Муниципальное образование город Армавир муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №7 имени Г.К.Жукова . УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 года, протокол №1 Председатель педсовета, директор школы______ Р.Ю.Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Основное общее образование: 7-9 классы Количество часов: 204 ч (68/68/68) Учитель: Вязкова Олеся Михайловна Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России от 11 декабря 2020 г. № 712: с учетом с учетом примерной программы основного общего образования по геометрии, размещенной в примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию); основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.Жукова, утверждённой решением педагогического совета от 29 августа 2018 года, протокол №1, с дополнениями и изменениями, внесенными решениями педагогических советов 30.08.2019 г., протокол №1, 28.08.2020 г., протокол №1, 30.08.2021 г., протокол №1; рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утвержденной решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова 30.08.2021 года, протокол №1;; УМК Геометрия. 7-9 класс. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев. Издательство: Просвещение - 2014 г. 2022 год 1 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Геомерия» характеризуются: 1. Гражданское воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. проведение предметных недель; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание): 2 способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания). ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 8. Экологическое воспитание: 3 ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации Метапредметные результаты освоения ООП Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; 4 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: 5 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. 7 класс Обучающийся научится: распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. измерять линейные и угловые величины. решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов. пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач. проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем. пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач. формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами, уметь применять эти свойства при решении задач. пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл. проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Обучающийся получит возможность научиться: делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов, различать размеры этих объектов по порядку величины. строить чертежи к геометрическим задачам. определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой. 6 решать задачи на клетчатой бумаге проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. решать практические задачи на нахождение углов. владеть понятием геометрического места точек. уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке. владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания. проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки. 8 класс Обучающийся научится: распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач. пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач. пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины. вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). применять полученные умения в практических задачах. Обучающийся получит возможность научиться: применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач. владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач. владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. пользоваться этими понятиями для решения практических задач. владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач. владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач. 7 применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором). 9 класс Обучающийся научится: знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные элементы прямоугольного треугольника («решение прямоугольных треугольников»). находить (с помощью калькулятора) длины и углы для нетабличных значений. пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения соотношений между тригонометрическими величинами. использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника («решение треугольников»), применять их при решении геометрических задач. пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих, о квадрате касательной. пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении геометрических и физических задач, применять скалярное произведение векторов для нахождения длин и углов. пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и практических задач. Обучающийся получит возможность научиться: владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур, пользоваться свойствами подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур. применять свойства подобия в практических задачах. уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире. владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей. применять полученные умения в практических задачах. находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения плоскости в простейших случаях. применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо, калькулятором) 1. Содержание учебного предмета геометрия 7 класс (68 ч.) Начальные геометрические сведения (10 ч.) 8 Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых. Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире. Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. (17 ч.) Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Перпендикуляр и наклонная. Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника. Параллельные прямые (13 ч.) Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку. Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.) Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30 градусов. Повторение. Решение задач. (10 ч.) Контрольные работы: Контрольная работа №1 Начальные геометрические сведения. Контрольная работа № 2 Треугольники. Контрольная работа № 3 Параллельные прямые. Контрольная работа №4 Сумма углов треугольника. Контрольная работа №5 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Проектная деятельность: Информационные проекты: 1. А в окружность я влюбился и на ней остановился 2. Удивительный квадрат 9 Исследовательские проекты: 3. Золотое сечение в геометрии 4. Сумма углов треугольника 5. Параллельные прямые Творческие проекты: 6. Геометрические кружева. 7. Геометрия и искусство 8 класс Четырёхугольник (14 ч.) Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции. Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Площадь (14 ч.) Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Теорема Пифагора. Соотношение между площадями подобных фигур. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул. Подобные треугольники (19 ч.) Признаки подобия треугольников. Определение подобных треугольников. Синус, косинус, тангенс острого прямоугольного угла. Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Окружность (17 ч.) Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Повторение (4 ч.) Четырехугольники. Площади фигур. Подобные треугольники. Окружность. Контрольные работы: Контрольная работа №1 Четырехугольники. Контрольная работа №2. Площади фигур. Контрольная работа № 3. Подобные треугольники. Контрольная работа № 4. Подобные треугольники. Контрольная работа № 5. Окружность. 10 Проектная деятельность: Информационные проекты: 1. Четырехугольники в нашей жизни 2. Точка, прямая... что это такое? 3. В мире четырехугольников Исследовательские проекты: 1. Прямоугольник в задачах по наглядной геометрии 2. Весь мир как наглядная геометрия Творческие проекты: 1. Квадратное колесо — правда или миф? 2. В моде — геометрия! 9 класс Векторы (8 ч.) Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Метод координат (10 ч.) Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 ч.) Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение треугольников. Скалярное произведение векторов. Теорема о площади треугольников. Длина окружности и площадь круга (12 ч.) Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Построение правильных многоугольников. Движение (8 ч.) Понятие преобразования. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Начальные сведения из стереометрии (8 ч.) Многогранники. Тела и поверхности вращения. Об аксиомах планиметрии (2 ч.) Повторение. Решение задач (9 ч.) Контрольные работы: Контрольная работа №1. Метод координат. Контрольная работа №2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Контрольная работа №3. Длина окружности и площадь круга Контрольная работа №4. Движения. 11 Проектная деятельность: Информационные проекты: 1. Тайны звездчатого пятиугольника 2. Тайна четырех углов Исследовательские проекты: 1. Знаменитые задачи древности. Трисекция угла 2. Квадратное колесо — правда или миф? 3. "Квадрат Пифагора" в моей жизни Творческие проекты: 1. Геометрия 9-го класса в ребусах 2. Бимедианы четырехугольника 12 3. Раздел Начальные геометрические сведения Колво часов 10 Тематическое планирование 7 класс Содержание (разделы, темы) Кол- Основные виды учебной дево чаятельности (УУД) сов Геометрическая фигура. Формирование представлений о метопредметном понятии «фигура» Точка, прямая и отрезок. Луч и угол. 1 Сравнение отрезков и углов. 1 13 1 Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов Основные направления воспитательной деятельности 1,3,4 5,7 Измерение отрезков. Единицы измерения длины Прямой угол. Измерение углов. Градусная мера угла. Биссектриса угла и её свойства, виды углов. 2 Перпендикулярные прямые. 1 Начальные геометрические сведения. Контрольная работа №1. Треугольники. 17 Анализ контрольной работы 1 2 1 1 14 Коммуникативные: описы- 3,4,6 вать содержание действий с целью ориентировки пред1,4,7 метно- практической или иной деятельности. 2,3,4 Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем. Познавательные: выделять и формулировать проблему; строить логические цепочки рассуждений Коммуникативные: слу1,2,3 шать и слышать друг друга; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем. Познавательные: передавать содержание в сжатом виде Коммуникативные: регули- 5 ровать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи 2,3,4 Свойства равных треугольников. Первый признак равенства треугольников. 2 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. 2 Равнобедренный треугольник , его свойства и признаки. Второй и третий признаки равенства треугольников. 2 15 3 Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем. Познавательные: передавать содержание в сжатом виде Коммуникативные: развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; слушать и слышать друг друга; понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной Регулятивные: определять цели учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель 5,6,7 2,3,7 собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем. 2,4,6 Познавательные: передавать содержание в сжатом виде Окружность, круг, их элементы и свойства. Инструменты для построения: циркуль, линейка, угольник. Задачи на построение 2 1 Решение задач 2 1 Треугольники. Контрольная работа № 2 Параллельные прямые 13 Анализ контрольной работы Признаки параллельности двух прямых. 16 1 4 2,4 5,6 использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Познавательные: делать предложения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи Коммуникативные: развивать умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Регулятивные: оценивать достигнутый результат 3,6 5 5,7 2,4,5,6,7 Аксиома параллельных прямых. 