Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение на родном языке (русском) 2-4 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА

Подписано

МАОУ
цифровой
СОШ № 7 подписью: МАОУ
СОШ № 7 ИМЕНИ
ИМЕНИ Г.К. Г.К. ЖУКОВА
2021.08.30
ЖУКОВА Дата:
14:41:20 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года, протокол №1
Председатель педсовета, директор
____________________ Р.Ю. Шаламов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
(РУССКОМ)
Основное начальное образование: 1-4 классы
Количество часов: 28
Учитель: Бондарева Светлана Ивановна
Программа разработана в соответствии
с рекомендациями по организации изучения родных языков из числа народов
Российской Федерации, в том числе как родного, в 2020-2021 учебном году
(письмо министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 28.08.2020 № 47-01-20/3229), в 2021-2022 учебном
году от 09.08.2021№ 01-08/1063;
с учетом примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение
на родном (русском) языке)» для образовательных организаций, реализующих
программы начального общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 4
марта 2019 года №1/19, одобрена
региональным учебно-методическим
объединением в системе общего образования Краснодарского края (заседание
№ 2 от 25 августа 2020 г.);
рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова,
утверждённой решением педагогического совета школы от 30 августа 2021
года, протокол №1;
с учетом УМК
Год составления программы – 2021

1. Планируемые результаты освоения предмета по «Литературное чтение
на родном (русском) языке
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и
российской
гражданской
идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности
каждого
человека;
проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение
физического
и
морального
вреда
другим
людям.
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным
профессиям.
Экологического воспитания: бережное к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.

2

ЛИЧНОСТНЫЕ
● осознание основ российской гражданской идентичности, развитие
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества,
осознание важности уважительного отношения к истории и культуре
других народов;
● становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
● принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
● совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
● определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной
рефлексии.
Познавательные
Учащиеся научатся:
● различным способам решения проблем творческого и поискового
характера;
● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование
умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,

3

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на
своих интересах;
● знакомиться
с
новой
книгой,
ее
автором,
названием,
иллюстрациями;
● внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
● сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
 создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по
содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении

4

прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг
чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
● соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений
с впечатлениями от других видов искусства;
● пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,
национальной истории и культуры;
● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации и анализа художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития;
для познания себя, для культурной самоидентификации;

5

● определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст).

6

Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский
фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и
сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох:
любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие,
честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад,
любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение
в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя
и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка
поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,
лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния
окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение
услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова,
иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального
речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по
проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
7

Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на
список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий,
содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения
классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной
литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции
русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского
чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о
Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях,
писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для
русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема;
герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие
сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных
литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
1 класс- 7 часов
Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
1.1
Особенности оформления книг в Древней Руси. Первые книги на
Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности
оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
1.2
Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие
предметы традиционного русского быта (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.). Работа со словом (распознавание прямого и
переносного значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение
активного словарного запаса.
1.3
Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта (национальная одежда. Особенности языка
сказки (сравнения, синонимы, антонимы, и т.д.).
8

Звукопись в стихотворном художественном тексте. Звукопись
(прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и
безударных слогов, гласных и согласных звуков) в стихотворном
художественном тексте. Поэтические повторы, образующие особое построение
текста.
Язык в действии (1 час)
2.1 Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Монолог как форма
речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого
объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического
высказывания.
Секреты речи и текста (2 часа)
3.1. Учимся разговаривать друг с другом. Диалог как вид речи. Особенности
диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свое мнение о
прочитанном.
3.2 Учимся разговаривать со взрослыми. Нормы речевого этикета в
условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями
этикета на основе прочитанных произведений.
2 класс (7 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (3 часа)
1.1. Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова,
называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего
времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
1.2.Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры,
утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки).
1.3.Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу
со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Язык в действии (2 часа)
2.1.Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
1.4

9

ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
2.2.Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Секреты речи и текста (2 часа)
3.1.Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища). Особенности русского речевого этикета.
3.2.Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации:
формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр
монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов:
развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
3 класс (7 часов)
Мир детства (4 часа)
1.1 Я и книги. Пишут не пером, а умом.
В.И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
1.2 Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Ю.А.Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
1.3 Я и моя семья. В дружной семье и в холод тепло
О.Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А.Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В.М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
1.4 Я фантазирую и мечтаю. Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Россия — Родина моя (3 часа)
2.1 Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской
О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
Н.М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
О.П.Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в
дальнюю деревню»).
2.2 От праздника к празднику. Всякая душа празднику рада
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
2.3 О родной природе. Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
10

К.Г.Паустовский. «Клад».
М.М.Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И.П. Токмакова. «Туман».
4 класс (7ч)
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч)
Я и книги (1 ч)
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы 29
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с
картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (1 ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Я и моя семья (1 ч)
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый
«полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про
чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (1 ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (1 ч)
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (1 ч)
Под дыханьем непогоды
11

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.

