Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции «Самбо» 2022

Российская Федерация
Краснодарский край
Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова
Утверждено
решением педсовета
протокол № 1
от 31.08.2022 г
Председатель педсовета
Шаламов Р.Ю.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СЕКЦИИ «Самбо»
Уровень базовый
Количество часов всего:

204

Количество часов в неделю:

9

Класс:
Срок реализации программы:

5-7 классы
1 год

Сивоплясов Максим Борисович,
педагог дополнительного образования

Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
по
самбо (одобрена экспертным советом МОН РФ по совершенствованию системы
физического воспитания в образовательных организациях РФ, протокол № 12 от
26.04.2016 г.):

Армавир, 2022 г

1. Пояснительная записка
России активно возрождаются культурные традиции. Исторически
сложилось, что национальные виды спорта формировались в России и
развиваются со времен Древней Руси, передаются из поколения в поколение,
постепенно развиваясь, формируя общую культуру человека и нации в целом.
Все исконно русские виды спорта направлены на воспитание и развитие
физической и духовной сил.
Самбо – составная часть национальной культуры, в которую входят не
только самые рациональные методики и техники борьбы, но и прежде всего,
история побед нашего Отечества, искусство, культура и Великий русский язык.
На сегодняшний день самбо является историческим наследием,
национальной идеей, ценностным хранителем русского языка и русской
культуры. На него возлагается огромная ответственность и стратегическая роль
воспитании подрастающего поколения и популяризации спорта.
Отличительными особенностями программы является преемственность и
интеграция общего и дополнительного образования на протяжении всего
периода обучения.
Содержание Программы группируется вокруг базовых национальных
ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации выдающихся
соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что
позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру
здорового образа жизни. Программа будет способствовать физическому
развитию подрастающего поколения, их готовности к защите Родины.
Программа не только ориентирована на возрождение культурных традиций,
воспитание детей и граждан нашей страны, опираясь при этом на огромный
потенциал Самбо, созданного на основе национальных видов борьбы народов
Советского Союза.
Самозащита без оружия — это система философии справедливости,
сдержанной силы, разумной социальной стабильности и жизнеспособности.
Целевая аудитория. Реализация программы дополнительного образования
«самбо» (далее – Программа «Самбо») предполагает контингент обучающихся
5-9 классов на базовом уровне
Программа разработана на основе базовых и наиболее безопасных элементов
борьбы самбо с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
обучающихся. С учетом контактности данного вида спорта, предусматривается
четкое соблюдение требований по обучению, указанных в программе. Набор в
группу осуществляется на основе добровольности и по состоянию здоровья
(медицинский допуск к занятиям обязателен). Общее количество обучающихся
в группе не должно превышать 15 человек.
Программа «Самбо» предусматривает прохождения материала в течение 1
года (41 час) при одном часе в неделю.
Программа «Самбо» предусматривает следующие формы организации
учебно – тренировочных занятий и формы организации учебной деятельности:
- теоретические (лекции, семинары, консультации, тренинги, экскурсии);

- практические (общая физическая, специальная, техническая, тактическая и
психологическая подготовки, мастер-классы, соревновательная деятельность);
- индивидуальные, групповые, фронтальные.
Цель Программы «Самбо» – формирование физической и духовной
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на основе
национально – культурных ценностей и традиций Самбо
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма;
оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей;
- повышение функциональных возможностей организма, формирование
навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений
саморегуляции средствами вида спорта «Самбо»;
- формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных
навыков и умений; формирование культуры движений средствами вида спорта
«Самбо»;
- приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической
культуре и виду спорта «Самбо»;
- содействие развитию психомоторных функций и формирование морально –
волевых качеств; обеспечение интеллектуального, морального, духовного и
физического развития и гражданско – патриотического воспитания
обучающихся.
Планируемые результаты.
Обучающийся должен знать:
- историю развития, традиции национального вида спорта самбо; специальную
базовую терминологию самбо; основные гигиенические требования на занятиях
самбо;
- основные правила техники безопасности при падениях и непредвиденных
жизненных обстоятельствах; основные понятия о физической культуре, как
одном из эффективных средств всестороннего гармонического развития
личности, сохранения и укрепления здоровья; базовые сведения о строении и
функциях организма и основных ее системах;
- профилактические меры по предупреждению травматизма и заболеваний;
методы самоконтроля и саморегуляции психического и физического состояния.
Обучающийся должен уметь:
- качественно выполнять упражнения, предусмотренные программой;
показывать
и
объяснять
технику
страховки
и
самостраховки;
взаимодействовать с партнером;
- применять полученные на занятиях знания и умения в соревновательной
деятельности;
- презентовать изученные технические приѐмы и действия для пропаганды вида
спорта самбо (показательные выступления);
Обучающийся должен владеть следующими устойчивыми навыками:
организованности и дисциплинированности; самообладания и самоконтроля;

