Рабочая программа учебного предмета Кубановедение 2-4 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА
Подписано

МАОУ СОШ цифровой подписью:
СОШ № 7
№ 7 ИМЕНИ МАОУ
ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА
2021.08.30
Г.К. ЖУКОВА Дата:
14:29:22 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова
от « 30» августа 2021 года протокол № _1_
Председатель, директор школы
________________ Шаламов Р.Ю.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ
Начальное общее образование: 1-4 классы
Количество часов: 135
Учитель: Письменная Оксана Юрьевна
Программа разработана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
дополнениями и изменениями)
с учетом примерной основной
образовательной программы по
кубановедению,
одобренной
федеральным
учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 7 имени
Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ
СОШ №7 имени Г.К. Жукова 29 августа 2018 года, протокол №1, с
дополнениями и изменениями, внесёнными решением педагогического совета
30.08.2019 г., протокол №1, с 28.08.2020г., протокол №1, 30.08.2021г,
протокол №1;
рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова,
утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К.
Жукова от 30 августа 2021 года, протокол №1;
Кубановедение: программа для 1-4 классов общеобразовательных
учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования/ Краснодар: Перспективы образования, 2013 г.,
методических
рекомендаций
для
образовательных
организаций
Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в
2016– 2017, 2018-2019 учебном году
Год составления – 2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе
в
части:
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и
российской
гражданской
идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения
и
правилах
межличностных
отношений.
Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического
и
морального
вреда
другим
людям.
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому
здоровью.
Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным
профессиям.
Экологического воспитания: бережное к природе; неприятие действий,
приносящих
ей
вред.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение»
должны отражать:
1 класс
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2 класс
2

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в
его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре народов, населяющих Краснодарский край.
3 класс
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в
его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой
родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
4 класс
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в
его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой
родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях,
связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение»
являются:
1 класс
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3

- использование знаково-символических средств представления информации
для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта
(улицы, района);
2 класс
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации
для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта
(улицы, района);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы исследования для достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
3 класс
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации
для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта
(улицы, района);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы исследования для достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими
задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
4 класс
4

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации
для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта
(улицы, района);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы исследования для достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими
задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани
(наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации
из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве).
Планируемые предметные результаты:
1 класс
Обучающиеся научатся:
 называть своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний
адрес;
 называть адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и
месторасположение;
 рассказывать о традициях своей школы;
5

 называть улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь
из дома в школу и обратно;
 узнавать основные учреждения культуры, образования, бытового
обслуживания своего населённого пункта;
 рассказывать о профессиях жителей своего города (села, станицы, и др.);
 приводить примеры основных представителей растительного и животного
мира
своей
местности
(ближайшее
окружение);
Обучающиеся получат возможность научиться:
 выполнять правила поведения в общественных местах, а также в
ситуациях, опасных для жизни;
 составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
 находить географические объекты на карте-схеме;
 реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс
Обучающиеся научатся:





определять особенности времён года, характерные для своей местности;
определять особенности рельефа своей местности;
называть водоёмы, крупные населённые пункты своей местности;
называть отличительные признаки некоторых растений и животных своей
местности, правила защитников природы;
 понимать значение Красной книги Краснодарского края;
 указывать особенности труда и быта земляков;
 называть родственные связи в семье, уклад семьи;
 отличать герб, флаг, гимн Краснодарского края;
 узнавать кубанские песни, пословицы, поговорки;
 соблюдать основные правила поведения в окружающей среде, в
общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
 называть имена выдающихся людей своего района;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 показывать на физической карте Краснодарского края основные
изучаемые объекты, свой населённый пункт;
 рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
 различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники;
лекарственные и ядовитые растения);
 выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия
флага,
а
также
у
водоёмов,
в
лесу,
в
горах.
Обучающиеся могут использовать приобретённые знания и умения в
практической и повседневной жизни для поиска и обработки
дополнительной информации о растительном и животном мире
Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на
Кубани, и т.д.; планирования и реализации индивидуального проекта.
3 класс
6

Обучающиеся научатся:
 определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и
быта на Кубани;
 называть
природные
особенности,
особенности
хозяйственной
деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
 узнавать формы земной поверхности края;
 определять разновидности водоёмов края;
 указывать особенности почв края, их значение для жизни растений и
животных;
 называть отличительные признаки наиболее распространённых в
Краснодарском крае растений и животных;
 рассказывать о гербе, гимне, флаге Краснодарского края, а также символах
своего родного города (станицы), района;
 называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных
для человека животных;
 различать особо охраняемые растения и редких животных;
 ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
 объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его
названия, культурных и исторических достопримечательностей.
обучающиеся могут использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
 обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью
наблюдения над особенностями труда и быта людей;
 выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
 соблюдение правил сбора грибов в своей местности;
 правильного поведения у водоёма в разное время года;
 бережного отношения к растениям и животным.
4 класс
Обучающиеся научатся:
 определять природные зоны Краснодарского края;
 различать виды карт Краснодарского края (физическая, административная,
историческая) и их отличительные особенности;
 различать природные богатства родного края и их использование
человеком;
 различать символику Краснодарского края;
 называть органы местного самоуправления;
 называть даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула
и др.);
 различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию
Краснодарского края;
 рассказывать о достопримечательностях края, своего района;
7

