Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ СОШ №7

МАОУ СОШ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
№7
7 ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА
2021.08.30 11:31:53
ИМЕНИ Г.К. Дата:
+03'00'
ЖУКОВА

Приложение № 67
к приказу от 30.08.2021г. №01-03\482

Положение
о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении - средней
общеобразовательной школе №7 имени Г.К.Жукова

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества
образования (далее - Положение) в МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова:
определяет направления внутренней оценки качества образования и
состав контрольно-оценочных процедур;
регламентирует порядок организации и проведения контрольнооценочных процедур;
закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям;
учитывает
федеральные
требования
к
порядку
процедуры
самообследования образовательной организации и параметры, используемые в
процессе федерального государственного контроля качества образования.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст.28, часть 3, п.13),
государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства от 26 декабря
2017 № 1642,
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (далее - ФГОС
начального общего образования),
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее - ФГОС
основного общего образования),
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее - ФГОС среднего
общего образования),
Федеральным
компонентом
государственных
образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего

образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от
7 июня 2017 года № 506,
Приказом Минобрнауки от 14 июня 2013 № 462 (редакция от
14декабря 2017 года) «Об утверждении порядка проведения самообследования
образовательной организацией»,
Приказом Минобрнауки от 10 декабря 2013 № 1324 (редакция от 15
февраля 2017 года) «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию»,
Уставом образовательной организации.
1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом
Минобрнауки от 05 декабря 2014 № 1547 «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
качество образования - комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его
соответствия
ФГОС,
образовательным
стандартам,
федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического или
юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная
деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это
система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля
состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения
своевременной, полной и объективной информации о качестве
образовательных программ, которые реализует МАОУ СОШ №7 имени
Г.К.Жукова, и результатах освоения программ обучающимися;
независимая оценка качества образования (НОКО) - это деятельность
официально уполномоченных структур и организаций, направленная на
выявление
уровня
удовлетворенности
потребителей
качеством
предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг
федеральным требованиям;
документы ВСОКО - это совокупность информационно-аналитических
продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО;
диагностика - контрольный замер, срез;
мониторинг - это системное, протяженное во времени наблюдение за
управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния
наблюдаемого объекта на "входе" и "выходе" периода мониторинга.
Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и
имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения;
оценка/оценочная процедура - установление степени соответствия
фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной
образовательной программы;
ГИА - государственная итоговая аттестация;
ЕГЭ - единый государственный экзамен;
ОГЭ - основной государственный экзамен;
КИМ - контрольно-измерительные материалы;

ООП - основная образовательная программа;
УУД - универсальные учебные действия.
2. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
качество образовательных программ;
качество условий реализации образовательных программ;
качество образовательных результатов обучающихся;
удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в
течение всего учебного года, результаты обобщаются на этапе
подготовки отчета о самообследовании МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова.
2.3. Основные мероприятия ВСОКО:
оценка соответствия реализуемых в школе образовательных программ
федеральным требованиям;
контроль реализации основных образовательных программ;
контроль освоения основных образовательных программ;
оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования)
федеральным требованиям;
контроль состояния условий реализации ООП (по уровням общего
образования) и мониторинг реализации «дорожной карты» развития условий
реализации ООП (по уровням общего образования);
мониторинг
сформированности
и
развития
метапредметных
образовательных результатов;
оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и
метапредметных результатов освоения ООП (по уровням общего образования);
мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении
предметных
и
метапредметных
результатов
освоения
основных
образовательных программ;
мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у
обучающихся личностных УУД;
контроль реализации Программы воспитания;
контроль реализации Программы коррекционной работы;
оценка удовлетворенности участников образовательных отношений
качеством образования;
систематизация и обработка оценочной информации, подготовка
аналитических документов по итогам ВСОКО;
подготовка текста отчета о самообследовании;
подготовка справки по итогам учебного года.
2.4.Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО,
функционал и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются
ежегодно директором МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова.
2.5.Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО
включаются в годовой план работы МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова.
3. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням
общего образования), разработанных на основе ФГОС, выступают:
предметные результаты обучения;
метапредметные результаты обучения;
личностные результаты;

достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня;
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.1.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП (по
уровням общего образования) в соответствии с ФГОС проводится в следующих
формах:
промежуточная аттестация;
накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений
учащихся (с использованием технологии портфолио);
анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских
проверочных работ;
итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
анализ результатов ГИА.
Сводная информация по итогам оценки предметных результатов
проводится по параметрам согласно приложению 1.
3.1.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП
(по уровням общего образования) проводится по параметрам согласно
приложению 2.
Обобщенные параметры оценки, внесенные в приложение 2, подлежат
детализации по критериям в соответствии с требованиями ФГОС. Детализацию
делает лицо, ежегодно назначаемое директором МАОУ СОШ №7 имени
Г.К.Жукова.
3.1.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням
общего образования) диагностируется в ходе мониторинга личностного
развития обучающихся по параметрам согласно приложению 3.
3.1.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня оцениваются по критериям и показателям, приведенным в
приложении 4.
3.1.5. Удовлетворенность родителей качеством образовательных
результатов оценивается в конце каждого учебного года на основании опросов,
которые проводятся раз в полгода.
3.1.6. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету.
Результаты индивидуального учета фиксируются:
в сводной ведомости успеваемости;
в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося.
4.Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего
образования, разработанные согласно требованиям
образовательных
стандартов ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Оценка ООП соответствующего уровня общего образования
проводится на этапе ее согласования и утверждения по параметрам согласно
приложению 5.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования)
прикладываются к протоколу утверждения программы педагогическим
советом.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования)
изменений и/или дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений
на предмет соответствия требованиям ФГОС соответствующего уровня общего
образования.

4.1.3. Информация по пунктам 1.1-1.4 приложения 5 включается в отчет о
самообследовании.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится
только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных
общеобразовательных программ по параметрам:
соответствие тематики программы запросу потребителей;
наличие документов, подтверждающих этот запрос;
соответствие содержания программы заявленному направлению
дополнительного образования;
соответствие структуры и содержания программы региональным
требованиям (при их наличии);
наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых
результатов освоения программы обучающимся.
Оценка реализации дополнительного образования проводится по схеме
анализа занятия (приложение 7).
5. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ
разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым,
психолого-педагогическим, материально-техническим и информационнометодическим условиям.
5.2. Оценка условий реализации образовательных программ
предусматривает проведение контроля состояния условий, на основе критериев,
указанных в приложении 6.
5.3. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам
условий реализации образовательных программ соответствует федеральным
требованиям к показателям эффективности деятельности школы, подлежащей
самообследованию.
5.4. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
5.5. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при
планировании результатов образовательной деятельности и состава
мероприятий по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется
«дорожной картой» их развития за период реализации ООП того или иного
уровня общего образования.
5.6. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты»
вносятся в организационный раздел ООП каждого уровня общего образования
после их согласования с педагогическим советом.
5.7. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится
контроль состояния условий. Предметом контроля выступают:
выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
совокупное состояние условий образовательной деятельности в МАОУ
СОШ №7 имени Г.К.Жукова.
5.8. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий
образовательной деятельности МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова
включаются в отчет о самообследовании.
6. Мониторинг
6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
личностного развития обучающихся;

достижения
обучающимися
метапредметных
образовательных
результатов;
выполнения «дорожной карты» развития условий реализации
образовательных программ;
показателей отчета о самообследовании.
6.2. Вышеперечисленные мониторинги проводятся на основе параметров,
внесенных в приложения 2-6.
6.3. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится
один раз в три года, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о
самообследовании.
7. Документы ВСОКО
7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по
результатам оценочных мероприятий, локальные аналитические записки в
случае внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные
аналитические справки по итогам мониторингов.
7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и
утверждается директором МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова.

Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№п/п

Показатели оценки предметных образовательных результатов

Единица измерения

1

Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам Чел./%
промежуточной аттестации, в общей численности учащихся

2

Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку

Балл

3.

Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике

Балл

4.

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку

Балл

5.

Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике

Балл

6.

Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших Чел./%
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности
выпускников 9-го класса

7.

Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших Чел./%
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности
выпускников 9-го класса

8.

Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты Чел./%
ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей
численности выпускников 11-го класса

9.

Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты Чел./%
ниже установленного
минимального количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников
11-го класса

10.

Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших Чел./%
аттестаты об основном общем
образовании, в общей численности выпускников 9-го класса

11.

Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, не получивших Чел./%
аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса

12.

Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты Чел./%
об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го
класса

13.

Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших аттестаты Чел./%
о среднем общем образовании с
отличием, в общей численности выпускников 11-го класса

14.

Численность/удельный вес численности обучающихся, принявших участие в различных Чел./%
олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся

15.

Численность/удельный вес численности обучающихся - победителей и призеров олимпиад, Чел./%
смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:
муниципального уровня;

Чел./%

регионального уровня;

Чел./%

федерального уровня;

Чел./%

международного уровня

Чел./%

16.

Численность/удельный вес численности обучающихся, получающих образование с Чел./%
углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся

17.

