Индивидуальный проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Проектная и
исследовательская деятельность».
Личностные результаты.
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей;
• сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
• принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных

жизненных

планов;

отношение

к

профессиональной

деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
• сформированность

экологического

социально-экономических
социальной

среды;

процессов

приобретение

мышления,
на

понимания

состояние

опыта

влияния

природной

и

эколого-направленной

деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
✔ к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
✔ к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и

ощущения уверенности в завтрашнем дне;
✔ к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
✔ к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
✔ к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной
семье;
✔ к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
✔ к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
✔ к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
✔ к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности;
✔ как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
✔ к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся

личностям,

отвечающим

за

свое

собственное

будущее.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с

учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и
его реального продукта;
• оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из
чувственной

формы

в

пространственно-графическую

или

знаково-

символическую модель, где выделены существенные характеристики
объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости

от

цели;

извлечение

необходимой

информации

из

прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение

основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации.
Коммуникативные:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценкадействий
партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
• знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
• навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,
доказывать ее актуальность;
• умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной
работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,

грамотно

их

цитировать,

оформлять

библиографические

ссылки,

составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать

и

применять

на

практике

методы

исследовательской

деятельности адекватные задачам исследования;
• оформлять

теоретические

и

экспериментальные

результаты

исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
• проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять письменные инструкции правил безопасности;
• оформлять результаты исследования с помощью описания фактов,
составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
2. Содержание учебного предмета «Проектная и исследовательская
деятельность обучающихся».
Введение (6 часов).
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная
культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности,
бизнес-планы,

исследовательские.

Проекты

в

современном

мире

проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы.
Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Тема 1. Этапы проектной (исследовательской) деятельности (24 часа).
Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы проекта.
Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов
проекта. Критерии оценки работы. Презентация и защита замыслов проектов.
Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов. Структура
проекта.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение,

измерение,

эксперимент);

методы,

используемые

как

на

эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование,
анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы
теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и
др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки
чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика

действий

и

последовательность

шагов

при

планировании

индивидуального проекта. Картирование личностно-ресурсной карты. Базовые
процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели,
макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при
публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки
успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в
проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной
литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные
словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.
Методика работы в музеях, архивах.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной
деятельности. Работа в сети Интернет.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка
данных

исследования.

Библиография,

справочная

литература,

каталоги.

Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Тема 2. Организация и проведение проектной (исследовательской)
деятельности (26 часов).
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление
завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и
защиты проекта.

Консультирование

по

проблемам

проектной

деятельности,

по

установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по
содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного
варианта проектов.
Тема 3. Результаты проектной деятельности (12 часов).
Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия
проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза
действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и
сертификация. Защита интересов проектантов.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской
Федерации

и

ее

правовые

основы,

установленные

законами

РФ

«О

стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система
стандартизации.

Документы

в

области

соответствия. Патентное право в России.

стандартизации.

Сертификат

3. Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

Раздел

Введение

Этапы
проектно
й
(исследов
ательской
)
деятельно
сти

Тема

Количество
часов

Проекты
в
современном мире.
Введение
в
исследование.

2

Требования
к
оформлению
проектной
(исследовательской)
работы.
Структура
учебноисследовательской
деятельности.
Виды
переработки
текста
Виды научный работ.

2

Индивидуальный
план.

2

Виды информации и
методы поиска.
Основные источники
получения
информации.

2

Применение
информационных

2

Количеств
о часов

2

6

24

2

2
2

2

Основные
направления
Основные виды деятельности обучающихся
воспитательной
деятельности
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура 5,7
проекта. Типология проектов.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, 5,7
сравнение, измерение, эксперимент); методы используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к
конкретному и др.).
Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению 5,7
учебных проектов.

Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида 5,7
исследования. Строение научного исследования и его элементы.
Содержание разделов исследования и их объем.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки 5,7
чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. 5,7
Составление тезисов работы. Требования к их написанию.
Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, 5,7
предпринимаемых для достижения результата. Составление и заполнение
плана-графика работы над исследованием.
Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска 5,7
информации. Поиск, накопление и обработка информации.
Научные документы и издания. Организация работы с научной 5,7
литературой.
Знакомство
с
каталогами.
Энциклопедии,
специализированные словари, справочники, библиографические издания,
периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети 5,7
Интернет.

технологий
в
исследовании.
Компьютерная
обработка
данных
исследования.
Формы
представления
проектов.
Структура работы и
ее оформление.
Оформление работы.

26
Проектна
я
(исследов
ательская
)
деятельно
сть

2

Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка 5,7
данных исследования.

2

Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый 5,7
доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор
с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.
Структура работы (содержание, введение, основная часть, выводы, 5,7
заключение, приложения).
Оформление
результатов.
Оформление
таблиц,
рисунков
и 5,7
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы.
Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки 5,7
успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего
выступления. Как заканчивать выступление.

2
2

Главные
предпосылки успеха
публичного
выступления.
Выбор темы

2

2

Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

Постановка
цели,
формулирование
задач,
выдвижение
гипотез.
Поиск и предложение
возможных
вариантов решения.
Создание кейса.

2

Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных 5,7
рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение
тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и
критериев оценки проекта и формы его представления.
Подготовка к исследованию и его планирование.
5,7

Сбор
и
анализ.
Пополнение
кейса
информации.
Исследования
(эксперимент,
наблюдение,
анкетирование и т.д.)
Обработка
результатов
исследования.

2

2

2

5,7

Определение источников информации. Планирование способов сбора и 5,7
анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование.
Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с 5,7
целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2

Проведение практических действий по проекту. Проведение исследования. 5,7

2

Обработка полученных результатов, анализ.

5,7

Результат
ы
проектно
й
деятельно
сти.

14

Индивидуальные
и
групповые
консультации.
Подготовка к защите
проектов.
Анализ
кейсов.
Доработка проекта

4

Индивидуальные и групповые консультации.

2

Публичная защита.

8

Организационно - консультативные занятия. Промежуточные отчеты 5,7
обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта. Предзащита проекта
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к 5,7
публичной защите проекта.
Публичная защита проектов.
5,7

Рефлексия проектной
деятельности.
Подведение итогов.
Анализ выполненной
работы.

2

2

2
2

5,7

Подведение итогов, анализ выполненной работы, достигнутых результатов 5,7
(успехов и неудач) и причины.
Анализ достижения поставленной цели.
5,7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».