 называть наиболее важные события исторической, общественной,
спортивной и культурной жизни Краснодарского края;
 рассказывать об особенностях хозяйственной деятельности людей,
живущих на территории края;
 определять важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
 называть и рассказывать о заповедниках и заказниках, находящихся на
территории края;
 называть фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 определять местоположение Краснодарского края на карте России;
 узнавать наиболее распространённые лекарственные растения;
 определять хронологическую последовательность основных событий
(исторических, культурных, спортивных;
 правильно называть памятники культуры и истории края;
 исполнять гимн Краснодарского края.
Обучающиеся могут использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
 правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна
Краснодарского края,
 соблюдения изученных правил безопасного поведения,
 исполнения знакомых народных песен,
 выполнения исследовательских и творческих проектов.
2. Содержание учебного предмета
1 класс ( 33 часа)
Введение. Мой родной край (1час)
Раздел 1. Я и моя семья (8 часов)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности
в нашей семье. Увлечение членов семьи. Семейные традиции. Праздники,
которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной
семьёй».
Раздел 2. Я и моя школа (7 часов)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции
нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои
одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие
разные, но так похожи».
Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов).
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в
транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (4 часа).
8

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о
комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей
местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая
мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей
семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции
школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Экскурсии:
Знакомство со школой. Традиции нашей школы.
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.
Перечень письменных работ
Административная контрольная работа - 0
Направления проектной деятельности обучающихся:
 «Будем жить одной семьёй».
 «Мы такие разные, но так похожи».
 «Какой я житель».
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (13 часов). Годовой исследовательский
проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало».Формы земной поверхности моей
местности.
Физическая карта, условные обозначения. Водоёмы моей
местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие
растительного мира моей местности. Правила сбора и использование
лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении
ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга
Краснодарского края. Правила защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. Населённые пункты (7 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений
Часть 2: «Зимушка зима, зима снежная была».
Населённые пункты моего района. История образования города (района).
Глава города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхождение их
названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и
культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе
(районе).

9

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (9 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Земляки – жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула).
Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла,
распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в населённом
пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад
кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни.
Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше
той любви, чем жизнь отдать за други своя".
Экскурсии:
 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо
осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.
 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2:
«Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего
населённого пункта.
 Годовой исследовательский проект
сезонных
изменений. Часть 3:
«Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов
семьи.
 Годовой исследовательский проект
сезонных
изменений. Часть 4:
«Здравствуй,
 лето!».
Перечень письменных работ
Административная контрольная работа - 1
Направления проектной деятельности обучающихся:
 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо
осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.
 Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни
людей».
 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2:
«Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего
населённого пункта.
 «Где я могу проводить свободное время».
 Годовой исследовательский проект
сезонных
изменений. Часть 3:
«Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов
семьи.
 Творческий проект «Труд в моей семье»
 Годовой исследовательский проект
сезонных
изменений. Часть 4:
«Здравствуй,
10

 лето!».
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (11 часов). Рельеф
Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы.
Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь
народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение,
сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков.
Водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории
Краснодарского края. Чернозёмы – природное богатство Кубани.
Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского
края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный
мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань –
территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная.
Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о
нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (10 часов). Прошлое и настоящее.
«Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая
карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых
городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп –
столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет
настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (8 часов). Твоя родословная.
История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из
истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода.
Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические,
спортивные
традиции
нашего
края.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани» (4 часа)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
Именины. Подвиг материнства.
Перечень письменных работ
Административная контрольная работа - 1
Направления проектной деятельности обучающихся:
 «Без прошлого нет настоящего»
 «Казачьему роду нет переводу»
4 класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (11 часов).
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники.
Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы.
Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана
почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые
Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель,
гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение
природных богатств Краснодарского края для жителей России.
11

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. Земля отцов – моя земля (13 часов).
Вещественные исторические источники. История Кубани в
архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения
(культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы
быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей
Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические
источники. История Кубани в литературных, научных источниках.
Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи
и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар.
Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов – моя земля».
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (5 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики
полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты –
наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани. (4 часа)
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители
материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия
Кубани. 10 заповедей.
Перечень письменных работ
Административная контрольная работа - 1
Направления проектной деятельности обучающихся:
 «Береги землю родимую, как мать любимую»
 «Земля отцов - моя земля»
 «Жизнь дана на добрые дела»
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
1 класс (33 часа)
Содержание (разделы, Количество
темы)
часов

Основные виды деятельности
обучающихся

Основные
направления
воспитательной
воспитательной
деятельности

Объяснять,
что
изучает
кубановедение.
Характеризовать
понятие «малая родина». Называть
край, район, в котором проживает.

1,2

все ауд. него
ауд.
Введен 1
ие

Мой родной край.

1

1

12

Яи
8
моя
семья

Будем знакомы! Кто я? 1
Какой я?

1

Любимые занятия.

2

2

Моя семья.

1

1

Обязанности и
увлечения в нашей
семье.

1

1

Семейные традиции.
Праздники, которые
мы отмечаем вместе.

2

2

Творческий проект
«Будем жить одной
семьёй».

1

1

Называть
своё
имя
(полное,
сокращённое,
уменьшительноласкательное),
называть
имена
родных, одноклассников. Описывать
свой характер, рассказывать о своей
мечте.
Анализировать
способы
разгадывания ребусов. Составлять
ребус своего имени одним из
способов.

3

Составлять рассказ о своём любимом
занятии, иллюстрировать рассказ
рисунком,
фотографией,
видеозаписями. Рассказывать о своём
участии в коллективных занятиях,
анализировать
правила
взаимодействия во время этих
занятий.
Составлять рассказ о своей семье,
называть её членов, описывать их.
Изображать свою семью. Рассказывать
о любимых совместных занятиях,
семейных играх.
Характеризовать
понятия
«обязанность»
и
«увлечение».
Перечислять домашние обязанности
членов своей семьи. Рассказывать о
домашней работе, которую умеет
выполнять. Демонстрировать умение
пользоваться
различными
инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях в
своей семье.

