МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 и имени Г.К. Жукова РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов СОГЛАСОВАНО заместителем директора по УВР _____________ Письменная О.Ю. _____________ Бондарева С.И. педагогическим советом директор _____________ Шаламов Р.Ю. Протокол №1 от Протокол №1 от "26" августа2022 г. УТВЕРЖДЕНО от "27" августа 2022 г. "30"августа2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4044088) учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Крупская Елена Львовна учитель начальных классов Армавир 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80 ч. предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Г ерои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил. Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных. Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Г ражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в первом классе обучающийся научится: — понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; — владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; — различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; — пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; — составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму; — сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений); — ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; — выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму; — обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Дата изучения Количество часов всего контрольные работы практические работы 0 0 Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Раздел 1. Развитие речи 1.1. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух Итого по разделу: 5 Устный опрос; 01.09.2022 08.09.2022 Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки; Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок; Совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного характера (например, рассказ о случаях из школьной жизни и т. д.); Совместная работа по составлению небольших рассказов описательного характера (например, описание как результат совместных наблюдений, описание модели звукового состава слова и т. д.); Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по опорным словам; Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов, объяснение уместности или неуместности использования тех или иных речевых средств, участие в диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения; Слушание текста, понимание текста при его прослушивании; http: //videouroki.net, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1 september.ru/, www.nachalka.co m 5 Раздел 2. Слово и предложение 2.1. 1 0 0 Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. 2.2. 2.3. Различение слова и обозначаемого 2 им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. 2 Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. 09.09.2022 12.09.2022 Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом; Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке; Устный опрос; http://videouroki.n et, http://schoolcollection.edu.ru, 0 0 0 0 13.09.2022 14.09.2022 15.09.2022 19.09.2022 Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося); Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской; Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками; Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели; Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m 2.4. Осознание единства звукового состава слова и его значения Итого по разделу: 2 0 0 20.09.2022 21.09.2022 Устный опрос; Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»; Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки); Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет; http: //videouroki.net, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1 september.ru/, www.nachalka.co m 7 Раздел 3. Чтение. Графика. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). 5 0 0 0 5 0 Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного; Упражнение: Устный опрос; соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог; http://videouroki.n et, 5 6 0 03.10.2022 11.10.2022 Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог; Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы; Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, 5 Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). 22.09.2022 29.09.2022 http://schoolcollection.edu.ru, Плавное слоговое чтение и чтение 6 целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. 0 0 0 0 0 0 0 12.10.2022 19.10.2022 20.10.2022 27.10.2022 07.11.2022 14.11.2022 15.11.2022 23.11.2022 Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог; Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы; Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких предложенных вариантов; Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предло жения с опорой на общий смысл предложения; Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких предложенных вариантов; Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предло жения с опорой на общий смысл предложения; Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предло жения с опорой на общий смысл предложения; Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения; Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения; Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, http://videouroki.n www.nachalka.co et m, http://schoolcollection.edu.ru, Устный опрос; Устный опрос; Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предло жения с опорой на общий смысл предложения; Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения; Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения; Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте информацию; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. 3.12. Звук и буква. Буква как знак звука. 6 Различение звука и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение слоговым принципом русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. 