Численность/удельный вес численности обучающихся, получающих образование в рамках
профильного обучения, в общей численности учащихся

Чел./%

Группа
метапредметных
образовательных
результатов
Метапредметные
понятия
и термины

Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Форма и метод
Уровень начального
Уровень основного
Уровень среднего
оценки
общего образования
общего образования
общего образования
Слово

Процесс

Индивид

Число

Явление

Личность

Знак

Общее

Духовное (волевое)

Признак

Частное

Душевное (психическое)

Определение

Причина

Сознание

Информация

Следствие

Самосознание

Цель

Закономерность

Детерминация

Результат

Тенденция

Интеграция

Реальный

Объект

Дифференциация

Виртуальный

Субъект

Экстраполяция

Практический

Анализ

Теоретический

Синтез
Гипотетический
Вероятностный

Система
Синергия

Опрос письменный

Личностные УУД

Смыслообразование и
морально-этическая
ориентация в вопросах:

Смыслообразование и
морально-этическая
ориентация в вопросах:

Смыслообразование и
морально-этическая
ориентация в вопросах:

саморегуляции поведения;

индивидуального стиля
познавательной
деятельности;

выбора жизненной
стратегии, построения
карьеры;

эффективной
коммуникации;

средств и методов
самоактуализации в
условиях информационного
общества;

взаимодействия с
окружающими;
здорового образа жизни

ответственности за
собственные поступки,
нравственного долга;
гражданской активности;

Наблюдение и
диагностика в
рамках мониторинга
личностного
развития

морального выбора;
взаимоотношения полов,
создания семьи;

отношения к труду и выбору
готовности к активной
профессии
гражданской практике;
российской идентичности;
отношения к религии как
форме мировоззрения
Регулятивные УУД

Способность принимать и сохранять цели учебной деятельности
Освоение способов решения
проблем творческого и
поискового характера

Умение самостоятельно
планировать пути
достижения целей;
осознанно выбирать
наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач

Способность и готовность к
самостоятельному поиску
методов решения
практических задач,
применению различных
методов познания, в том
числе для решения
творческих и поисковых
задач

Встроенное
педагогическое
наблюдение

Умение планировать,
контролировать и оценивать
свои учебные действия

Умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами;
корректировать планы в
связи с изменяющейся
ситуацией

Умение самостоятельно
определять цели
деятельности и составлять
планы деятельности;
выбирать успешные
стратегии в различных
ситуациях

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность
действовать даже в ситуациях неуспеха
Познавательные УУД

Использование знаковоУмение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символических средств, схем символы, модели и схемы для решения учебных и
решения учебных и
познавательных задач
практических задач
Активное использование
речевых средств и ИКТ

Работа с информацией:
использование различных
способов поиска, сбора,
обработки, анализа,
организации, передачи и
интерпретации информации
в соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Использование ИКТтехнологий в учебной
деятельности

Комплексная
контрольная работа
на основе текста

Умение осознанно
использовать речевые
средства

Владение языковыми
средствами; умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства
Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников

Формирование и развитие
компетентности в области
ИКТ

Умение использовать ИКТ в
решении когнитивных,
коммуникативных и

Оценка результатов
проекта по
информатике или

организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм,
норм информационной
безопасности
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Коммуникативные
УУД

Первичное освоение
логических операций и
действий (анализ, синтез,
классификация)

Умение определять понятия, создавать обобщения,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы

Освоение начальных форм
познавательной и
личностной рефлексии

Умение осознанно выбирать
наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач

Умение использовать
речевые средства в
соответствии с целями
коммуникации:
участие в диалоге;
первичный опыт
презентаций;
создание текстов
художественного стиля;
использование в речи не
менее трех изобразительновыразительных средств

Умение использовать
речевые средства в
соответствии с целями
коммуникации:
участие в дискуссии;
развитие опыта
презентаций;
создание текстов
художественного,
публицистического и
научно-популярного стилей;
использование в речи не

Владение навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых
действий, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения
Умение использовать
речевые средства в
соответствии с целями
коммуникации:
участие в дебатах;
устойчивые навыки
презентаций;
владение всеми
функциональными стилями;
владение всеми основными
изобразительновыразительными средствами

технологии

Комплексная
контрольная работа
на основе текста

Текущий
диагностический
контроль по
русскому языку

языка
Взаимодействие с партнером,
адекватная оценка
собственного поведения

менее семи изобразительновыразительных средств
Умение организовывать
учебное сотрудничество со
сверстниками и педагогами

Готовность и способность
формулировать и отстаивать
свое мнение

Готовность и способность
учитывать мнения других в
процессе групповой работы

языка
Умение продуктивно
общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции участников
деятельности
Готовность разрешать
конфликты, стремление
учитывать и
координировать различные
мнения и позиции

Способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной
деятельности; находить общее решение

Наблюдение за
ходом работы
обучающегося в
группе

Приложение 3
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Диагностируемо
№
е личностное
качество

