Российская Федерация Краснодарский край Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова Утверждено решением педсовета протокол № 1 от 31.08.2022 г Председатель педсовета Шаламов Р.Ю. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СЕКЦИИ «Самбо» Уровень базовый Количество часов всего: 204 Количество часов в неделю: 9 Класс: Срок реализации программы: 5-7 классы 1 год Сивоплясов Максим Борисович, педагог дополнительного образования Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по самбо (одобрена экспертным советом МОН РФ по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях РФ, протокол № 12 от 26.04.2016 г.): Армавир, 2022 г 1. Пояснительная записка России активно возрождаются культурные традиции. Исторически сложилось, что национальные виды спорта формировались в России и развиваются со времен Древней Руси, передаются из поколения в поколение, постепенно развиваясь, формируя общую культуру человека и нации в целом. Все исконно русские виды спорта направлены на воспитание и развитие физической и духовной сил. Самбо – составная часть национальной культуры, в которую входят не только самые рациональные методики и техники борьбы, но и прежде всего, история побед нашего Отечества, искусство, культура и Великий русский язык. На сегодняшний день самбо является историческим наследием, национальной идеей, ценностным хранителем русского языка и русской культуры. На него возлагается огромная ответственность и стратегическая роль воспитании подрастающего поколения и популяризации спорта. Отличительными особенностями программы является преемственность и интеграция общего и дополнительного образования на протяжении всего периода обучения. Содержание Программы группируется вокруг базовых национальных ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации выдающихся соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового образа жизни. Программа будет способствовать физическому развитию подрастающего поколения, их готовности к защите Родины. Программа не только ориентирована на возрождение культурных традиций, воспитание детей и граждан нашей страны, опираясь при этом на огромный потенциал Самбо, созданного на основе национальных видов борьбы народов Советского Союза. Самозащита без оружия — это система философии справедливости, сдержанной силы, разумной социальной стабильности и жизнеспособности. Целевая аудитория. Реализация программы дополнительного образования «самбо» (далее – Программа «Самбо») предполагает контингент обучающихся 5-9 классов на базовом уровне Программа разработана на основе базовых и наиболее безопасных элементов борьбы самбо с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. С учетом контактности данного вида спорта, предусматривается четкое соблюдение требований по обучению, указанных в программе. Набор в группу осуществляется на основе добровольности и по состоянию здоровья (медицинский допуск к занятиям обязателен). Общее количество обучающихся в группе не должно превышать 15 человек. Программа «Самбо» предусматривает прохождения материала в течение 1 года (41 час) при одном часе в неделю. Программа «Самбо» предусматривает следующие формы организации учебно – тренировочных занятий и формы организации учебной деятельности: - теоретические (лекции, семинары, консультации, тренинги, экскурсии); - практические (общая физическая, специальная, техническая, тактическая и психологическая подготовки, мастер-классы, соревновательная деятельность); - индивидуальные, групповые, фронтальные. Цель Программы «Самбо» – формирование физической и духовной культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на основе национально – культурных ценностей и традиций Самбо Задачи: - сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма; оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; - повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений саморегуляции средствами вида спорта «Самбо»; - формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений; формирование культуры движений средствами вида спорта «Самбо»; - приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре и виду спорта «Самбо»; - содействие развитию психомоторных функций и формирование морально – волевых качеств; обеспечение интеллектуального, морального, духовного и физического развития и гражданско – патриотического воспитания обучающихся. Планируемые результаты. Обучающийся должен знать: - историю развития, традиции национального вида спорта самбо; специальную базовую терминологию самбо; основные гигиенические требования на занятиях самбо; - основные правила техники безопасности при падениях и непредвиденных жизненных обстоятельствах; основные понятия о физической культуре, как одном из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья; базовые сведения о строении и функциях организма и основных ее системах; - профилактические меры по предупреждению травматизма и заболеваний; методы самоконтроля и саморегуляции психического и физического состояния. Обучающийся должен уметь: - качественно выполнять упражнения, предусмотренные программой; показывать и объяснять технику страховки и самостраховки; взаимодействовать с партнером; - применять полученные на занятиях знания и умения в соревновательной деятельности; - презентовать изученные технические приѐмы и действия для пропаганды вида спорта самбо (показательные выступления); Обучающийся должен владеть следующими устойчивыми навыками: организованности и дисциплинированности; самообладания и