3 Свойства параллельных прямых Решение задач 3 2 Параллельные прямые. Контрольная работа № 3 1 17 Познавательные: развивать навыки познавательной рефлексии как осознания результатов своих Коммуникативные: обмениваться мнениями , понимать позицию партнера, слушать и слышать друг друга; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием Познавательные: выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Соотношения между сторонами и углами треугольника. 18 Анализ контрольной работы Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. 1 Равносторонний, прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Соотношение между сторонами и углами треугольника. 2 Неравенство треугольника 1 18 2 Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи Коммуникативные: обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, слушать и слышать друг друга; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием Познавательные: выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Познавательные: делать предложения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи 1,4,5,6,7 Сумма углов треугольника. Контрольная работа №4 1 Анализ контрольной работы Прямоугольные треугольники. 5 Построение треугольника по трем элементам. 4 Решение задач. 1 19 Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи Коммуникативные: обмениваться мнениями , понимать позицию партнера, слушать и слышать друг друга; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием Познавательные: выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем. Познавательные: передавать содержание в сжатом виде Повторение. Решение задач 10 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Контрольная работа №5 1 Анализ контрольной работы Смежные и вертикальные углы, их свойства. 2 Признаки равенства треугольников. 2 20 Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать достигнутый результат; предвосхищать результат и уровень усвоения. Познавательные: осуществлять отбор существенной информации. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем. Познавательные: передавать содержание в сжатом виде 1,3,4,5,7 Признаки параллельности прямых. 2 Соотношения между сторонами и углами треугольника. 2 Обобщающий урок. 2 8 класс 21 Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме. Регулятивные: оценивать достигнутый результат; Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи Коммуникативные: обмениваться мнениями , понимать позицию партнера, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием Познавательные: выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем. Познавательные: передавать содержание в сжатом виде Раздел Четырехугольники Колво часов 14 Содержание (разделы, темы) Кол- Основные виды учебной дево чаятельности (УУД) сов Многоугольник, его элементы и его свойства Распознавание некоторых многоугольников. Правильные многоугольники. Четырехугольник. 1 1 Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Признаки параллелограмма. 1 1 1 22 1 Основные направления воспитательной деятельности Коммуникативные: Форму- 1,5,7 лируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и символьным способами Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Познавательные: Владеют смысловым чтением. Представляют информацию в разных формах (текст, графика, символы) Трапеция. Равнобедренная трапеция. 2 Прямоугольник и его свойства. 1 Ромб и его свойства. 2 23 Коммуникативные: Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и графическим способами Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы Квадрат и его свойства. 1 Осевая и центральная симметрии. 1 24 Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Площадь 14 Четырехугольники. Контрольная работа №1. 1 Анализ контрольной работы Понятие о площади плоских фигур и ее свойства. 1 25 Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и графическим способами Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: Форму- 1,4,5,6 лируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Измерение площадей . Единицы измерения площадей. 1 Площадь прямоугольника. 1 Площадь параллелограмма. 2 26 Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Коммуникативные: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами Регулятивные: Исследуют ситуации, требующие Площадь треугольника. 2 Площадь трапеции. 3 27 оценки действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Строят логически обоснованное Теорема Пифагора 3 Площади фигур. Контрольная работа №2. Подобные треугольники 19 1 Анализ контрольной работы Подобные треугольники. 1 Подобные треугольники. 1 28 рассуждение, включающее установление причинноследственных связей Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами Регулятивные: Работают по плану, сверяясь с целью, корректируют план Познавательные: Структурируют знания, определяют основную и второстепенную информацию Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: Верно используют в устной и письменной речи математические термины Регулятивные: Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи 1,3,5,7 Признаки подобия треугольников. Первый признак. 3 Признаки подобия треугольников. Второй признак. 2 29 Познавательные: Владеют смысловым чтением Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами Регулятивные: Применяют установленные правила в планировании способа решения Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей Коммуникативные: Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Признаки подобия треугольников. Третий признак. 1 Подобные треугольники. Контрольная работа № 3. 1 Анализ контрольной работы Применение подобия к доказательству теорем 1 30 Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению Регулятивные: Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: Верно используют в устной и письменной речи математические термины Регулятивные: Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Познавательные: Владеют смысловым чтением Применение подобия к доказательству теорем 1 Применение подобия к решению задач. 