Показатель
сформированности

1

Сформированность
личностных УУД

Готовность и способность
к смыслообразованию и
морально-этической
ориентации

2

Сформированность
активной
гражданской
позиции;
российская
идентичность

Наличие
ценностной
ориентации гражданского
выбора
и
владение
общественнополитической
терминологией
Освоение
понятия
российской идентичности.
Принятие
культурноисторических
практик
России
Социально-культурный
опыт учащихся

Предмет
мониторинга по
показателю
Количество
учащихся,
демонстрирующих
готовность и способность
к смыслообразованию и
морально-этической
ориентации
Количество
учащихся,
демонстрирующих
наличие
ценностной
ориентации гражданского
выбора
и
владение
общественнополитической
терминологией
Количество
учащихся,
освоивших
понятие
российской идентичности
и
демонстрирующих
принятие
культурноисторических
практик
России
Единицы портфолио,
подтверждающие

Оценочная
процедура

Исполнитель

Периодичност
ь процедур
мониторинга

Встроенное
наблюдение

Классный
руководитель,
тьютор

Встроенное
наблюдение.
Тестирование

Педагог-психолог
Ежегодно, в конце
совместно
(или учебного года
классный
руководитель)
с
преподавателем
общественнополитических
дисциплин
Педагог-психолог

Опрос.
Встроенное
педагогическое
наблюдение

Статистический
учет

Классный
руководитель,

В течение года, в
рамках классных
часов

3

Готовность к
продолжению
образования на
профильном
уровне, к выбору
профиля обучения

Понимание
учащимся
собственных
профессиональных
склонностей
и
способностей

Положительный
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
соответствует
рекомендованному
профилю
4

Готовность и
способность к
саморазвитию на
основе
существующих
норм морали,
национальных
традиций, традиций
этноса

Освоение
учащимися
существующих
норм
морали,
национальных
традиций,
традиций
этноса

социально-культурный
опыт учащегося
Количество
учащихся,
своевременно
ознакомленных
с
заключением
педагогапсихолога
о
профессиональных
склонностях
и
способностях учащихся
Количество
учащихся,
имеющих
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Количество
учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика
которых
соответствует
рекомендованному
профилю обучения
Количество
учащихся,
демонстрирующих
освоение
содержания
понятий:
ценностная
ориентация,
нормы
морали, национальная и
этническая идентичность,
семья, брак

тьютор
Статистический
учет

Классный
руководитель,
тьютор

Первый раз на
этапе
предпрофильной
подготовки (по
окончании
учащимися 7–8-го
классов).
Второй раз – по
окончании уровня
основного общего
образования

Статистический
учет

Классный
руководитель,
тьютор

Статистический
учет

Классный
руководитель,
тьютор

Опрос

Педагог-психолог и Ежегодно, в конце
(или)
классный учебного года
руководитель,
тьютор
в
рамках
содержания
рабочих программ
по
обществознанию и
(или) литературе

5

Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
свидетельствует
о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа, ценностям семьи и
брака
Сформированность Демонстрация культуры
культуры здорового здорового образа жизни в
образа
жизни; среде
образования
и
ценностное
социальных практиках
отношение к труду

6

Сформированность
ценностного
отношения к труду

Демонстрация уважения к
труду
как
способу
самореализации

7

Сформированность
основ
экологической
культуры

Готовность учащихся к
экологически безопасному
поведению в быту

Количество
учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика
которых
свидетельствует
о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа
Стабильность посещения
занятий
физической
культурой.
Сокращения количества
пропусков
уроков
по
болезни.
Соблюдение
элементарных
правил
гигиены
Уровень
активности
участия
в
трудовых
практиках, в том числе в
качестве волонтера
Освоение
понятий
экологического
содержания
Единицы
портфолио,
подтверждающие
социально-культурный
опыт учащегося

Статистический
учет

Классный
руководитель,
тьютор

Ежегодно, в конце
учебного года

Статистический Классный
учет.
руководитель,
Отзыв классного тьютор
руководителя

Ежегодно, в конце
учебного года

Отзыв классного Классный
руководителя
руководитель,
тьютор

Ежегодно, в конце
учебного года

Опрос.
Статистический
учет

Преподаватель
Ежегодно, в конце
экологии
или учебного года
биологии
совместно
с
классным
руководителем,
тьютором

Приложение 4
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО И
РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ (КОНКУРСА)
№
п/п

Критерии

Показатели

Источники информации

1

Результативность участников при Количество участников различных этапов, Муниципальный, региональный рейтинг по
переходе с муниципального на которые показали минимум 25% от результатам участия в олимпиаде
максимального
балла
по
системе
региональный этап олимпиады
оценивания

2

Участие
педагогов
школы
в Количество учителей участников жюри Приказы о составе жюри муниципального и
предметных
комиссиях предметных комиссий
регионального этапов олимпиады
муниципального и регионального
этапов олимпиады

3

Массовость участия в региональном Общее
количество
участников Базы участников
регионального этапа в процентах от олимпиады
этапе олимпиады
общего числа обучающихся в этих
классах.