самоконтроля; этического поведения спортсмена – самбиста; ведения здорового и безопасного образа жизни. Данная Программа способствует формированию ключевых компетенций обучающихся в различных сферах деятельности: - планирование режима дня, правильное распределение физической нагрузки, составление сбалансированного рациона питания, регулирование двигательной активности и отдыха; - самостоятельное выполнение требований личной гигиены и соблюдение правил техники безопасности как на занятиях самбо и физической культуры в целом, так и в повседневной жизни; - владение техниками восстановления работоспособности в различных режимах физической и психологической нагрузки, а также методами закаливания организма и приемами укрепления и сохранения здоровья; готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному общению (жесты, движения); - готовность к социальной адаптации, взаимопомощи и взаимоподдержке; готовность к самоанализу действий и проецированию результативности; самоорганизация своего свободного времени, досуга, активного отдыха, пропагандирующего здоровый образ жизни; - соблюдение основ профилактики простудных и социальных заболеваний, бытового травматизма и безопасного поведения; - идентификация себя как гражданина собственной страны – России; - готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные - через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты - через универсальные учебные действия (далее УУД). В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: -дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; -умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; -умение оказывать помощь своим сверстникам; -отношение к здоровью как высшей ценности человека; -потребность ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни; -умение организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, организации места занятий; -соблюдение правил гигиены и развитие готовности на основе их использования самостоятельно поддерживать своѐ здоровье. Регулятивные УУД. Учащиеся научатся: -планировать пути достижения целей; -устанавливать целевые приоритеты; -владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; -осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения заданий и полученным результатом; -распознавать позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье; -составлять, анализировать и контролировать режим дня. Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся: -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; -доступно излагать знания о борьбе самбо; -формулировать цели и задачи занятий по самбо; -формировать умения позитивного коммуникативного общения с окружающими; -аргументировано высказывать свою точку зрения; -критиковать, хвалить и принимать похвалу с учѐтом ситуации взаимодействия. Познавательные УУД. Учащиеся получат знания: -по истории и развитию борьбы самбо; -о здоровом образе жизни, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В ходе реализации программы «Самбо» учащиеся получат следующие предметные результаты: -знания о борьбе самбо и еѐ роли в укреплении здоровья; -умение рационально распределять своѐ время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; -умение вести наблюдение за показателями своего физического развития. Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний - учащиеся принимают участие в оздоровительных процедурах, занимаются в секции «Самбо». Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений учащихся к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие детей, занимающихся по программе «Самбо», участие в школьных спортивных турнирах и оздоровительных акциях. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет участие в создании спортивных и оздоровительных проектах, взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы. Формы контроля: Основной показатель реализации программы «Самбо» - это стабильность состава учащихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях. Способы проверки результатов: - зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно); - диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно); - тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно); - участие в соревнованиях. 2. Учебно-тематический план: Всего, часов Гимнастика с элементами акробатики Кувырок вперед и назад. «Мост» из положения лежа на спине. Колесо, рандат, ходьба на руках. Кувырок вперед через правое и левое плечо Кувырок назад через правое и левое плечо Кувырок через препятствие в длину Техника страховки и самостраховки. Подвижные игры. Падение вперед и назад. Падение вперѐд, назад и на бок Падение вперѐд, назад и на бок через партнѐра, стоящего на коленях и предплечьях. Падение вперед и назад из положения стоя. Падение вперед, назад и на бок из положения стоя. Подвижные игры с элементами страховки и самостраховки. Элементами страховки и самостраховки на скорость. Падение на спину и на бок, кувырком вперѐд, держась за руку партнѐра Перекат через плечо. 30 Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 6 6 6 6 6 72 6 6 6 6 6 6 6 6 6 внеаудиторные Наименование разделов/ тем аудиторные № п/п Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) В ходе освоения курса дополнительного образования обучающийся должен: 1. Анализировать и контролировать результат обучения. 2. Иметь установку на здоровый образ жизни 3. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. 4.Планировать свои действия в коллективной игре. 5.