3,7

Характеризовать
понятие
«традиция». Сопоставлять семейные
традиции
с
временами
года.
Рассказывать о любимом семейном
празднике. Иллюстрировать рассказ
рисунком,
фотографией.
Сопоставлять и сравнивать традиции
празднования одного и того же
праздника в разных семьях.
Участвовать в коллективном проекте.
Рассказывать о своей работе, анализировать
качество
выполнения
действий. Описывать коллективный
проект, оценивать участие каждого.

2,3,4

13

3,7

3,7

3,4

Яи
7
моя
школа

Яи
9
мои
родны
е места

Наша школа. Правила
поведения в школе.

1 1

Рассказывать о своей школе. Называть
отличия различных видов школ
(спортивной,
музыкальной,
воскресной и др.). Рассказывать о
школьных
принадлежностях,
классифицировать их, анализировать
способы бережного отношения к ним.
Анализировать своё поведение и
других детей в школе, сопоставлять с
нормами.
Составлять
правила
поведения во время экскурсии по
школе.

3,4,7

Ходить на экскурсию вместе с
одноклассниками. По результатам
экскурсии записывать адрес школы,
отмечать различные кабинеты и
помещения,
объяснять
их
предназначение.
Обсуждать
с
одноклассниками
и
изображать
символическое обозначение своего
кабинета.
Анализировать
своё
поведение во время экскурсии.
Слушать рассказ об истории своей
школы, её традициях.

2,3

Знакомство со школой. 2
Традиции нашей
школы.

1

Школьные поручения и 1
обязанности. Мой
режим дня.

1

Характеризовать
понятие
«поручение».
Анализировать
деятельность в ходе выполнения
школьных поручений. Оценивать свои
возможности и обосновывать своё
желание выполнять то или иное
поручение. Анализировать учебное и
свободное время. Составлять режим
дня, сопоставлять свой режим с
нормами здорового образа жизни.

3,6,7

Мои одноклассники.
Правила школьной
дружбы.

2

1

3

Творческий проект
1
«Мы такие разные, но
так похожи».

1

Главный город
Краснодарского края.

1

Называть
имена
своих
одноклассников.
Характеризовать
общие интересы, совместные занятия.
Обсуждать
с
одноклассниками
правила
школьной
дружбы.
Анализировать своё поведение в
соответствии с этими правилами.
Объединяться
в
группы,
руководствуясь общими интересами.
Участвовать в групповом проекте.
Определять свою часть работы,
анализировать
качество
её
выполнения.
Слушать рассказ о Краснодаре.
Рассказывать о своих
впечатлениях с опорой на
фотографии, картины, рисунки.

1

1

14

3,4,7

2,4

Достопримечательности.

2

2

Мой адрес. Улица,
на которой я живу.

1

1

Правила поведения
в общественных местах, на улице,
в транспорте.

2

1

1

Труд жителей
2
моего
населённого
пункта.
Труд моих
родных.

1

1

Исследовательский
проект
«Какой
житель».

1

1
я

Характеризовать
понятие
«достопримечательность».
Рассказывать
об
известных
достопримечательностях
Краснодарского края и своего района.
Описывать места отдыха своей семьи.
Участвовать в составлении плана
рассказа
«Достопримечательности
нашего населённого пункта».
Называть свой адрес. Описывать свою
улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.
Анализировать
опасности,
подстерегающие
на
улице.
Проговаривать правила поведения
пешехода.
Описывать
знаки
дорожного движения. знаки дорожного
движения.
Классифицировать
различные
виды
транспорта,
описывать их. Анализировать правила
виды транспорта, описывать их.
Анализировать правила поведения в
общественном
транспорте.
Сопоставлять своё поведение с
поведения
в
общественном
транспорте. Сопоставлять нормами.
Обсуждала правила перехода через
дорогу в зависимости от вида
свое поведение с нормами. Составлять
план безопасного движения из дома в
школу и обратно.
Описывать труд людей разных
профессий. Называть профессии своих
родных, рассказывать об особенности
их деятельности. Слушать рассказы
представителей различных профессий.
Обсуждать с одноклассниками тему
бережного отношения к чужому труду.
Участвовать в групповом проекте.
Отвечать на вопросы о своём
населённом
пункте
(достопримечательности,
памятные
места, парки и пр.). Рассказывать, как
вести себя на улице, в общественных
местах, в транспорте. Анализировать
работу каждого участника группы в
соответствии с поставленной целью.

15

2,4,6

2,3

3,6

1,3,7

3,7

Яи
4
природ
а
вокруг
меня

Растения и животные
вокруг
меня. Что где
растёт, кто где
живёт.

1
1

Забота о комнатных
1
растениях и домашних
животных.

Красота природы моей 1
местности. Поэты,
писатели, художники о
красоте родного края.

1

1

Творческая мастерская 1
«Милый сердцу
уголок».

Духовн 4
ые
истоки
Кубани

Семья. Родители.
Родительская
любовь и
благословение.

1

Традиции казачьей
семьи

1

Наша школа.
Воскресная школа.
Светские и
православные
традиции школы.

