Муниципальное образование город Армавир муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол №1 председатель педсовета, директор ______ Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИКА Основное общее образование 8-9 классы Количество часов – 68 ч (34/34) Учитель Новрузова Наталья Александровна Программа разработана в соответствии с: федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. № 1797 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования» (с дополнениями и изменениями); на основе: примерной программы по информатике для 7 - 9 классов Н.Д. Угринович Н.Н., Самылкина. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г.; основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова 30 августа 2022 года, протокол №1; с учетом УМК: Н. Д Угринович и примерной рабочей программы «Информатика» 7-9 классы. Программа для основной школы». Авторы: Угринович Н. Д., Цветкова М. С., Самылкина Н. Н. Издательство: Бином. Лаборатория знаний; 2016 г. 2022 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Информатика» характеризуются: 1. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности 2. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. проведение предметных недель; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения 3. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе 4. Ценности научного познания: 2 сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 5. Формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока 6. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 7. Экологическое воспитание: 3 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации 8. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми Метапредметные образовательные результаты: 8 класс умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе 4 альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 9 класс формирование компьютерной грамотности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Предметные результаты: 8 класс Обучающийся научится: описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы). Обучающийся получит возможность научиться: познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; 6 узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах; познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации. 9 класс Алгоритмы и элементы программирования Выпускник научится: составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; 7 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность научиться: познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Использование программных систем и сервисов Выпускник научится: классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); разбираться в иерархической структуре файловой системы; осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой); использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе): навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); 8 приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.; основами соблюдения норм информационной этики и права; познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных. Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.); познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире; познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете; познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников); узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты; узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ; познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях. 9 2. Содержание учебного предмета 8 класс (34 ч.) 1. Информация и информационные процессы. 8 ч. Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. 2. Тексты и кодирование 5 ч. Кодирование и обработка текстовой и графической информации. 4ч. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. 3. Дискретизация 3 ч. Кодирование и обработка звука. 2 ч. Кодирование и обработка звуковой информации. Обработка графической информации, цифрового фото и видео. 1 ч. Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Цифровое фото и видео. 4. Системы счисления 8 ч. Кодирование и обработка числовой информации. 8 ч. Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. 5. Электронные (динамические) таблицы 1 ч. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) 1 ч. Базы данных в электронных таблицах, сортировка и поиск данных в электронных таблицах. 6. Файловая система. Подготовка текстов и демонстрационных материалов. 9 ч. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов. 8 ч. 10 Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Итоговая контрольная работа. 1 ч. Практические работы: Практичская работа на компьютере к теме № 1: определение количества информации, освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования. Практичская работа на компьютере к теме № 2: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Практичская работа на компьютере к теме № 3: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора. Практичская работа к теме № 4: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. 11 Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Практичская работа компьютере к теме № 5: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете. ЭОР использованные в практике: https://testedu.ru/test/informatika/8-klass/ustrojstva-kompyutera-ikompyuternaya-pamyat.html https://testedu.ru/test/informatika/8-klass/informacziya-i-informaczionnyieproczessyi-variant-2.html https://testedu.ru/test/informatika/8-klass/informacziya-i-informaczionnyieproczessyi-variant-1.html Проектная деятельность: 1. История и развитие концепции свободного программного обеспечения. 