
проведение
предметных
недель;
инициирование
и
поддержка
исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
3.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
4.
Ценности научного познания:
2

сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных
процессах
и
информационных
технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
5.
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью;
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ).
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока
6.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи
7.
Экологическое воспитание:
3

осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации
8.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуальном пространстве.
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми
Метапредметные образовательные результаты:
8 класс
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
целенаправленное использование информации в процессе управления,
в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и
цифровой
бытовой
техники;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
4

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных
информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети
Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки
зрения
решаемой
задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
9 класс
формирование компьютерной грамотности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
целенаправленное использование информации в процессе управления,
в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и
цифровой бытовой техники;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
целенаправленное использование информации в процессе управления,
в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и
цифровой бытовой техники;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
целенаправленное использование информации в процессе управления,
в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и
цифровой бытовой техники;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
5

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты:
8 класс
Обучающийся научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт»
и производные от них; использовать термины, описывающие скорость
передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и
приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи,
пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или
4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного
текста и кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить
заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной
в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать
числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций
«и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения
и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро,
путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и
списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин
ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы).
Обучающийся получит возможность научиться:
познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между
математической моделью объекта и его натурной моделью, между
математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
6

узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя
алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков
при описании реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на
выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.
9 класс
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами
(словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью
формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью
формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его
фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а
также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной
речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном язык программирования с
использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования
(линейная
программа,
ветвление,
повторение,
вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих
конструкций последовательного программирования и записывать их в виде
программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы
на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные
величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин;
использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
7

записывать на выбранном языке программирования арифметические и
логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность научиться:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с
операциями со строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе
учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и
космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели
и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления
автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления,
разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять,
редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе
формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его
элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор
строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных
систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном
процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и
интернет-сервисов
(файловые
менеджеры,
текстовые
редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
8

приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с
аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных
устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного
программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического
моделирования в современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и
сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности
(пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных
из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют
международные и национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их
использовании на производстве и в научных исследованиях.

9

2. Содержание учебного предмета
8 класс (34 ч.)
1. Информация и информационные процессы.
8 ч.
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной
науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные,
которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и
информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ
данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с
помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
2. Тексты и кодирование 5 ч.
Кодирование и обработка текстовой и графической информации.
4ч.
Кодирование текстовой информации. Кодирование графической
информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на
экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и
HSB.
3. Дискретизация 3 ч.
Кодирование и обработка звука. 2 ч.
Кодирование и обработка звуковой информации.
Обработка графической информации, цифрового фото и видео. 1 ч.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика.
Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и
векторная анимация. Цифровое фото и видео.
4. Системы счисления 8 ч.
Кодирование и обработка числовой информации.
8 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой
информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в
позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в
компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных
таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
5. Электронные (динамические) таблицы 1 ч.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
(использование электронных таблиц) 1 ч.
Базы данных в электронных таблицах, сортировка и поиск данных в
электронных таблицах.
6. Файловая система. Подготовка текстов и демонстрационных
материалов.
9 ч.
Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов. 8 ч.
10

Информационные
ресурсы
Интернета.
Всемирная
паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный
Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интернете. Передача информации. Локальные
компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав
Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка
данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием
языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура
Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка
изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на
Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Итоговая контрольная работа. 1 ч.
Практические работы:
Практичская работа на компьютере к теме № 1: определение
количества информации, освоение клавиатуры, работа с клавиатурным
тренажером; основные приемы редактирования.
Практичская работа на компьютере к теме № 2: основные приемы
ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры;
работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными
блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и
маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул);
знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст
гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному
переводу.
Практичская работа на компьютере к теме № 3: создание
изображения в среде графического редактора растрового типа с
использованием основных инструментов и приемов манипулирования
рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с
работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную
графику в текстовом процессоре).
Запись звука в компьютерную память; запись изображения с
использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование
записанного изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного
проектора.
Практичская работа к теме № 4: работа с готовой электронной
таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание
электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с
использованием условной и логических функций; манипулирование
фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка
строк). Использование встроенных графических средств.
11