2 Средняя линия треугольника 1 31 Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Познавательные: Находят в учебниках, в т.ч. используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения задач Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. 2 Подобные треугольники. Контрольная работа № 4. 1 32 2 при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого Регулятивные: Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Окружность 17 Анализ контрольной работы Взаимное расположение прямой и окружности. Взаимное расположение прямой и окружности. 1 Касательная к окружности, её свойство и признак. 2 33 1 Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: Форму- 1,4,5,7 лируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Познавательные: Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Центральные углы. 2 Вписанные углы. 2 Серединный перпендикуляр к отрезку 2 34 Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей Коммуникативные: Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Познавательные: Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Четыре замечательные точки треугольника. 2 Вписанная и описанная окружность. Вписанные и описанные окружности для треугольника 2 2 Окружность. Контрольная работа № 5. 1 35 Коммуникативные: Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей Коммуникативные: Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами Регулятивные: Применяют установленные правила в планировании способа решения Познавательные: Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Повторение. Раздел Векторы 4 Колво часов 8 10 Анализ контрольной работы Четырехугольники. Площади фигур. Подобные треугольники. Окружность. 9 класс Содержание (разделы, темы) 1 1 1 1 Регулятивные: Самостоятельно контролируют своё время и управляют им Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач 1,3,5,6,7 Кол- Основные виды учебной деОсновные во чаятельности (УУД) направления воссов питательной деятельности Понятие вектора. 2 Формулировать определе1,2,3,5,7 ния и иллюстрировать поРавенство векторов. 2 нятия вектора, его длины, Действия над векторами 1 коллинеарных и равных Сложение и вычитание векторов. Умножение 1 векторов; мотивировать вектора на число. введение понятий и дейРазложение вектора по двум неколлинеарным 1 ствий, связанных с вектовекторам. рами, соответствующими Использование векторов в физике 1 примерами, относящимися 1,4,5,6,7 Координаты вектора, основные понятия. 2 36 Метод координат Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов Длина окружности и площадь круга. 11 12 Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Контрольная работа №1. Метод координат. Анализ контрольной работы Синус, косинус, тангенс угла. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Вычисление элементов треугольника с использованием тригонометрических соотношений. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Контрольная работа №2 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Анализ контрольной работы Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Контрольная работа №3 Длина окружности и площадь круга 37 2 3 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 2 2 1 2 3 1 к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой 1,2,3,5,7 Формулировать и иллю1,3,4,5,7 стрировать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов от 0 до 180°; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать скалярное произведение векторов при решении задач Движения 8 Анализ контрольной работы Понятие преобразования. Представление о метопредметном понятии «преобразование». Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Контрольная работа №4 Движения. 38 1 1 1 1 1 2 1 Объяснять, что такое отоб- 1,2,3,4,5,7 ражение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ Начальные сведения из стереометрии 8 Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов. 39 2 2 2 2 Объяснять, что такое мно1,2,3,5,7 гогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое nугольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём многогранника; выводить (с помощью принципа Кавальери) формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема пра- вильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды; объяснять, какое тело на зевается цилиндром, что такое его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, раз1 Многогранники 4 2 Тела и поверхности вращения 4 вёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём и площадь боковой поверхности цилиндра; объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём конуса и площадь боковой поверхности; объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус и диаметр сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы; изображать и распознавать на рисунках призму, параллелепипед, 40 пирамиду, цилиндр, конус, шар Об аксиомах планиметрии. 2 Беседа об аксиомах геометрии. Представление об объеме и его свойства. Измерение объемов. 1 1 Повторение. Решение задач 9 Треугольники. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Четырехугольники. Площадь. Окружность. Векторы. Метод координат. 1 2 41 1 2 1 1 1 Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач Демонстрация презентаций, подготовленных группами. Решение типовых задач по готовым чертежам. Коммуникативные: Дают адекватную оценку своему мнению Регулятивные: Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Познавательные: Применяют полученные знания при решении различного вида задач 1,3,7 1,2,3,4,5,7 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики и информатики МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова от «26» августа 2022 г. № 1 ________________ В.А. Казарова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________Е. А. Селютина «27» августа 2022 г. 42