2. История компьютерного пиратства и систем защиты информации. 3. Как возникли различные системы счисления. 4. Как кодируется графическое изображение. 5. Как устроен Интернет? 6. Кибернетика - наука об управлении. 7. Коммуникационные технологии. 8. Компьютеризация 21 века. Перспективы. 9 класс (34 ч.) 1. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. Алгоритмические конструкции. Разработка алгоритмов и программ. 15 ч. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. 15 ч. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. 12 Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектноориентированного программирования. 2. Анализ алгоритмов. Математическое моделирование. 8 ч. Моделирование и формализация. 8ч. Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. 3. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. 5 ч. Основы логики. 5ч. Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. 4. Работа в информационном пространстве. Информационнокоммуникационные технологии 2 ч. Информационное общество и информационная безопасность. 2 ч. Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. 5. Базы данных. Поиск информации. 1 ч. Основы логики. 1ч. Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. 6. Электронные (динамические) таблицы. 2ч. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. 1 ч. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектноориентированного программирования. Моделирование и формализация. 1ч. 13 Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. 7. Итоговая контрольная работа. 1 ч. Практические работы: Практические задания к теме № 1 • • • Установить: электронные таблицы Calc; OpenOffice http://ru.office.org компьютерный конструктор «Начала электроники»; электронные Excel. таблицы http://www.edsoft.ru/fizi ka/294.html Microsoft http://www.shkolaedu.ru /products/43 Установить: 1. электронные таблицы OpenOffice Calc. http://altlinux.ru/?id=33 5 Практические задания к теме № 2 Установить: 1. систему процедурного программирования Basic, входящую в OpenOffice.org; 2. систему объектноориентированного программирования Visual Basic. 14 http://ru.openoffice.org/ http://www.microsoft.com/ visualstudio/ru-ru/products/2010editions/express • • Установить: систему процедурного программирования Basic, входящую в OpenOffice.org; систему объектноориентированного программирования Gambas. http://altlinux.ru/?id=335 ЭОР использованные при практических работах: https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/kodirovanie-i-obrabotkagraficheskoj-informaczii.html https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/rastrovaya-grafika.html https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/programmnoe-obespechenieevm.html Практические задания к теме № 3 Установить: • • • систему объектноориентированного программирования Visual Basic электронные таблицы OpenOffice Calc; http://www.microsoft.com/visual studio/ru-ru/products/2010editions/express http://ru.openoffice.org/ систему компьютерного черчения Компас; http://shkola.softline.ru/catalog/3 7 • электронные таблицы Microsoft Excel. http://www.shkolaedu.ru/product s/70 Установить: 2. электронные OpenOffice Calc. http://altlinux.ru/?id=335 таблицы ЭОР использованные при практических работах: https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/kontrolnaya-rabota-po-temekodirovanie-i-obrabotka-graficheskoj-i-multimedijnoj-informaczii-3-variant.html https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/informacziya.html https://testedu.ru/test/informatika/9-klass/sistema-schisleniya-i-osnovyilogiki.html 15 Проектная деятельность: 1. Интернет-зависимость – проблема современного общества. 2. Информационный бизнес. 3. Искусственный интеллект и ЭВМ. 4. Киберпреступность. 5. Кодирование и обработка звуковой информации. 6. Компьютер внутри нас. 7. Мировые информационные войны. 8. Обучающие системы. Средства создания электронных учебников. 9. О программах-браузерах в Интернете. 10. О программах-поисковиках в Интернете. 16 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 8 класс № п/ п Раздел Колво часо в Тема Колво часо в Универсальные учебные действия (УУД) Основные направления воспитательной деятельности 1 Информация и информационн ые процессы 8 Введение. Информация в природе, обществе и технике 1 5,7 Информационные процессы в различных системах 1 Кодирование информации с помощью знаковых систем 1 Аналитическая деятельность: • находить сходство и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; • классифицировать информационные процессы по принятому основанию; • выделять основные информационные процессы в реальных системах; • оценивать информацию с позиций её свойств (достоверность, полнота, актуальность и др.) Практическая деятельность: • определять средства информатизации, необходимые для осуществления 1 Знаковые системы Вероятностный (содержательный) подход к измерению 1 количества информации Алфавитный подход к измерению количества информации информационных процессов; • оценивать числовые параметры информационных процессов 1 1 Контрольный урок 2 Кодирование текстовой и графической информации 5 Кодирование текстовой информации Аналитическая деятельность: • определять основные характеристики операционных систем; • анализировать пользовательский интерфейс программного средства, используемого в учебной