1

1

1

1

1

Наблюдать во время экскурсии за
погодой, растительным и животным
миром. Составлять рассказ об
увиденном. Анализировать правила
поведения во время экскурсии на
природу. Сопоставлять своё поведение
с нормами. Называть животных своей
местности. Составлять сообщение об
одном из них, иллюстрировать
повествование
рисунками,
фотографиями.
Рассказывать
об
окружающих
растениях,
классифицировать их.
Анализировать способы заботливого
отношения к комнатным растениям и
домашним животным. Наблюдать за
деятельностью ветеринара (или слушать рассказ).
Анализировать различные способы
описания красоты природы родного
края. Сопоставлять свои впечатления,
мысли,
чувства
с
чужими.
Анализировать
произведения
художников, писателей, воспевающих
красоту родного края.
Выбирать для описания (рисования,
фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства.
Использовать
средства
выразительности речи и пр. для
передачи своего отношения к данному
объекту.

3,4,8

3,4,8

2,3,4,8

2,3,4,8

Любовь к ближнему. Залог успеха
детей – послушание родителям и
уважение старших. Выполнение
заповеди о семейных ценностях
"Почитай отца и матерь твою...".
Какой
должна
быть
семья.
Значение слова "благословение".

3,7

Понятие "традиция". Православные
традиции в казачьих семьях. Казак
- отец, глава семьи. Казачка – мать,
хранительница домашнего очага.

3,7

Знать, что такое воскресная школа,
традиции воскресной и светской
школы.

3

16

Достопримечательно 1
сти. Духовные
святыни моей малой
Родины.

1

Знать, что такое духовные святыни,
называть Святые места Кубани.

2 класс (34 часа)
Содержание (разделы, Количество
Характеристика деятельности
темы)
часов
обучающихся
все ауд. него
ауд.

2,3

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Введен 1
ие
Символика района
(города), в котором я
живу.

1

1

Годовой
исследовательский
проект сезонных
изменений. Часть 1:
«Уж небо осенью
дышало». Формы
земной поверхности
моей местности.

2

1

Оценивать
духовно-нравственный
смысл понятия «малая родина»,
Характеризовать понятия «гимн»,
«флаг»,
«герб».
Анализировать
символику своего района. Изображать
или делать аппликацию флага и герба
своего района. Демонстрировать
знание правил поведения во время
слушания гимна. Совместно с учителем
и одноклассниками составлять план
экскурсии. Анализировать задания
экскурсионного листа
. Фиксировать свои наблюдения,
сопоставлять
с
наблюдениями
одноклассников.

1,2,3

Анализировать сезонные изменения в
природе
и
жизни
человека.
Перечислять
дары
осени,
классифицировать их и описывать.
Анализировать картины художников,
составлять натюрморт из фруктов и
овощей, рисовать его. Совместно с
учителем
и
одноклассниками
составлять
план
экскурсии.
Анализировать задания экскурсионного
листа. Фиксировать свои наблюдения,
сопоставлять
с
наблюдениями
одноклассников.
Характеризовать
понятия: «горная» и «равнинная» часть
Краснодарского края, физическая карта
Краснодарского
края,
условные
обозначения.

3,4,5,8

Приро 13
да
моей
местно
сти

1

17

Водоёмы моей
2
местности и их
обитатели. Правила
поведения у водоёмов.

1

1

Перечислять названия известных
водоёмов, описывать занятия людей у
водоёмов. Описывать Чёрное и
Азовское моря, сравнивать их
основные характеристики. Показывать
моря на карте. Узнавать по описанию
реку Кубань, находить и называть
города, расположенные на её берегах.
Называть водоёмы своей местности,
составлять о них рассказ по плану.
Анализировать правила поведения у
водоёмов.

3,4,5,8

Разнообразный
растительный мир
моей местности.

2

1

1

Перечислять названия растений своей
местности.
Классифицировать
растения на группы. Характеризовать
культурные и дикорастущие растения.
Описывать растения различными
способами
(фактографическое
описание,
поэтическое).
Иллюстрировать
свой
рассказ
фотографиями или рисунками.

5,8

Лекарственные
1
растения. Правила
сбора и использование
лекарственных растений.

1

5,8

Ядовитые растения. 1
Первая помощь при
отравлении ядовитыми
растениями.

1

Животный мир моей
местности.

2

Характеризовать
понятие
«лекарственные
растения».
Перечислять лекарственные растения,
произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать
способы применения лекарственных
растений.
Характеризовать понятие «ядовитые
растения». Определять их основные
признаки. Перечислять действия при
оказании первой помощи при
отравлении растениями.
Перечислять названия животных
своей местности. Классифицировать
их. Составлять рассказы о диких и
домашних животных, искать в
энциклопедической
литературе
необходимые сведения о них.
Анализировать внешний вид и повадки
животных, опираясь на художественные произведения, картины
художников,
скульптурные
произведения. Составлять рассказ о
своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией.
Анализировать,
какую
пользу
приносят животные человеку.

2

18

5,6,8

4,5,8

Красная книга
1
Краснодарского края.

1

Правила защитников 1
природы.

Населё 7
нные
пункт
ы

1

Исследовательский
1
проект «Растения и
животные в природе
и жизни людей».

1

Годовой
2
исследовательский
проект сезонных
изменений. Часть 2:
«Зимушка-зима, зима
снежная была». Мой
родной город. Улицы
моего населённого
пункта.

1

История образования 1
города (района).

1

1

Знать названия некоторых растений
и животных, занесённых в Красную
книгу Краснодарского края. Слушать
рассказ учителя об исчезающих
животных и растениях своего района.
Составлять сообщение об одном из
них,
иллюстрируя
рассказ
фотографиями и рисунками.

3,4,5,8

Анализировать с одноклассниками
правила
защитников
природы.
Рисовать
(делать
аппликации,
фотографии) условные обозначения к
данным
правилам
в
виде
запрещающих
и
разрешающих
знаков. Размещать данные знаки в
районе своего дома и школы.

