ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Проектная и исследовательская деятельность». Личностные результаты. • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • сформированность экологического социально-экономических социальной среды; процессов приобретение мышления, на понимания состояние опыта влияния природной и эколого-направленной деятельности; • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений: ✔ к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; ✔ к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; ✔ к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; ✔ к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; ✔ к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; ✔ к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; ✔ к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; ✔ к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; ✔ к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности; ✔ как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; ✔ к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Метапредметные результаты. Регулятивные: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково- символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; • умение структурировать знания; • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценкадействий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: • знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности; • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. • навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; • умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями; • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов; • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты; • проводить измерения с помощью различных приборов; • выполнять письменные инструкции правил безопасности; • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. 2. Содержание учебного предмета «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся». Введение (6 часов). Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес-планы, исследовательские. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Тема 1. Этапы проектной (исследовательской) деятельности (24 часа). Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки работы. Презентация и защита замыслов проектов. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов. Структура проекта. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно-ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов Тема 2. Организация и проведение проектной (исследовательской) деятельности (26 часов). Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. Тема 3. Результаты проектной деятельности (12 часов). Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области соответствия. Патентное право в России. стандартизации. Сертификат 3. Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы. Раздел Введение Этапы проектно й (исследов ательской ) деятельно сти Тема Количество часов Проекты в современном мире. Введение в исследование. 2 Требования к оформлению проектной (исследовательской) работы. Структура учебноисследовательской деятельности. Виды переработки текста Виды научный работ. 2 Индивидуальный план. 2 Виды информации и методы поиска. Основные источники получения информации. 2 Применение информационных 2 Количеств о часов 2 6 24 2 2 2 2 Основные направления Основные виды деятельности обучающихся воспитательной деятельности Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура 5,7 проекта. Типология проектов. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, 5,7 сравнение, измерение, эксперимент); методы используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению 5,7 учебных проектов. Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида 5,7 исследования. Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки 5,7 чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. 5,7 Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, 5,7 предпринимаемых для достижения результата. Составление и заполнение плана-графика работы над исследованием. Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска 5,7 информации. Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной 5,7 литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети 5,7 Интернет. технологий в исследовании. Компьютерная обработка данных исследования. Формы представления проектов. Структура работы и ее оформление. Оформление работы. 26 Проектна я (исследов ательская ) деятельно сть 2 Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка 5,7 данных исследования. 2 Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый 5,7 доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы. Структура работы (содержание, введение, основная часть, выводы, 5,7 заключение, приложения). Оформление результатов. Оформление таблиц, рисунков и 5,7 иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки 5,7 успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заканчивать выступление. 2 2 Главные предпосылки успеха публичного выступления. Выбор темы 2 2 Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Постановка цели, формулирование задач, выдвижение гипотез. Поиск и предложение возможных вариантов решения. Создание кейса. 2 Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных 5,7 рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Подготовка к исследованию и его планирование. 5,7 Сбор и анализ. Пополнение кейса информации. Исследования (эксперимент, наблюдение, анкетирование и т.д.) Обработка результатов исследования. 2 2 2 5,7 Определение источников информации. Планирование способов сбора и 5,7 анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с 5,7 целями и жанром работы, подбор иллюстраций. 2 Проведение практических действий по проекту. Проведение исследования. 5,7 2 Обработка полученных результатов, анализ. 5,7 Результат ы проектно й деятельно сти. 14 Индивидуальные и групповые консультации. Подготовка к защите проектов. Анализ кейсов. Доработка проекта 4 Индивидуальные и групповые консультации. 2 Публичная защита. 8 Организационно - консультативные занятия. Промежуточные отчеты 5,7 обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к 5,7 публичной защите проекта. Публичная защита проектов. 5,7 Рефлексия проектной деятельности. Подведение итогов. Анализ выполненной работы. 2 2 2 2 5,7 Подведение итогов, анализ выполненной работы, достигнутых результатов 5,7 (успехов и неудач) и причины. Анализ достижения поставленной цели. 5,7