деятельности, по определенной схеме; • анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного 5 Определение числовых кодов символов и перекодировка текста Кодирование графической информации Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Контрольный урок 18 5, 7 3 Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео 3 Кодирование и обработка звуковой информации программного средства. Практическая деятельность: • выполнять основные операции над файлами; • выбирать и загружать нужную программу; • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.; • использовать текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов; • использовать графический редактор для создания и редактирования изображений; • использовать электронные таблицы для решения математических задач; • использовать программы обработки звука для решения учебных задач; • составлять технологии решения задачи в среде текстового, графического редакторов и электронных таблиц; 3 Обработка звука Цифровое фото и видео 4 Кодирование и обработка числовой информации 8 Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа 8 Кодирование числовой информации. Системы счисления Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления Перевод из десятичной в 19 5,7 • передавать информацию, используя электронные средства связи произвольную систему счисления Двоичная арифметика Электронные таблицы.Основные возможности Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Контрольный урок 5 6 Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных Коммуникацио нные технологии и разработка Web-сайтов 1 1 5, 7 8 5, 7 Базы данных в электронных таблицах 8 Передача информации. Локальные компьютерные сети Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы 20 подключения Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания Форматирование текста на webстранице Вставка изображений и гиперссылок Вставка и форматирование списков Использование 21 интерактивных форм 7 Итоговая контрольная работа Итого 1 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Итоговое занятие 34 34 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 9 класс № п/ п Раздел Колво часо в 1 Логика и логические основы компьютера 6 Тема Алгоритм и формальное исполнение Колво часо в его 1 Универсальные учебные действия (УУД) Аналитическая деятельность: • анализировать логическую структуру высказываний. Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования 1 Основные алгоритмические 1 Практическая деятельность: • строить таблицы истинности для логических выражений; • вычислять истинностное значение логического выражения 22 Основные направления воспитательной деятельности 5, 7 структуры. Знакомство с системами объектноориентированного и процедурного программирования 1 Переменные: тип, значение. 1 имя, Арифметические, строковые логические выражения. 2 Основы алгоритмизаци и и объектноориентированн ого программирова ния 16 1 и Функции в языках объектноориентированного и процедурного программирования 1 Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов» 1 Проект «Отметка» 1 Проект 1 «Коды Аналитическая деятельность: • анализировать программы; готовые • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; • выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: • программировать линейные алгоритмы, предполагающие 23 5, 7 символов» Проект «Словоперевертыш» 1 Графические возможности объектноориентированного программирования 1 Проект «Графический редактор» 1 Проект «Системы координат» 1 Проект «Анимация» 1 Контрольная работа «Графические возможности объектноориентированного программирования» 1 Окружающий мир как иерархическая 1 вычисление строковых выражений; арифметических, и логических • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать содержащие (операторы) цикла 24 программы, оператор система. Моделирование, формализация, визуализация Материальные информационные модели. Формализация визуализация информационных моделей Основные разработки исследования моделей компьютере. Построение исследование моделей из физики и 1 и этапы и 1 на и курса Проект «Бросание мячика в площадку» 1 Приближенное решение уравнений. Проект 1 25 «Графическое решение уравнения» Компьютерное конструирование использованием системы компьютерного черчения 3 Моделирование и формализация 9 1 с Экспертные системы распознавания химических веществ 1 Информационные модели управления объектами 1 Контрольная работа «Информационные модели управления объектами» 1 Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. 1 Аналитическая деятельность: • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; 26 5, 7 Логические функции. Законы логики. 1 Упрощение логических функций. 1 Таблицы истинности 1 • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: Логические устройства компьютера основы 1 Контрольная работа «Логические основы устройства компьютера» 1 • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей 27 4 5 Информационн ое общество и информационн ая безопасность 2 Итоговая контрольная работа 1 Итого 34 Информационное общество. Информационная культура 1 Правовая охрана программ и данных. Защита информации 1 Итоговое занятие 1 Аналитическая деятельность: • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. 34 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения Заместитель директора по УВР учителей математики, физики и информатики _______________Е. А. Селютина от «26» августа 2022 г. № 1 «27» августа 2022 г. ________________ В.А. Казарова 28 1, 2, 5, 6