3,4,5,8

Планировать
и
выполнять
индивидуальный
проект.
Анализировать значение растений и
животных в жизни человека.
Создавать рекламу какому-либо
изделию или продукту.

3,4,5,8

Фиксировать
наблюдения
за
погодными условиями. Перечислять
признаки
зимы,
описывать
особенности зимы в Краснодарском
крае. Анализировать зимние занятия
земляков. Изучать произведения
художников, писателей о зиме.
Называть свой населённый пункт,
перечислять названия улиц. Называть
главную улицу. Классифицировать
названия по различным признакам.
Называть фамилии людей, в честь
которых
названы
улицы.
Рассказывать об одном из них.
Соотносить различные учреждения
(образовательные,
спортивные,
культурные)
с
их
местом
расположения. Выстраивать вместе с
учителем маршрут по улицам своего
населённого пункта.
Слушать
рассказ
об истории
образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с
этим события. Называть главу
района, описывать его деятельность.

2,4,5,8

19

2,3

Труд и 9
быт
моих
земляк
ов

Населённые пункты
моего района.

2

1

1

Исследовательский
проект «Где я могу
проводить свободное
время».

2

1

1

Характеризовать типы населённых
пунктов:
«район»,
«город»,
«станица», «село», «хутор», «аул».
Классифицировать
населённые
пункты своего района. Находить
различные типы населённых пунктов
на карте своего района, называть их.
Участвовать в групповом проекте,
выбрав группу по схожим интересам.
Описывать
место
свободного
времяпрепровождения,
режим
работы, направленность.

2,3

3,4,6

Казачья станица.
1
Религиозные традиции
моих земляков.

1

Характеризовать понятия «станица»,
«хата». Перечислять материалы для
строительства хат на Кубани,
объяснять их выбор. Составлять
рассказ о строительстве турлучных и
саманных хат. Называть храмы,
культовые сооружения религиозных
конфессий
своей
местности.
Перечислять
календарные
православные праздники, составлять
рассказ об одном из них.

2,3

Особенности
казачьего быта.
Уклад кубанской
семьи.

1

1

2,3,4,7

Ремёсла,
распространённые в
моём районе.

1

1

Перечислять и описывать предметы
казачьего быта. Оценивать духовнонравственный
смысл
понятия
«кубанское
гостеприимство».
Исполнять
народную
песню.
Составлять рецепт блюда кубанской
кухни.
Характеризовать
понятие
«кубанская семья». Рассказывать о
её традициях и укладе. Составлять
рассказ о своей семье по плану,
иллюстрируя
рисунком
или
фотографией.
Перечислять
ремёсла,
распространённые
в
своей
местности. Составлять рассказ об
одном
из
предметов
быта,
выполненном кубанскими мастерами.

Труженики родной
земли.

1

1

Описывать
виды
деятельности
жителей своего района. Перечислять
основные производства, профессии
своих земляков, характеризовать их
деятельность.
Перечислять
знаменитых земляков. Определять
понятие «Доска почёта».

2,3,7

20

3,4,7

Духов 4
ные
истоки
Кубан
и

Годовой
1
исследовательский
проект сезонных
изменений. Часть 3:
«Ласточка с весною в
сени к нам летит».
Профессии и место
работы членов семьи.

1

Фиксировать
наблюдения
за
погодными условиями. Перечислять
признаки
весны,
описывать
особенности весны в Краснодарском
крае.
Анализировать
задания
экскурсионного листа. Фиксировать
свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями
одноклассников.
Перечислять предприятия, на которых
побывал
во
время
экскурсии,
профессии людей, работающих на этих
предприятиях, описывать деятельность
одного из них. Анализировать занятия
земляков
весной.
Изучать
произведения художников, писателей о
весне.
Слушать рассказы о Великой
Отечественной войне. Планировать
беседу с родными и близкими.

3,4,5,6,7,8

Мои земляки в годы 1
Великой
Отечественной войны.

1

Семья и семейные
традиции

1

1

Рассказывать о своей семье, используя
план. Анализировать пословицы о
семье.
Выбирать
стихотворения
кубанских поэтов о семье.

3,4

Творческий проект
«Труд в моей семье»

1

1

3,7

1

1

Выполнять индивидуальный проект.
Планировать
свои
действия,
выполнять по плану, корректировать,
анализировать
и
оценивать
полученные результаты.
Анализировать изученные темы,
перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые
вызвали затруднение. Ставить цели
изучения
кубановедения
на
следующий учебный год. Планировать
самостоятельную
экскурсию,
анализируя экскурсионный лист.

Годовой
исследовательский
проект сезонных
изменений. Часть 4:
«Здравствуй,
лето!».

Родная
земля. 1
Родина. Поклонные
кресты.

1

Духовные родники 1
жизни. Религиозные
традиции
моих
земляков.
Красный
угол. 1
Икона.

1

1

Знать понятия "Родина",
"малая Родина". Что такое
поклонный крест. Традиции
установления поклонных
крестов на Кубани.
Знать
источники
духовного
становления человека: храм, семья,
книги, традиции и др.
Знать что такое «красный угол».
Иконы, составляющие "красный
угол". Почитаемые
иконы в
православных История написания
семейных икон.

21

1,2,3

3,4,5,6,8

2,3

2,3,4

3,4

"Нет больше той 1
любви, чем жизнь
отдать
за
други
своя".

1

Знать о Святых заступниках Руси.

2,3

3 класс (34 часа)
Содержание (разделы,
темы)

Количество
часов

Основные виды деятельности
обучающихся

Основные
направления
воспитательной
ддеятельности

Называть свой край. Рассказывать о
том, что было изучено. Знакомиться с
учебным пособием, с условными
обозначениями.
Составлять вопросы для викторины.