6 5 6 Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. 5 Функции букв е, ё, ю, я. 5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 24.11.2022 05.12.2022 06.12.2022 14.12.2022 15.12.2022 22.12.2022 26.12.2022 12.01.2023 16.01.2023 23.01.2023 24.01.2023 31.01.2023 Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.); Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1 september.ru/, Устный опрос; Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.); Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; www.nachalka.co http://videouroki.n m et, http://schoolcollection.edu.ru, Устный опрос; Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.); Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; http: //videouroki.net, http://schoolcollection.edu.ru, Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co http://videouroki.n m et, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, Устный опрос; Устный опрос; Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.); Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm collection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m http://videouroki.n et, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1 september.ru/, www.nachalka.co m 3.13. 3.14. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. Функция букв ь и ъ. 5 0 0 01.02.2023 08.02.2023 Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ; Устный опрос; http: //videouroki.net, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1 september.ru/, 5 0 0 09.02.2023 23.02.2023 Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ; Устный опрос; www.nachalka.co http://videouroki.n m et, http://schoolcollection.edu.ru, 3.15. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв Итого по разделу: 5 0 0 27.02.2023 06.03.2023 Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»; Игра-соревнование «Повтори алфавит»; Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»; Работа в парах: нахождение ошибок в упорядочивании слов по алфавиту; Устный опрос; collection.edu.ru, 80 СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС 1.1. 1.2. 1.3. Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) Произведения о детях и для детей Произведения о родной природе 6 9 6 0 0 0 0 0 0 07.03.2023 15.03.2023 16.03.2023 11.04.2023 12.04.2023 20.04.2023 Устный Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских народных сказок: «Кот, петух и опрос; лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк» и литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница», «Айболит», «Муха-Цокотуха», С Я Маршак «Тихая сказка», В. Г. Сутеев «Палочкавыручалочка»); Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто её герои, что произошло (что происходило) в сказке; Задание на формулирование предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?); Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста; Выразительное чтение по ролям диалогов героев; Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения; Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и нестихотворного текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот ледохода»); Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания; Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок; Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка примчалась...», А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок), «Травка зеленеет.», С. Д. Дрожжин «Пройдёт зима холодная.», С. А. Есенин «Черёмуха», И. З. Суриков «Лето», «Зима», Т. М. Белозёров «Подснежники», С. Я. Маршак «Апрель», И. П. Токмакова «Ручей», «Весна», И. С. Соколов- Микитов «Русский лес»; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb http://videouroki.n er.ru/, et , www.nachalka.co http://schoolm Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m http://videouroki.n et, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co http://videouroki.n m et, http://schoolcollection.edu.ru, Устный опрос; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, http://videouroki.n www.nachalka.co et, m http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m 1.4. 1.5. 1.6. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры Произведения о братьях наших меньших Произведения о маме 4 7 3 0 0 0 0 0 0 24.04.2023 27.04.2023 01.05.2023 09.05.2023 Устный Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без опрос; пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении; Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений); Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием произведения; Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной цели (организация начала игры, веселить, потешать); Драматизация потешек; Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение; Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А. Л. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?»; Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения; Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов «Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте дружить»; Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и главной мысли, осознание нравственно-этического содержания произведения (любовь и забота о братьях наших меньших, бережное отношение к природе); Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих героя (внешность, поступки) в произведениях разных авторов (трёх-четырёх по выбору). Например, Н. И. Сладков «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин «Ёж», Ю. Н. Могутин «Убежал», Б В Заходер «Ёжик», Е. И. Чарушин «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны»; Устный опрос; Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи произведения: любовь к своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека. Например, слушание и чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без особых причин...», Г. П. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного автора); Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с использованием словаря; Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Родина-мать», «Родина любимая — что мать родная», осознание нравственно-этических понятий, обогащение духовно-нравственного опыта учащихся: заботливое отношение к родным в семье, внимание и любовь к ним; Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с соблюдением норм произношения; Рассказ по предложенному плану о своём родном крае, городе, селе, о своих чувствах к месту; Задания на проверку знания названия страны, в которой мы живём, её столицы; Работа в парах: заполнение схемы, проверка и оценка своих результатов; Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка произведения (не менее 2 произведений по выбору); Самостоятельное чтение книг, выбранных по теме «О Родине, о семье» с учётом рекомендованного списка, представление (рассказ) о прочитанном произведении по предложенному алгоритму; http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1 september.ru/, www.nachalka.co m http://videouroki.n et, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m Устный опрос; 10.05.2023 15.05.2023 http: //videouroki.net, http://schoolcollection.edu.ru, http://videouroki.n et, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m 1.7. 1.8. Фольклорные и авторские 4 произведения о чудесах и фантазии Библиографическая культура 1 (работа с детской книгой) Итого по разделу: 40 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОГРАММЕ ЧАСОВ ПО 0 0 0 0 132 0 0 16.05.2023 23.05.2023 24.05.2023 25.05.2023 Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении, словесной игре и фантазии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский «Путаница», И. П. Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой волшебной...», В В Лунин «Я видела чудо», Р. С. Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю. Тувим «Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака; Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря; Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в рисунке; Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка); Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок; Задание на развитие творческого воображения: узнай зрительные образы, представленные в воображаемой ситуации (например, задание «Кто живёт в кляксах?», «Каких животных ты видишь в проплывающих облаках?»); Дифференцированная работа: определение фрагмента для устного словесного рисования, выделение слов, словосочетаний, отражающих содержание этого фрагмента; Устный опрос; Устный опрос; Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме; Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения, использование изученных понятий в диалоге; Группировка книг по изученным разделам и темам; Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений; Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму; Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя; http: //videouroki.net, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1 september.ru/, www.nachalka.co m http://videouroki.n et, http://schoolcollection.edu.ru, http://www.opencl ass.ru, http://nsc.1septemb er.ru/, www.nachalka.co m ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, всего изучения формы контрольные практические работы контроля работы 01.09.2022 1. Понимание текста при его 1 0 0 1 0 0 опрос; прослушивании. Понимание текста при его 2. прослушивании. Устный 3. опрос; 06.09.2022 Понимание текста при 1 0 0 Понимание текста при его 1 0 0 Устный опрос; самостоятельном чтении вслух. 4. Устный Устный опрос; прослушивании и при самостоятельном чтении вслух 5. 1 0 0 08.09.2022 Понимание текста при его Устный опрос; прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. 6. 1 0 Устный 0 опрос; Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. 7. Различение слова и обозначаемого 1 0 0 13.09.2022 Устный опрос; им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. 8. 1 0 Устный 0 Различение слова и обозначаемого опрос; им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. 9. 1 0 0 Наблюдение над значением слова. 15.09.2022 Устный опрос; Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. 10. Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. 1 0 0 Устный опрос; 20.09.2022 11. Осознание единства звукового 1 0 0 состава слова и его значения 1 0 0 Формирование навыка слогового 1 0 0 чтения. 1 0 0 Формирование навыка слогового 1 0 0 опрос; состава слова и его значения. Осознание единства звукового 12. Устный 13. опрос; 22.09.2022 15. Устный опрос; чтения. 14. Устный Формирование навыка слогового Устный 27.09.2022 опрос; Устный опрос; чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). 16. 1 0 Устный 0 Формирование навыка слогового опрос; чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). 17. 1 0 0 29.09.2022 Формирование навыка слогового Устный опрос; чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). 18. Плавное слоговое чтение со 1 0 Устный 0 опрос; скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. 19. Плавное слоговое чтение со 1 0 0 04.10.2022 Устный опрос; скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. 20. 1 0 Устный 0 Чтение целыми словами со опрос; скоростью, соответствующей 21. индивидуальному темпу. Чтение целыми словами со 1 0 0 06.10.2022 Устный опрос; скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. 22. 1 0 Устный 0 Плавное слоговое чтение и чтение опрос; целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. 23. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. 1 0 0 11.10.2022 Устный опрос; 24. 25. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Устный 1 0 0 13.10.2022 Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. 26. опрос; 1 0 0 1 0 0 Устный опрос; Устный Чтение с интонациями и паузами в опрос; соответствии со знаками препинания. 27. Чтение с интонациями и паузами в 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; соответствии со знаками препинания. 28. 