этического поведения спортсмена – самбиста; ведения здорового и безопасного
образа жизни.
Данная Программа способствует формированию ключевых компетенций
обучающихся в различных сферах деятельности:
- планирование режима дня, правильное распределение физической нагрузки,
составление сбалансированного рациона питания, регулирование двигательной
активности и отдыха;
- самостоятельное выполнение требований личной гигиены и соблюдение
правил техники безопасности как на занятиях самбо и физической культуры в
целом, так и в повседневной жизни;
- владение техниками восстановления работоспособности в различных
режимах физической и психологической нагрузки, а также методами
закаливания организма и приемами укрепления и сохранения здоровья;
готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному
общению (жесты, движения);
- готовность к социальной адаптации, взаимопомощи и взаимоподдержке; готовность к самоанализу действий и проецированию результативности; самоорганизация своего свободного времени, досуга, активного отдыха,
пропагандирующего здоровый образ жизни;
- соблюдение основ профилактики простудных и социальных заболеваний,
бытового травматизма и безопасного поведения;
- идентификация себя как гражданина собственной страны – России;
- готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых
национальных ценностей; предметные - через формирование основных
элементов научного знания, а метапредметные результаты - через
универсальные учебные действия (далее УУД).
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам;
-отношение к здоровью как высшей ценности человека;
-потребность ответственного отношения к окружающим и осознания ценности
человеческой жизни;
-умение организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ
безопасности, организации места занятий;
-соблюдение правил гигиены и развитие готовности на основе их
использования самостоятельно поддерживать своѐ здоровье.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
-планировать пути достижения целей;

-устанавливать целевые приоритеты;
-владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности;
-осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения заданий и
полученным результатом;
-распознавать позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье;
-составлять, анализировать и контролировать режим дня.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
-доступно излагать знания о борьбе самбо;
-формулировать цели и задачи занятий по самбо;
-формировать
умения
позитивного
коммуникативного
общения
с
окружающими;
-аргументировано высказывать свою точку зрения;
-критиковать, хвалить и принимать похвалу с учѐтом ситуации взаимодействия.
Познавательные УУД.
Учащиеся получат знания:
-по истории и развитию борьбы самбо;
-о здоровом образе жизни, о роли и месте физической культуры в организации
здорового образа жизни.
В ходе реализации программы «Самбо» учащиеся получат следующие
предметные результаты:
-знания о борьбе самбо и еѐ роли в укреплении здоровья;
-умение рационально распределять своѐ время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
-умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных
знаний - учащиеся принимают участие в оздоровительных процедурах,
занимаются в секции «Самбо». Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений
учащихся к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет равноправное взаимодействие детей, занимающихся по
программе «Самбо», участие в школьных спортивных турнирах и
оздоровительных акциях.
Третий
уровень
результатов
получение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет участие в создании спортивных и
оздоровительных проектах, взаимодействие учащихся с социальными
субъектами за пределами школы.
Формы контроля:

Основной показатель реализации программы «Самбо» - это стабильность
состава учащихся, динамика прироста индивидуальных показателей
выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся,
выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической, и теоретической подготовки (по истечении каждого
года), результаты участия в соревнованиях.
Способы проверки результатов:
- зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
- диагностирование уровня физического развития,
функциональных
возможностей детей (ежегодно);
- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня
сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
- участие в соревнованиях.
2. Учебно-тематический план:
Всего,
часов

Гимнастика с элементами
акробатики
Кувырок вперед и назад. «Мост» из
положения лежа на спине.
Колесо, рандат, ходьба на руках.
Кувырок вперед через правое и
левое плечо
Кувырок назад через правое и
левое плечо
Кувырок через препятствие в длину
Техника страховки и
самостраховки. Подвижные
игры.
Падение вперед и назад.
Падение вперѐд, назад и на бок
Падение вперѐд, назад и на бок
через партнѐра, стоящего на
коленях и предплечьях.
Падение вперед и назад из
положения стоя.
Падение вперед, назад и на бок из
положения стоя.
Подвижные игры с элементами
страховки и самостраховки.
Элементами страховки и
самостраховки на скорость.
Падение на спину и на бок,
кувырком вперѐд, держась за руку
партнѐра
Перекат через плечо.

30

Количество
часов

1.
2.
3.
4.

5.

6
7
8
9
10
11
12

13
14

6
6
6
6
6
72

6
6
6

6
6
6
6
6

6

внеаудиторные

Наименование разделов/ тем

аудиторные

№ п/п

Основные виды
деятельности обучающихся
(на уровне УУД)

В ходе освоения курса
дополнительного
образования обучающийся
должен:
1. Анализировать и
контролировать результат
обучения.
2. Иметь установку на
здоровый образ жизни
3. Учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия.
4.Планировать свои
действия в коллективной
игре.
5.Учитывать
установленные правила
техники безопасности.
6.Оценивать правильность
выполнения своих
действий и действий
других обучающихся.
7. Адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителей, товарищей,
родителей и других людей.
8. Излагать правила и
условия игры.
9.Описывать технику
приемов страховки и
самостраховки.