1,2,5

1

Характеризовать
рельеф
Краснодарского края. Показывать на
карте горную и равнинную части
Краснодарского края.

5,8

Природные явления и 2
стихийные бедствия

2

2,5,8

Водоёмы
Краснодарского края.

2

Перечислять
и
характеризовать
природные явления, характерные для
Краснодарского края. Описывать
одно из них. Составлять календарь
народных примет. Перечислять и
характеризовать стихийные бедствия.
Обсуждать безопасное поведение во
время
стихийного
бедствия.
Приводить примеры борьбы земляков
с
последствиями
стихийных
бедствий.
Перечислять типы водоёмов (моря,
реки, озёра, плавни, лиманы),
встречающиеся в Краснодарском
крае, показывать их на карте.
Классифицировать
водоёмы.
Составлять рассказ об одном из них с
опорой на план.

все ауд. внего
ауд.
Введен 1
ие

Изучаем родной край.

1 1

Нет в 11
Рельеф
1
мире
Краснодарского
края:
краше
возвышенности,
Родинизменности,
ны
равнины, горы.
нашей

2

22

2,5,8

Растительность и
животный мир
Кубани.

2,5,8

Перечислять
и
характеризовать
курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять
сообщение об одном из курортов,
используя
свои
наблюдения,
информацию в средствах массовой
информации (в том числе Интернет).
Анализировать творчество писателей,
художников, которые старались
передать красоту родного края.
Характеризовать понятие «талант».

2,6

2

Кубань - территория 1
здоровья. Курорты
Краснодарского края.
Спорт, туризм.

1

Красота
окружающего мира:
талантливые люди о
нашем крае.

1

1

Нет в мире краше Ро- 1
дины нашей
(проектная работа).

1

Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект
«Нет в мире краше Родины нашей».
Анализировать картину художника,
высказывать
своё
мнение
и
аргументировать его.

1,2,3,4

2

2

1,2,3,5

Историческая карта, 1
история на карте. Древние города.

1

Характеризовать понятие «лента
времени».
Определять
последовательность
исторических
событий, фиксировать их на «ленте
времени».
Показывать на карте местонахождение
древнегреческих городов (Горгиппия и
Гермонасса). Фиксировать на «ленте
времени» годы
их
основания.
Описывать
их,
опираясь
на
иллюстрацию,
энциклопедический
материал.

Без
10
прошл
ого нет
Прошлое и
нанастоящее. «Лента
стоящ
времени».
его

1

Описывать
растительный
и
животный мир с опорой на картысхемы. Сравнивать растительность и
животный мир равнинной и горной
частей
Краснодарского
края.
Характеризовать
понятие
«культурное
растение»,
классифицировать
культурные
растения. Составлять рассказ об
одном из них. Называть грибы,
распространённые на территории
Краснодарского края. Рассказывать о
правилах сбора.

3

23

2,3,4,

1,2,3,5

Казачь 8
ему
роду
нет
перево

Историческая карта,
история на карте.
Переселение казаков
на Кубань.

2

1

С верою в сердце.

1

1

Символика Краснодар- 1
ского края. История и
современность.

1

Добрые соседи.
Майкоп - столица
Республики Адыгея.

1

1

Без прошлого нет
2
настоящего (проектная
работа).

1

Твоя родословная.

1

1

1

Показывать на карте путь переселения
казаков с опорой на текст учебника.
Описывать переселение казаков по
представлению. Перечислять названия
первых станиц и показывать их на
карте.
Рассказывать
историю
основания своего населённого пункта.
Чертить
план
(схему)
своего
населённого пункта (микрорайона,
квартала, улицы), используя условные
обозначения.

1,2,3,5

Анализировать отличия православного
1,2,3,5
храма от культовых сооружений иных
религий и других архитектурных
сооружений. Рассказывать о святом
(или православном празднике), во имя
которого освящён храм (празднуется
праздник) в своём городе (районе).
Проанализировать
исторические
1,2,3,5
факты,
предметы,
традиции,
отражённые в символике края. Знать
текст гимна Краснодарского края,
правила
поведения
во
время
исполнения гимна, поднятия и спуска
флага.
Оценивать
духовно-нравственный 1,2,3,5
смысл понятия «дружба народов».
Показывать на карте Республику
Адыгея и её столицу. Описывать
маршрут из своего населённого пункта
в Майкоп. Фиксировать на «ленте
времени» год его основания, год
присоединения Адыгеи к России.
Называть государства и субъекты РФ, с
которыми граничит Краснодарский
край.
1

Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект
«Лента времени». Анализировать
картину художника, высказывать своё
мнение и аргументировать его.

1,2,3,5

Составлять рассказ об истории своей
семьи с опорой на план. Рисовать
генеалогическое дерево. Оформлять
альбом «Моя родословная».

2,3

24

ду

Ты и твоё имя, имена в 1
моей семье.

1

Из истории кубанских 1
фамилий.

1

Мама.

1

1

Твои земляки - труженики.

1

Кубанские умельцы
Народные обычаи и
традиции.

1

Казачий фольклор.

1

1

Рассказывать о своём имени, о его
значении.
Слушать
рассказы
одноклассников о происхождении их
имён. Составлять календарь с
именинами родных и друзей.
Анализировать кубанские фамилии,
фамилии
одноклассников.
Классифицировать
фамилии
по
различным признакам. Рассказывать о
значении
своей
фамилии
по
результатам опроса родных, изучения
словарей. Делать записи в альбоме
«Моя родословная».

