Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №7
имени Г.К. Жукова Р.Ю. Шаламов
"31"августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАОУ СОШ №7 им. Г.К. Жукова

Армавир 2022 г.

1

Содержание
Пояснительная записка ………………………………………….3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ …………………………………………..3 стр.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся …………………..3 стр.
1.2 Направления воспитания ……………………………………4 стр.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ……………...4 стр.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ……………………………...8 стр.
2.1 Уклад общеобразовательной организации ………………....8 стр.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной
деятельности………………………………………………………8 стр.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ………………………..…..22 стр.
3.1 Кадровое обеспечение ……………………………………….22 стр.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение …………………...24 стр.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями………………………………24 стр.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ……………………………...25стр.
3.5 Анализ воспитательного процесса ………………………….25 стр.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова (далее Программа) разработана в соответствии с приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся», методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания», утверждённой 23 июня 2022 года на заседании Федерального
учебно-методического объединения по
общему образованию, Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Программа является обязательной частью основных образовательных программ
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимся личностных
результатов, определенные ФГОС: формировать у обучающихся основы российской
идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности школы.
Данная Программа показывает систему воспитательной работы с обучающимися в
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских
школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания школы –
личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
•
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
•
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
•
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение
соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого
3

обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели.
1.2 Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности школы по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
•
гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
•
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
•
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
•
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
•
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
•
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
•
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
•
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Конкретизация общей цели воспитания и определение направлений воспитания
применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить следующие
целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
4

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы
и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и
традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
•
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
•
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
•
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
•
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоемы);
•
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
•
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
•
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
•
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
•
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
•
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
•
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
•
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
•
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
•
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

5

•
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
•
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
•
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
•
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета
в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования,
связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением
утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом
возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет
имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том
числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он
поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их
общества. Это:
•
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
•
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
•
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
•
опыт природоохранных дел;
•
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
•
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
•
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
•
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
•
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
6

•
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим
работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит
уделять большее, но не единственное внимание.
Работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит
ребенку формировать правильные ценности, получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее
себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из
трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных
поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
•
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы;
•
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования,
реализовывать их воспитательные возможности;
•
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
•
поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне
классных коллективов;
•
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных организации и объединений;
•
организовывать профориентационную работу со школьниками;
•
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
•
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном коллективе;
•
повышать уровень духовно-нравственного развития школьников путём вовлечения
в общественно-полезную общешкольную деятельность, а также с помощью посещения
мероприятий, формирующих мировоззрение, самосознание, ценностное самоопределение,
толерантность и гуманизм;
•
организовать профилактическую работы по предупреждению асоциального
поведения и правонарушений обучающихся, формирования культуры здоровья и
здорового образа жизни, формирования негативного отношения к социальным порокам:
алкоголизма, курение, наркомания, ПАВ и другим видам зависимостей;
•
продолжать организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
•
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников,
что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
обучающихся.
7

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова расположена в центральном микрорайоне
города Армавира. На протяжении многих лет школа остается одним из лучших
учреждений образования Краснодарского края. Славу ей приносят педагоги, настоящие
подвижники педагогического труда и выпускники, получившие в школе навыки
добросовестности, ответственности, творческого подхода к любому виду деятельности.
Решением Армавирской Думы № 272 от 24 ноября 2011 г. школе присвоено имя
советского полководца, Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза,
кавалера двух орденов Победы Георгия Константиновича Жукова. По решению
Президиума Комитета памяти Маршала Советского Союза Георгия Константиновича
Жукова от 12 сентября 2013 года школа была награждена медалью «Маршал Жуков» II
степени.
На здании школы установлена памятная доска Г.К. Жукову, 12 октября 2020 года
произошло открытие бюста и мемориальной памятной доски в честь Маршала Победы,
четырежды Героя Советского Союза, Георгия Константиновича Жукова.
Воспитательный процесс в школе строится на основе базовых национальных
ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии
России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,
осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
•
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
•
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
•
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников
как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
Основными традициями воспитания в МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова являются
следующие:
•
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
•
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
•
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Приоритетом работы школы является патриотическое воспитание.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках ряда
направлений воспитательной работы образовательной организации. Каждое из них
8