15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

Кувырок вперед через партнера.
Подвижные игры.
Подвижные игры.
Техника борьбы в стойке
Изучение техники борьбы в стойке.
Захваты.
Выведение из равновесия.
Передвижения. Броски: задняя
подножка, передняя подножка,
подсечка.
Задняя подножка с захватом ноги
снаружи.
Техника борьбы в партере
Изучение техники борьбы лѐжа.
Перевороты. Удержания.
Болевые приѐмы: Рычаг локтя
через бедро от удержания сбоку.
Рычаг локтя с захватом руки между
ногами, узел ногой от удержания
сбоку
Узел ногой от удержания сбоку,
ущемление ахиллесова сухожилия.
Защита от захватов и обхватов
Простейшие способы защиты от
захватов.
Простейшие способы защиты от
обхватов.
Освобождение от обхватов
туловища спереди и сзади.
Расслабляющие удары в болевые
точки.
Спортивные игры. Эстафеты
Игра в футбол.
Игра в баскетбол.
Игра в пионербол.
Эстафеты с мячами.
Эстафеты с элементами акробатики
Итого: 204 часа

6
6
6
24
6
6
6

6
24
6
6
6

6
24
6
6
6
6
30
6
6
6
6
6

10. Освоить двигательные
действия в работе с
партнером.
11.Адекватно использовать
коммуникативные, прежде
всего речевые, средства
для решения различных
коммуникативных задач,
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой
коммуникации.

3.

Содержание

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

1. Гимнастика с элементами акробатики (30 часов)
Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях Самбо.
Врачебный контроль и самоконтроль. Физическая культура и спорт в России.
Основы техники и тактики Самбо. Система упражнений Самбо. Краткие
сведения о физиологических основах тренировки в самбо.
2. Практические занятия (174 часа)
2.1. Общая физическая подготовка (ОФП) (72 часов)
Строевые упражнения. Строевые приемы. Выполнение строевых команд.
Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота. Понятия:
«строевая стойка», «стойка ноги врозь», «основная стойка», «колонна»,
«шеренга», «фронт», «тыл», «интервал», «дистанция». Построение в колонну
по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две, три, четыре). Перестроения:
из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из шеренги в
колонну захождением отделений плечом.
Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение бегом.
Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в обход, по
диагонали, противоходом, змейкой, по кругу. Размыкание и смыкание:
приставным шагом, от направляющего, от середины (вправо, влево).
Размыкание колоннах по направляющим.
Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы, бега,
прыжков.
2.2. Техника борьбы в стойке (34 часов)
Падение с опорой на руки. Падение с опорой на ноги. Падение с
приземлением на колени.
2.3. Техническо-тактическая подготовка (48 часов)
Выведение из равновесия рывком партнѐра, стоящего на колене (коленях).
Выведение из равновесия толчком партнѐра, стоящего на колене (коленях).
Задняя подножка захватом руки и туловища. Передняя подножка с захватом
руки и туловища.
Боковая подсечка под выставленную ногу. Передняя подсечка встающему
сопернику.
Зацеп голенью изнутри.
Бросок через голову захватом шеи и руки с упором голенью в живот.
Отхват снаружи.
Бросок через бедро с захватом пояса. Бросок через спину захватом руки на
плечо.
2.4. Упражнения специальной физической и психологической
подготовки (24 час)
Система координационных и кондиционных упражнений самбиста. Схватки
на технику, на тактику. Схватки на развитие специальных физических

качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Схватки для
развития морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, выдержки,
решительности, инициативности).
3.
Контрольные нормативы (30 часа).
Сдача контрольных нормативов. Общая физическая подготовка (ОФП):
6-ти минутный бег, бег 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м,
подтягивание в висе (юноши); сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки).
Специальная физическая подготовка (СФП): подтягивание из виса на руках,
бросок набивного мяча, наклон вперед.
Соревновательная практика (подвижные игры с элементами единоборств).

4. Материально-технического обеспечения
1.
2.
3.

Физкультурно-оздоровительный комплекс школы.
Спортивная площадка.
Ковер для занятий самбо, гимнастические маты.
5. Список литературы

Литература для педагога
1. Закон Об образовании в Российской Федерации [Текст]: от 29 дек. 2012 г.
- № 273-ФЗ // Вестник Образования России.- 2013г. - № 3-4. – С. 10- 159.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
3. Примерная программы по предмету «Физическая культура» для
образовательных организаций, реализующих программы начального,
основного и среднего общего образования (одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол № 3/16 от 20.09.2016 года «О проекте примерной рабочей
программы по предмету «Физическая культура» для образовательных
организаций. реализующих программы начального, основного и среднего
общего образования).
4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности по самбо (одобрена экспертным
советом МОН РФ по совершенствованию системы физического воспитания в
образовательных организациях РФ, протокол № 12 от 26.04.2016 г.)
5. Методические рекомендации по реализации Всероссийского проекта
«Самбо в школу» в общеобразовательных организациях РФ МОН РФ 2017 г.
6. Методические рекомендации Минспорта России от 31.03.2017 г. «По
организации и выполнению испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
7. http://sportobr.ru/?page_id=170

Интернет источники для обучающихся:
http://www.sambo.ru
http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/
https://xn----7sbbeg3aunt0a.xn--p1ai/
https://gtonorm.ru/sambo-samozashhita-bez-oruzhiya.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».