регионального

этапа

Положительное состояние дел, если
Школа
занимает
более
высокое
положение
относительно
среднего
показателя в муниципалитете, регионе
4

Эффективность регионального этапа Количество учащихся 9–11-х классов в Базы участников заключительного этапа
списках участников заключительного олимпиады
олимпиады по каждому предмету
этапа олимпиады.

Положительное состояние дел, если
Школа
имеет
участников
заключительного этапа олимпиады
5

Результативность
участия
в Общее
количество
победителей
и Отчеты жюри
призеров
заключительного
этапа олимпиады
заключительном этапе олимпиады
олимпиады.

заключительного

Положительное состояние дел, если
Школа имеет призеров и победителей
заключительного этапа олимпиады
6

Реализация
цели
профильной Количество победителей и призеров Статистические данные по вузам
регионального этапа олимпиады для 11-х
ориентации участников олимпиады
классов, сдавших ЕГЭ по предмету
участия в региональном этапе на баллы,
позволившие им поступить в профильные
вузы, в процентах от их общего числа.
Количество победителей и призеров
заключительного этапа олимпиады для
11-х классов, поступивших в профильные
вузы, в процентах от их общего числа.
Положительная
оценка
профильного
характера олимпиады, если выпускники
выбирают
профиль
образования
в
соответствии с учебным предметом, по
которому выиграли олимпиаду

этапа

Приложение 5
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
№

Критерии оценки

Единица измерения*

1. Образовательная деятельность
1.1
1.2

1.3

1.4

Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Чел.
образовательную программу:
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
начального общего образования;
Чел.
основного общего образования;
Чел.
среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
очная
Имеется/не имеется.
Количество чел.
очно-заочная
Имеется/не имеется.
Количество чел.
заочная
Имеется/не имеется.
Количество чел.
Реализация ООП по уровням общего образования:
сетевая форма
Имеется/не имеется.
Количество чел.
с применением дистанционных образовательных технологий
Имеется/не имеется.
Количество чел.
с применением электронного обучения
Имеется/не имеется.
Количество чел.

2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
2.1

Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС

Соответствует/не соответствует

2.2
2.3
2.4

2.5

2.6
2.7
2.8

2.9
2.10

2.11

2.12
2.13

2.14

Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП Имеется/не имеется
части, формируемой участниками образовательных отношений
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками Соответствует/не соответствует
образовательных отношений, требованиям ФГОС
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и Имеется/не имеется
традиций МАОУ СОШ №7 имени Г.К.Жукова, социального
запроса потребителей образовательных услуг
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по Соответствует/не соответствует
составу предметных областей и наименованиям учебных
предметов
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по Соответствует/не соответствует
объему часов
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Соответствует/не соответствует
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, Имеется/не имеется
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их
соответствие требованиям ФГОС
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана, Имеется/не имеется
формируемой участниками образовательных отношений
Отношение количества рабочих программ курсов части учебного Количество ед. на одного обучающегося
плана, формируемой участниками образовательных отношений,
к количеству обучающихся, осваивающих ООП
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
по очно-заочной, заочной форме
Количество ед./не имеется
с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно Количество ед./не имеется
развивающимися сверстниками
8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках Количество ед./не имеется
профориентации
профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество ед./не имеется
Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется/не имеется
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям Соответствует/не соответствует
ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной
деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям Соответствует/не соответствует

2.15

2.16

2.17
2.18

2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
*

ФГОС по объему часов
Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
формирования и развития УУД и Программе воспитания
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для
курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной
деятельности
Соответствие
рабочих
программ
курсов
внеурочной
деятельности требованиям ФГОС
Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной
деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся,
осваивающих ООП
Наличие Программы формирования и развития УУД
Соответствие Программы формирования и развития УУД
требованиям ФГОС
Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и
развития УУД в общем объеме программы в часах
Наличие Программы воспитания
Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС
Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общем
объеме программы в часах

Соответствует/не соответствует
Имеется/не имеется
Соответствует/не соответствует
Количество ед. на одного обучающегося
Имеется/не имеется
Соответствует/не соответствует
%
Имеется/не имеется
Соответствует/не соответствует
%

В ходе внутренней оценки вы можете выбрать один из вариантов маркировки.