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде
электронной таблицы.
Практичская работа компьютере к теме № 5: работа в локальной
сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете
(или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером
WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в
Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование
информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска
в Интернете.
ЭОР использованные в практике:
https://testedu.ru/test/informatika/8-klass/ustrojstva-kompyutera-ikompyuternaya-pamyat.html
https://testedu.ru/test/informatika/8-klass/informacziya-i-informaczionnyieproczessyi-variant-2.html
https://testedu.ru/test/informatika/8-klass/informacziya-i-informaczionnyieproczessyi-variant-1.html
Проектная деятельность:
1.
История и развитие концепции свободного программного
обеспечения.
2.
История компьютерного пиратства и систем защиты
информации.
3.
Как возникли различные системы счисления.
4.
Как кодируется графическое изображение.
5.
Как устроен Интернет?
6.
Кибернетика - наука об управлении.
7.
Коммуникационные технологии.
8.
Компьютеризация 21 века. Перспективы.
9 класс (34 ч.)
1. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.
Алгоритмические конструкции. Разработка алгоритмов и программ. 15
ч.
Основы
алгоритмизации
и
объектно-ориентированного
программирования. 15 ч.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его
исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов
компьютером.
Основы
объектно-ориентированного
визуального
программирования. Кодирование основных типов алгоритмических структур
алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках.
12

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические
выражения. Функции в языках алгоритмического и объектноориентированного программирования.
2. Анализ алгоритмов. Математическое моделирование. 8 ч.
Моделирование и формализация.
8ч.
Окружающий
мир
как
иерархическая
система.
Моделирование,
формализация, визуализация. Моделирование как метод познания.
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация
моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на
компьютере.
Построение
и
исследование
физических
моделей.
Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с
использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы
распознавания химических веществ. Информационные модели управления
объектами.
3. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики. 5 ч.
Основы логики.
5ч.
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые
логические элементы.
4. Работа в информационном пространстве. Информационнокоммуникационные технологии 2 ч.
Информационное общество и информационная безопасность. 2 ч.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы
развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая
охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана
информации.
Лицензионные,
условно
бесплатные
и
свободно
распространяемые программы.
5. Базы данных. Поиск информации. 1 ч.
Основы логики.
1ч.
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые
логические элементы.
6. Электронные (динамические) таблицы. 2ч.
Основы
алгоритмизации
и
объектно-ориентированного
программирования. 1 ч.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его
исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов
компьютером.
Основы
объектно-ориентированного
визуального
программирования. Кодирование основных типов алгоритмических структур
алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках.
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические
выражения. Функции в языках алгоритмического и объектноориентированного программирования.
Моделирование и формализация.
1ч.
13

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование,
формализация, визуализация. Моделирование как метод познания.
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация
моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на
компьютере.Построение и исследование физических моделей. Приближенное
решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием
системы компьютерного черчения.
Экспертные системы распознавания
химических веществ. Информационные модели управления объектами.
7. Итоговая контрольная работа.
1 ч.
Практические работы:
Практические задания к теме № 1
•

•

•

Установить:
электронные таблицы
Calc;

OpenOffice
http://ru.office.org

компьютерный конструктор «Начала
электроники»;
электронные
Excel.

таблицы

http://www.edsoft.ru/fizi
ka/294.html

Microsoft
http://www.shkolaedu.ru
/products/43

Установить:
1. электронные таблицы OpenOffice
Calc.

http://altlinux.ru/?id=33
5

Практические задания к теме № 2
Установить:
1. систему
процедурного
программирования
Basic,
входящую в OpenOffice.org;
2. систему
объектноориентированного
программирования Visual Basic.

14

http://ru.openoffice.org/

http://www.microsoft.com/
visualstudio/ru-ru/products/2010editions/express

•

•

Установить:
систему
процедурного
программирования
Basic,
входящую в OpenOffice.org;
систему
объектноориентированного
программирования Gambas.

http://altlinux.ru/?id=335

ЭОР использованные при практических работах:
https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/kodirovanie-i-obrabotkagraficheskoj-informaczii.html
https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/rastrovaya-grafika.html
https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/programmnoe-obespechenieevm.html
Практические задания к теме № 3
Установить:
•

•

•

систему
объектноориентированного
программирования Visual Basic
электронные таблицы OpenOffice
Calc;

http://www.microsoft.com/visual
studio/ru-ru/products/2010editions/express
http://ru.openoffice.org/

систему
компьютерного
черчения Компас;

http://shkola.softline.ru/catalog/3
7

•

электронные таблицы Microsoft
Excel.

http://www.shkolaedu.ru/product
s/70

Установить:
2. электронные
OpenOffice Calc.