12

Раздел

Колво
часов

Темы

Колво
часо
в

Основные виды деятельности
обучающихся

Основны
е
направле
ния
воспитат
ельной
деятельн
ости

1 класс
Русский
язык:
прошлое
настоящее

Язык
действии

4

1в

Особенности
оформления книг в
Древней Руси

1

-научатся соотносить автора,
1, 2, 3, 4
название и героев прочитанных
произведений;
-находить заглавие текста,
называть автора произведения;
-познакомятся с книгой с опорой
на три основных показателя:
иллюстрацию, заглавие,
фамилию автора;
-научатся различать элементы
книги (обложка, оглавление,
титульный лист, иллюстрация).

Дом в старину: что
как называлось

1

Как называлось то,
во что одевались в
старину:
(кафтан,кушак,
рубаха, сарафан,
лапти и т.д.)

1

Звукопись в
стихотворном
художественном
тексте

1

Наблюдение за
сочетаемостью слов
(пропедевтическая
работа по

1

-научатся оценивать поступки
героя с помощью учителя, с
опорой на текст и личный опыт;
-узнавать
сюжет
по
иллюстрациям.
-научатся воспринимать на слух
художественное произведение в
исполнении учителя, учащихся;
-отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного;
-научатся с помощью учителя
объяснять значение слова с
опорой
на
контекст,
с
использованием
словарей
и
другой справочной литературы.
-научатся приводить примеры
произведений
фольклора
(пословицы, загадки, сказки);
научатся выделять рифмы в
тексте
стихотворения;
чувствовать ритм стихотворения
(прохлопывать ритм);
-декламировать
стихотворные
произведения
после
предварительной
подготовки,
заучивать наизусть небольшие
стихотворения.
-научатся воспринимать на слух
художественное произведение в
исполнении учителя, учащихся;
-научатся
понимать
13

1, 2, 3, 4,
5

1, 2, 3, 4,
7

1, 3, 5, 8

4, 5, 7

предупреждению
ошибок в
сочетаемости слов).

Секреты
речи и
текста

2

1
Учимся
разговаривать
взрослыми

со

Учимся
разговаривать друг с
другом

Раздел

Кол-во
часов

Русский
язык:
прошлое
настоящее

3

Темы

Слова,
называющие
и предметы
традиционного
русского быта

1

2 класс
Колво
часов

1

смыслоразличительную
роль
ударения в словах, соблюдать
нормы русского и родного
литературного
языка
в
собственной речи, оценивать
соблюдение этих норм в речи
собеседников
(в
объеме
представленного в учебнике
материала).
- пересказывать небольшой текст
своими словами с опорой на
картину.
-научатся соблюдать нормы 1, 3, 5, 6
русского родного литературного
языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм
в речи собеседников (в объеме
представленного материала);
-с помощью учителя задавать
вопросы и отвечать на них;
-научатся
высказывать
свое
отношение
к
героям
произведения
с
помощью
учителя, опираясь на личный
опыт; с помощью учителя 1, 3, 5, 6
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста
(задавать
вопросы,
высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
Основные виды деятельности
обучающихся

Основные
направлен
ия
воспитател
ьной
деятельнос
ти
-познакомятся
со
словами, 2, 4, 5, 7
называющие
предметы
традиционного русского быта,
- научатся воспринимать на слух
художественное произведение в
исполнении учителя, учащихся;
-отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного;
-научатся с помощью учителя
объяснять значение слова с опорой
на контекст, с использованием
словарей и другой справочной
литературы.
14

1

-научатся различать пословицы, 2, 4, 5, 7
поговорки, фразеологизмы;
- научатся находить ответы на
вопросы
в тексте, иллюстрациях;
- научатся находить значения
отдельных слов в толковом словаре
(под руководством учителя);

Сравнение
пословиц,
фразеологизмов

1

Ударение
в
поэтическом тексте

1

Слушаем и учимся
читать стихи и сказки

1

Приемы общения.
Развернутый ответ
Устойчивые этикетные
выражения

1

-научатся
делать
выводы
в 2, 4, 5, 7
результате совместной работы
класса и учителя;
-научатся
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
научатся
понимать 1, 3, 5
смыслоразличительную
роль
ударения в словах, соблюдать
нормы
русского
и
родного
литературного языка в собственной
речи, оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в
объеме
представленного
в
учебнике материала).
- пересказывать небольшой текст
своими словами с опорой на
картину.
-научатся выделять рифмы в тексте 1, 3, 4, 5, 6,
стихотворения;
чувствовать 8
ритм стихотворения (прохлопывать
ритм);
-декламировать
стихотворные
произведения
после
предварительной
подготовки,
заучивать наизусть небольшие
стихотворения.
-научатся
соблюдать
нормы 1, 3, 7
русского родного литературного
языка в собственной речи и 1, 2, 3, 4, 5
оценивать соблюдение этих норм в
речи собеседников (в объеме
представленного материала);
-с помощью учителя задавать
вопросы и отвечать на них;
-научатся
высказывать
свое
отношение к героям произведения
с помощью учителя, опираясь на
личный опыт; с помощью учителя
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста
(задавать
вопросы,
15

Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с
предметами
и
явлениями
традиционного
русского быта

Язык в
действии

Секреты
речи и
текста

2

2

1

высказывать
и
обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
Итого
Раздел

Мир
детства

7
Кол-во
часов

4

7
3 класс
Темы

Колво
часов

Я и книги. Пишут не
пером, а умом

1

Я взрослею. Жизнь дана
на добрые дела

1

Я и моя семья. В
дружной семье и в
холод тепло

1

Я фантазирую и
мечтаю. Детские
фантазии

1

Основные виды деятельности
обучающихся

Основные
направлен
ия
воспитате
льной
деятельно
сти
3, 4,5,7

-научатся высказывать свое
отношение к героям произведения с
помощью учителя, опираясь на
личный опыт; с помощью учителя
участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
3, 4,6, 7
- научатся совершенствовать в
процессе чтения произведений
русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приемами
интерпретации и анализа
художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
-научатся высказывать свое
отношение к героям произведения с
помощью учителя, опираясь на
личный опыт; с помощью учителя
участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
- научатся находить ответы на 3, 4,5, 6, 7
вопросы
в тексте, иллюстрациях;
- научатся находить значения
отдельных слов в толковом словаре
(под руководством учителя)
-научатся высказывать свое
3, 4, 5, 6, 7
отношение к героям произведения с
помощью учителя, опираясь на
личный опыт; с помощью учителя
16

Россия —
Родина моя

Итого

3

Родная страна во все
времена сынами сильна.
Люди земли русской

1

От праздника к
празднику. Всякая душа
празднику рада

1

О родной природе.
Неразгаданная тайна —
в чащах леса…

1

участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
1, 2, 3, 4, 7
- осознают основы российской
гражданской идентичности,
-разовьют чувства гордости за свою
Родину, российский народ и
историю России, осознание своей
этнической и национальной
принадлежности;
- научатся применять опыт чтения
произведений русской литературы
для речевого
самосовершенствования:
участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на
текст;
-передавать содержание
прочитанного или прослушанного с
учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого)
- научатся воспринимать
1, 2, 3, 4, 6,
художественное произведение в
7
исполнении учителя, учащихся;
-отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного;
-научатся с помощью учителя
объяснять значение слова с опорой
на контекст, с использованием
словарей и другой справочной
литературы.
-научатся пользоваться
1, 2, 3, 8
справочными источниками для
понимания и получения
дополнительной информации.

7

17

4 класс
Раздел Кол-во
часов

Мир
детства

4

Темы

Колво
часов

Я и книги. Испокон века
книга растит человека.

1

Я взрослею. Скромность
красит человека.

1

Я и моя семья. Такое
разное детство.

1

Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры и
страны.

1

Основные виды деятельности
обучающихся

Основны
е
направле
ния
воспитате
льной
деятельно
сти
3, 4,5,7

-научатся высказывать свое
отношение к героям произведения с
помощью учителя, опираясь на
личный опыт; с помощью учителя
участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
3, 4,6, 7
- научатся совершенствовать в
процессе чтения произведений
русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приемами
интерпретации и анализа
художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
-научатся высказывать свое
отношение к героям произведения с
помощью учителя, опираясь на
личный опыт; с помощью учителя
участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
- научатся находить ответы на 3, 4,5, 6, 7
вопросы
в тексте, иллюстрациях;
- научатся находить значения
отдельных слов в толковом словаре
(под руководством учителя)
-научатся высказывать свое
3, 4, 5, 6, 7
отношение к героям произведения с
помощью учителя, опираясь на
личный опыт; с помощью учителя
участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста (задавать вопросы,
18

высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
Россия —
Родина моя

Итого

3

Родная страна во все
времена сынами сильна.
Люди земли русской.

1

Что мы родиной зовём.
Широка страна моя
родная.

1

О родной природе. Под
дыханием непогоды.

1

1, 2, 3, 4, 7
- осознают основы российской
гражданской идентичности,
-разовьют чувства гордости за свою
Родину, российский народ и
историю России, осознание своей
этнической и национальной
принадлежности;
- научатся применять опыт чтения
произведений русской литературы
для речевого
самосовершенствования:
участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на
текст;
-передавать содержание
прочитанного или прослушанного с
учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого)
- научатся воспринимать
1, 2, 3, 4,
художественное произведение в
6, 7
исполнении учителя, учащихся;
-отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного;
-научатся с помощью учителя
объяснять значение слова с опорой
на контекст, с использованием
словарей и другой справочной
литературы.
-научатся пользоваться
1, 2, 3, 8
справочными источниками для
понимания и получения
дополнительной информации.

7
Основные направления воспитательной деятельности:
1.Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
19

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова
от 27 августа 2021 года № 1
___________ Письменная О.Ю.

20

Заместитель директора по УВР
_______________ Бондарева С.И.
подпись
Ф.И.О.
28 августа 2021 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».