МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 имени Г.К. Жукова РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов _____________ Письменная О.Ю. СОГЛАСОВАНО заместителем директора по УВР ______________ Бондарева С.И. Протокол №1 от "26" августа2022 г. от "27" августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом директор _____________ Шаламов Р.Ю. Протокол №1 от "30"августа2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3189983) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Крупская Елена Львовна учитель начальных классов Армавир 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «Г рафика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. Модуль «Живопись» Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. Модуль «Скульптура» Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоциональноэстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Модуль «Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Г рафика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративноприкладного искусства. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата всего изучения контрольные работы практические работы 0 0 Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Восприятие произведений искусства 1.1. 01.09.2022 02.09.2022 Устный опрос; Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; 0 05.09.2022 09.09.2022 Устный опрос; Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 0 0 12.09.2022 16.09.2022 Устный Наблюдать, рассматривать, анализировать детские опрос; рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 0 0 19.09.2022 23.09.2022 Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. 1 1.2. Обсуждение содержания рисунка. 1 0 1.3. Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. 1 Итого по модулю 1 http: //videouroki.net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 3 Модуль 2. Графика 2.1. Линейный рисунок. 0.5 Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; 2.2. Разные виды линий. 0.5 0 Устный опрос; 0 Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; 2.3. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. 0.5 0 0 26.09.2022 30.09.2022 Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. 0.5 0 0 Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; 2.4. http: //videouroki.net; 2.5. 2.6. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 0.5 Последовательность рисунка. 0.5 0 0 0 03.10.2022 07.10.2022 Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; 0 Устный опрос; 2.8. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. 0.5 Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. 0.5 0 0 0 10.10.2022 14.10.2022 Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Развивать навыки рисования по представлению и воображению; 0 Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Развивать навыки рисования по представлению и воображению; Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; 2.7. http: //videouroki.net; 2.9. Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. 0.5 2.10. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. 0.5 0 0 2.11. Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. 0.5 0 0 2.12. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. 0.5 0 0 0 0 Итого по модулю 2 0 0 17.10.2022 21.10.2022 Устный опрос; Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный Учиться работать на уроке с жидкой краской; Создавать опрос; изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением; Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный Создавать линейный рисунок — упражнение на разный опрос; характер линий; Учиться работать на уроке с жидкой краской; Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением; Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением; 24.10.2022 28.10.2022 http: //videouroki.net; 6 Модуль 3. Живопись 3.1. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. 1 07.11.2022 11.11.2022 Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Знать три основных цвета; 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. i Эмоциональная выразительность цвета. 1 Цвет как выражение настроения, душевного состояния. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 14.11.2022 18.11.2022 21.11.2022 25.11.2022 28.11.2022 02.12.2022 Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Знать три основных цвета; Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком; Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком; Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением; 05.12.2022 09.12.2022 Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением; Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов; Устный опрос; http: //videouroki.net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 3.6. 3.7. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. 1 Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. 1 Итого по модулю 3 0 0 12.12.2022 16.12.2022 0 0 19.12.2022 23.12.2022 Устный http: //videouroki.net; опрос; Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Знать три основных цвета; Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Выполнить изображения разных времён года; Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Иметь представления о свойствах печатной техники; Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Осваивать свойства симметрии; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 7 Модуль 4. Скульптура 4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. 1 0 0 09.01.2023 13.01.2023 4.2. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. 1 0 0 16.01.2023 20.01.2023 4.3. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. 1 0 0 23.01.2023 27.01.2023 Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме; Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме; Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания; Устный опрос; Устный опрос; Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже; Осваивать навыки объёмной аппликации (например, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бумагой); http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 4.4. 4.5. 1 Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). 0 Объёмная аппликация из бумаги и картона. 0 0 06.02.2023 10.02.2023 0 0 20.02.2023 24.02.2023 Итого по модулю 4 1 0 30.01.2023 03.02.2023 Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов; Анализировать строение формы, частей и пропорций игрушки выбранного промысла; Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей; Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла; Устный опрос; http: //videouroki.net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 5 Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство 5.1. 5.2. 5.3. Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства. 0.5 0.5 Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение 0.5 работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. 0 Рассматривать и эстетически характеризовать различные опрос; примеры узоров в природе (на основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства; Устный 0 Рассматривать и эстетически характеризовать различные опрос; примеры узоров в природе (на основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства; Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; 0 0 27.02.2023 03.03.2023 Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства; Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка; Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 5.4. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. 0.5 5.5. Декоративная композиция в круге или полосе. 0.5 0 0 5.6. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных 0.5 художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 0 0 Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. 0.5 0 5.7. 5.8. Форма и украшение бытовых предметов. 