Муниципальное образование город Армавир муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2022 г., протокол №1 Председатель педсовета, директор школы _______________ Р.Ю. Шаламов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По обществознанию Уровень образования основное общее образование, 9 класс Количество часов - 34 Учитель Крутикова Виктория Александровна Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 11 декабря 2020 г.); с учётом примерной программы основного общего образования по обществознанию, размещенной в примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 г., в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию; основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова 29 августа 2018 года, протокол №1, с дополнениями и изменениями, внесенными решениями педагогических советов 30.08.2019 г., протокол №1, 28.08.2020 г., протокол №1, 30.08.2021 г., протокол №1, 30.08.2022 г., протокол №1; рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова, утверждённой решением педагогического совета МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от 30 августа 2022 года, протокол №1; УМК - обществознание для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова.– М.: Просвещение, 2014 г.) Год разработки рабочей программы 2022 год Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты. 8-9 класс Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. Использование воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Использование воспитательные возможности содержания учебного предмета через проявление человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных 2 форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Метапредметные результаты. 9 класс Регулятивные УУД: свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных 3 результатов; анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации; принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения; определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний. Познавательные УУД: преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный); критически оценивать содержание и форму текста; определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды; определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. Коммуникативные УУД: использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; оперировать данными при решении задачи; выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: 4 вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты 9 класс Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; 5 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; характеризовать конституционные обязанности гражданина; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Содержание учебного предмета. 9 класс (34 часа) Политическая сфера жизни общества (11 ч.) Введение в курс «Обществознание». Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы 6 государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Внутренняя и внешняя политика государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократия, ее основные признаки и ценности. Развитие демократии в современном мире. Парламентаризм. Правовое государство. Разделение властей. Верховенство права. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Участие партий в выборах. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Политика и социальное управление. Основы российского законодательства (21 ч.). Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Источники права. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система российского законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие, функции и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат Конституция – основной закон РФ. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Основы конституционного строя РФ. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя Органы власти Российской федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Судебная система. Правоохранительные органы. Президент РФ, его полномочия и функции. 7 Федеральное собрание. Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство РФ, полномочия и функции. Взаимоотношение органов государственной власти и граждан. Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Гражданско-правовые споры. Правоспособность и дееспособность. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Семейные правоотношения. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Административные правоотношения. Особенности административноправовых отношений. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний Уголовно-правовые отношения. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Преступление и наказание. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов Правовое регулирование в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Получение образования - и право, и обязанность Гражданин и государство (2ч.) Понятие прав, свобод и обязанностей. Основные международные документы о права человека и правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Личные (гражданские) права, социальноэкономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. 8 Конституционные обязанности российского гражданина. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребенка и их защита. Перечень контрольных и тестовых работ. 1. Контрольная работа по теме «Политика» (2 четверть). 2. Тестирование по теме «Политика и социальное управление» (2 четверть). 3. Контрольная работа по разделу «Основы российского законодательства» (4 четверть). 4. Тестирование по теме «Международное гуманитарное право (4 четверть). Направления проектной деятельности обучающихся. Информационное. 1. Источники права: от древнейших времен по настоящее время 2. Права и обязанности по Конституции РФ. 3. Виды гражданско-правовых договоров. Социальное. 1. Девиантное поведение. 2. Европейские суды по защите прав человека. 3. Юридическая ответственность от 0 до 18. Исследовательское. 1. Мораль и право: сравнительная характеристика. 2. Правоохранительные органы РФ. 9 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы. 9 класс (34 часа) Раздел Политическая сфера жизни общества Кол-во часов 9+ 1К/Р + 1т/с Тема Колво часов курс 1 Введение в «Обществознание». (Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома). Политика и власть. (Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики). Государство, его отличительные признаки. (Государство, его 1 1 отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Формы государственнотерриториального устройства. Внутренняя и внешняя политика государства). Политический режим. 