представлено в соответствующем модуле.
Урочная деятельность
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного
процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат
единой цели: целостному развитию личности школьника. Реализация школьными
педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
•
проведение
предметных
недель;
инициирование
и
поддержка
исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных обучающимися курсов, занятий:
•
курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической,
военно-патриотической,
краеведческой,
историко-культурной
направленности;
9

•
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности;
•
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
•
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров;
•
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
•
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
•
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
•
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
•
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
•
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее деятельности:
•
познавательная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
•
художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
•
проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у
них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое
мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей.
•
туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование
у них навыков самообслуживающего труда.
•
спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения
к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
•
трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
10

•
игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Классное руководство
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
•
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
•
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (реализуется в рамках
внеурочной деятельности: познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие
с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым
дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;
•
проведение классных часов, уроков мужества, уроков здоровья как часов
плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения;
•
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей;
регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
•
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
•
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или
иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также
(при необходимости) – со школьным психологом;
•
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками,
выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем
в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
•
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
11

•
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
•
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;
•
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
•
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих
обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
•
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
•
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
•
регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
•
помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
•
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
•
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
обучающихся;
•
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
•
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Ключевые общешкольные дела
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятельный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогическими работниками для обучающихся.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
Вне образовательной организации:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума;
•
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям,
•
организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания,
праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;
12

На школьном уровне:
•
организация общешкольного дня здоровья, в процессе мероприятий которого
складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
•
разновозрастные сборы – туристский слет школьников, в котором принимают
участие обучающиеся 1-11 класс;
•
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
•
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся;
•
проведение предметных недель;
•
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности
детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
•
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
•
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
•
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Организация предметно-эстетической среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.
Жукова при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир
обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и вне учебные занятия;
13

• размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием
эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в
образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных
и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных
возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого
отдыха;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и
творческие способности и создающее повод для длительного общения.
классного руководителя со своими детьми;
• событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных событий
образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории;
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах
профилактики и безопасности.
Работа с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МАОУ
СОШ № 7 имени Г.К. Жукова осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
• общешкольное родительское собрание и совет Учреждения, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в образовательной организации;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных
представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов
и педагогических работников.
На уровне класса:
• классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и
социализации детей их класса;
14

• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в образовательной организации;
• классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания обучающихся класса;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а
также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
•
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
•
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;
•
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
•
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей.
Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни.
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных
объединениях" (ст. 5).
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
•
через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
•
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
•
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе.
На уровне классов:
•
через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
•
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов);
•
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
15

На индивидуальном уровне:
•
через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
•
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
Профилактика и безопасность
Профилактика правонарушений и преступлений, организация безопасности
обучающихся становятся наиболее актуальными направлениями деятельности
образовательной организации в современное время. Увеличение числа детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации, подростков, лишенных заботы и внимания со стороны
взрослых, а особенно родителей, неуклонно растёт число несовершеннолетних,
пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, пожаров, детей,
вовлеченных в киберпреступления или пострадавших от них, рост числа курящих
обучающихся, употребляющих ПАВ – всё вышеперечисленное требует от школы
направленной систематической работы в области профилактики и безопасности.
В МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова этот вид деятельности носит комплексный
характер, включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов
деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой
всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое
сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам
социальной компетентности.
Цель: организация комплексной системы работы по профилактике:
•
профилактика правонарушений и безнадзорности обучающихся,
•
профилактика табакокурения, употребления алкоголя, незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ, наркомании («Антинарко»),
•
профилактика экстремизма и терроризма
•
гармонизация межнациональных отношений среди обучающихся,
•
профилактика суицидального поведения подростков
•
формирование жизнестойкости обучающихся, информационная безопасность
обучающихся,
•
профилактика дорожно-транспортного травматизма и безопасность на водных
объектах, объектах железнодорожного транспорта,
•
противопожарная безопасность, направленная на формирование культуры
безопасности жизнедеятельности.
Данная работа проводится по следующим направлениям:
Профилактика правонарушений и безнадзорности обучающихся.
Организационная работа:
•
планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений в рамках
межведомственного взаимодействия;
•
организация работы Совета профилактики.
Диагностическая работа:
•
сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и
систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать
совершению правонарушений несовершеннолетними.
Профилактическая работа с детьми:
•
реализация системы воспитательной работы школы.
•
организация правового всеобуча;
Индивидуальная профилактическая работа:
16