Учитывать установленные правила техники безопасности. 6.Оценивать правильность выполнения своих действий и действий других обучающихся. 7. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. 8. Излагать правила и условия игры. 9.Описывать технику приемов страховки и самостраховки. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Кувырок вперед через партнера. Подвижные игры. Подвижные игры. Техника борьбы в стойке Изучение техники борьбы в стойке. Захваты. Выведение из равновесия. Передвижения. Броски: задняя подножка, передняя подножка, подсечка. Задняя подножка с захватом ноги снаружи. Техника борьбы в партере Изучение техники борьбы лѐжа. Перевороты. Удержания. Болевые приѐмы: Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку. Рычаг локтя с захватом руки между ногами, узел ногой от удержания сбоку Узел ногой от удержания сбоку, ущемление ахиллесова сухожилия. Защита от захватов и обхватов Простейшие способы защиты от захватов. Простейшие способы защиты от обхватов. Освобождение от обхватов туловища спереди и сзади. Расслабляющие удары в болевые точки. Спортивные игры. Эстафеты Игра в футбол. Игра в баскетбол. Игра в пионербол. Эстафеты с мячами. Эстафеты с элементами акробатики Итого: 204 часа 6 6 6 24 6 6 6 6 24 6 6 6 6 24 6 6 6 6 30 6 6 6 6 6 10. Освоить двигательные действия в работе с партнером. 11.Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. 3. Содержание ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. 1. Гимнастика с элементами акробатики (30 часов) Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях Самбо. Врачебный контроль и самоконтроль. Физическая культура и спорт в России. Основы техники и тактики Самбо. Система упражнений Самбо. Краткие сведения о физиологических основах тренировки в самбо. 2. Практические занятия (174 часа) 2.1. Общая физическая подготовка (ОФП) (72 часов) Строевые упражнения. Строевые приемы. Выполнение строевых команд. Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота. Понятия: «строевая стойка», «стойка ноги врозь», «основная стойка», «колонна», «шеренга», «фронт», «тыл», «интервал», «дистанция». Построение в колонну по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две, три, четыре). Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из шеренги в колонну захождением отделений плечом. Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение бегом. Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в обход, по диагонали, противоходом, змейкой, по кругу. Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от середины (вправо, влево). Размыкание колоннах по направляющим. Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы, бега, прыжков. 2.2. Техника борьбы в стойке (34 часов) Падение с опорой на руки. Падение с опорой на ноги. Падение с приземлением на колени. 2.3. Техническо-тактическая подготовка (48 часов) Выведение из равновесия рывком партнѐра, стоящего на колене (коленях). Выведение из равновесия толчком партнѐра, стоящего на колене (коленях). Задняя подножка захватом руки и туловища. Передняя подножка с захватом руки и туловища. Боковая подсечка под выставленную ногу. Передняя подсечка встающему сопернику. Зацеп голенью изнутри. Бросок через голову захватом шеи и руки с упором голенью в живот. Отхват снаружи. Бросок через бедро с захватом пояса. Бросок через спину захватом руки на плечо. 2.4. Упражнения специальной физической и психологической подготовки (24 час) Система координационных и кондиционных упражнений самбиста. Схватки на технику, на тактику. Схватки на развитие специальных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Схватки для развития морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности). 3. Контрольные нормативы (30 часа). Сдача контрольных нормативов. Общая физическая подготовка (ОФП): 6-ти минутный бег, бег 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, подтягивание в висе (юноши); сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки). Специальная физическая подготовка (СФП): подтягивание из виса на руках, бросок набивного мяча, наклон вперед. Соревновательная практика (подвижные игры с элементами единоборств). 4. Материально-технического обеспечения 1. 2. 3. Физкультурно-оздоровительный комплекс школы. Спортивная площадка. Ковер для занятий самбо, гимнастические маты. 5. Список литературы Литература для педагога 1. Закон Об образовании в Российской Федерации [Текст]: от 29 дек. 2012 г. - № 273-ФЗ // Вестник Образования России.- 2013г. - № 3-4. – С. 10- 159. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 3. Примерная программы по предмету «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/16 от 20.09.2016 года «О проекте примерной рабочей программы по предмету «Физическая культура» для образовательных организаций. реализующих программы начального, основного и среднего общего образования). 4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по самбо (одобрена экспертным советом МОН РФ по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях РФ, протокол № 12 от 26.04.2016 г.) 5. Методические рекомендации по реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях РФ МОН РФ 2017 г. 6. Методические рекомендации Минспорта России от 31.03.2017 г. «По организации и выполнению испытаний (тестов) ВФСК ГТО. 7. http://sportobr.ru/?page_id=170 Интернет источники для обучающихся: http://www.sambo.ru http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/ https://xn----7sbbeg3aunt0a.xn--p1ai/ https://gtonorm.ru/sambo-samozashhita-bez-oruzhiya.html