Приложение 6
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Контроль состояния условий
Группа условий

Кадровые условия

Критерии оценки

Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее
образование,
в
общей
численности педагогических работников
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
имеющих
высшее
образование
педагогической
направленности (профиля), в общей
численности
педагогических
работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам
аттестации
присвоена
квалификационная категория, в общей
численности
педагогических
работников,
в
том
числе:
первая;
высшая
Численность/удельный вес
численности педагогических

Единица
измерения

Фактический
показатель
на старте

Планируемый
Факт
показатель выполнения
(«дорожная
«дорожной
карта»)
карты»

Чел./%

15

15

Выполнено

Чел./%

15

15

Выполнено

Чел./%

2 (12%):
1 (6%)
1 (6%)

6 (15%):
3 (7,5%)
3 (7,5%)

Не
выполнено

Чел./%

5 (28%)
6 (34%)

5 (28%)
6 (34%)

Выполнено

работников в общей численности
педагогических работников,
педагогический стаж работы которых
составляет:
до 5 лет;
свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности Чел./%
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших
за последние три года повышение
квалификации
по
профилю
профессиональной деятельности и (или)
иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных
работников
Численность/удельный
вес Чел./%
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных
работников,
имеющих
профессиональную переподготовку по
профилю/направлению
профессиональной деятельности или
иной
осуществляемой
в
образовательной
организации
деятельности, в общей численности
педагогических и административнохозяйственных работников
Численность/удельный
вес Чел./%
численности
педагогических
работников, своевременно прошедших
повышение
квалификации
по
осуществлению
образовательной

25 (72%)

25 (72%)

Выполнено

23 (66%)

23 (66%)

Выполнено

23 (66%)

23 (66%)

Выполнено

деятельности в условиях ФГОС
общего
образования,
в
общей
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных
работников
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников, охваченных непрерывным
профессиональным
образованием:
тренинги,
обучающие
семинары,
стажировки;
вне
программ
повышения
квалификации
Численность/удельный вес
численности педагогических
работников, реализовавших
методические проекты под
руководством ученых или научнопедагогических работников
партнерских организаций
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или призерами конкурса
«Учитель года»
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями
или
призерами
региональных
конкурсов
профессионального мастерства
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников, имеющих публикации в

Чел./%

25 (70%)

25 (70%)

Выполнено

Чел./%

0

0

Выполнено

Чел./%

0

0

Выполнено

Чел./%

0

0

Выполнено

Чел./%

2 (1%)

2 (1%)

Выполнено

Психологопедагогические
условия

профессиональных
изданиях
на
региональном
или
федеральном
уровнях
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
ведущих
личную
страничку на сайте школы
Количество педагогов-психологов в
штатном расписании
Количество педагогов-психологов по
совместительству
Количество социальных педагогов
Доля педагогических работников с
вмененным функционалом тьютора в
общем количестве педагогических
работников
Доля
мероприятий,
курируемых
педагогом-психологом в Программе
воспитания
Доля
мероприятий,
курируемых
педагогом-психологом в Программе
формирования и развития УУД
Доля курсов внеурочной деятельности,
разработанных
при
участии
(соавторстве) педагога-психолога в
общем объеме курсов внеурочной
деятельности в плане внеурочной
деятельности
Количество
дополнительных
образовательных программ на базе
школы, разработанных при участии
(соавторстве) педагога-психолога
Наличие оборудованного помещения,
приспособленного
для

Чел./%

5 (3%)

5 (3%)

Выполнено

Чел.

1

1

Выполнено

Чел.

0

1

Чел.
Чел./%

1
0

1
1

Не
выполнено
Выполнено
Не
выполнено

Ед./%

30%

30%

Выполнено

Ед./%

40%

40%

Выполнено

Ед./%

0

3

Не
выполнено

Ед.

2

2

Выполнено

Имеется/не
имеется

1

1

Выполнено

Материальнотехнические
условия

индивидуальных
консультаций
с
обучающимися, родителями
Наличие
оборудованных
образовательных пространств для
психологической
разгрузки;
рекреационных зон
Количество компьютеров в расчете на
одного учащегося
Оснащенность учебных кабинетов (в
соответствии с ФГОС/федеральными
или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки,
в
том
числе:
с обеспечением возможности работы на
стационарных
компьютерах
или
использования
переносных
компьютеров;
с
медиатекой;
оснащенного средствами сканирования
и
распознавания
текстов;
с выходом в интернет с компьютеров,
расположенных
в
помещении
библиотеки;
с возможностью размножения печатных
бумажных материалов
Численность/удельный
вес
численности
учащихся,
которым
обеспечена возможность пользоваться
широкополосным
интернетом
(не
менее 2 Мб/с), в общей численности
учащихся
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность, в расчете на одного

Имеется/не
имеется

3

3

Выполнено

Ед.