http://altlinux.ru/?id=335
таблицы

ЭОР использованные при практических работах:
https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/kontrolnaya-rabota-po-temekodirovanie-i-obrabotka-graficheskoj-i-multimedijnoj-informaczii-3-variant.html
https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/informacziya.html
https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/sistema-schisleniya-i-osnovyilogiki.html
15

Проектная деятельность:
1.
Интернет-зависимость – проблема современного общества.
2.
Информационный бизнес.
3.
Искусственный интеллект и ЭВМ.
4.
Киберпреступность.
5.
Кодирование и обработка звуковой информации.
6.
Компьютер внутри нас.
7.
Мировые информационные войны.
8.
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников.
9.
О программах-браузерах в Интернете.
10.
О программах-поисковиках в Интернете.

16

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
8 класс
№
п/
п

Раздел

Колво
часо
в

Тема

Колво
часо
в

Универсальные учебные
действия (УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1

Информация и
информационн
ые процессы

8

Введение.
Информация в
природе, обществе и
технике

1

5,7

Информационные
процессы в
различных системах

1

Кодирование
информации с
помощью знаковых
систем

1

Аналитическая деятельность:
• находить сходство и различия
в протекании информационных
процессов
у
человека,
в
биологических, технических и
социальных системах;
• классифицировать
информационные процессы по
принятому основанию;
• выделять
основные
информационные процессы в
реальных системах;
• оценивать информацию с
позиций
её
свойств
(достоверность,
полнота,
актуальность и др.)
Практическая деятельность:
• определять
средства
информатизации, необходимые
для
осуществления

1
Знаковые системы
Вероятностный
(содержательный)
подход к измерению

1

количества
информации
Алфавитный подход
к измерению
количества
информации

информационных процессов;
• оценивать числовые параметры
информационных процессов
1

1
Контрольный урок
2

Кодирование
текстовой и
графической
информации

5

Кодирование
текстовой
информации

Аналитическая деятельность:
• определять
основные
характеристики операционных
систем;
• анализировать
пользовательский
интерфейс
программного
средства,
используемого
в
учебной
деятельности, по определенной
схеме;
• анализировать
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;
• реализовывать
технологию
решения конкретной задачи с
помощью
конкретного

5

Определение
числовых кодов
символов и
перекодировка текста
Кодирование
графической
информации
Палитры цветов в
системах
цветопередачи RGB,
CMYK и HSB
Контрольный урок
18

5, 7

3

Кодирование и
обработка
звука,
цифровых фото
и видео

3

Кодирование и
обработка звуковой
информации

программного средства.
Практическая деятельность:
• выполнять основные операции
над файлами;
• выбирать и загружать нужную
программу;
• ориентироваться в типовом
интерфейсе: пользоваться меню,
обращаться
за
справкой,
работать с окнами и т.п.;
• использовать
текстовый
редактор
для
создания
и
редактирования
текстовых
документов;
• использовать
графический
редактор
для
создания
и
редактирования изображений;
• использовать
электронные
таблицы
для
решения
математических задач;
• использовать
программы
обработки звука для решения
учебных задач;
• составлять
технологии
решения
задачи
в
среде
текстового,
графического
редакторов
и
электронных
таблиц;

3

Обработка звука
Цифровое фото и
видео

4

Кодирование и
обработка
числовой
информации

8

Редактирование
цифрового видео с
использованием
системы нелинейного
видеомонтажа

8

Кодирование
числовой
информации.
Системы счисления
Развернутая и
свернутая формы
записи чисел.
Перевод из
произвольной в
десятичную систему
счисления
Перевод из
десятичной в
19

5,7

• передавать
информацию,
используя электронные средства
связи

произвольную
систему счисления
Двоичная
арифметика
Электронные
таблицы.Основные
возможности
Построение
диаграмм и графиков
в электронных
таблицах
Контрольный урок
5

6

Хранение,
поиск и
сортировка
информации в
базах данных
Коммуникацио
нные
технологии и
разработка
Web-сайтов

1

1

5, 7

8

5, 7

Базы данных в
электронных
таблицах
8

Передача
информации.
Локальные
компьютерные сети
Глобальная
компьютерная сеть
Интернет. Структура
и способы

20

подключения
Адресация в
Интернете.
Маршрутизация и
транспортировка
данных в сети
Разработка сайта с
использованием
языка разметки
гипертекстового
документа.
Публикации в сети.
Структура и
инструменты для
создания
Форматирование
текста на webстранице
Вставка изображений
и гиперссылок
Вставка и
форматирование
списков
Использование
21

интерактивных форм
7

Итоговая
контрольная
работа
Итого

1

1

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Итоговое занятие
34

34

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
9 класс
№
п/
п

Раздел

Колво
часо
в

1

Логика и
логические
основы
компьютера

6

Тема

Алгоритм
и
формальное
исполнение

Колво
часо
в
его

1

Универсальные учебные
действия (УУД)

Аналитическая деятельность:
• анализировать логическую
структуру высказываний.