•
беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя,
школьного-участкового, администрации школы с подростком;
•
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
Профилактическая работа с родителями:
•
выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и
постановка их на внутришкольный контроль;
•
проведение родительского всеобуча.
Профилактика
табакокурения,
употребления
алкоголя,
незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.
Организационная работа:
•
планирование работы по профилактике табакокурения, употребления алкоголя,
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомани;
Диагностическая работа:
•
организация и проведение «Социально-психологического тестирования в целях
раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных
веществ среди обучающихся»;
Профилактическая работа с детьми:
•
беседы, классные часы, внеклассные мероприятия, спортивные
•
соревнования, акции по формированию здорового образа жизни;
Профилактическая работа с родителями:
•
родительские собрания, лекции, индивидуальные консультации;
•
привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях.
Профилактика экстремизма и терроризма. Гармонизация межнациональных
отношений среди обучающихся.
Организационная работа:
•
планирование работы по профилактике экстремизма и терроризма, гармонизации
межнациональных отношений среди обучающихся.;
Профилактическая работа с детьми:
•
предупреждение вовлечения обучающихся в экстремистских настроенные
организации и группировки, распространение литературы, пропагандирующей
антинациональную, антирелигиозную рознь, идеи фашизма среди обучающихся;
•
проведение мероприятий на формирование у подростков толерантного сознания,
веротерпимости и обучения диалогу культур.;
Профилактическая работа с родителями:
•
родительские собрания, родительский всеобуч;
•
привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях;
Профилактика
суицидального
поведения
подростков.
Формирование
жизнестойкости обучающихся.
Организационная работа:
•
планирование работы по формированию жизнестойкости;
Диагностическая работа:
•
проведение диагностик и психологических методик;
Профилактическая работа с детьми:
•
психологические, правовые классные часы, дискуссионные площадки;
•
участие в творческих конкурсах, акциях и мероприятиях разного уровня.
Профилактическая работа с родителями:
•
родительские лектории, тематические встречи, индивидуальны консультации.
Информационная безопасность обучающихся
Организационная работа:
•
планирование работы по информационной безопасности обучающихся.
Профилактическая работа с детьми:
17

•

проведение классных часов, мероприятий, интернет-уроков, участие в акциях.
Профилактическая работа с родителями:
•
родительские собрания и лектории, разработка и вручение памяток;
•
проведение классных часов, мероприятий, интернет-уроков, участие в акция.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма и безопасность на
объектах железнодорожного транспорта.
Организационная работа:
•
планирование работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и
безопасности на объектах железнодорожного транспорта
•
планирование работы по информационной безопасности обучающихся.
Профилактическая работа с детьми:
•
проведение классных часов, уроков безопасности совместно с работниками ГИБДД
и РЖД.
•
участие в творческих конкурсах, акциях и мероприятиях разного уровня.
•
активизация деятельности школьного отряда «ЮИД»
Профилактическая работа с родителями:
•
родительские собрания, организация и работа «Родительского патруля».
Противопожарная безопасность
Организационная работа:
•
планирование работы по противопожарной безопасности.
Профилактическая работа с детьми:
•
участие в творческих конкурсах, акциях и мероприятиях разного уровня.
Профилактическая работа с детьми:
•
активизация деятельности школьной дружины юных пожарных
Профилактическая работа с родителями
•
родительские собрания и лектории, разработка и вручение памяток
Детские общественные объединения
Действующее на базе МАОУ СОШ №7 им. Г.К.Жукова детское общественное
объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе обучающихся и взрослых. Его правовой основой является
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
•
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
•
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на
помощь другим людям, своей образовательной организации, обществу в целом; развить в
себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других. Такими делами могут являться посильная помощь,
оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями
социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории
данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к
образовательной организации территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и
кустарниками, благоустройство клумб) и др.;
18

•
договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание
(клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм,
регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского
общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися
членами данного объединения;
•
клубные встречи — формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в образовательной организации и микрорайоне, совместного пения,
празднования знаменательных для членов объединения событий;
•
лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе
загородного лагеря. Здесь, в процессе круглосуточного совместного проживания смены,
формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений,
выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется
набор значимых дел;
•
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него
новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
•
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения
особой символики объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены
детского объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в
социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения
традиционных огоньков — формы коллективного анализа проводимых объединением
дел);
•
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может
быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.

Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
- подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий
не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой
деятельности.
Эта работа осуществляется через:
• профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
19

расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых онлайн уроков («Проектория»);
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
Экскурсии, экспедиции, походы
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся
самостоятельности
и
ответственности,
формирования
у
них
навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
•
организованные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в
музей, на предприятие, на природу;
•
поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым
отрядом в местах боев Великой отечественной войны и на территории исторических
памятников;
•
многодневные походы, организуемые совместно с организациями, реализующими
дополнительные общеразвивающие программы и осуществляемые с обязательным
привлечением обучающихся к коллективному планированию (разработка маршрута,
расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации
(подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению
(распределение среди обучающихся основных видов работ и соответствующих им
ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого
дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой);
Наставничество
Системообразующий модуль воспитательного пространства школы – это проект по
наставничеству старших школьников над младшими ребятами.
Каждый классный коллектив 5-11 классов являются наставниками обучающихся 15 классов.
20

Мероприятия плана воспитательной работы школы, реализуются через этот проект,
где главным механизмом является принцип «равный обучает равного», от детей
старшеклассников - детям младших классов.
На вожатский отряд возлагается основная миссия – вовлечение обучающихся
начальной школы в игровой процесс, в общешкольные мероприятия, сопровождение
младших школьников, организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них
детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения
в обществе.
В начале года проводятся выборы ученического самоуправления, в каждом
классном коллективе 5-11 классов определяется актив вожатского отряда. Юные вожатые
организуют деятельность по следующим направлениям:
•
ежедневное сопровождение в рамках акции «Весёлая перемена», сопровождение во
время экскурсий, в столовую и т.д.
•
организация внутриклассных мероприятий подшефного класса;
•
участие в событиях школы вожатской парой. Предполагаемым результатом
реализации модуля является:
•
для младших школьников: повышение самооценки обучающихся; приобретение
опыта общения в разновозрастной группе.
•
для вожатых: пропедевтика родительской компетентности; создание площадки
педагогической практики, с целью дальнейшего самоопределения; повышение
самооценки обучающихся; приобретение опыта общения в разновозрастной группе;
обретение стимула к саморазвитию и самосовершенствованию; получение общественного
признания и чувства социальной значимости.
•
для педагогов: возможность выхода на новый уровень общения с родителями,
коллегами и детьми; возможность использования высокого профессионального
потенциала родителей и коллег; создание модели продуктивного взаимодействия и соуправления.
Я гражданин России
Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность
к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных
сферах жизни общества.
•
еженедельные уроки мужества – классный руководитель, обучающийся, группа
обучающихся знакомит ребят с героическими и трагическими страницами истории
Отечества, которая воспитывает уважение молодёжи к ветеранам, подвигам
военнослужащих, защитников Отечества, способствуют формированию у молодёжи
готовности к защите Родины.
•
тематические классные часы, направленный на изучение национальной символики
и геральдики;
•
тематические мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню
защитника Отечества, Дню Победы, Дню Независимости, Дню России, День
Красноярского края, день рождения города Сочи;
•
смотр-конкурс патриотической песни, конкурс литературно-музыкальных
композиций «Чтобы помнили…», фестиваль военной песни;
•
военно-спортивные игры, полевые сборы;
21