0,3

0,3

Выполнено

Ед./%

22/100%

22/100%

Выполнено

Да / нет

Да

Да

Выполнено

Чел./%

858 (100%)

858 (100%)

Выполнено

Кв. м

3,13

3,13

Выполнено

Учебнометодическое и
информационное
обеспечение

учащегося
Количество экземпляров учебной и
учебно-методической литературы в
общем количестве единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров справочной
литературы в общем количестве
единиц
хранения
библиотечного
фонда, состоящих на учете, в расчете
на одного учащегося
Количество
экземпляров
научнопопулярной литературы в общем
количестве
единиц
хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Соответствие используемых учебников
и учебных пособий федеральному
перечню
Наличие
общедоступного
аннотированного
перечня
информационных
образовательных
ресурсов интернета
Количество
единиц
электронных
образовательных
ресурсов,
используемых при реализации рабочих
программ по предметам учебного
плана
Количество
единиц
цифровых
программных
продуктов,
используемых при реализации плана
внеурочной деятельности

Ед./%

7

7

Выполнено

Ед.

0,6

0,6

Выполнено

Ед.

1,3

1,3

Выполнено

Соответствует/не Соответствует
соответствует

Соответствует

Выполнено

Да/Нет

Да

Да

Выполнено

Ед.

10

10

Выполнено

Ед.

1

1

Выполнено

Количество
единиц
цифровых Ед.
программных
продуктов,
используемых
для
обеспечения
проектной деятельности обучающихся
Соответствие
содержания
сайта Соответствует/
требованиям статьи 29 Федерального не соответствует
закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»

2

2

Выполнено

Соответствует

Соответствует

Выполнено

Приложение 7
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Анализ занятия дополнительного образования
ФИ О педагога дополнительного образования
Образовательное объединение
Возраст учащихся
Дата занятия
Наименование программы
Тема занятия
Оборудование

Морозова Ольга Петровна
Кружок «Творим сами»
7–12 лет
15 ноября 2018
Основы лепки из полимерной глины
Лепка цветов
Полимерная глина, набор для лепки, защитные подложки, очищающие
салфетки
Цель посещения и контроля
Мероприятие в рамках ВСОКО
Схема анализа занятия
Этапы подготовки и
Параметры
Действия педагога дополнительного образования
реализации занятия
оценки
Подготовка оборудования Педагог подготовил необходимое оборудование или раздаточные материалы для
5–4
и организация рабочих
каждого ученика до занятия
мест обучающихся
Педагог потратил время на занятии, чтобы подготовить необходимое оборудование,
3–1
раздаточный материал или ничего не подготовил
Мотивация обучающихся Педагог задал направление работы обучающихся, настроил их на активную
5–4
деятельность. Рассказал, каких полезных для жизни результатов достигнут на
занятии
Не мотивировал учеников
3–1
Сообщение темы занятия Педагог сообщил тему занятия
5–4
Учащиеся сформулировали тему занятия самостоятельно
3–1
Сообщение целей занятия Педагог сформулировал на понятном для учащихся языке три группы целей:
5–4
образовательные, развивающие и воспитательные. Педагог в целях учел
индивидуальные образовательные возможности учащихся
Педагог сформулировал одну группу целей (например, только образовательные).
3–1
Индивидуальные возможности не учел
Актуализация имеющихся Педагог провел актуализацию имеющихся у школьников знаний, умений, способов
5–4

Балл
5
–
4
–
5
–
5
–
5

у обучающихся знаний
Подведение
промежуточных целей
и результатов
Контроль активности
учеников
Организация
самостоятельной работы

Анализ ошибок учеников,
организация самоанализа
Оценка работы
обучающихся на занятии
Актуализация внимания
обучающихся
Отработка умений
и способов действий
Индивидуализация
обучения

действий
Педагог пропустил этап актуализации
Педагог сформулировал цели и подвел итоги для промежуточных этапов
Педагог не сформулировал цели и результаты промежуточных этапов, не подвел
итоги
Педагог проконтролировал и поощрил активность учеников. Ученики активны
Педагог проконтролировал активность учеников один или два раза. Ученики
малоактивны ИЛИ
Активность не проконтролировал. Ученики пассивны
Педагог полностью использовал возможность самостоятельной работы: вовремя
организовал, смотивировал учеников, рассказал критерии оценки или самооценки
самостоятельной работы, прокомментировал оценку
Педагог частично использовал возможности самостоятельной работы: ее на занятии
было недостаточно, не прокомментировал критерии до того, как оценил результаты.
ИЛИ Самостоятельную работу не организовал
Педагог корректно объяснил, как исправить недочеты. Мотивировал учеников
провести самоанализ
Педагог некорректно прокомментировал недочеты, раскритиковал не выполнение
задания, а личностные качества ученика, не предложил найти и объяснить ошибки
Педагог оценил работу учеников объективно, аргументировал по критериям.
Критерии ученики знали заранее
Оценил объективно, но не аргументировал. Критерии оценки ученикам неизвестны
Педагог проконтролировал уровень внимания учеников на разных этапах занятия,
поддержал внимание
Не проконтролировал уровень внимания ИЛИ
Использовал приемы, которые не повышали внимание учеников
Педагог выбрал задания, которые способствовали усвоению/повторению главного в
теме
Педагог выбрал задания, которые частично или совсем не способствовали
усвоению/повторению главного в теме
Практические задания соответствовали индивидуальному уровню освоения
программы учащимися, педагог использовал разноуровневые задания
Практические задания не соответствовали индивидуальному уровню освоения
программы учащимися, педагог не использовал разноуровневые задания