2,3

Характеризовать понятия «семейные
ценности», «честь семьи и рода» с
этической точки зрения. Описывать
ситуации, в которых выражаются
семейные
ценности.
Приводить
примеры, когда отстаивалась честь
рода, семьи, Родины. Используя
различные источники информации
(рассказы взрослых, материалы СМИ и
пр.), составлять рассказ о подвиге
солдатских матерей своего района, о
матерях-героинях. Составлять рассказ
о своей маме на основе беседы с ней.

2,3

1

Анализировать и устанавливать связь
между
природно-климатическими
условиями Краснодарского края и
занятиями его жителей. Рассказывать
об известных людях труда - земляках,
опираясь на заметки в СМИ. Сочинять
сказку о культурных растениях.

1,2,3

1

Перечислять
ремёсла,
распространённые
на
Кубани.
Составлять рекламу изделиям народноприкладного искусства. Рассказывать,
какими ремёслами владеют родные и
близкие.
Характеризовать народные обычаи и
традиции. Анализировать взаимосвязь
обычаев и традиций, пришедших из
глубины веков и оставшихся в нашей
жизни до сегодняшних дней. Делать
записи в альбоме «Моя родословная».
Перечислять
основные
виды
фольклора,
распространённые
на
Кубани.
Подбирать
примеры.
Рассказывать правила народной игры.
Делать записи в альбоме «Моя
родословная».

1,2,3,4,7

25

2,3

1,2,3,4

Казачьему роду нет
переводу (проектная
работа).

Духовн 4
ые
истоки
Кубани

1

1

Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект
«Моя семья в истории Кубани».
Анализировать скульптуру художника,
высказывать
своё
мнение
и
аргументировать его.

1,2,3,4,5

источники 1

1

Знать
духовный
смысл
православных
праздников.
Крещение
Господне.
Значение
крещения. Крещенские традиции.
История возникновения святых
источников.
Карта
святых
источников края.

2,3

Храмы. Внутреннее 1
и
внешнее
устройство.

1

Знать устройство храма и его
значение.
Особенности
архитектуры, иконостас. Храмовые
традиции (престольный праздник,
храмовая икона, памятные даты)
Отвечать на вопросы что такое
именины.
День
небесного
покровителя. Святые. Традиции имя
наречения. Мерные иконы.

2,3,4

Знать о жизни
и материнском
подвиге Пресвятой Богородицы,
какая
семья
называется
многодетной.

2,3,4

Святые
Кубани.

Именины.

1

1

Подвиг материнства. 1

1

4 класс (34 ч)

Введен 1
ие

2,3

Содержание (разделы,
темы)

Количество Характеристика деятельности обучающихся Основные
часов
направления
воспитательно
все ауд. внейй
го
ауд.
деятельности
де

Мой край на карте
России.

1

Определять
месторасположение
Краснодарского края по отношению к
другим регионам, странам. Определять
регионы - соседей Краснодарского края.
Знать о видах связи (железнодорожной
и воздушной) с другими регионами
нашей страны.

26

1,2,5

Береги 11 Природные зоны Крас- 2
нодарского края.
землю
родимую,
как
мать
любимую

Кавказский
биосферный
заповедник.
Заказники.

1

1

1

Естественные и ис2
кусственные водоёмы
Краснодарского края.
Использование и
охрана водоёмов.

1

Типы почв. Защита и
охрана почв.

1

1

Полезные ископаемые 2
Краснодарского края,
их использование.

1

1

1

Перечислять
природные
зоны
Краснодарского края (степи, лесостепи,
леса, субтропики, субальпийские и
альпийские луга, вечные снега).
Описывать одну из них. Выбирать
способ исследования и определять
природную зону своей местности,
составлять рассказ о природной зоне
своей местности, иллюстрируя его
рисунками, фотографиями.

2,3,5,8

Определять по карте территорию
Кавказского биосферного заповедника.
Рассказывать о заказниках и их
значении для жизни животных.
Анализировать действия земляков по
сохранению лесных богатств края.

2,3,5,8

Называть и показывать на карте
Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей
(перевозка людей и грузов, ловля рыбы,
разведение птицы, отдых людей).
Определять пользу водоёмов. Находить
и обсуждать причины, которые приводят
к загрязнению водоёмов. Анализировать
и определять степень своего участия в
очистке водоёмов.

2,3,5,8

Характеризовать основные типы почв,
распространённые в Краснодарском
крае. Показывать территорию их
распространения
на
карте-схеме.
Собирать и анализировать образцы
почв. Характеризовать чернозёмные
почвы, их значение в жизни человека.
Характеризовать значение почвы для
человека, пользу, которую приносят
почвы Краснодарского края стране.
Анализировать
различные
меры,
принимаемые в борьбе с ветровой и
водной эрозией (в том числе
лесополоса). Составлять письменный
рассказ - заметку в газету об охране и
защите почв с иллюстрациями.

2,3,5,8

Перечислять полезные ископаемые и
показывать их местонахождение на
карте (нефть, газ, песок, глина, мергель,
гипс, известняк). Описывать области
применения полезных ископаемых.
Показывать на карте районы, где
найдены целебные источники и грязи.

2,3,5,8

27

Значение природных
богатств Краснодарского края для
жителей России.

1

1

Береги землю
родимую, как мать
любимую (проектная
работа).

2

1

1

1

Исследовать
и
характеризовать
исторические вещественные источники.
Анализировать архитектуру с точки
зрения вещественного исторического
источника. Определять по карте
Краснодарского края стоянку древнего
человека.
Описывать
старинные
архитектурные здания своего района,
рассказывать об одном из них.

2,3,5

1

1

Описывать жилища древнего человека
и современника, сравнивать их.
Изготавливать
макеты
жилищ,
которые строили люди в разные
времена. Делать записи в альбоме «Моя
родословная».