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Определить основные задачи обучения. Уметь прогнозировать результаты своей деятельности. Основные направления воспитательной деятельности 1,2 Характеризовать власть и политику как социальные явления. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Знать и называть отличительные признаки государства, давать им характеристику. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. 2,4 2,4 Сопоставлять 1,2 10 различные типы (Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократия, ее основные признаки и ценности. Развитие демократии в современном мире. Парламентаризм). Правовое государство. (Правовое государство. политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. 1 Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей. Показывать на примерах условия становления правового государства в РФ). 1,2 1 Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление. 1,2 1 Анализировать влияние политических отношений на жизнь людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности 1,2 1 Объяснять смысл понятий «партия», 1,2 Разделение властей. Верховенство права. Условия становления правового государства в РФ). Гражданское общество. (Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ). Участие граждан политической жизни. в (Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма). Политические движения. партии и 11 (Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах). Межгосударственные отношения. (Международные политические организации). 1 Контрольная работа по теме «Политика» 1 Тестирование по теме социальное 1 Право, его роль в жизни человека. (Право, его роль в жизни 1 «Политика управление» Основы российского законодательства. 18+1К/ Р +1т/с «движение». Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности. и Объяснять смысл понятия «межгосударственные отношения». Находить самостоятельно и давать характеристику международным политическим организациям. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности. Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять 12 1,2 1,2,5 1,2,5 1,2 человека, общества, государства. Источники права. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства). Понятие правоотношения. Виды правоотношений. позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства 1 (Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события). Понятие правонарушения. (Понятие правонарушения. 1 Признаки и виды правонарушений. Понятие, функции и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности). Правоохранительные органы. 1 Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности Называть основные правоохранительные 13 1,2 1,2 1,2 (Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат). Конституция – основной закон РФ. (Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина). Основы конституционного строя РФ. (Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя). 1 Органы власти Российской федерации. (Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Судебная система. Правоохранительные органы). 1 Президент РФ, его полномочия и функции. 1 Федеральное собрание. 1 1 органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина Объяснять смысл понятия «органы власти». Различать органы государственной власти. Объяснять смысл понятия «органы власти». Различать органы государственной власти. Называть основные полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. Называть основные полномочия 14 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 (Государственная Дума и Совет Федерации). Правительство РФ, полномочия и функции. Гражданские правоотношения. (Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Гражданскоправовые споры. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав). Трудовые правоотношения. (Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Особенности регулирования 1 1 1 Федерального Собрания РФ в соответствии с Конституцией РФ. Называть основные полномочия Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ. Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях 15 1,2 1,2 1,2,7 труда работников в возрасте до 18 лет). Семейные правоотношения. (Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет). Административные правоотношения. (Особенности административно-правовых отношений. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных 1 Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа 1,3,4 1 Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний 1,2 16 наказаний). Уголовно-правовые отношения. (Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Преступление и наказание Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних). Социальные права. (Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона) Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. 1 Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних 1,2 1 Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства. Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление» 1,2 Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на 1,2 1 (Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов). Правовое регулирование в сфере образования. 1 17 1,2 (Правовое регулирование в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Получение образования - и право, и обязанность). Контрольная работа по разделу «Основы российского законодательства» Тестирование по теме образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. 1 1 «Международное гуманитарное право. Заключительный урок по теме «Политика и право» Гражданин и государство 2 Понятие прав, обязанностей. свобод 1 и (Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Личные (гражданские) права, 1 Уметь определять наиболее значимые элементы российского законодательства. Знать особенности принятия законов в России и характеризовать этапы. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Знать и характеризовать особенности политической и правовой системы в РФ. Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав). Показывать на конкретных примерах, как осуществляется защита прав человека в России. 18 1,4 1,2,5 1,2,5 1,2 социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.). Права и свободы человека и гражданина в РФ. 1 (Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ). Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Знать и называть основные права и свободы человека и гражданина, давать им характеристику. Условные обозначения: Т/С- тестовая работа К/Р- Контрольная работа СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, кубановедения и искусствоведческих дисциплин МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова от августа 2022 г №1 _______ С.В. Шокурова заместитель директора по УМР ____________ О.М. Ларина августа 2022_г. 19 1,2 20 21