Выполнение
алгоритмов
компьютером.
Основные парадигмы
программирования

1

Основные
алгоритмические

1

Практическая деятельность:
• строить таблицы истинности
для логических выражений;
•
вычислять
истинностное
значение логического выражения

22

Основные
направления
воспитательной
деятельности
5, 7

структуры.
Знакомство
с
системами объектноориентированного и
процедурного
программирования

1

Переменные:
тип, значение.

1

имя,

Арифметические,
строковые
логические
выражения.
2

Основы
алгоритмизаци
и и объектноориентированн
ого
программирова
ния

16

1
и

Функции в языках
объектноориентированного и
процедурного
программирования

1

Проекты «Даты и
время» и «Сравнение
кодов символов»

1

Проект «Отметка»

1

Проект

1

«Коды

Аналитическая деятельность:
•
анализировать
программы;

готовые

• определять по программе, для
решения какой задачи она
предназначена;
• выделять этапы решения задачи
на компьютере.
Практическая деятельность:
• программировать линейные
алгоритмы,
предполагающие
23

5, 7

символов»
Проект
«Словоперевертыш»

1

Графические
возможности
объектноориентированного
программирования

1

Проект
«Графический
редактор»

1

Проект
«Системы
координат»

1

Проект «Анимация»

1

Контрольная работа
«Графические
возможности
объектноориентированного
программирования»

1

Окружающий
мир
как
иерархическая

1

вычисление
строковых
выражений;

арифметических,
и
логических

• разрабатывать программы,
содержащие оператор/операторы
ветвления (решение линейного
неравенства,
решение
квадратного уравнения и пр.), в
том числе с использованием
логических операций;
• разрабатывать
содержащие
(операторы) цикла

24

программы,
оператор

система.
Моделирование,
формализация,
визуализация
Материальные
информационные
модели.
Формализация
визуализация
информационных
моделей
Основные
разработки
исследования
моделей
компьютере.
Построение
исследование
моделей из
физики

и

1

и

этапы
и

1

на
и
курса

Проект
«Бросание
мячика в площадку»

1

Приближенное
решение уравнений.
Проект

1

25

«Графическое
решение уравнения»
Компьютерное
конструирование
использованием
системы
компьютерного
черчения
3

Моделирование
и
формализация

9

1
с

Экспертные системы
распознавания
химических веществ

1

Информационные
модели управления
объектами

1

Контрольная работа
«Информационные
модели управления
объектами»

1

Алгебра
логики.
Логические
переменные
и
логические
высказывания.

1

Аналитическая деятельность:
•
осуществлять
системный
анализ объекта, выделять среди
его
свойств
существенные
свойства с точки зрения целей
моделирования;
• оценивать адекватность модели
моделируемому объекту и целям
моделирования;
•
определять
вид
информационной
модели
в
зависимости от стоящей задачи;
•
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного
средства;
26

5, 7

Логические функции.
Законы логики.

1

Упрощение
логических функций.

1

Таблицы истинности

1

•
определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

Логические
устройства
компьютера

основы

1

Контрольная работа
«Логические основы
устройства
компьютера»

1

• строить и интерпретировать
различные
информационные
модели (таблицы, диаграммы,
графы,
схемы,
блок-схемы
алгоритмов);
• преобразовывать объект из
одной формы представления
информации
в
другую
с
минимальными
потерями
в
полноте информации;
• исследовать с помощью
информационных
моделей
объекты в соответствии с
поставленной задачей;
•
работать
с
готовыми
компьютерными моделями из
различных предметных областей
27

4

5

Информационн
ое общество и
информационн
ая безопасность

2

Итоговая
контрольная
работа

1

Итого

34

Информационное
общество.
Информационная
культура

1

Правовая
охрана
программ и данных.
Защита информации

1

Итоговое занятие

1

Аналитическая деятельность:
• распознавать потенциальные
угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ;
оценивать предлагаемые пути их
устранения.

34

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

Заместитель директора по УВР

учителей математики, физики и информатики

_______________Е. А. Селютина

от «26» августа 2022 г. № 1

«27» августа 2022 г.

________________ В.А. Казарова

28

1, 2, 5, 6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».