1 0 Устный 0 Осознанное чтение слов, опрос; словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками 29. препинания. Развитие осознанности чтения на 1 0 0 20.10.2022 Устный опрос; материале небольших текстов и стихотворений. 30. 1 0 Устный 0 Развитие осознанности чтения на опрос; материале небольших текстов и 31. стихотворений. Развитие выразительности чтения на 1 0 0 25.10.2022 Устный опрос; материале небольших текстов и стихотворений. 32. 1 0 Устный 0 Развитие выразительности чтения на опрос; материале небольших текстов и стихотворений. 33. Развитие осознанности и 1 0 0 27.10.2022 Устный опрос; выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. 34. Знакомство с орфоэпическим чтением. 35. Знакомство с орфоэпическим чтением. 36. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). 07.11.2022 1 0 0 1 0 0 08.11.2022 1 0 0 09.11.2022 Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; 37. Знакомство с орфоэпическим 1 0 0 10.11.2022 Устный опрос; чтением (при переходе к чтению целыми словами). 38. Знакомство с орфоэпическим 1 0 0 14.11.2022 Устный опрос; чтением (при переходе к чтению целыми словами). 39. Орфографическое чтение 1 0 0 15.11.2022 Устный опрос; (проговаривание) как средство самоконтроля при письме. 40. Орфографическое чтение 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос; (проговаривание) как средство самоконтроля при письме. 41. Орфографическое чтение 1 0 0 17.11.2022 Устный опрос; (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку. 42. Орфографическое чтение 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку. 43. Орфографическое чтение 1 0 0 22.11.2022 Устный опрос; (проговаривание) как средство самоконтроля при списывании. 44. Орфографическое чтение 1 0 0 23.11.2022 опрос; (проговаривание) как средство 45. 46. 47. 48. 49. 50. Устный самоконтроля при списывании. Звук и буква. 24.11.2022 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Устный опрос; Звук и буква. Устный Буква как знак звука. 28.11.2022 29.11.2022 Буква как знак звука. 0 0 1 0 0 1 0 0 Устный опрос; 30.11.2022 1 опрос; Устный опрос; Различение звука и буквы. Устный Различение звука и буквы. 01.12.2022 05.12.2022 опрос; Устный опрос; 51. Буквы, обозначающие гласные звуки. 52. Буквы, обозначающие гласные звуки. 53. Буквы, обозначающие согласные звуки. 54. Буквы, обозначающие согласные звуки. 55. Буквы, обозначающие гласные Устный 1 0 0 06.12.2022 07.12.2022 1 0 0 1 0 0 08.12.2022 1 0 0 12.12.2022 1 0 0 13.12.2022 опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. 56. Буквы, обозначающие гласные 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос; звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. 57. Овладение слоговым принципом русской графики. 58. Овладение слоговым принципом русской графики. 59. 15.12.2022 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Устный опрос; 19.12.2022 Устный 20.12.2022 опрос; Устный Овладение слоговым принципом опрос; русской графики. Звук и буква. 60. 1 0 0 21.12.2022 Овладение слоговым принципом Устный опрос; русской графики. Звук и буква. 61. Овладение слоговым принципом 1 0 0 22.12.2022 Устный опрос; русской графики. Буква как знак звука. 62. Буквы гласных как показатель 1 0 0 26.12.2022 Устный опрос; твёрдости — мягкости согласных звуков. 63. Буквы гласных как показатель 1 0 0 27.12.2022 Устный опрос; твёрдости — мягкости согласных звуков. 64. 1 Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Буква как знак звука. 0 0 09.01.2023 Устный опрос; 65. 1 0 0 10.01.2023 Буквы гласных как показатель Устный опрос; твёрдости — мягкости согласных звуков. Буква как знак звука. 66. Буквы гласных как показатель 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; твёрдости — мягкости согласных звуков. Звук и буква. 67. Буквы гласных как показатель 1 0 0 12.01.2023 Устный опрос; твёрдости — мягкости согласных звуков. Звук и буква. 68. 69. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. 70. Функции букв, обозначающих 16.01.2023 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Устный опрос; 17.01.2023 Устный 18.01.2023 опрос; Устный опрос; гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука. 71. 1 0 0 19.01.2023 Функции букв, обозначающих Устный опрос; гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. 72. 1 0 0 23.01.2023 Функции букв, обозначающих Устный опрос; гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. 73. Функции букв е. 24.01.2023 1 74. 76. 77. 0 Функции букв ё. 0 0 Функции букв ю. 0 0 1 0 0 Функции букв я. 0 0 Устный опрос; 31.01.2023 1 Устный опрос; 30.01.2023 Функции букв е, ё, ю, я. Устный опрос; 26.01.2023 1 Устный опрос; 25.01.2023 1 75. 0 Устный опрос; 78. Мягкий знак мягкости как показатель 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; предшествующего согласного звука в конце слова. 79. Мягкий мягкости знак как показатель 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос; предшествующего согласного звука в конце слова. 80. 81. 82. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. Мягкий знак как показатель 06.02.2023 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Устный опрос; 07.02.2023 Устный 08.02.2023 опрос; Устный опрос; мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения 83. буквами звука [й’]. Функция букв ь и ъ. 09.02.2023 1 84. 0 0 Функция букв ь и ъ. опрос; 20.02.2023 1 0 0 1 0 0 85. 87. Функция букв ь и ъ. Звук и буква. Функция букв ь и ъ. Буква как знак звука. 1 0 0 0 0 1 0 0 Знакомство с русским алфавитом. 89. Знакомство с русским алфавитом. 90. Знакомство с русским алфавитом 1 0 0 1 0 0 Устный опрос; 27.02.2023 88. Устный опрос; 23.02.2023 1 Устный опрос; 22.02.2023 86. Устный опрос; 21.02.2023 Функция букв ь и ъ. Звук и буква. Устный Устный опрос; 28.02.2023 Устный 01.03.2023 опрос; Устный опрос; как последовательностью букв. Звук и буква. 91. 1 0 0 02.03.2023 Знакомство с русским алфавитом Устный опрос; как последовательностью букв 92. 1 Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 93. 1 0 0 07.03.2023 Сказка народная (фольклорная) и Устный опрос; литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). 