0 0 Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические; Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; 0.25 06.03.2023 10.03.2023 0 0 13.03.2023 17.03.2023 http: //videouroki.net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Определять в опрос; предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические; Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла; Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки; Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла; 0 Устный опрос; Рассматривать и эстетически характеризовать различные опрос; примеры узоров в природе (на основе фотографий); Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; Устный Рассматривать и эстетически характеризовать различные опрос; примеры узоров в природе (на основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства; Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; 5.9. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. Итого по модулю 5 0.25 0 Устный 0 http: //videouroki.net; Рассматривать и эстетически характеризовать различные опрос; примеры узоров в природе (на основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства; Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный Рассматривать и сравнивать различные здания в опрос; окружающем мире (по фотографиям); Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha http://videouroki. lka.com net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 4 Модуль 6. Архитектура 6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. 1 0 0 20.03.2023 24.03.2023 6.2. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых 1 геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. 0 0 03.04.2023 07.04.2023 1 0 6.3. Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Итого по модулю 6 0 10.04.2023 14.04.2023 Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток); Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков; Устный опрос; Устный Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного опрос; надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков; Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 3 Модуль 7. Восприятие произведений искусства 7.1. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. 0.5 0 0 17.04.2023 21.04.2023 Устный опрос; Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 7.2. Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). 0.5 0 7.3. Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. 0.5 0 0 7.4. Знакомство с живописной картиной. 0.5 0 0 Устный опрос; 0 Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки); Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек; 24.04.2023 28.04.2023 Устный Осваивать опыт восприятия художественных опрос; иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; 7.5. 7.6. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). 0.5 Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний 0.5 и творческих установок наблюдения. 0 0 0 01.05.2023 05.05.2023 Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; 0 Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; Устный опрос; http: //videouroki.net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 7.7. 7.8. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. 0.5 Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, 0.5 К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» Итого по модулю 7 0 0 0 08.05.2023 12.05.2023 Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; 0 Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; Знать основные произведения изучаемых художников; Устный опрос; http: //videouroki.net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com Устный опрос; http://videouroki. net; http://stranamaste rov.ru; http://www.nacha lka.com 4 Модуль 8. Азбука цифровой графики 8.1. Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких 0.5 зрительных впечатлений. 0 0 8.2. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. 0.5 0 0 0 0 Итого по модулю 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 33 15.05.2023 19.05.2023 Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. Количество часов Дата всего контрольные практические изучения формы контроля работы работы 1 0 0 01.09.2022 Устный опрос; 2. Обсуждение содержания рисунка. 1 0 0 3. Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах 1 0 0 4. 5. 6. Виды, Линейный рисунок. Разные виды 1 линий. 1 Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. 1 Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). Последовательность рисунка. 08.09.2022 Устный опрос; 15.09.2022 Устный опрос; 0 0 0 0 22.09.2022 Устный опрос; 29.09.2022 Устный опрос; 0 0 06.10.2022 Устный опрос; 7. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. 8. 1 0 0 опрос; 1 0 0 Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. 9. 0 0 Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. 1 Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. 27.10.2022 Устный опрос; 0 0 Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. 11. 20.10.2022 Устный опрос; 1 10. 13.10.2022 Устный 10.11.2022 Устный опрос; 1 Эмоциональная выразительность 12. 1 цвета. 0 0 17.11.2022 Устный опрос; 0 0 24.11.2022 Устный опрос; 13. Цвет как выражение настроения, 1 душевного состояния. 14. 1 Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Т ематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. 1 Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. 1 Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. 1 Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. 1 Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. 1 Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). 1 0 0 0 0 01.12.2022 Устный опрос; 08.12.2022 Устный опрос; 0 0 15.12.2022 Устный опрос; 0 0 22.12.2022 Устный опрос; 0 0 12.01.2023 Устный опрос; 0 0 19.01.2023 Устный опрос; 0 0 26.01.2023 Устный опрос; Объёмная аппликация из бумаги и 1 картона 0 0 02.02.2023 Устный опрос; 0 0 09.02.2023 Устный опрос; 22. Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоциональноэстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства. 23. 1 0 0 опрос; 1 0 0 Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. 24. Декоративная композиция в круге или полосе. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 25. 1 0 0 16.03.2023 Устный опрос; 1 Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. 09.03.2023 Устный опрос; 0 0 Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Форма и украшение бытовых предметов. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. 26. 02.03.2023 Устный 30.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 06.04.2023 Устный опрос; 27. 28. 29. 30. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. 1 1 Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). 1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с живописной картиной. 1 13.04.2023 Устный 0 0 20.04.2023 Устный опрос; 0 0 27.04.2023 Устный опрос; 0 0 04.05.2023 Устный опрос; 1 Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. 0 опрос; Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. 31. 0 0 0 11.05.2023 Устный опрос; 32. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» 33. 1 0 0 опрос; 1 0 0 Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 18.05.2023 Устный 25.05.2023 Устный опрос; 33 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс/Неменская Л.А.; Акционерное общество "Издательство "Просвещение" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://videouroki.net; http://stranamasterov.ru; http://www.nachalka.com МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Проектор, интерактивная доска, демонстрационно-наглядные пособия, муляжи, гипсовые модели Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы:«Введение в цветоведение»; «Основы декоративно- прикладного искусства» Интерактивное учебное пособие. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Демонстрационно- наглядные пособия