•
использование государственной символики при проведении торжественных
школьных мероприятий; встречи с работниками военкомата, воинами российской армии,
курсантами военных училищ;
•
встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках;
•
шефская помощь ветеранам войны и труда;
•
оформление альбомов и стендов;
•
исторические, военные викторины;
•
«Пост № 1»;
Культура для школьника
Реализация воспитательного потенциала реализации Всероссийского проекта
«Культурный норматив школьника» предусматривает:
- усвоение нормативного объема знаний об искусстве через интерактивное погружение в
культурные практики;
- посещение выставок, спектаклей, музеев;
- знакомство с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного
искусства, кинематографии, литературы, народной культуры;
- развитие творческих компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями
культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре.
«Культурный норматив школьника» направлен на духовное развитие учащихся,
воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию. Реализуется по
семи направлениям: литература, изобразительное искусство, архитектура, народная
культура, музыка, театр и кинематограф.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это
обеспечивает более качественное и результативное преподавание и воспитание. Наличие
большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической
деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения
квалификации, а также в выборе новых подходов к преподаванию и воспитанию. Это
обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий воспитания. С одной
стороны, такое положение гарантирует высокий качественный воспитательный потенциал
коллектива. С другой стороны, в последние годы наблюдается омоложение
педагогических кадров. Деятельность школы по развитию кадрового потенциала: в
условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении
главного результата – качественного образования и воспитания школьников играет
профессионализм педагогических и управленческих кадров. В соответствии с этим
важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются:
• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня
квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников;
• работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в
высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической
профессии.
В данном направлении проводятся следующие мероприятия:
• создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов;
• обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации;
•создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении
аттестации на более высокую квалификационную категорию;
• разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;
22

• оснащение материально - технической базы;
• использование рациональных педагогических нагрузок;
• помощь педагогу в выборе темы самообразования;
• сопровождение педагогов по теме самообразования.
Развитие кадрового потенциала.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение
квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания,
организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом
планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов
интересов. В качестве особого вида поддержки выступало родительское участие в
экспертизе воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических
работников, в т.ч. с использованием ИКТ. Ведется планомерная работа по пропаганде
положений теории воспитательных систем среди педагогического коллектива:
• через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-практических
конференциях – от школьных до региональных международных;
• через научно-методические пособия;
• через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись
следующие требования:
• умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы
• умение проектировать, распределять цели;
• умение организовать и анализировать деятельность;
• умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в технологической
форме;
• умение перестроить устаревшие технологические формы и методы;
• способность к самовыражению.
При планировании работы с кадрами мы учитываем:
• нормативные документы Министерства образования Российской Федерации,
определяющие главные направления воспитательной работы;
• проблемы воспитания, стоящие в центре внимания;
• основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том
числе проблемы, над которыми работает школа;
• реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития личности
воспитанников;
• возрастные особенности воспитанников и специфические проблемы воспитания
школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;
• уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей и
классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач
(на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики
воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций
педагогической теории и передового опыта.
В работе классных руководителей проходит изучение:
• нормативных документов;
• научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических
кадров;
• изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса;
• глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы
в школе;
• знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и
качества подготовки учащихся;
Кадровое обеспечение воспитательного процесса в школе:
• директор школы;
23

•
•
•
•
•
•
•
•
•

зам. директора по УР,ВР;
социальный педагог;
педагог-психолог;
библиотекарь;
руководители объединений и клубов;
педагоги дополнительного образования
старшая вожатая;
классные руководители;
учителя-предметники.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение

Перечень локальных нормативных документов МАОУ СОШ № 7 им.Г.К.Жукова, в
которые вносятся изменения в соответствии с рабочей программой воспитания:
- Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ № 7 им.Г.К.Жукова на
учебный год;
- должностные инструкции педагогических работников по вопросам
воспитательной деятельности в МАОУ СОШ № 7 им.Г.К.Жукова.
Подробное описание приведено на сайте https://armschool7.krskschool.ru
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, создаются особые условия
(обучение по адаптированным образовательным программам, коррекционно-развивающая
работа в соответствии рекомендациями ППК, активное включение обучающихся в
деятельность детских общественных объединений).
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов- психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
24

– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического
самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме
индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение имен обучающихся или названий групп в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо.
3.5 Анализ воспитательного процесса

25

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
•
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
•
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
•
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
•
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие
новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с
обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического
26

самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
•
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
•
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
•
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
•
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
•
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
•
качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
•
качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
•
качеством профориентационной работы школы;
•
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
•
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».