2,3,5,7

Вещи рассказывают о 1
прошлом. Предметы
быта различных эпох.

1

Сопоставлять
предметы
быта
различных эпох, находить отличия и
сходства с предметами кубанского быта.
Лепить образцы посуды различных
времён. Представлять современные
вещи в качестве данного вида
источников
для
будущих
исследователей.

2,3,5

Народные ремёсла и 1
промыслы на Кубани.

1

Сопоставлять
место
проживания,
географические особенности с видом
народно-прикладного
искусства,
распространённого
в
данной
местности. Составлять вопросы для
интервью с народными умельцами.
Наблюдать за их работой и описывать
её.

2,3,4,7

Земля 13
Вещественные истоотцов рические источники.
моя
История Кубани в
земля
архитектуре.

Древние жилища. Современный облик
края.

1

Характеризовать понятие «природные
богатства». Анализировать их значение
для жителей страны. Объяснять
необходимость бережного отношения
человека к природным богатствам.
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект
«Книга для гостей нашего края».
Оформлять
выставку
плакатов
«Защитим природу родного края».
Анализировать скульптуру художника,
высказывать
своё
мнение
и
аргументировать его.

28

2,3,5,8

2,3,4,8

Жизнь 5
дана на
добрые
дела

Одежда жителей
Кубани в прошлом и
настоящем.

1

1

Письменные
источники.

1

1

Устная история
родного края.

2

2

Обычаи и традиции
1
народов, живущих на
Кубани.

1

Современная админи- 1
стративная карта Краснодарского края.
Районы
Краснодарского края.

1

Екатеринодар 1
Краснодар. Краснодар
— административный
центр Краснодарского
края.

1

Земля отцов - моя
земля (проектная
работа).

2

1

Просветители земли
кубанской.

1

Анализировать
одежду
наших
предков, сопоставлять отдельные её
части с современными элементами.
Анализировать
различные
национальные костюмы, определяя черты их
сходства и различия. Делать записи в
альбоме «Моя родословная».
Исследовать
и
характеризовать
письменные исторические источники.
Представлять современные записи в
качестве данного вида источников в
будущем.
Определять, каким образом отразились
культурно-исторические традиции в
устном народном творчестве.
Планировать и реализовывать проект
«Мы - дети Кубани» на основе изучения
обычаев и традиций народностей,
представители которых живут в твоей
местности и учатся в данной школе.
Перечислять районы Краснодарского
края, выделять среди них граничащие со
своим районом. Показывать их на
административной
карте
Краснодарского края. Составлять
рассказ об одном из районов.

1

2,3,4

2,3,4

2,3,4

2,3,4

1,2,3,5

Рассказывать об истории главного
города Краснодарского края, используя
различные исторические источники.
Характеризовать
понятие
«административный центр». Объяснять
полномочия губернатора, значение его
деятельности.
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект
«Письменный исторический источник».
Анализировать
картину
художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.

1,2,3,5

Фиксировать на «ленте времени» год
основания первой школы на Кубани.
Сопоставлять школьные предметы,
принадлежности,
особенности
современной школы и той, в которой
учились
предки.
Анализировать
причины, изменившие школу.

2,3,5

29

2,3,4

Духов 4
ные
истоки
Кубан
и

Защитники Отечества. 1

1

Перечислять и рассказывать о героях
Великой Отечественной войны, тыла.
Планировать и реализовывать проект
«Книга славы». Фиксировать на «ленте
времени» дату освобождения своего
населённого пункта от захватчиков.

1,2,3,5

Труженики полей.
1
Радетели земли кубанской. Наши земляки гордость страны.

1

1,2,3,5

Ты - наследник земли 1
отцов.

1

Составлять рассказ о людях труда.
Анализировать
качества
учёныхселикционеров
позволивших
им
добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских
полей» с опорой на СМИ, рассказы
очевидцев, свои наблюдения.
Характеризовать нравственный смысл
понятий «гордость страны», «радетели
земли
кубанской».
Составлять
энциклопедическую статью об одном из
выдающихся земляков, объединив
статьи
одноклассников, создавать
энциклопедию
«Радетели
земли
кубанской» (по выбору: о выдающихся
деятелях науки, образования, искусства,
культуры,
космонавтах,
врачах,
спортсменах, политиках).
Определять и обосновывать цели на
будущее. Сопоставлять свои цели с
целями общества, в котором живёшь.
Обозначать степень ответственности за
сохранение культурно-исторического
наследия.

Жизнь дана на добрые 1
дела (проектная
работа).

1

Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект
«Письмо моим наследникам». Анализировать
картину
художника,
высказывать своё мнение и аргументировать его.

1,2,3,4

Знать, что Евангелие – главная книга
казаков. Возникновение библиотек
при храмах и монастырях.

3

Знать о православных традициях в
музыкальных,
художественных,
литературных
произведения
известных, талантливых земляков.

3,4

Библия.
Библиотеки.

1

Культурное
наследие Кубани.

1

1

1

30

1,2,3

Музеи – хранители 1
материальной и
духовной культуры.

Я как хранитель
духовного
наследия
Кубани. 10
заповедей.

1

1

Называть
духовные
сокровища
краеведческих,
художественных
музеев. Литературный музей г.
Краснодара
–
сокровищница
старинных духовных и исторических
книг.

1

3,4

3

Основные направления воспитательной деятельности:
1.Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного
познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова
от __ 27 августа 2021 года № 1
___________
Письменная О. Ю.
подпись руководителя МО
Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Бондарева С.И.
подпись
Ф.И.О.
28 августа 2021 года

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».