3–1
5–4
3–1

–
4
–

5–4
3–1

5
–

5–4

5

3–1

–

5–4

5

3–1

–

5–4

5

3–1
5–4

–
4

3–1

–

5–4

5

3–1

–

5–4

4

3–1

–

Разъяснение заданий
Оценка времени, которое
обучающиеся тратят
на задание

Последовательность
этапов занятия
Контроль времени
на занятии
Подведение итогов
занятия

Рефлексия
Воспитание интереса к
занятиям кружка/секции
Формирование
универсальных учебных
действий (УУД)
Взаимоотношения
педагога и учащихся
Целесообразность

Педагог разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания
Педагог не разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические
задания
Педагог выбрал задания для обучающихся, в которых учел примерные затраты
времени на его выполнение. Затраты времени соответствовали возможностям
обучающихся
Педагог выбрал задания для обучающихся, в которых не учел примерные затраты
времени на его выполнение. Затраты времени не соответствовали возможностям
обучающихся
Педагог логично изложил материал. Этапы занятия последовательны
Педагог допустил логические ошибки в изложении материала. Этапы занятия
непоследовательны
Педагог рационально использовал время занятия, не отвлекался на посторонние
разговоры с обучающимися, контролировал каждый этап и время занятия
Педагог нерационально использовал время занятия
Педагог мотивировал учеников подвести итоги занятия. Учащиеся подвели итоги
занятия в соответствии с целями и задачами занятия, рассказали, каких
образовательных результатов достигли
Педагог подвел итог занятия. Цели, задачи, планируемые результаты обучения с
итогом работы не сопоставил ИЛИ
Педагог и ученики не подвели итоги
Педагог использовал на занятии приемы рефлексии
Педагог не провел рефлексию
Педагог воспитывал интерес учащихся к занятиям: предлагал нестандартные
задания, мотивировал, работал индивидуально с учениками и др.
Интерес учащихся к занятиям не формировал
Педагог формировал или развивал УУД: регулятивные, познавательные,
коммуникативные, личностные
Педагог не формировал УУД
Педагог создал на занятии благоприятную обстановку, школьникам эмоционально
комфортно, отношения уважительные, открытые
Эмоциональный климат неблагоприятный (педагог авторитарен, излишне критикует
учеников или не поддерживает дисциплину, попустительствует учащимся и т. д.)
Педагог использовал ТСО, которые повышают качество образовательных

5–4
3–1

5
–

5–4

5

3–1

–

5–4
3–1

5
–

5–4

5

3–1
5–4

–
4

3–1

–

5–4
3–1
5–4

5
–
5

3–1
5–4

–
5

3–1
5–4

–
5

3–1

–

5–4

4

использования
технических средств
обучения (ТСО)
Соблюдение санитарногигиенических
требований на занятии
Организация
физкультминутки на
занятиях
Наличие признаков
переутомления у
обучающихся

результатов
Педагог неоправданно использовал ТСО (больше развлекали, чем обучали или были
сложными для обучающихся)
Педагог соблюдал требования к освещению, температурному и воздушному режиму,
к технике безопасности, провел инструктаж по технике безопасности и пр.
Педагог соблюдал требования, инструктаж не проводил
Педагог провел физкультминутку, содержание и форма физкультминутки связаны
с тематикой занятия, оптимально выбрал время проведения физкультминутки
Педагог не провел физкультминутку
Педагог спланировал занятие и выбрал задания, которые не повысили утомляемость
учеников
Педагог выбрал слишком сложные задания, не провел физкультминутку и не
предотвратил повышенную утомляемость
Педагог устранил недочеты, которые были на предыдущих занятиях

Учет ранее высказанных
замечаний и
Педагог не обратил внимания на замечания и пожелания эксперта, который
рекомендаций педагогом
оценивал предыдущее занятие. Ошибки повторил
(при наличии)
Количество баллов:
126
Вывод:
Уровень подготовки педагога и качество проведения занятия высокое
(если педагог набрал 30 и
менее баллов, то не
подподготовил занятие)
подготовил занятие)
Занятие посетил заместитель директора
по УВР
(подпись)
(ФИО)
С результатами контроля ознакомлен(а)
(подпись)
(ФИО)

3–1

–

5–4

5

3–1
5–4

–
–

3–1
5–4

3
5

3–1

–

5–4
3–1

4
–


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».