94. Сказка народная (фольклорная) и 1 0 0 08.03.2023 Устный опрос; литературная (авторская). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. 95. 1 0 0 09.03.2023 Сказка народная (фольклорная) и Устный опрос; литературная (авторская). Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. 96. 1 0 0 13.03.2023 Сказка народная (фольклорная) и Устный опрос; литературная (авторская). Отражение сюжета в иллюстрациях. 97. Сказка народная (фольклорная) и 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; литературная (авторская). Г ерои сказочных произведений. 98. 1 0 0 15.03.2023 Сказка народная (фольклорная) и Устный опрос; литературная (авторская). Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). 99. 1 Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. 0 0 16.03.2023 Устный опрос; 100. 1 0 0 29.03.2023 Произведения о детях и для детей. Устный опрос; Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). 101. Произведения о детях и для детей. 1 0 0 30.03.2023 Устный опрос; Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). 102. Произведения о детях и для детей. 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). 103. Произведения о детях и для детей. Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 104. 1 0 0 05.04.2023 Произведения о детях и для детей. Устный опрос; Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. 105. 1 0 0 06.04.2023 Произведения о детях и для детей. Устный опрос; Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. 106. 1 0 0 10.04.2023 Произведения о детях и для детей. Устный опрос; Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. 107. 1 0 0 11.04.2023 Произведения о детях и для детей. Устный опрос; Осознание нравственноэтических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. 108. 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёхчетырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). 109. 1 Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёхчетырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). 0 0 13.04.2023 Устный опрос; 110. 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёхчетырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). 111. 1 0 0 18.04.2023 Произведения о родной природе. Устный опрос; Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). 112. 1 0 0 19.04.2023 Произведения о родной природе. Устный опрос; Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. 113. 1 Произведения о родной природе. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. 0 0 20.04.2023 Устный опрос; 114. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. Многообразие малых жанров 1 0 0 24.04.2023 Устный опрос; устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). 115. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. 1 0 0 25.04.2023 Устный опрос; Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. 116. 1 0 0 26.04.2023 Устное народное творчество — Устный опрос; малые фольклорные жанры. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. 117. 1 0 0 27.04.2023 Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил. 118. Произведения о братьях наших Устный опрос; 1 0 0 01.05.2023 Устный опрос; меньших. Животные — герои произведений. 119. 1 Произведения о братьях наших меньших. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. 0 0 02.05.2023 Устный опрос; 120. Произведения о братьях наших 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; меньших. Виды текстов: художественный и научнопознавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознаниенравственноэтических понятий: любовь и забота о животных. 121. 1 0 0 04.05.2023 Произведения о братьях наших Устный опрос; меньших. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. 122. 1 0 0 08.05.2023 Произведения о братьях наших Устный опрос; меньших. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. 123. Произведения о братьях наших 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; меньших. Авторское отношение к герою. Осознаниенравственноэтических понятий: любовь и забота о 124. животных. Произведения о братьях наших меньших. Осознание нравственноэтических понятий: любовь и забота о животных. 1 0 0 11.05.2023 Устный опрос; 125. 1 0 0 15.05.2023 Произведения о маме. Восприятие и Устный опрос; самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). 126. 1 0 0 16.05.2023 Произведения о маме. Восприятие и Устный опрос; самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). 127. 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственноэтических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях. 128. 1 0 0 18.05.2023 Фольклорные и авторские Устный опрос; произведения о чудесах и фантазии. Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. 129. 1 0 0 22.05.2023 Фольклорные и авторские Устный опрос; произведения о чудесах и фантазии. Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. 130. 1 Фольклорные и авторские 0 0 23.05.2023 Устный опрос; произведения о чудесах и фантазии. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. 131. 1 Фольклорные и авторские 0 0 24.05.2023 Устный опрос; произведения о чудесах и фантазии. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. 132. 1 0 0 Библиографическая культура Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке. КОЛИЧЕСТВО ПРОГРАММЕ ЧАСОВ Устный опрос; (работа с детской книгой). ОБЩЕЕ 25.05.2023 ПО 132 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://videouroki.net, http://school-collection.edu.ru, http://www.openclass.ru, http://nsc.1september.ru/, www.nachalka.com МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы: «Литературное чтение 1-4 класс» Интерактивное учебное пособиеЛитературное чтение 4 класс: Книги Древней Руси, страницы Старины Седой, писатели и поэты 19 века.; Писатели и поэты ХХ в., поэтические страницы, зарубежные писатели, словари, справочники, энциклопедии. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Слайды, соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.